способ определения октанового числа автомобильных бензинов

Классы МПК:G01N25/14 с помощью перегонки, экстрагирования, возгонки, конденсации, замораживания или кристаллизации
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тверской государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-06-05
публикация патента:

Изобретение относится к методам исследования автомобильных топлив. Способ включает определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости октанового числа. Значение информативного параметра определяют путем измерения температуры перегонки 50%-ной фракции пробы анализируемого бензина. Технический результат - обеспечение независимости определения октанового числа от содержания воды в бензине. 1 табл.

Формула изобретения

Способ определения октанового числа автомобильных бензинов, включающий определение значений информативного параметра для различных эталонных бензинов, построение калибровочной зависимости информативного параметра от октанового числа этих бензинов, определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости его октанового числа, а также измерение плотности и температуры пробы анализируемого бензина, отличающийся тем, что значение информативного параметра определяют путем измерения температуры перегонки 50%-ой фракции пробы анализируемого бензина, а октановое число вычисляют по следующей зависимости:

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 ,

где способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 - октановое число бензина;

а0 , a1, а2, а 3, а4 - постоянные коэффициенты, определяемые при калибровке;

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 - измеренное значение плотности бензина, кг/м 3;

t50% - измеренное значение температуры перегонки 50%-ой фракции бензина, °С.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области аналитической техники, а именно к способам и средствам оценки детонационной стойкости автомобильных бензинов.

Известен способ определения октанового числа автомобильных бензинов (Белянин Б.В. Технический анализ нефтепродуктов и газа. Л.: Химия, 1970, с.164-168), состоящий в сравнении детонационной стойкости испытуемого и эталонного топлива на специальном стандартизированном двигателе внутреннего сгорания. При определении находят экспериментальную зависимость степени сжатия рабочей смеси в двигателе от содержания изооктана в эталонном топливе, а затем по этой зависимости после испытания анализируемого бензина находят значение его октанового числа.

Недостатком данного способа определения октанового числа является большая длительность определения, составляющая 120 мин, высокая стоимость и громоздкость экспериментальной установки, сложность ее обслуживания и дороговизна компонентов, из которых составляются эталонные топлива.

Наиболее близким по технической сущности является способ определения октанового числа (Патент РФ №2100803, кл. G01N 27/22, 33/22, 1997), включающий определение значения информативного параметра для различных эталонных бензинов, построение калибровочной зависимости информативного параметра от октанового числа этих бензинов, определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости октанового числа анализируемого бензина, а также измерение температуры пробы анализируемого бензина. При этом в качестве информативного параметра используют диэлектрическую проницаемость анализируемых бензинов.

Недостатком этого способа является необходимость в процессе определения использовать сложные электрические устройства, приводимые в соприкосновение с анализируемым бензином, что требует специальных противопожарных мер, а также влияние на результат измерения даже незначительного количества воды, растворенной в бензине, что связано с большой (по сравнению с фракциями бензина) диэлектрической проницаемостью воды.

Задачей изобретения является упрощение определения октанового числа бензинов.

Технический результат - создание способа определения октанового числа бензинов, реализующего измерение без контакта электрических устройств с анализируемым бензином, обеспечивающего инвариантность результатов измерений к содержанию воды в анализируемом бензине.

Поставленная задача и указанный технический результат достигаются тем, что в способе определения октанового числа автомобильных бензинов, включающем определение значений информативного параметра для различных эталонных бензинов, построение калибровочной зависимости информативного параметра от октанового числа этих бензинов, определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости октанового числа анализируемого бензина согласно изобретению, а также измерение плотности и температуры пробы анализируемого бензина, согласно изобретению значение информативного параметра определяют путем измерения температуры перегонки 50%-ной фракции пробы анализируемого бензина, а октановое число вычисляют по следующей зависимости:

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832

где:

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 - октановое число бензина;

а0 , а1, а2, а 3, а4 - постоянные коэффициенты, определяемые при калибровке;

а0 имеет размерность единицы октанового числа;

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 - измеренное значение плотности бензина, кг/м 3;

t50% - измеренное значение температуры перегонки 50%-ной фракции бензина, °С.

Использование при реализации предлагаемого способа в качестве информативного параметра температуры перегонки 50%-ной фракции позволит определить октановые числа с помощью пожаробезопасных измерительных устройств, обеспечит инвариантность результатов измерений от содержания воды в бензине, а также позволит упростить устройство для реализации предлагаемого способа.

По сравнению с прототипом заявляемый способ имеет отличительную особенность в совокупности действий и параметров, обеспечивающих эти действия.

Теоретическим обоснованием предлагаемого способа определения октанового числа является зависимость как октанового числа, так и температуры перегонки отдельных фракций (фракционного состава), в том числе и температуры перегонки 50%-ной фракции (ГОСТ Р51105-97. Топлива для двигателей внутреннего сгорания, стр.3-5), от группового состава бензинов, а также тот факт, что температура перегонки 50%-ой фракции является средней характеристикой фракционного состава бензинов.

