устройство для вентиляции кабины транспортного средства

Классы МПК:B60H1/26 вентиляционные отверстия на наружных частях транспортного средства; вентиляционные каналы 
B60H3/06 фильтрование (очистка) 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Республиканское унитарное предприятие "Минский тракторный завод" (BY)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-06-23
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам для вентиляции кабин транспортных средств. Устройство содержит расположенные в верхней части кабины воздуховоды (4), вентиляторный блок (6), установленный на выходе воздуховодов (4), фильтры (1) очистки воздуха, заслонки (8), установленные на входе воздуховодов (4). Воздуховоды (4) образованы верхней и нижней панелями (5, 3) крыши кабины и содержат всасывающие каналы (7), выполненные в боковых частях нижней панели (3) крыши кабины, на выходе которых установлены фильтры (1) очистки воздуха. Фильтры (1) выполнены в виде кассет (16) с фильтрующими элементами (17) и размещены в подформовках (2) нижней панели (3) крыши кабины. Заслонки (8) снабжены жалюзи (9), обращенными к входной части всасывающих каналов (7) воздуховодов (4). Нижние плоскости (10) всасывающих каналов (7) выполнены наклонными в сторону заслонок (8). Нижние кромки заслонок (8) образуют с нижней панелью (3) крыши кабины щели (13). Технический результат заключается в уменьшении внешних габаритов устройства и упрощении технического обслуживания фильтров. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. устройство для вентиляции кабины транспортного средства, патент № 2318679

устройство для вентиляции кабины транспортного средства, патент № 2318679 устройство для вентиляции кабины транспортного средства, патент № 2318679

Формула изобретения

Устройство для вентиляции кабины транспортного средства, содержащее расположенные в верхней части кабины воздуховоды, вентиляторный блок, установленный на выходе воздуховодов, фильтры очистки воздуха, заслонки, установленные на входе воздуховодов, отличающееся тем, что воздуховоды образованы верхней и нижней панелями крыши кабины и содержат всасывающие каналы, выполненные в боковых частях нижней панели крыши кабины, на выходе которых установлены фильтры очистки воздуха, выполненные в виде кассет с фильтрующими элементами и размещенные в подформовках нижней панели крыши кабины, а заслонки снабжены жалюзи, обращенными к входной части всасывающих каналов воздуховодов, при этом нижние плоскости всасывающих каналов выполнены наклонными в сторону заслонок, а нижние кромки заслонок образуют с нижней панелью крыши кабины щели.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что нижние кромки заслонок выполнены отогнутыми.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам для вентиляции кабин транспортных средств, например тракторов, грузовых автомобилей, самоходных комбайнов, строительно-дорожных и других машин.

Известно вентиляционное устройство кабины транспортного средства, содержащее воздуховод в верхней части кабины и расположенные в нем вентилятор с электродвигателем, воздухораспределитель, теплообменник и фильтр для очистки воздуха от пыли, причем воздуховод снабжен поворотными крышками-панелями, расположенными соответственно на входе и верхней и нижней частях выхода воздуховода, и выполнен с расширением на входе и выходе, при этом фильтр для очистки воздуха от пыли закреплен на поворотной крышке-панели, установленной на входе воздуховода, вентилятор и воздухораспределитель - на поворотной крышке-панели, установленной на нижней части выхода, а теплообменник смонтирован на поворотной крышке-панели, установленной в верхней части воздуховода и размещен между упомянутым вентилятором и воздухораспределителем [1].

Известно также устройство для вентиляции кабины трактора, содержащее панель с размещенными в ее окнах фильтрами и вентилятор для всасывания воздуха через указанные фильтры, при этом панель выполнена полой в виде короба и установлена на стойках под крышей кабины с зазором, окна с фильтрами расположены в нижней стенке панели, всасывающий патрубок вентилятора соединен с внутренней полостью панели [2].

Известно также вентиляционное устройство кабины транспортного средства, содержащее воздуховод, установленный на крыше кабины и выполненный с расширением на его входе и выходе, снабженный поворотными крышками-панелями, воздушный фильтр, закрепленный на поворотной крышке-панели, установленной на входе воздуховода, теплообменник, установленный на поворотной крышке-панели на выходе воздуховода, вентилятор с входным и выходным патрубками воздухораспределители, установленные на входе воздуха в кабину. Вентилятор известного устройства закреплен на поворотной крышке-панели, установленной на выходе воздуховода, входной патрубок вентилятора жестко соединен с теплообменником, а выходной патрубок вентилятора соединен с воздухораспределителем посредством трубопровода и гибкого гофрированного насадка, при этом, по контуру наружной поверхности входного патрубка закреплена прокладка из шумопоглащающего материала, на нижней части выхода воздуховода установлена клинообразная шумопоглащающая прокладка, утолщенная часть которой помещена под теплообменник [3].

