способ управления скоростью летательного аппарата

Классы МПК:G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-07-06
публикация патента:

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в авиации, космонавтике, ракетостроении, судостроении и других областях техники. Технический результат - повышение точности управления. Для достижения данного результата дополнительно измеряют скорость ветра. При этом вектор скорости ветра из земной системы координат пересчитывают в связанную систему координат через аэродинамические углы с помощью матрицы направляющих косинусов. Полученные сигналы используют в законе управления на основе выполнения операции суммирования. По значениям заданных перегрузок вычисляют потребные аэродинамические силы и аэродинамические коэффициенты положения рулей. 2 ил. способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

Формула изобретения

Способ управления скоростью летательного аппарата, заключающийся в формировании характеристик переходного процесса с помощью эталонной модели, вычислении разности эталонного и текущего векторов скоростей, на основе которой формируют сигналы управления с помощью линейного регулятора, отличающийся тем, что для повышения точности управления учитывают скорость ветра, для чего ее пересчитывают из земной системы координат в связанную через матрицу направляющих косинусов аэродинамических углов, а также вычисляют положение рулевых поверхностей из системы алгебраических уравнений, определяющих взаимосвязи между аэродинамическими силами и отклонениями рулевых поверхностей.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области авиастроения. Может быть использовано в космической и ракетной технике, судостроении и других областях при решении задач управления динамическими объектами.

Для управления скоростью летательного аппарата (ЛА) могут быть использованы различные математические методы управления и соответствующие им способы отыскания необходимого управления. Широко известны способы управления скоростью ЛА, базирующиеся на таких методах, как [1];

- метод передаточных функций;

- метод вариационного исчисления;

- принцип максимума Понтрягина;

- методы оптимизации по классическим и неклассическим функционалам (АКОР).

Известен способ управления динамическими объектами, в том числе их скоростью, основанный на идее использования эталонных моделей [2, 3]. Существо данного способа управления заключается в следующем [3 с.44]. С помощью системы дифференциальных уравнений задают желаемый характер изменения координат вектора состояния. С помощью датчиков измеряют текущий вектор состояния. Далее определяют вектор «невязки» (рассогласование) как разность между координатами эталонной модели и текущими координатами ЛА. На основе вектора невязки формируют сигналы управления по линейному закону. Рулевые поверхности ЛА отклоняют на величины, пропорциональные сигналам управления. За счет их отклонения обеспечивают наилучшее приближение реальной траектории к эталонной. Данный способ управления наиболее близок к предлагаемому, поэтому примем его за прототип.

Указанный способ управления имеет ряд положительных свойств, в частности низкую чувствительность к изменению структуры параметров как математических моделей, по которым выполняют синтез алгоритмов и вычисление сигналов управления [3 с.55].

Недостатками способа управления являются следующие особенности. Во-первых, алгоритмы управления синтезированы без учета скорости ветра, который на высотах 8-10 км может достигать значений до 100 км/ч (горизонтальная составляющая), что при вертикальных маневрах, особенно при способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 приводит к заметным ошибкам при отслеживании заданной траектории. Здесь и далее Н - высота полета. Во-вторых, эталонные модели строят таким образом, что они ориентированы лишь на один канал управления, имеющий одно управление, в то время как на объекте управления (ЛА) каналы взаимосвязаны по отклонению рулей (Приложение 1, формула (12)). Это также приводит к ошибкам управления при слежении за заданным эталонным движением.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение точности управления ЛА относительно заданной траектории движения путем изменения способа управления вектором скорости движения ЛА.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в обеспечении инвариантности по отношению к скорости ветра и компенсации взаимосвязей между каналами управления путем усовершенствования закона управления.

Рассмотрим условия решения поставленных задач. В связанной системе координат (х, у, z) уравнение сил имеет следующий вид [4 с.30]:

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

где Vkx, V ky, Vkz - проекции вектора земной скорости ЛА в связанной системе координат (ССК); способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 x, способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 y, способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 z - проекции вектора угловой скорости ССК;

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 - главный вектор сил в проекциях на оси ССК; m=m(t)-масса ЛА.

