свинцовый аккумулятор

Классы МПК:H01M10/02 конструктивные элементы
H01M4/14 электроды для свинцово-кислотных аккумуляторов
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. Дубынина (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-04-18
публикация патента:

Изобретение относится к химическим источникам тока и может быть использовано при конструировании и производстве свинцовых аккумуляторов. Изобретение направлено на решение задачи улучшения газоотвода из автомобильного аккумулятора и повышение безопасности его работы. Это достигается тем, что в автомобильном свинцовом аккумуляторе, содержащем блок отрицательных электродов и блок положительных электродов, заполненный электролитом, нижние грани положительных, отрицательных электродов и сепараторов аккумулятора выполнены треугольной формы в виде равнобедренных треугольников с вершинами, направленными вниз, причем углы между боковыми сторонами в образованных треугольниках и их основаниями составляют не менее 15 град. 3 ил. свинцовый аккумулятор, патент № 2308124

свинцовый аккумулятор, патент № 2308124 свинцовый аккумулятор, патент № 2308124 свинцовый аккумулятор, патент № 2308124

Формула изобретения

Свинцовый аккумулятор, содержащий блок отрицательных электродов и блок положительных электродов, разделенных между собой сепараторами и помещенных в сосуд (моноблок), заполненный электролитом, отличающийся тем, что нижние грани положительных, отрицательных электродов и сепараторов аккумулятора выполнены треугольной формы в виде равнобедренных треугольников с вершинами, направленными вниз, причем углы между боковыми сторонами в образованных треугольниках и их основаниями составляют не менее 15 град.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к химическим источникам тока и может быть использовано при конструировании и производстве свинцовых аккумуляторов.

Известен автомобильный свинцовый аккумулятор, содержащий блок отрицательных электродов и блок положительных электродов, разделенных между собой сепараторами и помещенных в сосуд (моноблок), заполненный электролитом (Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов. - М.: ЗАО «КЖИ "За рулем"», 2003 г. - С.17). Известен свинцовый аккумулятор, содержащий блок отрицательных электродов и блок положительных электродов, завернутых в конверт из кислотостойкой синтетической ткани, разделенных сепараторами, и электролит (авторское свидетельство SU 1690027 А1, Н01М 10/12, 07.11.1991).

Недостатком известных аккумуляторов является затрудненный отвод выделяющихся в процессе работы аккумулятора газов, обусловленный плотным прижатием друг к другу всех перечисленных элементов аккумулятора при их установке после сборки в моноблок, накопление пузырьков газа в придонных слоях электролита, прилегающих к нижним граням электродов аккумулятора, и как следствие этого - снижение безопасности работы аккумулятора.

В соответствии с основными положениями "теории двойной сульфатации" (Болотовский В.И., Вайсгант З.И. Эксплуатация, обслуживание и ремонт свинцовых аккумуляторов. - Л.: Энергоатомиздат, 1988. - С.17-31) в процессе работы аккумулятора, особенно при его саморазряде и заряде, на положительных электродах выделяется в виде пузырьков газообразный кислород, а на отрицательных электродах - газообразный водород, причем интенсивность этого процесса при заряде аккумулятора выше, чем при его саморазряде. Образующиеся пузырьки газа отрицательно сказываются на работе аккумулятора, безопасности его работы и должны удаляться из аккумулятора.

На фиг.1 изображена схема известной конструкции автомобильного аккумулятора, на фиг.2 - схема предлагаемой конструкции свинцового аккумулятора, на фиг.3 - схема сил, действующих на пузырьки газа.

На фиг.1 представлена схема известной конструкции автомобильного аккумулятора, состоящего из блока положительных электродов 1, блока отрицательных электродов 2, электролита 3, сепараторов 4, моноблока 5.

Однако, как показали проведенные автором экспериментальные исследования, конструкция существующих автомобильных аккумуляторов не в полной мере обеспечивает естественный газоотвод. Так установлено, что при бездействии аккумулятора в результате процессов саморазряда и при его заряде на отрицательном электроде выделяется значительное количество водорода, часть из которого накапливается в придонных слоях электролита, прилегающих к нижним граням отрицательных электродов аккумулятора 7 в виде пузырьков 6, которые в силу конструктивных особенностей аккумулятора - его плотной сборки, до момента достижения ими определенного объема, не могут самостоятельно подняться на поверхность.