Известно устройство для вентиляции кабины самоходной машины, содержащее выполненные в верхней части кабины вентиляторный отсек и сообщенный с ним воздуховод, образованные верхней и нижней стенками, а также закрепленный в вентиляторном отсеке, по меньшей мере, один вентилятор с всасывающим окном и нагнетательным патрубком и прямоугольный фильтр, расположенный на входе в воздуховод и снабженный откидывающейся крышкой, причем нижняя стенка вентиляторного отсека, расположенная ниже подобной стенки воздуховода, соединена с последней наклонным участком, на котором закреплен вентилятор, всасывающим окном обращенным к воздуховоду, в верхней стенке воздуховода выполнено окно, в котором установлены два фильтра, расположенные длинной стороной вдоль воздуховода, а откидывающаяся крышка размещена над окном в верхней стенке воздуховода [4].

Недостатком известных вентиляторных устройств является сложность конструкции, что увеличивает трудоемкость их технического обслуживания. Кроме того, расположение известных вентиляторных устройств в отдельных корпусах-панелях, установленных на крышах кабин, увеличивает габариты кабин и сопротивление движению транспортных средств.

Известно вентиляционное устройство кабины транспортного средства, содержащее воздуховод, расположенный в верхней части кабины, вентилятор с электродвигателем, воздухораспределитель и фильтры очистки воздуха от пыли, снабженное заслонками, закрепленными вертикально на боковых стенках кабины в задней ее части и образующими со стенками кабины воздушные полости с всасывающими каналами в верхних частях под крышей кабины, причем в каждой упомянутой полости по всей высоте установлен фильтр, разделяющий ее на две части, при этом часть полости за фильтром по ходу воздуха сообщена с упомянутыми воздуховодом [5].

Недостатком известного вентиляторного устройства конструкции является сложность конструкции. Выполнение заслонок на боковых стенках кабины увеличивает внешние габариты кабины, а размещение фильтров по бокам кабины вдоль задних стоек и воздуховодов в верхней части кабины уменьшает внутреннее пространство кабины и затрудняет быстрое проведение технического обслуживания.

В основу изобретения положена задача создания устройства для вентиляции кабины транспортного средства, позволяющего уменьшить внешние габариты и увеличить внутреннее пространство кабины, быстро производить техническое обслуживание фильтров, увеличить срок их службы и уменьшить периодичность технического обслуживания.

Согласно изобретению устройство для вентиляции кабины транспортного средства содержит расположенные в верхней части кабины воздуховоды, входные части которых размещены в противоположных полостях, образованных верхней и нижней панелями крыши кабины, вентиляторный блок, установленный на выходе воздуховодов, фильтры очистки воздуха, установленные в воздуховодах, заслонки, установленные на входе воздуховодов, причем фильтры очистки воздуха установлены в подформовках, выполненных в нижней панели крыши кабины, заслонки закреплены на боковых стенках крыши кабины и оснащены жалюзями, обращенными к входной части воздуховодов, при этом нижние плоскости входных частей воздуховодов выполнены наклонными в сторону заслонок, нижние кромки которых выполнены с выштамповками и образует щели с боковыми стенками кабины. Фильтры выполнены в виде кассет с фильтрующими элементами.

Новым является то, что фильтры очистки воздуха установлены в подформовках, выполненных в нижней панели крыши кабины, заслонки закреплены на боковых стенках крыши кабины и оснащены жалюзями, обращенными к входной части воздуховодов, при этом нижние плоскости входных частей воздуховодов выполнены наклонными в сторону заслонок, нижние кромки которых выполнены с выштамповками и образуют щели с боковыми стенками кабины. Фильтры выполнены в виде кассет с фильтрующими элементами.

На фиг.1 изображена принципиальная схема общего вида устройства для вентиляции кабины транспортного средства в разрезе, общий вид.

На фиг.2 - то же, его входная часть.

Устройство для вентиляции кабины транспортного средства содержит два фильтра очистки воздуха 1, установленных в подформовках 2 нижней панели 3 крыши кабины, два воздуховода 4, расположенные в верхней части кабины и образованные верхней 5 и нижней 3 панелями крыши кабины, вентиляторный блок 6, установленный на выходе воздуховодов 4.

Воздуховоды 4 содержат всасывающие каналы 7, выполненные в боковых частях нижней панели 3 крыши кабины. На входе всасывающих каналов 7 установлены заслонки 8, снабженные жалюзями 9, обращенными к входной части всасывающих каналов 7 воздуховодов 4.

