автономная система электропитания

Классы МПК:B60L8/00 Электрические тяговые системы транспортных средств с питанием от природных источников энергоснабжения, например солнца, ветра
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-12-23
публикация патента:

Автономная система электропитания космического аппарата содержит солнечную и аккумуляторную батареи и последовательный стабилизатор напряжения в цепи "солнечная батарея-нагрузка". Отличительной особенностью системы является новый способ подключения аккумуляторной батареи к схеме. Суть изобретения заключается в том, что зарядное и разрядное устройства батареи подключены к выходу солнечной батареи до входа в последовательный стабилизатор напряжения. Технический результат заключается в получении стабильности напряжения на нагрузке путем исключения переходных процессов при смене режимов работы системы электропитания. 2 ил. автономная система электропитания, патент № 2317216

автономная система электропитания, патент № 2317216 автономная система электропитания, патент № 2317216

Формула изобретения

Автономная система электропитания космического аппарата, содержащая солнечную батарею, стабилизатор напряжения, включенный между солнечной батареей и нагрузкой, аккумуляторную батарею, зарядное и разрядные устройства, отличающаяся тем, что аккумуляторная батарея одним из входов соединена с выходом зарядного устройства и входом разрядного устройства, вход зарядного устройства соединен с выходом солнечной батареи и входом стабилизатора напряжения, а выход разрядного устройства соединен с выходом солнечной батареи и входом стабилизатора напряжения, причем солнечная батарея, аккумуляторная батарея и нагрузка своими вторыми выводами соединены общей шиной.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области космической энергетики, а именно бортовых систем электропитания космических аппаратов (КА) с использованием солнечных (БС) и аккумуляторных (АБ) батарей.

Известны системы электропитания с солнечными и аккумуляторными батареями, например, СЭП КА Messenger, описанная в работе Dakermanji et al. The Timed Power System Decrign, Fiftu Evropean Space Power Conference, SP - 416, Vol.1, Tarragona, Spain, 21-25 September, 1998, pp 447-453.

В СЭП используется солнечная батарея со стабилизированной выходной шиной на нагрузку и аккумуляторная батарея, подключаемая непосредственно к шине питания нагрузки по командам. Недостатком данной системы является широкий допуск питающего напряжения при прохождении теневых участков орбиты или при недостатке мощности солнечной батареи. В этот период напряжение на нагрузке определяется разрядной характеристикой аккумуляторной батареи и не стабилизируется.

Диапазон изменения напряжения на нагрузке при питании ее от аккумуляторной батареи определяется типом используемых аккумуляторов. Так для широко распространенных никель - водородных аккумуляторов величина разрядного напряжения (UP) будет находиться в пределах:

автономная система электропитания, патент № 2317216

Здесь

Е - ЭДС заряженного аккумулятора, Еавтономная система электропитания, патент № 2317216 1,41 В;

Umin - минимальное напряжение на аккумуляторе, соответствующее разряженному состоянию после снятия с него максимальной гарантированной емкости. Как правило, при проектировании батарей расчет ведется на U min=1,0 В.

Таким образом, при номинальном напряжении аккумулятора 1,25 В диапазон изменения его напряжения при разряде будет: автономная система электропитания, патент № 2317216 или автономная система электропитания, патент № 2317216 .

В такой же пропорции будет изменяться напряжение на батарее, а значит, и на нагрузке при ее питании от аккумуляторной батареи.

Широкий допуск питающего напряжения вынуждает разработчиков аппаратуры усложнять свои блоки питания и приводит к снижению кпд.

Имеются классы систем электропитания со стабилизированным напряжением во всех режимах работы, включая разряд аккумуляторной батареи. Это достигается введением в систему специальных зарядного и разрядного устройств, назначение которых - обеспечивать необходимые режимы заряда и разряда батарей при одновременной стабилизации напряжения на нагрузке.

Наиболее близким решением к заявляемому является автономная система электропитания с последовательным стабилизатором напряжения на нагрузке, описанная в монографии Б.П.Соустина, В.И.Иванчуры, А.И.Чернышева, Ш.Н.Исляева. "Системы электропитания космических аппаратов", г.Новосибирск, ВО "Наука", 1994.

