плавучий передаточный док

Классы МПК:B63C1/02 плавучие доки
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Монолит" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-03-31
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам, используемым для подъема судов из воды на береговой стапель либо для спуска судов на воду с берегового стапеля. Док содержит балластируемый понтон или понтоны и башни, а также дополнительный балластируемый понтон-эстакаду. Дополнительный понтон-эстакада выполнен с выступающими из днища опорами, заходящими при погружении и всплытии дока в межпонтонные промежутки или колодцы в понтоне дока с возможностью их закрепления на различной высоте при помощи фиксаторов, расположенных в вышеупомянутых межпонтонных промежутках или колодцах. Достигается расширение эксплутационных возможностей дока. 3 ил. плавучий передаточный док, патент № 2310578

плавучий передаточный док, патент № 2310578 плавучий передаточный док, патент № 2310578 плавучий передаточный док, патент № 2310578

Формула изобретения

Плавучий передаточный док, содержащий балластируемый понтон или понтоны и башни, а также дополнительный балластируемый понтон-эстакаду, отличающийся тем, что дополнительный понтон-эстакада выполнен с выступающими из днища опорами, заходящими при погружении и всплытии дока в межпонтонные промежутки или колодцы в понтоне дока с возможностью их закрепления на различной высоте при помощи фиксаторов, расположенных в вышеупомянутых межпонтонных промежутках или колодцах.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам, используемым для подъема судов из воды на береговой стапель либо для спуска судов на воду с берегового стапеля.

Устройствами, применяемыми для приема судов с берега и спуска их на воду, а также для приема судов из воды и передачи их на берег служат судоподъемные устройства или плавучие передаточные доки.

Одним из известных устройств, служащих для подъема (спуска) судов, является судоподъемник, состоящий из платформы в виде двух соединенных между собой продольных балок и набора поплавков, соединенных рамными стойками посредством шарниров с опорами на днище водоема (А.С. 1219449, кл. В63С 3/06, опубл. 23.03.86).

Данный судоподъемник имеет сложную конструкцию.

Другим известным устройством, служащим для спуска/подъема судов на воду (с воды) является плавучий передаточный док (Курдюмов А.А., Белявин Ю.П. и др. «Спуск судов» изд. «Судостроение» г.Ленинград, 1966 г., с.101-107, Вахарловский Г.А., Кучерявенко П.Ф., Бузик В.Ф. «Современные доковые сооружения для крупных и средних судов» изд. «Судостроение» г.Ленинград, 1968 г., с.144-155). Передача судна для спуска (подъема) с помощью передаточного дока осуществляется при совмещении путей стапеля и дока. Если стапель-палуба дока находится ниже уровня стапельного места, то на доке устанавливают дополнительный понтон-эстакаду, обеспечивающий совмещение путей стапельного места и дока.

При значительном возвышении берегового стапеля над стапель-палубой дока высота понтона-эстакады соответственно увеличивается, что ведет к увеличению его металлоемкости. Кроме того, высоко расположенный центр тяжести судна ведет к ухудшению остойчивости дока с судном в процессе погружения и всплытия.

Одним из ближайших аналогов, выбранным в качестве прототипа, является передаточный судоподъемник, состоящий из плавучего дока, дополнительного балластируемого понтона-эстакады с рельсовыми путями, соединенного шарнирно посредством рамных стоек со стапель-палубой плавучего дока (А.С. 1326497, кл. В63С 1/02, опубл. 30.07.87).

Недостатками этого технического решения, наиболее близкого по технической сущности к заявляемому, являются:

- наличие стоек для обеспечения остойчивости понтона-эстакады с судном, которые не предназначены для несения вертикальной нагрузки; нагрузка от веса судна и понтона-эстакады передается на кронштейны башен, поэтому понтон-эстакада должен иметь значительную прочность для восприятия изгибающих моментов от веса судна и собственного веса ввиду большего расстояния между опорами, расположенными на башнях дока;

- судно при всплытии перемещается по длине плавучего дока, что требует прогнозирования его положения в конечном состоянии для совпадения центра тяжести судна с миделем дока;

- при необходимости изменения положения дополнительного понтона-эстакады по высоте в передаточном доке, операция приведет к сложным конструктивным изменениям, - необходимо будет изменить положение кронштейнов на башнях по высоте и одновременно с этим увеличить или уменьшить длину стоек.

В предлагаемом изобретении достигнуть желаемого результата достаточно просто, изменив лишь высоту закрепления опор понтона-эстакады.

Задача, решаемая предлагаемым изобретением, - усовершенствование передаточного дока, способного обеспечить стыковку горизонтальных путей дока и берегового стапеля при относительно большом возвышении его над зеркалом воды и относительно низкой понтон-эстакаде.

Поставленная задача решается за счет того, что плавучий передаточный док состоит из балластируемого понтона (понтонов) и башен, а также дополнительного балластируемого понтона-эстакады с выступающими из днища опорами. Понтоны многопонтонного дока установлены с промежутками между собой, в понтоне монолитного дока выполнены колодцы, а в вышеупомянутых колодцах или межпонтонных промежутках установлены фиксаторы, закрепляющие понтон-эстакаду по высоте.