Далее будем полагать, что известен вектор способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 - вектор заданных проекций земной скорости на оси ССК. Вектор способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 вычисляют при постоянном векторе тяги способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 . Здесь способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 - сила тяжести; способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 - вектор суммарной аэродинамической силы. Вычисление данных составляющих более подробно приведено в Приложении 1, (формулы (5), (11), (12)).

В данных формулах учтены отклонения тормозных щитков (способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 тщ), предкрылков (способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 пр), которые используют на взлетно-посадочных режимах.

Предлагаемый способ позволяет учесть и другие устройства механизации крыла ЛА.

Полагаем, что заданы характеристики переходного процесса, которые представлены в форме «эталонной модели» [3]. Ее вид представлен в Приложении 1 (формула 3). На первом этапе вычисляют сигналы управления, пропорциональные величине аэродинамической силы, записанной в форме перегрузок (формула (5) Приложение 1). Для поиска величины управления используют градиентный метод на основе минимизации квадратичного функционала. Вид функционала определен формулой (4) Приложения 1.

Сущность известного способа (прототипа) состоит в применении указанного первого этапа формирования управления. В предлагаемом изобретении предлагается использовать второй этап. Отличительными признаками его являются следующие операции. Во-первых, для обеспечения инвариантности по отношению к ветровым возмущениям необходимо учитывать значение ветра в форме вектора скорости в законе управления. Для этого необходимо вычислять вектор воздушной скорости с учетом вектора скорости ветра (формула (11) Приложения 1). Во-вторых, на основе вычисленных сигналов управления определяют необходимое положение органов управления с учетом взаимного влияния каналов управления и наличия органов механизации крыла. Алгоритм вычисления необходимого положения рулей приведен в Приложении 1 (формула (12)). На основе алгебраических соотношений возможно вычисление положения нулей при учете взаимосвязей между каналами управления.

Блок-схема существующего способа представлена на фиг.2. Здесь цифрой 1 обозначена эталонная модель. Выход ее соединен со входом блока 2, представляющего собой усилительное звено через сумматор. Сигнал способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 , пропорциональный величине отклонения нулей, подают на объект управления 3, которым является ЛА.

Блок-схема предлагаемого способа управления представлена на фиг.1. Здесь дополнительно используют операцию пересчета скорости ветра способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 в связанную систему координат через углы атаки (способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 ) и скольжения (способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 ) (блок 4). Пересчет выполняют по формуле (11) Приложения 1. Далее по формулам (12) Приложения 1 выполняют расчет требуемого положения рулей способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 н, способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 э, способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 в (блок 5).

1. Справочник по теории автоматического управления./ Под редакцией А.А.Красовского. М.: Наука, 1997.

2. Подчукаев В.А. Теория автоматического управления. (Аналитические методы): Учебн. для вузов. - М.: физ. - мат. лит., 2005.

3. Крутько П.Д. Обратные задачи динамики в теории автоматического управления. Цикл лекций: Учебн. пособие для вузов. - М.: Машиностроение, 2004.

4. Буков В.Н. Адаптивные прогнозируемые системы управления полетом. - М.: Наука, Гл. ред. физ. - мат. лит., 1987.

Приложение 1

Синтез алгоритмов управления скоростью летательного аппарата

Пусть объект управления описывается уравнениями линейных скоростей для траекторного контура

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

где вектор VK - вектор земной скорости летательного аппарата (ЛА) в связанной системе координат, способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 - кососимметрическая матрица угловых скоростей специального вида, n - вектор перегрузок, способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 2 - второй столбец матрицы направляющих косинусов [1].

Обозначим «новый» вектор входных воздействий способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 .

