ПАТЕНТНЫЙ ПОИСК В РФ
НОВЫЕ ПАТЕНТЫ, ЗАЯВКИ НА ПАТЕНТ
БИБЛИОТЕКА ПАТЕНТОВ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ

металлоплакирующая смазка

Классы МПК:C10M141/06 по меньшей мере одно из которых является органическим азотсодержащим соединением
C10M117/02 имеющей только одну карбоксильную группу, связанную с ациклическим атомом углерода, циклоалифатическим атомом углерода или водородом
C10M125/00 Смазочные составы, отличающиеся добавкой, являющейся неорганическим материалом
C10M129/04 оксисоединения
C10M129/26 карбоновые кислоты; их соли
C10M133/02 имеющим в углеродной цепи менее 30 атомов углерода
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью Корпорация "Сплав-ЛТД" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-10-24
публикация патента:

Изобретение относится к области смазочных материалов, которые могут быть использованы в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8-12, литиевое мыло олеиновой кислоты 1,5-3,0, металлсодержащую маслорастворимую композицию 1-5 и нефтяное масло с температурой застывания не выше минус 40°С - остальное. Металлсодержащая композиция содержит в мас.%: соль металла неорганической кислоты 1,5-25, соль металла органической кислоты 10-90, алифатический спирт 3-55, ароматический амин 1-8, эпоксидная смола 2-10, полимер сукцинимида 2-8, 2-иминозамещенное индолина 0,5-6. Технический результат - повышение антифрикционных, антиокислительных и антикоррозионных свойств при меньшей концентрации присадки в смазке. 3 табл.

Изобретение относится к пластичным смазочным материалам и может быть использовано в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов.

Известно применение отечественных пластичных смазок, таких как Буксол, Литол-24, Эра, ЛЗ-31 и др., для подшипников качения локомотивов, самолетов, автомобилей, тракторов и др.

Общим недостатком этих смазок является низкая износостойкость сепараторов при работе подшипников на этих смазках и отсутствие защиты дорожек качения от усталостных повреждений в результате водородного износа, что приводит к повышенным вибрациям, шуму и разрушению деталей.

В настоящее время, как показали исследования, тяжело нагруженные подшипники качения повреждаются и выходят из строя в основном в результате водородного изнашивания. [Д.Н.Гаркунов, Г.И.Суранов, Ю.А.Хрусталев. «Водородное изнашивание деталей машин». УГТУ, 2003. 198 с.].

Выявлено, что наиболее эффективным методом защиты трущихся деталей от водородного изнашивания является использование металлоплакирующих смазочных материалов, защитное действие которых основано на взаимодействии металлов переменной валентности присадки с поверхностями трения и образованием тонкой (1-3 мкм) сервовитной пленки на рабочих поверхностях трения, препятствующей проникновению водорода и защищающей поверхности от водородного разрушения [И.Э.Пашковский «Технологические методы защиты деталей бытовых машин и оборудования от водородного изнашивания» М. 2004. МГУС. 231 с.]

Известна антифрикционная металлоплакирующая смазка на основе Литол-24 [Пат. RU 2219225], содержащая композицию, способную образовывать сервовитную пленку на поверхности трения, которая выдерживает высокие нагрузки, имеет низкий коэффициент трения и защищает от водородного изнашивания. Недостатком этой смазки является то, что она содержит твердые нерастворимые частицы некоторых ингредиентов, которые при работе подшипников качения с малыми зазорами и бронзовыми, латунными или полимерными сепараторами могут привести к повышенному температурному режиму.

Для обеспечения работы подшипников качения буксовых узлов локомотивов в настоящее время используется отечественная смазка «Буксол» [Пат. RU 2114162], выбранная в качестве прототипа, имеющая состав: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты; литиевое мыло олеиновой кислоты; диалкилдитиофосфат цинка; присадка на основе нитрованного масла и нефтяное масло, застывающее при температуре не выше -40°С.

В связи с ужесточением условий эксплуатации железнодорожного транспорта, связанных с повышением скоростей движения, нагрузок и длительности работы буксовых узлов, данная смазка не удовлетворяет этим требованиям. Наблюдаются перегревы буксовых узлов, повышенные износы и поломки сепараторов, сдвиги букс и другие повреждения.

Технической задачей данного изобретения является создание смазочного материала, обеспечивающего длительную работоспособность подшипников качения буксовых узлов с низким коэффициентом трения, исключающим перегрев подшипников при длительной работе и снижение повреждений от водородного изнашивания.