Технический результат от использования предполагаемого изобретения заключается в расширении эксплутационных возможностей передаточного дока, уменьшении высоты дока и понтона-эстакады, снижении металлоемкости и улучшении остойчивости дока при погружении и всплытии.

На фиг.1 показан плавучий передаточный док с судном у берегового стапеля, продольный разрез; на фиг.2 - то же, поперечный разрез, на фиг.3 - поперечный разрез на доковой яме.

Плавучий передаточный док содержит балластируемый понтон (понтоны) 1 и башни 2. На балластируемом понтоне (понтонах) 1 дока установлен дополнительный балластируемый понтон-эстакада 3 с выступающими из днища опорами 4 и горизонтальными путями 5. В балластируемом понтоне (понтонах) 1 размещены фиксаторы 6. В понтоне монолитного дока имеются колодцы 7, а между понтонами многопонтонного дока - межпонтонные промежутки 8. В месте установки дока находится береговой стапель 9 и расположены подводные опоры 10. Судно 11 стоит на стапельных тележках 12 или кильблоках 13. Для осуществления операции спуска (подъема) судна 11 на некотором расстоянии от берегового стапеля 9 находится доковая яма 14.

Спуск судна на воду осуществляется следующим образом.

Плавучий передаточный док с дополнительным балластируемым понтоном-эстакадой 3, выступающие из днища опоры 4, которого закреплены фиксаторами 6, устанавливают на подводные опоры 10 у берегового стапеля 9. Судно 11 на стапельных тележках 12 накатывают на дополнительный балластируемый понтон-эстакаду 3 и пересаживают на кильблоки 13. Из балластируемого понтона (понтонов) 1 дока откачивают часть балласта, и всплывший передаточный док с судном 11 переводят на доковую яму 14. Балластируемый понтон (понтоны) 1 дока балластируют, он погружается до уровня, при котором дополнительный балластируемый понтон-эстакада 3 всплывает. Освобожденные от нагрузки фиксаторы 6 убирают, и путем откачки части балласта из балластируемого понтона (понтонов) 1 дока док всплывает до посадки днища дополнительного балластируемого понтона-эстакады 3 на балластируемый понтон (понтоны) 1 дока, при этом выступающие из днища дополнительного балластируемого понтона-эстакады 3 опоры 4 входят в колодцы 7 или межпонтонные промежутки 8. Дополнительный балластируемый понтон-эстакаду 3 балластируют, затем балластируемый понтон (понтоны) 1 и башни 2 дока балластируют до всплытия судна 11. Всплывшее судно 11 выводят.

Подъем судна производится в обратном порядке, при этом док с дополнительным понтоном-эстакадой 3, находящимся на балластируемом понтоне (понтонах) 1 дока, вначале всплывает до посадки судна 11 на кильблоки 13 и далее до оголения днища дополнительного балластируемого понтона-эстакады 3, затем дополнительный балластируемый понтон-эстакада 3 осушается, док пригружается для возможности закрепления всплывшей с судном 11 дополнительного балластируемого понтона-эстакады 3 фиксаторами 6 в верхнем положении, далее док всплывает, его переводят к береговому стапелю 9, устанавливают на подводные опоры 10 и стыкуют горизонтальные пути 5 дополнительного балластируемого понтона-эстакады 3 и берегового стапеля 9. Судно 11 с кильблоков 13 пересаживается на стапельные тележки 12 и на них выкатывается на береговой стапель 9.

Опоры и фиксаторы могут быть изготовлены из любого материала (стали, сплавов и т.д.).

Предлагаемое изобретение позволяет:

- уменьшить высоту башен дока и соответственно глубину доковой ямы за счет возможности фиксации дополнительного балластируемого понтона-эстакады в верхнем и нижнем положениях;

- снизить металлоемкость за счет уменьшения высоты башен дока и высоты эстакады;

- улучшить остойчивость дока с судном за счет снижения аппликаты центра тяжести судна и эстакады в критический период погружения и всплытия.

Класс B63C1/02 плавучие доки

плавучая платформа -  патент 2509025 (10.03.2014)
плавучий передаточный док -  патент 2506196 (10.02.2014)
модульный узел плавучего порта для судна (варианты) -  патент 2466054 (10.11.2012)
плавучее средство для выполнения подъемно-транспортных операций -  патент 2459739 (27.08.2012)
судно-док, промысловое -  патент 2435698 (10.12.2011)
способ подъема и транспортирования затонувших подводных лодок и других объектов -  патент 2417921 (10.05.2011)
секция плавучего дока -  патент 2404083 (20.11.2010)
плавучий передвижной судовой док -  патент 2329179 (20.07.2008)
судно-док -  патент 2326786 (20.06.2008)
установка подачи воздуха пловцам в бассейне -  патент 2280585 (27.07.2006)
Наверх