способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей с резиной

Классы МПК:G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 
G01N33/44 смол; пластиков; резин; кожи 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей-ГосНИИ по химмотологии)" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-08-25
публикация патента:

Изобретение относится к способам для оценки эксплуатационных свойств топлив, в частности оценки совместимости топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов) с резинами преимущественно на основе нитрильного каучука, применяемыми в топливных системах авиационных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности. Суть изобретения заключается в предварительной выдержке образцов резины в течение 3-5 ч в парафиновом углеводороде с 12-16 атомами углерода в атмосфере нейтрального газа и в испытуемом топливе при температуре 130-150°С. В качестве образца резины используют штатное резиновое уплотнительное кольцо, которое в процессе его контакта с испытуемым топливом периодически сжимают в осевом направлении до заданного значения деформации, соответствующего эксплуатационному. По окончании каждого периода нагружения фиксируют усилие сжатия, получают математическую зависимость, по которой вычисляется показатель совместимости wh, значение которого находится в пределах от 0,9 до 2,0 Н/ч. Способ позволяет надежно дифференцировать топлива по уровню их агрессивности по отношению к резине, повышает достоверность определения совместимости авиакеросинов с РТИ с одновременной оценкой ресурса РТИ за счет создания условий испытаний, близких к условиям эксплуатации. 2 табл., 1 ил. способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842

способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842

Формула изобретения

Способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов) с резиной, применяемой в топливных системах авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), включающий последовательную выдержку образцов резины в течение 3-5 ч в парафиновом углеводороде с 12-16 атомами углерода в атмосфере нейтрального газа и в испытуемом топливе при температуре 130-150°С в герметичной емкости в течение не менее трех часов, отличающийся тем, что в качестве образца резины используют уплотнительное кольцо топливной системы ГТД, задают максимально допустимое значение его осевой деформации и при контактировании уплотнительного кольца с испытуемым топливом при температуре 130-150°С периодически нагружают его до заданного значения максимально допустимой осевой деформации, по окончании каждого периода нагружения фиксируют усилие сжатия, испытание заканчивают в момент стабилизации усилия сжатия, фиксируют отрезок времени снижения усилия сжатия от его максимального Р max до минимального Рmin значения, вычисляют скорость снижения усилия сжатия по формуле:

способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 ,

где Wh - скорость снижения усилия сжатия, Н/ч;

Рmax - максимальное значение усилия сжатия уплотнительного кольца - до заданного значения максимально допустимой осевой деформации, H;

P min - минимальная значение усилия сжатия уплотнительного кольца - до заданного значения максимально допустимой осевой деформации, H;

способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 - отрезок времени снижения усилия сжатия уплотнительного кольца от максимального до минимального значения, ч,

и при значениях 0,9способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 Whспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 2,0 считают топлива для реактивных двигателей совместимыми с резиной.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам для оценки эксплуатационных свойств топлив, в частности оценки совместимости топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов) с резинами преимущественно на основе нитрильного каучука, применяемыми в топливных системах авиационных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности.

Резинотехнические изделия (РТИ), в том числе кольца, применяются в качестве уплотнительных элементов в топливных системах авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Находящиеся в среде авиационного керосина РТИ подвергаются воздействию его агрессивных компонентов, вследствие которого физико-механические свойства резины снижаются. Потеря эластичности уплотнений, появление на них трещин, приводит к потере их работоспособности. Внутренняя негерметичность элементов топливной автоматики управления ГТД приводит к отказам и неисправностям авиационной техники: зависанию или раскрутке оборотов ротора; невключению или невыключению форсажа и др. При наличии подтекания топлива из агрегатов двигателя (негерметичность резиновых уплотнений) может возникнуть опасность возникновения пожара на борту летательного аппарата. Как показал опыт эксплуатации, интенсивность снижения физико-механических свойств резиновых деталей нарастает с повышением температуры в топливной системе.

Топлива для реактивных двигателей (авиакеросины) могут значительно отличаться по воздействию на РТИ в зависимости от марки, а также от способа производства в пределах одной марки.

В настоящее время используют методы оценки авиакеросинов на совместимость с РТИ, основанные на определении изменения предела прочности и относительного удлинения образцов резин в форме лопаток после их контакта с топливом при повышенных температурах.