Фильтры очистки воздуха 1 установлены на выходе всасывающих каналов 7 воздуховодов 4.

Нижние плоскости 10 всасывающих каналов 7 воздуховодов 4 выполнены наклонными в сторону заслонок 8.

Герметичность фильтров 1 обеспечивается резиновыми окантовками 11 и уплотнителями 12. Нижние кромки заслонок 8 выполнены отогнутыми, образуя с нижней панелью 3 крыши кабины щели 13.

В нижней панели 3 крыши выполнен проем 14, состыкованный с горловиной 15 вентиляционного блока 6.

Фильтры выполнены в виде кассет 16 с фильтрующими элементами 17.

Работает устройство следующим образом.

Воздух из внешнего пространства под действием тяги, создаваемой вентиляторным блоком 6, проходит через жалюзи 9 заслонок 8 и попадает во всасывающие каналы 7, выполненные в нижней панели крыши кабины, затем в камеры кассет 16 фильтров 1, пройдя через фильтрующие элементы 17, очищенный воздух попадает в воздуховоды 4, образованные нижней 3 и верхней 5 панелями, и через проем 14 в нижней панели 3 крыши, состыкованный с горловиной 14 вентиляторного блока 6, поступает в кабину.

Попавшие вместе с воздушным потоком крупные и средние частички пыли, ударяясь о жалюзи 9 заслонок 8, оседают на их нижней поверхности и самопроизвольно удаляются через щели 13

Мелкие частички пыли, дошедшие до фильтров 1, оседают на дно кассет 16 фильтров и удаляются при техническом обслуживании вместе с очисткой фильтрующих элементов 17 фильтров.

Для удаления частичек пыли, прошедших во всасывающие каналы 7 воздуховодов 4, служат нижние плоскости каналов, выполненные под наклоном таким образом, что осевшие частички скатываются на нижние плоскости заслонок 8 и самопроизвольно удаляются через щели 13.

Нижние плоскости 10 всасывающих каналов 7 воздуховодов 4, выполненные под наклоном, служат также для удаления конденсата, образующегося, например, при утреннем тумане или в процессе мойки кабины транспортного средства.

Установка заслонок 8 с жалюзями 9, обращенными к входной части всасывающих каналов 7, позволяет применять при техническом обслуживании кабины в процессе мойки струю воды под давлением. При попадании струи на жалюзи заслонок происходит ее отражение от поверхности жалюзи.

Таким образом, часть воды отражается от заслонок, а брызги и водяная пыль, попавшие на нижние плоскости заслонок, самопроизвольно удаляются через щели 13. В результате фильтрующие элементы не подвергаются воздействию воды под давлением при техническом обслуживании трактора и не забиваются средними и крупными частичками пыли, имеющими повышенное абразивное воздействие, что повышает срок службы фильтрующих элементов и увеличивает периодичность технического обслуживания.

Размещение фильтров в подформовках нижней панели кабины позволяет увеличить внутреннее пространство кабины, тем самым улучшить условия труда оператора, уменьшить трудоемкость технического обслуживания.

Источники информации

1. SU, 1066846 А, В60Н 1/24, опубл. 15.01.1984, Бюл. №2.

2. SU 1466962 А1 В60Н 1/24, опубл. 23.03.1989 г., Бюл. №1.

3. SU 1495146 А1, В60Н 124, опубл. 23.07.1989 г., Бюл. №27.

4. SU 1495147 А1, В60Н 124, опубл. 23.07.1989 г., Бюл. №27.

5. SU 1781093 А1 В60Н 124, опубл. 15.12.1992 г., Бюл. №46 - прототип.

Класс B60H1/26 вентиляционные отверстия на наружных частях транспортного средства; вентиляционные каналы 

шасси бронированной машины -  патент 2468329 (27.11.2012)
система воздушных каналов для транспортных средств, в частности для рельсовых транспортных средств для перевозки пассажиров -  патент 2380253 (27.01.2010)
устройство для фильтрации воздуха отопительно-вентиляционной системы транспортного средства -  патент 2245799 (10.02.2005)
способ и система кондиционирования воздуха на летательном аппарате -  патент 2231482 (27.06.2004)
подъемная магнитная крышка вентиляционного отверстия ракеты- носителя -  патент 2226167 (27.03.2004)
система вентиляции кузова-фургона транспортного средства -  патент 2104169 (10.02.1998)
люк крыши транспортного средства -  патент 2026202 (09.01.1995)

Класс B60H3/06 фильтрование (очистка) 

Наверх