тягово-сцепное устройство

Классы МПК:B60D1/06 сцепки шарового типа
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-06-21
публикация патента:

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство включает шаровую головку, состоящую из двух частей - нижней и верхней, сопрягаемых между собой круговым выступом и впадиной и соединенных пальцем. На внутренней вертикальной поверхности круговой впадины верхней части шаровой головки выполнен круговой паз, в сечении имеющий форму полукруга, в котором, в сцепленном состоянии автомобиля и прицепа, размещена пара тел качения шарообразной формы, расположенных в цилиндрическом канале, выполненном в диаметральной плоскости кругового выступа нижней части шаровой головки. Тела качения взаимодействуют через пружины сжатия и толкатели с цилиндрической образующей поверхностью пальца. Палец размещен в вертикальных каналах верхней и нижней частей шаровой головки. Изобретение повышает надежность тягово-сцепных устройств легковых автомобилей и прицепов. 4 ил. тягово-сцепное устройство, патент № 2314936

тягово-сцепное устройство, патент № 2314936 тягово-сцепное устройство, патент № 2314936 тягово-сцепное устройство, патент № 2314936 тягово-сцепное устройство, патент № 2314936

Формула изобретения

Тягово-сцепное устройство, преимущественно легкового автомобиля, включающее шаровую головку, состоящую из двух частей - нижней и верхней, сопрягаемых между собой круговыми выступом и впадиной и соединенных пальцем, отличающееся тем, что на внутренней вертикальной поверхности круговой впадины верхней части шаровой головки выполнен круговой паз, в сечении имеющий форму полукруга, в котором, в сцепленном состоянии автомобиля и прицепа, размещена пара тел качения шарообразной формы, также расположенных в цилиндрическом канале, выполненном в диаметральной плоскости кругового выступа нижней части шаровой головки, и взаимодействующих через пружины сжатия и толкатели с цилиндрической образующей поверхностью пальца, размещенного в вертикальных каналах верхней и нижней частей шаровой головки.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях легковых автомобилей, агрегатируемых с прицепами.

Известны тягово-сцепные устройства легковых автомобилей, описанные в книге А.С.Мелик-Саркисьянц и Ю.М.Винокуров. Прицепы для легковых автомобилей. - М.: Транспорт. 1979 - 79 с. В этом случае тягово-сцепное устройство легковых автомобилей Жигули (см. эту книгу, стр.52, рис.43) представляет собой продольную балку, жестко присоединенную к днищу автомобиля, снабженную сцепным шаром, взаимодействующим (см. ту же книгу, стр.64, рис.55) с замковым устройством с фиксацией шаровой головки с помощью клина, установленного на дышле прицепа. Описанное тягово-сцепное устройство обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что оно, во-первых, достаточно сложно по конструкции и включает в себя, например, фиксатор рычага, шплинт, рычаг, крышку, пружину, клин и т.д. и, во-вторых, недостаточно надежно в условиях эксплуатации и не в полной мере отвечает требованиям безопасности.

Известно также тягово-сцепное устройство для легковых автомобилей по патенту RU 2230675 C1, которое представляет собой шаровую головку, состоящую из двух частей, связанных между собой пальцем с фиксатором. Несмотря на простоту конструкции и ее эффективность, последняя также обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что в случае износа резьбы резьбовой втулки или ее среза может произойти саморасцеп прицепа и автомобиля, что может привести к тяжелым последствиям на дорогах с интенсивным движением.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение надежности тягово-сцепного устройства для легковых автомобилей и прицепов.

Поставленная цель достигается тем, что на внутренней вертикальной поверхности круговой выточки верхней части шаровой головки выполнен круговой паз, в сечении имеющий форму полукруга, в котором в сцепленном состоянии автомобиля и прицепа размещена пара тел качения шарообразной формы, также расположенных в цилиндрическом канале, выполненном в диаметральной плоскости кругового выступа нижней части шаровой головки, и взаимодействующие через пружины сжатия и толкатели с цилиндрической образующей поверхностью пальца, размещенного в вертикальных каналах верхней и нижней частей шаровой головки.

На фиг.1 показан общий вид автопоезда, на фиг.2 - часть тягово-сцепного устройства в разрезе, а на фиг.3 и фиг.4 детали шаровой головки.

Тягово-сцепное устройство состоит из верхней 1 и нижней 2 частей шаровой головки, первая из которых размещена в корпусе 3 дышла 4 прицепа 5, а вторая выполнена за одно целое с кронштейном 6 тягово-сцепного устройства автомобиля 7. В верхней части 2 шаровой головки имеется круговая впадина 8, в которой выполнен круговой паз 9 для тел качения шарообразной формы 10, которые размещены в канале 11, образованном в круговом выступе 12 нижней 2 части шаровой головки. Тела качения шарообразной формы 10 через пружины сжатия 13 контактируют с толкателями 14, которые соприкасаются с поверхностью пальца 15, подвижно установленного в вертикальных каналах 16 и 17, соответственно принадлежащих нижней 2 и верхней 1 частям шаровой головки. Палец 15 снабжен технологическим выступом 18 с отверстием 19, а корпус 3 дышла 4 снабжен отверстием 20 с пробкой 21.

Работает тягово-сцепное устройство следующим образом. На фиг.1 и фиг.2 оно показано в рабочем состоянии, то есть тогда, когда автомобиль 7 находится в сцепе с прицепом 5. Для расцепа звеньев автопоезда последний устанавливают на ровной площадке и удаляют из корпуса 3 дышла 4 пробку 21, которая может быть, например, выполнена из пластмассы. После этого в отверстие 19 вставляют крючек, который может быть изготовлен из проволоки, и перемещая его по стрелке А, удаляют палец 15 в этом же направлении из каналов 16 и 17. Удаление пальца 15 в этом направлении может быть полным или же таким, когда последний выйдет из контакта толкателей 14 поджимаемых пружинами сжатия 13 к его поверхности. Как только палец 15 выйдет из контакта с толкателями 9, усилие нажатия пружин сжатия 13 на тела качения шарообразной формы 10 ослабнет, что в итоге позволит корпусу 3 дышла 4 совместно с ним также переместиться по стрелке А. Расцеп автомобиля и прицепа завершен. Для производства сцепа вышеописанные действия производят в обратном порядке и как только палец 15 раздвинет толкатели 14 по стрелкам В, верхняя 1 и нижняя 2 части шаровой головки будут надежно зафиксированы друг относительно друга телами качения шарообразной формы 10, которые и разместятся под действием пружин сжатия 13 в круговом пазу 9. Далее процессы расцепа и сцепа автомобиля 7 и прицепа 5 могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно позволяет надежно зафиксировать место сцепа автомобиля и прицепа.

Класс B60D1/06 сцепки шарового типа

Наверх