Так, известен способ определения физико-механических свойств резин, включающий обработку образцов резин в форме лопаток по типу В (ГОСТ 270. Определение предела прочности резины при разрыве) потоком нагретого до 110-150°С топлива, содержащего газ в равновесной концентрации, с периодической (3-7 раз) сменой топлива через 3-6 ч. По окончании испытаний для каждой из лопаток на разрывной машине по ГОСТ 9.024 (Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытания на стойкость к термическому старению) определяют предел прочности и относительное удлинение (СССР АС № 506807, G01N 33/44), сравнивают эти показатели с допустимыми и по величине рассогласования оценивают показатель совместимости топлива с резиной.

Известен также способ определения эксплуатационных свойств резины на основе нитрильного каучука в реактивном топливе, включающий последовательную выдержку образцов резины в форме лопаток по типу В (ГОСТ 270) при 130-150°С сначала в топливе - экстрагенте в течение 3-5 ч, затем в испытуемом топливе при его циркуляции и барботировании воздухом с расходом 20-30 см 3/мин. В качестве топлива-экстрагента используют испытуемое топливо, содержащее 0,003 мас.% антиокислительной присадки "Ионол", обработку в нем образцов резины проводят в два этапа по 3 ч каждый со сменой топлива в каждом этапе (SU 1111108 A, G01N 33/44).

По окончании испытания для каждой из лопаток на разрывной машине по ГОСТ 9.024 определяют предел прочности способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 и относительное удлинение способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 . На основании полученных данных вычисляют коэффициенты старения резины Кспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 и Кспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 по следующим формулам:

Kспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 =способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 2/способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 1, Kспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 =способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 2/способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 1,

где способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 1 и способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 2 - предел прочности резины до и после испытания соответственно, Н/м2;

способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 1 и способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 2 - относительное удлинение резины до и после испытания соответственно, %.

Находят период старения резины - число этапов нагрева, после которых значения коэффициентов Кспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 и Кспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 превышают величину 0,5. При проведении шести- и девятиэтапных испытаний строят графические зависимости К способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 и Kспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 от числа этапов, с помощью которых и находят период старения резины в испытуемом топливе, по которому делают заключение о совместимости топлива с резиной. Максимальное расхождение параллельных определений не должно превышать одного этапа испытания.

Наиболее близким к заявляемому способу по технической сущности и взятым за прототип является способ определения старения резины в реактивном топливе (СССР АС № 561137, G01N 33/44), в котором испытание образцов резины в форме лопаток по типу В (ГОСТ 270) проводят в две стадии: на первой стадии из резины в течение 3-5 ч экстрагируют антиокислители. Экстракцию проводят в парафиновом углеводороде с 12-16 атомами углерода (является хорошим экстрагентом антиокислителей) в атмосфере нейтрального газа (азота) при температуре 140-150°С. На второй стадии осуществляют контакт образцов резины с испытуемым топливом при 130-150°С и объемном соотношении фаз топливо - воздух, равном 1:(2,5-5). По окончании испытаний для каждой из лопаток на разрывной машине по ГОСТ 9.024 определяют предел прочности и относительное удлинение. Оценку совместимости резин с реактивным топливом проводят, сравнивая полученные значения механической прочности образцов после испытания с требованиями, предъявляемыми к соответствующей марке топлива.

К общим недостаткам описанных методов следует отнести значительную продолжительность испытания и трудоемкость, связанные с необходимостью использования дополнительного оборудования (разрывной машины) и оснастки (штамп "В" для вырубания лопаток из резины).

Кроме того, недостатком способа-прототипа является недостаточная достоверность результатов, обусловленная неадекватностью условий испытания натурным условиям эксплуатации, так как кольца в деталях топливных систем находятся в напряженном (сжатом) состоянии, а в известном способе-прототипе нет учета этой нагрузки. Отсутствие возможности получения информации об изменении физико-механических свойств образцов в ходе испытания без изъятия их из реакционной емкости и разрушения также усложняет известный способ.