Тогда уравнение 1 принимает вид

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

или в развернутой форме запишется как

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

В последней формуле введем обозначения:

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

Формулировка задачи управления. Пусть в каждый момент времени t состояние объекта (1) характеризуется значениями линейных скоростей VkS(0). Требуется найти такие управляющие воздействия способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 i (i=1, 2, 3), при которых объект (1) переходит из состояния VkS(0) в новое состояние способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 и находится в этом состоянии бесконечно долго. Если способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 , то линейные скорости определяют требуемый профиль полета (пространственную траекторию движения ЛА). При этом необходимо, чтобы линейные скорости управляемого движения по каждой степени свободы с требуемой точностью следовали за скоростями, определяемыми эталонными моделями

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

где способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 S1, способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 S0 - заданные коэффициенты; способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 при tспособ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 ; S=1, 2, 3.

Степень приближения управляемого процесса способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 определяется функционалом

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

который характеризует энергию ускорения поступательного движения в окрестности фазовых траекторий эталонных моделей.

Если в качестве управляющих функций выбирать не отклонения рулей способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 i ЛА, а управляющие силы F S и эквивалентные им перегрузки n* и способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 то задача управления может быть решена поэтапно. Здесь G=mg.

На первом этапе синтезируют управляющие воздействия способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 , а затем из силовых характеристик ЛА и формул: [3]

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

где способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 - матрица направляющих косинусов между связанной и скоростной системами координат,

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

определяют законы управления рулями способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 .

Здесь способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 - заданные значения перегрузок, P=const - тяга двигателей.

Законы управления n*(Vk) по каждой степени свободы получаем, используя метод простого градиента

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

Согласно (2), (4) компоненты градиента (7) равны

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

Отсюда следует, что

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

или после интегрирования обеих частей данного уравнения получим

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

где требуемые значения способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 вычисляют из (3).

Структура матрицы способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 определяется характером перекрестных связей в уравнениях (6)

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

Управляющие воздействия способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 определяют из уравнений (5), (6). С одной стороны, из уравнений (5) вычисляем коэффициенты аэродинамических сил

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

где

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

где способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 Wi, i=1, 2, 3 - проекции вектора скорости ветра. С другой стороны, выписываются уравнения (6), в которых неизвестными являются рули способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 Следовательно, через вычисленные значения коэффициентов аэродинамических сил можно получить следующую систему алгебраических уравнений

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

или после преобразования

способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045

Синтезированные законы управления (12) формируют как функции, зависящие от перегрузок, то есть способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 в=способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 в(ny), способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 э=способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 э(nx, n y), способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 н=способ управления скоростью летательного аппарата, патент № 2321045 н(nx, n y, nz) или, другими словами, как зависимости от управляющих сил Fi(i=x, y, z).

В эталонных моделях (3) каналы считаются независимыми. Для компенсации взаимного влияния каналов (формула(2)) в матрице коэффициентов усиления R кроме диагональных элементов предусмотрены дополнительные члены, позволяющие осуществить развязку каналов.

Литература к приложению 1

1. Корн Г., Корн Т. Справочник для научных работников и инженеров. - М.: Наука, 1984.

2. Машиностроение. Энциклопедия. T.1-4. Автоматическое управление. Теория. - М.: Машиностроение, 2000.

3. Красовский А.А. Основы теории авиационных тренажеров. - М.: Наука, 1995.

Класс G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов

датчик препятствия /варианты/ -  патент 2527196 (27.08.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
адаптивная система для регулирования и стабилизации физических величин -  патент 2522899 (20.07.2014)
маневр боевого самолета канцера -  патент 2521189 (27.06.2014)
комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
автоматическая инструментальная система передачи метеорологических характеристик аэродрома и ввода их в пилотажно-навигационный комплекс управления полетом самолета -  патент 2519622 (20.06.2014)
среднемагистральный пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием -  патент 2519465 (10.06.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
Наверх