Поставленная задача достигается тем, что металлоплакирующая смазка, содержащая литиевое мыло 12-оксистеариновой и олеиновой кислот, нефтяное масло с температурой застывания не выше -40°С, согласно изобретению дополнительно содержит (1÷5)% металлсодержащей маслорастворимой композиции состава, мас.%:

соль металла неорганической кислоты 1,5-25
соль металла органической кислоты10-90
алифатический спирт3-55
ароматический амин1-8
эпоксидная смола2-10
полимер сукцинимида2-8
2 - иминозамещенное индолина0,5-6

Наличие указанной добавки позволило создать новую пластичную смазку на основе нефтяного масла, гидрида лития, 12-оксистеариновой и олеиновой кислот, содержащей в отличие от прототипа : смазки Буксол [Пат. RU 2114162], металлсодержащую маслорастворимую композицию - присадку нового поколения «Валена» [Пат. RU 2277579], с принципиально иным механизмом смазочного действия - образованием на поверхностях трения в процессе работы тонкой квазижидкой сервовитной пленки (1-3 мкм) с низким коэффициентом трения, высокой несущей способностью и защищающей от водородного износа детали подшипника качения. Помимо высоких антифрикционных свойств заявляемая смазка «Металплакс-П» обладает и антиокислительными и антикоррозионными свойствами при меньшей концентрации присадки в смазке (1-5)%.

Состав заявляемой смазки «Металплакс-П» в мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8-12; литиевое мыло олеиновой кислоты 1,5-3; металлсодержащая маслорастворимая композиция - присадка «Валена» 1-5; остальное - нефтяное масло, застывающее при температуре не выше -40°С.

Состав металлсодержащей маслорастворимой композиции «Валена», мас.%: соль металла органической кислоты 10-90; соль металла неорганической кислоты 1,5-25; алифатический спирт 3-55; ароматический амин 1-8; эпоксидная смола 2-10; полимер сукцинимида 2-8; 2-иминозамещенное индолина 0,5-6.

1. Примеры используемых компонентов в металлосодержащей маслорастворимой композиции, используемой в данном изобретении как присадка для металлоплакирующей смазки:

соль металла неорганической кислоты - соли металлов переменной валентности Со, Pb, Ni, Cu, Cr, Sn, Zn (хлориды, бромиды, иодиды);

соль металла органической кислоты - соли металлов переменной валентности и органических кислот с числом углеродных атомов С1518;

ароматический амин - дифениламин или его гомологи;

алифатический спирт - спирты жирного ряда с числом углеродных атомов С 410;

полимер сукцинимида - промышленно-выпускаемые присадки С-5А или Дипол-40;

эпоксидная смола - ДЭГ-1.

2. В табл. 1-2 приведены сравнительные данные испытания образцов по интенсивности изнашивания и коэффициенту трения со штатной промышленной смазкой Буксол на основе Литол-24 с присадкой 6% ДФ- 11 и 1% Антикор-1 и смазкой Металплакс-П, в состав которой входит металлсодержащая маслорастворимая композиция - присадка «Валена», содержащая в мас.%:

хлорид металла переменной валентности - 10, соль металла и органической кислоты с числом углеродных атомов С18 - 50, алифатический спирт - 24, ароматический амин - 3, эпоксидная смола - 6, полимер сукцинимида - 5, 2-иминозамещенное индолина - 2 при соотношении всех компонентов в смазке, мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - 10, литиевое мыло олеиновой кислоты - 1,5, металлсодержащей композиции - 4, нефтяное масло с температурой застывания не выше минус 40°С - остальное.

Оценка влияния смазки «Металплакс-П» на триботехнические характеристики в лабораторных условиях была проведена на машине трения с возвратно-поступательным движением при трении пары сталь ШХ-15 по стали ШХ-15 ГОСТ 801-78 с твердостью 58-61 HRC.

Результаты испытаний образцов по интенсивности изнашивания и коэффициенту трения со смазкой Буксол (6% Дф-11+1% Акор-1) и смазкой «Металплакс-П» с содержанием присадки «Валена» 4% приведены в табл.1,2.

Таблица 1

Интенсивность изнашивания неподвижных образцов в зависимости от давления
Давление, МПа Интенсивность изнашивания, J×10-9
 смазка Буксол смазка «Металплакс-П»
50,20,1
153,2 0,1
256,8 0,1
35 6,00,1
40 задир0,1

Сравнительные испытания по определению интенсивности изнашивания стальных образцов показали, что при использовании смазки «Металплакс-П» образцы практически не изнашивались в отличие от образцов при работе на смазке Буксол. Предельная нагрузка на смазке Буксол составила 35 МПа.

Таблица 2
Давление, МПаКоэффициенты трения, f
 смазка Буксолсмазка «Металплакс-П»
50,07 0,07
150,05 0,05
25 0,030,03
300,030,02
35задир 0,02
40- 0,02

Как показали данные испытаний табл.2, до нагрузки 30 МПа коэффициенты трения испытываемых образцов для обеих смазок остаются одинаковыми и не превышают 0,07. При давлении 35 МПа и использовании смазки Буксол происходит задир (35 МПа - предельная нагрузка), в то время как при смазке «Металплакс-П» коэффициент трения остается равным 0,02 и при нагрузке - 40 МПа.