Технический результат изобретения - повышение достоверности определения совместимости авиакеросинов с РТИ с одновременной оценкой ресурса РТИ за счет создания условий испытаний, близких к условиям эксплуатации.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе оценки совместимости авиакеросинов с резиной, применяемой в топливных системах ГТД, включающем последовательную выдержку образцов резины в течение 3-5 ч в парафиновом углеводороде с 12-16 атомами углерода в атмосфере нейтрального газа и в испытуемом топливе при температуре 130-150°С в герметичной емкости в течение не менее 3-х часов согласно изобретению в качестве образца резины используют уплотнительное кольцо топливной системы ГТД, задают максимально допустимое значение его осевой деформации и при контактировании уплотнительного кольца с испытуемым топливом при температуре 130-150°С периодически нагружают его до заданного значения максимально допустимой осевой деформации, по окончании каждого периода нагружения фиксируют усилие сжатия, испытание заканчивают в момент стабилизации усилия сжатия, фиксируют отрезок времени снижения усилия сжатия от его максимального P max до минимального Рmin значения, вычисляют скорость снижения усилия сжатия по формуле:

способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 , где

Wн - скорость снижения усилия сжатия, Н/ч;

Pmax - максимальное значение усилия сжатия уплотнительного кольца - до заданного значения максимально допустимой осевой деформации, Н;

P min - минимальная значение усилия сжатия уплотнительного кольца - до заданного значения максимально допустимой осевой деформации, Н;

способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 - отрезок времени снижения усилия сжатия уплотнительного кольца от максимального до минимального значения, ч,

и при значениях 0,9способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 2,0 считают топлива для реактивных двигателей совместимыми с резиной.

Суть изобретения заключается в совокупности известных технологических операций, заключающихся в последовательной выдержке образцов резины в течение 3-5 ч в парафиновом углеводороде с 12-16 атомами углерода в атмосфере нейтрального газа и в испытуемом топливе при температуре 130-150°С, с отличительными: в качестве образца резины используют штатное резиновое уплотнительное кольцо, которое в процессе его контакта с испытуемым топливом периодически сжимают в осевом направлении до значения деформации, соответствующего эксплуатационному, по окончании каждого периода нагружения фиксируют усилие сжатия, получают зависимость механических свойств образца в ходе испытания без изъятия его из реакционной емкости и разрушения. Таким образом, мы создаем условия старения образца резины в топливе, аналогичные условиям эксплуатации резины в топливной системе ГТД, что позволяет более объективно оценить совместимость топлива с резиной, применяемой для изготовления уплотнений в виде колец.

На чертеже представлена блок-схема установки, реализующей способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей с резинами.

В состав установки входят твердотельный термостат 1 с гнездом для герметически закрывающейся реакционной емкости 2 (стальной бомбы). Для контроля за герметичностью установлен манометр 3. В реакционную емкость 2 помещают стеклянный стакан 4 с испытуемым топливом, в котором между зажимами располагают резиновое кольцо 5 (диаметр 12 мм). Верхний зажим 6 представляет собой круглый диск с центральным отверстием, через которое проходит стальная струна 7. Зажим 6 закреплен на нижнем торце трубы 8. Труба 8 жестко закреплена в крышке 9. Верхний торец трубы 8 в свою очередь закреплен в прорези силового каркаса 10. Струна 7 одним концом крепится к нижнему зажиму 11, выполненному в форме сплошного диска, на верхней стороне которого имеется кольцевая проточка для размещения резинового кольца 5. Глубина проточки выбирается из условия обеспечения значения максимально допустимой осевой деформации резинового кольца 5 в 15% от диаметра его поперечного сечения. Верхний конец струны 7 связан с одним плечом коромысла 12, через центр которого проходит ось неподвижно закрепленная на силовом каркасе 10. К другому плечу коромысла 12 прикреплена тяга 13 с измерителем усилия сжатия 14 (любой тензодатчик). На выходном валу электродвигателя 15 закреплен преобразователь 16 вращательного движения вала во возвратно-поступальное движение тяги 13 (например, пара винт-гайка). Момент достижения заданного максимально допустимого значения осевой деформации контролируется контактным датчиком 17 (любой датчик нажимного действия, например МП-3-3), установленным на нижнем зажиме 11. Значение усилия сжатия, соответствующее этому моменту, фиксируется тензодатчиком 14. Измерение температуры в термостате 1 осуществляют датчиком 18. Управление электродвигателем 15, измерение усилия Р i сжатия, поддержание заданной температуры Т в термостате с точностью ±0,5°С, фиксация момента контакта f производится блоком 19, конструкция которого разработана с использованием стандартных электронных компонентов, преобразующим входящие аналоговые сигналы в цифровые, пригодные для регистрации данных в персональной электронной вычислительной машине 20 (любая ПЭВМ с конфигурацией, позволяющей использовать операционную систему не ниже WINDOWS 95).

Способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей с резинами осуществляется следующим образом.

Как и в прототипе, для экстракции антиокислителя из резины образцы в форме штатных колец (в прототипе - лопатки) предварительно выдерживают при температуре 150°С в течение 4 ч в парафиновом углеводороде с 12-16 атомами углерода, например в цетане, в атмосфере нейтрального газа - азота или аргона.

Далее в стеклянный стакан 4 наливают 50 см3 испытуемого топлива и помещают его в реакционную емкость 2. Отсоединяют зажим 11 от струны 7. Подготовленное (после процесса экстракции антиокислителя) резиновое кольцо 5 устанавливают в кольцевую проточку зажима 11, после чего закрепляют зажим 11 на нижнем конце струны 7, которая размещена в трубе 8, закрепленной в крышке 9. Крышку 9 устанавливают на реакционную емкость 2, в результате чего зажимы 6, 11 с резиновым кольцом 5 погружаются в испытуемое топливо. Затем реакционную емкость 2 вставляют в термостат 1. Соединяют верхний конец струны 7 с плечом коромысла 12, а верхний торец трубы 8 закрепляют на силовом каркасе 10.

Включают блок управления 19. Запускают программу управления процессом испытания на ПЭВМ 20. Устанавливают связь блока управления 19 с персональным компьютером 20 через меню программы.

Нажимают кнопку "Пуск" в окне программы, после чего нагружают кольцо 5 до значения максимально допустимой осевой деформации способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 =15% (ограничена датчиком 17). Фиксируют значения усилия сжатия резинового кольца 5 в памяти ПЭВМ 20.

Задают температуру Т проведения испытания, равную 145°С, и нагревают термостат до этой температуры.

Контроль процесса испытания производят в окне просмотра программы страниц "График усилий" и "График температур". Отклонение температуры от заданной не должно превышать 0,5°С.

Фиксируют время начала испытания t1. В процессе испытания периодически нагружают резиновое кольцо 5 до заданного значения осевой деформации способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 =15% от диаметра его поперечного сечения и фиксируют текущие значения усилия сжатия (Pi).

При достижении стабилизации усилия сжатия резинового кольца 5 (примерно через способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 =4 ч) с момента начала испытания производят останов процесса нажатием соответствующей кнопки в окне программы. Выключают термостат и вынимают реакционную емкость из него.

В соответствии с программой и зафиксированными значениями Рmax - максимальной величины усилия сжатия, Н; Рmin - минимальной величины усилия сжатия, Н; способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 - отрезок времени снижения усилия сжатия уплотнительного кольца от максимального до минимального значения, ч. Вычисляют скорость снижения усилия сжатия по формуле:

способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842

Сравнивают его с заданным (0,9способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 Wнспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 2) и делают вывод о совместимости топлива с резиной.

Пример 1: Кольцо способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 12 мм с диаметром поперечного сечения 2 мм из резины ИРП-1078 (ТУ 380051166) выдержали при температуре 150°С в течение 4 ч в цетане (парафиновый углеводород с 12 атомами углерода) в атмосфере аргона (нейтральный газ) для экстракции антиокислителя из резины (как в прототипе). Таким образом проведен процесс искусственного снижения защитных свойств кольца. В стеклянный стакан налили 50 см3 испытуемого топлива ТС-1 (ГОСТ 10227) и поместили его в реакционную емкость. Подготовленное резиновое кольцо установили между зажимами и поместили в реакционную емкость. Реакционную емкость вставили в термостат. Соединили верхний конец струны с плечом коромысла, а верхний торец трубы закрепили на силовом каркасе.