Результаты всех измерений плотности бензинов приводились к температуре 15°С. Найденные значения а 0, а1, а2, а3 и а4 приведены в приложении в таблице 1. Проверка предложенного способа осуществлялась путем анализа фракционного состава бензинов на установке УИ, измерения плотности бензинов - ареометром 20, параллельно определялось октановое число по исследовательскому методу на установке УИТ-65.

В таблице 1 в качестве примера приведены результаты определений октанового числа ряда товарных бензинов предлагаемым способом. Действительное значение октанового числа товарных бензинов определялось исследовательским методом на стандартной моторной установке нефтебазы ОАО «Тверьнефтепродукт.

Пример определения октанового числа по предлагаемому способу.

Данный способ базируется на использовании результатов самых распространенных лабораторных анализов, а именно измерении плотности и определении фракционного состава, которые в соответствии с действующими стандартами осуществляются для всех бензинов. Для определения октанового числа в соответствии с предлагаемым способом предварительно измеряют с помощью нефтеденсиметра (ареометра) плотность бензина, а результат измерений приводят к температуре 15°С, т.е. определяют способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 15. С помощью лабораторного анализатора фракционного состава определяют фракционный состав бензина, в том числе определяют температуру перегонки 50%-ной по объему фракции бензина.

По результатам лабораторных анализов найдены для бензина №20 (см. табл.1): способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 15=752 кг/м3 ; t50%=103°С. Найденные значения рассчитывают в зависимость (1) и находят:

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832

Действительное значение способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 д для данного бензина, определенное на установке УИТ-65, составило 92,7 о.е.

Как видно из таблицы, погрешность определения октанового числа предлагаемым способом составляет 0,1-2,5 о.е. для всей представленной выборки в таблице, т.е. без учета сорта нефти, из которой выработан бензин. При использовании предлагаемого способа в условиях конкретного производства, когда имеет место ограниченное число сортов нефти, погрешность определения не превышает ±1 о.е., что соответствует требованиям стандарта к погрешности измерения октанового числа бензинов.

Преимуществом предлагаемого способа является простота реализации, пожаробезопасность, справедливость результатов измерений к содержанию воды в бензине, возможность использования для создания дешевых автоматических потоковых и переносных анализаторов октанового числа бензинов.

Способ может найти применение при контроле октанового числа в процессе производства и компаундировании бензинов. Данная разработка в настоящее время находится на стадии лабораторный испытаний.

Таблица 1
Результаты определения октанового числа бензинов
№ п/п Измеряемые параметрыЗначение способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 , октановые единицы
способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 , кг/м3t 50%, °CДействительное способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 ДОпределенное по формуле (1) способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2310832 И
1. 75183 81,282,6
2.72784 81,283,5
3.71181 81,582,4
4.71576 82,578,3
5.70580 83,082,2
6.70478 83,280,8
7.760101 91,491,8
8.73798 92,290,5
9.74798 92,390,5
10.749101 92,391,5
11.752100 92,391,3
12.749101 92,491,5
13.759106 92,493,1
14.74496 92,589,7
15.745105,5 92,592,7
16.756106 92,593,0
17.73795 92,689,3
18.754108 92,693,4
19.741104 92,792,4
20.752103 92,792,2
21.74998 92,890,5
22.74297 93,090,1
23.762114 93,094,3
24.750110 93,393,6
25.760111 93,494,0
26.750110 93,593,6
27.755113 93,794,0
Примечание к формуле (1):

а0=620,687; a1=-1,7843; a2=2,3364; а3=0,0012; а4=-0,01

Класс G01N25/14 с помощью перегонки, экстрагирования, возгонки, конденсации, замораживания или кристаллизации

способ определения концентрации топлива в маслах -  патент 2324167 (10.05.2008)
способ обнаружения следовых количеств малолетучих веществ на пальцах рук -  патент 2315278 (20.01.2008)
способ определения концентрации охлаждающей жидкости в смазочных маслах -  патент 2297624 (20.04.2007)
способ определения фракционного состава жидких нефтепродуктов посредством экспресс-перегонки (варианты) и устройство для его осуществления -  патент 2273845 (10.04.2006)
способ определения характеристик перегонки жидких нефтепродуктов посредством мини-экспресс-перегонки и устройство для его осуществления -  патент 2246717 (20.02.2005)
способ консервирования малых доз антигена в жидком азоте -  патент 2236452 (20.09.2004)
устройство для оценки испаряемости углеводородных топлив по фракционному составу -  патент 2090871 (20.09.1997)
способ определения фракционного состава углеводородных топлив и устройство для его осуществления -  патент 2088908 (27.08.1997)
способ определения массовой доли веществ, не растворимых в толуоле, нефтепродуктах, пеках -  патент 2075749 (20.03.1997)
способ определения коэффициента испарения переохлажденной жидкости -  патент 2063022 (27.06.1996)
Наверх