Указанная система электропитания (СЭП) выбрана в качестве прототипа.

В прототипе плюсовой выход солнечной батареи подключен ко входу последовательного стабилизатора напряжения, выход которого подключен к нагрузке. Аккумуляторная батарея (АБ) плюсовым выходом соединена через зарядное устройство с выходом солнечной батареи (входом стабилизатора), а через разрядное устройство - с выходом упомянутого стабилизатора напряжения. В системе реализован так называемый "зонный" принцип регулирования напряжения, в соответствии с которым напряжение на выходных шинах БС и на нагрузке определяется зонами регулирования стабилизатора напряжения (СН), зарядного устройства (ЗУ), разрядного устройства (РУ) следующим образом:

На шине солнечной батареи

а) в режиме питания нагрузки от солнечной батареи, когда АБ полностью заряжена, напряжение на БС устанавливается в соответствии с вольт-амперной характеристикой БС в области:

автономная система электропитания, патент № 2317216

где

UH - напряжение нагрузки,

UБС - оптимальное напряжение солнечной батареи,

UххБС - напряжение холостого хода солнечной батареи, при выполнении примерного соотношения (без учета собственного потребления схемы):

автономная система электропитания, патент № 2317216

где

IH - ток нагрузки,

IБС - ток солнечной батареи,

U БС - напряжение солнечной батареи;

б) в режиме питания нагрузки от солнечной батареи при одновременном заряде АБ напряжение на выходе БС устанавливается в точке ВАХ БС также в области:

автономная система электропитания, патент № 2317216

где

IЗ - ток заряда,

UЗ - напряжение заряда.

В случае, если схемой не устанавливается ограничение на ток заряда, то заряд производится всей избыточной мощностью БС, напряжение на БС будет устанавливаться вблизи точки ВАХ, равной U H;

в) при совместной работе БС и АБ на нагрузку при недостатке мощности БС (РБС Н) напряжение на выходе БС поддерживается на уровне: U БСавтономная система электропитания, патент № 2317216 UH, ключ СН полностью открыт.

На шине нагрузки:

а) в режимах "а", "б" напряжение поддерживается СН и находится в его зоне регулирования (UСН);

б) в режиме "в" напряжение обеспечивается РУ в его зоне регулирования (U РУ).

При изменении внешних условий (ориентация БС, прохождение теневых участков орбиты) или изменении нагрузки происходит изменение режима работы СЭП, вследствие чего напряжение на нагрузке изменяется между зонами РУ и СН с переходными процессами, длительностью 5-20 мс.

Переход из режима СН в режим РУ осуществляется по срабатыванию пороговых датчиков напряжения, входящих в состав их схем управления. Настройка пороговых датчиков осуществляется таким образом, чтобы, с одной стороны, диапазон изменения напряжения при переходах был как можно меньше, с другой - необходимо исключить "дребезг" при переключениях при возникновении помех по шинам питания.

Поэтому в практических разработках, с учетом ресурсных изменений характеристик электрорадиоэлементов, технологических разбросов их параметров и т.п., амплитуда изменения напряжения в переходных процессах достигает ±10% от номинального напряжения на нагрузке.

Колебание питающего напряжения на потребителях в таком диапазоне создает помехи по цепям питания и вынуждает разработчиков аппаратуры применять специальные схемы защиты в собственных блоках питания, что снижает надежность и увеличивает энергопотребление аппаратуры.

Для устранения этих недостатков предлагается автономная система электропитания, которая отличается от прототипа тем, что выход разрядного устройства подключен ко входу последовательного стабилизатора (к выходу БС).

Блок-схема устройства показана на фигуре 1.

Система состоит из солнечной батареи 1, подключенной одним выходом ко входу последовательного стабилизатора напряжения 2, выход которого через индуктивно-емкостной фильтр 3 соединен с входом в нагрузку 4. Аккумуляторная батарея 5 одним из входов соединена с выходом зарядного устройства 6 и входом разрядного устройства 7, вход зарядного устройства 6 соединен с выходом солнечной батареи 1 и входом стабилизатора напряжения 2, а выход разрядного устройства 7 соединен с выходом солнечной батареи 1 и входом стабилизатора напряжения 2. Солнечная батарея 1, аккумуляторная батарея 5 и нагрузка своими вторыми выводами соединены общей шиной.