Включили блок управления и запустили программу управления процессом испытания на ПЭВМ. Зафиксировали значения усилия сжатия резинового кольца в памяти ПЭВМ.

Задали температуру Т проведения испытания, равную 145°С, и нагрели термостат до этой температуры.

Зафиксировали время начала испытания t1. В процессе испытания периодически нагружали резиновое кольцо до заданного значения осевой деформации способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 =15% от диаметра его поперечного сечения и фиксировали текущие значения усилия сжатия (Pi).

После достижения стабилизации усилия сжатия резинового кольца (через способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 =4 ч) с момента начала испытания остановили испытание.

В соответствии с зафиксированными значениями максимальной величины усилия сжатия Pmax=97,0 Н, минимальной величины усилия сжатия Pmin=91,0 Н, отрезка времени снижения усилия сжатия уплотнительного кольца от максимального до минимального значения способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 =4 ч вычислили скорость снижения усилия сжатия по формуле:

способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842

Полученное значение показателя совместимости сравнили с заданным диапазоном (0,9способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 Wнспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 2) и сделали вывод о совместимости резины с данным образцом реактивного топлива.

Заявляемым способом и способом прототипа были испытаны образцы реактивного топлива и их смесей, различных по технологии производства и составу (таблица 1).

Как видно из результатов, приведенных в таблице 1, заявляемый способ позволяет надежно дифференцировать топлива по уровню их агрессивности по отношению к резине, что является весьма актуальным в связи с широким распространением при производстве авиакеросинов процессов "мягкой" гидроочистки, которые не предусматривают введение в топливо антиокислительной присадки и смешение с прямогонным компонентом топлив, но увеличивают агрессивное воздействие на РТИ.

Заявляемый способ хорошо коррелирует со способом прототипа, однако в некоторых случаях (образец №3) позволяет отбраковывать топлива, применение которых может привести к существенному снижению ресурса работы резиновых уплотнительных колец в топливных системах.

Таблица 1

Результаты определения совместимости авиакеросинов с нитрильной резиной ИРП-1078* заявляемым и способом прототипа
№ п/пОбразцы топлива способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 Способ-прототип (образец резины в форме лопатки)Предлагаемый способ (образец резины - кольцо)
Упруго прочностные свойства образца резины ИРП-1078А (норма/фактически) Вывод Измеряемые параметрыПоказатель совместимости Wн=(Pmax-Pmin)/ способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 , Н/чВывод способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842
Сопротивление разрыву, способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 , кг/см2 Относительное удлинение, способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 ,%Усилие сжатия резинового кольцаспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 , ч
Pmax, Н Pmin, Н
1 Обр. № 1способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 85/109способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 100/145совместим 97,091,04 1,50совместим
2Обр. № 2способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 85/40способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 100/76несовместим 82,080,84 0,30несовместим
3Обр. № 3способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 85/95способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 100/100совместим 87,083,44 0,75несовместим
4Обр. № 4способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 85/124способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 100/181совместим 118,5112,14 1,60совместим
5Обр. № 5способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 85/132способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 100/175совместим 122,0114,44 1,90совместим
способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 Резина марки ИРП-1078 наиболее широко используется в производстве РТИ для авиационных ГТД.

способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 Образец № 1 - реактивное топливо ТС-1 (ГОСТ 10227) прямой перегонки;

Образец № 2 - гидроочищенный компонент топлива РТ (прямогонная керосиновая фракция нефти, прошедшая процесс гидрокрекинга);

Образец № 3 - смесь прямогонного и гидроочищенного компонентов реактивного топлива ТС-1 в соотношении 10:90.

Образец № 4 - гидроочищенное топливо РТ (ГОСТ 10227) с антиокислительной присадкой "Ионол" в концентрации 0,003 мас.%.

Образец № 5 - топливо, полученное путем глубокого гидрирования Т-6 (ГОСТ 12306).

способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 считаем, что авиакеросин совместим при 0,9способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 WHспособ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 2.