Смазка «Металплакс-П» была испытана на стенде при работе четырех роликовых подшипников автомобильных двигателей при установленном ресурсе 1000 часов в режиме:

d×n=0,35·105 мм мин -1; Fr=2500 H; где d - диаметр подшипника в мм; n - число оборотов вращения подшипника в минуту; F r - нагрузка на подшипник в ньютонах.

Средняя установившаяся температура наружного кольца подшипника составила 30°С.

Подшипники, отработавшие заданный ресурс, на валу и после демонтажа вращались мягко, свободно. Потери смазки в процессе работы составили: 0,10 г; 0,15 г; 0,14 г и 0,10 г.

Общий уровень вибрации (ОУВ) подшипников со смазкой до испытания и после 1000 часов работы практически не изменился и составил:

ОУВ, дБ
до испытанийпосле испытаний
87,588
8888,5
91,5 93
89 88,7

Эффективность смазки «Металплакс-П» была подтверждена результатами длительных испытаний в эксплуатационных условиях буксовых узлов локомотивов табл.3.

Таблица 3

Результаты испытаний смазки «Металплакс-П» на железнодорожном транспорте
Марка локомотиваПробег, кмПериод испытаний Приписка
Электровоз    
ЧС-7    
№042289000  Московская
№07234100014.05.05-01.08.06 железная
№232 307000  дорога
Электровоз    
ВЛ10    
№885112000 10.0205-15.09.06ТЧ Рыбное
№1661102000   
Электровоз    
ВЛ11     
№223 23800015.01.05-15.09.06 ТЧ Орехово
Электровоз   Кандалакша
ЭП-1   Октябрьская
№05382000 17.10.05-17.09.06жел. дорога
Тепловоз    
2ТЭ10М    
№2676 32000   
№2486 2400015.01.06-16.09.06 ТЧ Узловая
№916 8000  

В ходе испытаний анализировались пробы смазки, отобранные из буксовых узлов подшипников и опорных редукторов при эксплуатации локомотивов.

За время эксплуатационных испытаний отказов в работе подшипниковых узлов локомотивов не было.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Металлоплакирующая смазка, содержащая литиевое мыло 12-оксистеариновой и олеиновой кислот, нефтяное масло с температурой застывания не выше минус 40°С, отличающаяся тем, что дополнительно содержит металлосодержащую маслорастворимую композицию, содержащую, мас.%:

соль металла неорганической кислоты 1,5-25
соль металла органической кислоты10-90
алифатический спирт3-55
ароматический амин1-8
эпоксидная смола2-10
полимер сукцинимида2-8
2-иминозамещенное индолина0,5-6,

при следующем соотношении компонентов в смазке, мас.%:

литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8-12
литиевое мыло олеиновой кислоты1,5-3,0
металлосодержащая композиция1-5
нефтяное масло с температурой застывания  
не выше минус 40°Состальное


Скачать патент РФ Официальная публикация
патента РФ № 2311447

patent-2311447.pdf
Патентный поиск по классам МПК-8:

Класс C10M141/06 по меньшей мере одно из которых является органическим азотсодержащим соединением

Патенты РФ в классе C10M141/06:
стабилизирующая синергическая смесь и ее применение -  патент 2480514 (27.04.2013)
смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации -  патент 2476587 (27.02.2013)
композиция смазочного масла, содержащая эпоксидированный сложный эфир и производное аспарагиновой кислоты -  патент 2455347 (10.07.2012)
металлоплакирующая многофункциональная композиция для моторных, трансмиссионных и индустриальных масел -  патент 2398010 (27.08.2010)
композиция смазочных материалов -  патент 2394876 (20.07.2010)
композиция смазочного масла и способ смазки двигателя внутреннего сгорания -  патент 2394069 (10.07.2010)
полиалкенаминовая композиция, предназначенная в качестве присадки для топлива или смазочного материала, способ ее получения, состав топлива, состав смазочного материала и набор присадок, содержащий композицию, и применение композиции в качестве присадки для топливных составов или составов смазочных материалов -  патент 2337116 (27.10.2008)
смазочное масло для силовых турбин -  патент 2325434 (27.05.2008)
смазочное масло для редукторов летательных аппаратов -  патент 2322481 (20.04.2008)
ингибитор коррозии металлов и консервационное масло, его содержащее -  патент 2303081 (20.07.2007)

Класс C10M117/02 имеющей только одну карбоксильную группу, связанную с ациклическим атомом углерода, циклоалифатическим атомом углерода или водородом

Класс C10M125/00 Смазочные составы, отличающиеся добавкой, являющейся неорганическим материалом

Класс C10M129/04 оксисоединения

Класс C10M129/26 карбоновые кислоты; их соли

Класс C10M133/02 имеющим в углеродной цепи менее 30 атомов углерода



Наверх