Система работает следующим образом. Во всех режимах работы напряжение на нагрузке обеспечивается стабилизатором напряжения 2. На входе стабилизатора напряжения 2 (выход БС) напряжение всегда обеспечивается по соотношению:

автономная система электропитания, патент № 2317216

При включенном ЗУ и полностью заряженной АБ (ЗУ выключено) - в соответствии с ВАХ БС.

При совместной работе БС и АБ на нагрузку, а также при полном отсутствии мощности БС - за счет АБ и РУ. При разряде АБ на нагрузку способ поддержания напряжения на входе СП будет определяться составом АБ и выбранной схемой РУ. В реальных разработках нашли применение два варианта конкретного схемного исполнения:

1. UPmin >UH, где UPmin - минимальное разрядное напряжение АБ, т.е когда количество аккумуляторов в последовательной цепи батареи гарантированно обеспечивает напряжение больше, чем UH (например, при UH=27 В, U АБ=28 В), а схема РУ представляет собой ключ с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ);

2. в РУ применен повышающий регулятор напряжения, который обеспечивает соотношение:

автономная система электропитания, патент № 2317216

где автономная система электропитания, патент № 2317216 UРУ - повышающее напряжение РУ.

Таким образом, зонный принцип регулирования напряжения на нагрузке заменен на одноуровневое регулирование с высокой стабильностью выходного напряжения на нагрузке с устранением переходных процессов по напряжению при смене режимов работы системы.

Для подтверждения эффективности предложенного изобретения приводим выдержку из технического отчета НПО ПМ.

14Ф113.ОТ 240-5084-02 "Изделие 14Ф113. Отчет технический по электрическим проверкам технологического КАС", по электрическим испытаниям СЭП с новой структурной схемой по предлагаемому изобретению. Измерения проводились осциллографом НР54645А:

"переходные процессы при изменении режимов работы СЭП (СН, СН+ЗУН, СН+ЗУФ, РУ) отсутствуют".

В качестве примера на фигуре 2 представлен переходной процесс напряжения на выходе СЭП (с ленты осциллографа), выполненной по прототипу, замеренный при переходе СЭП из режима СН в режим РУ. Напряжение в режиме СН составляло 27,44 В. Измерения проводились осциллографом С1 - 55, С8 - 17. Масштаб МU =0,14 В/мм. При переходе в режим РУ бросок напряжения составляет 1,96 В.

Результаты испытаний изложены в техническом отчете НПО ПМ 439-3422-85 "Технический отчет по результатам ЛОИ СЭП изделий 11Ф647М, 17Ф15".

Сравнение результатов испытаний подтверждает эффект предлагаемого изобретения.

Предложенная автономная СЭП разработана и прошла всестороннюю экспериментальную отработку с положительными результатами. Разработаны и изготовлены штатные образцы для летной эксплуатации.

Класс B60L8/00 Электрические тяговые системы транспортных средств с питанием от природных источников энергоснабжения, например солнца, ветра

электромобиль экологически чистый и безопасный для людей -  патент 2523877 (27.07.2014)
электропоезд высокоскоростной, энергосберегающий, экологический чистый и безопасный для людей -  патент 2507087 (20.02.2014)
электропоезд высокоскоростной, энергосберегающий, экологически чистый и безопасный для людей -  патент 2505426 (27.01.2014)
электропоезд высокоскоростной, энергосберегающий, экологически чистый и безопасный для людей -  патент 2495765 (20.10.2013)
способ получения электроэнергии от проезжающих транспортных средств -  патент 2491704 (27.08.2013)
роторная ветроэнергетическая установка наземного транспортного средства -  патент 2480349 (27.04.2013)
автоматическое предназначенное для транспортного средства устройство для выработки энергии, которое не загрязняет окружающую среду -  патент 2469892 (20.12.2012)
электропоезд высокоскоростной, энергосберегающий, экологически чистый и безопасный для людей -  патент 2461470 (20.09.2012)
электромикроавтобус экологически чистый и безопасный для людей -  патент 2454334 (27.06.2012)
пневмоэлектрический лесовоз -  патент 2446960 (10.04.2012)
Наверх