Предлагаемым способом были испытаны на совместимость с резиной ИРП 1078А образцы топлив. Результаты сравнили с результатами эксплуатации на конкретных авиационных ГТД. В таблице 2 приведены результаты этих испытаний. Данные приведенные в таблице 2 позволяют сделать вывод о наличии корреляционной зависимости между показателем эксплуатационного свойства (столбец 3) по заявляемому способу и ресурсом (столбец 4) работы реальных РТИ в топливных системах ГТД.

Действительно после наработки двигателей 50-70 ч на топливе РТ без антиокислительной присадки наблюдались массовые отказы агрегатов топливоподачи, выраженные в нарушении их герметичности. Визуальным осмотром были выявлены трещины на поверхности уплотнительных резиновых колец. При испытании данного топлива заявленным способом значение показателя совместимости топлива с резинами (WH=0,4 Н/ч) вышло за нижнюю границу предлагаемого допустимого диапазона (0,9способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 Wн способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 2).

Таблица 2

Результаты сравнения агрессивного воздействия на РТИ в натурных условиях и заявляемым способом
№ п/п ТопливоПоказатель совместимости W н=(Pmax-Pmin)/способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 способ оценки совместимости топлив для реактивных двигателей   с резиной, патент № 2310842 , Н/чРесурс работы РТИ из резины ИРП-1078А в натурных испытаниях на авиационной технике, ч Состояние РТИ
1База топлива РТ (без антиокислительной присадки)0,450-70 Растрескивание РТИ и потеря ими эластичности
2ТС-1 (прямогонный) 1,82000-5000 Отказов из-за дефектов РТИ не отмечено
3Нафтил0,6 100Отмечены разрушения РТИ при стендовых испытаниях

Таким образом, применение предлагаемого способа повышает достоверность определения совместимости авиакеросинов с РТИ за счет близких к условиям эксплуатации. Кроме того, по значению определяемого показателя можно сделать выводы о ресурсе работы РТИ в топливных системах авиационных ГТД при применении различных образцов реактивных топлив.

Предлагаемый способ позволяет изучать динамику изменения свойств образца резины (кольца) при взаимодействии с нагретым топливом. Предлагаемый способ прост в реализации и не требует сложного дополнительного оборудования, что снижает затраты на проведение испытаний.

Класс G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 

способ оценки цетанового индекса жидких углеводородных топлив -  патент 2526174 (20.08.2014)
устройство для определения качества нефтепродуктов -  патент 2522207 (10.07.2014)
реагентная индикаторная трубка на основе хромогенных дисперсных кремнеземов -  патент 2521368 (27.06.2014)
способ определения содержания воды в нефтепродуктах -  патент 2521360 (27.06.2014)
способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах -  патент 2519680 (20.06.2014)
способ оценки разрушительных свойств наливных взрывчатых веществ -  патент 2519658 (20.06.2014)
способ прогнозирования склонности ископаемых углей к самовозгоранию и устройство для его осуществления -  патент 2509212 (10.03.2014)
способ определения содержания воды в углеводородном топливе и устройство для его осуществления -  патент 2502069 (20.12.2013)
способ определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах -  патент 2497111 (27.10.2013)
способ маркировки взрывчатого вещества -  патент 2495860 (20.10.2013)

Класс G01N33/44 смол; пластиков; резин; кожи 

способ определения марки вулканизированной резины -  патент 2486513 (27.06.2013)
способ оценки концентрации смолоподобных веществ в суспензии -  патент 2472135 (10.01.2013)
устройство для определения физико-механических характеристик кожи и подобных ей мягких композитов -  патент 2460996 (10.09.2012)
способ оценки влияния нанокомпонентов на санитарно-химические свойства полимерных материалов -  патент 2458345 (10.08.2012)
способ распознавания натуральной кожи и кожеподобных материалов -  патент 2454664 (27.06.2012)
способ создания хрупкого покрытия на поверхности изделий из светостабилизированного полиэтилена -  патент 2454663 (27.06.2012)
способ определения характеристического параметра образца пластмассы, армированной углеродным волокном -  патент 2449271 (27.04.2012)
способ определения межструктурных расстояний в коллагене -  патент 2422823 (27.06.2011)
способ и набор для иммуноферментного определения функциональной активности компонента c1q комплемента человека -  патент 2413224 (27.02.2011)
способ оценки усиливающих свойств сажи в резинах -  патент 2409815 (20.01.2011)
Наверх