Вместе с тем, при наклоне корпуса моноблока аккумулятора на угол более 15 град. от вертикальной оси, пузырьки газа активно поднимаются на поверхность из придонных слоев электролита, проходя между боковыми гранями электродов 8 и боковой стенкой моноблока 5.

Технический результат направлен на решение задачи улучшения газоотвода из автомобильного аккумулятора и повышение безопасности его работы.

Технический результат достигается тем, что в автомобильном свинцовом аккумуляторе, содержащем блок отрицательных электродов и блок положительных электродов, разделенных между собой сепараторами и помещенных в сосуд (моноблок), заполненный электролитом, нижние грани положительных, отрицательных электродов и сепараторов аккумулятора выполнены треугольной формы в виде равнобедренных треугольников с вершинами, направленными вниз, причем углы между боковыми сторонами в образованных треугольниках и их основаниями составляют не менее 15 град.

Отличительными признаками является то, что нижние грани положительных, отрицательных электродов и сепараторов аккумулятора выполнены треугольной формы в виде равнобедренных треугольников с вершинами, направленными вниз, причем углы между боковыми сторонами в образованных треугольниках и их основаниями составляют не менее 15 град.

На фиг.2 изображена схема предлагаемой конструкции свинцового аккумулятора. Аккумулятор состоит из блока положительных электродов 1, блока отрицательных электродов 2, электролита 3, сепараторов 4, моноблока 5.

Предлагаемое устройство свинцового аккумулятора заключается в следующем.

Свинцовый аккумулятор содержит блок отрицательных 2 электродов и блок положительных электродов 1, разделенных между собой сепараторами 4 и помещенных в сосуд (моноблок) 5, заполненный электролитом 3, в котором нижние грани 7 положительных, отрицательных электродов и сепараторов аккумулятора выполнены треугольной формы в виде равнобедренных треугольников с вершинами, направленными вниз, причем углы между боковыми сторонами в образованных треугольниках и их основаниями составляют не менее 15 град.

Предлагаемый свинцовый аккумулятор более совершенен по сравнению с известным, так как обеспечивает эффективный газоотвод из придонных слоев электролита и повышает безопасность его работы за счет того, что нижние грани 7 положительных, отрицательных электродов и сепараторов аккумулятора выполнены треугольной формы в виде равнобедренных треугольников с вершинами, направленными вниз, причем углы между боковыми сторонами в образованных треугольниках и их основаниями составляют не менее 15 град.

Такое конструктивное исполнение электродов и сепараторов обусловливает возникновение боковой составляющей выталкивающей силы, действующей на пузырьки 6 образующегося газа вдоль наклонных сторон нижних граней электродов и перемещающей их от центра к боковым граням электродов 8, после чего под действием выталкивающей силы пузырьки газа свободно вдоль боковых стенок моноблока 5 поднимаются на поверхность и удаляются из аккумулятора. Это исключает накопление значительного количества газа, в частности водорода, в придонных слоях электролита и возможность его взрыва или воспламенения при смешении с кислородом воздуха на поверхности электролита.

На фиг.3 изображена схема сил, действующих на пузырьки газа, находящиеся в придонных слоях электролита, прилегающих к нижним граням электродов аккумулятора.

Под действием выталкивающей силы Fв, направленной вертикально вверх, возникают две ее составляющие силы: F н - сила нормального давления пузырька газа 6 на нижнюю грань 7 электрода аккумулятора и сила Fб - боковая сила, направленная вдоль (параллельно) нижней грани электрода 7 и стремящаяся переместить пузырек 6 в сторону боковой стенки моноблока 5. Причем величина Fб будет определяться величиной Fв и углом наклона свинцовый аккумулятор, патент № 2308124 нижней грани 7 электрода.

В результате такого расклада действующих сил пузырек газа переместится в сторону боковой грани 8 электрода, после чего под действием выталкивающей силы F в поднимется на поверхность электролита 3 и будет удален из аккумулятора.

Класс H01M10/02 конструктивные элементы

батарея -  патент 2462795 (27.09.2012)
аккумуляторная батарея, содержащая устройство соединения электродных выводов -  патент 2454754 (27.06.2012)
аккумуляторная батарея и аккумуляторная ручная машина с ее использованием -  патент 2419922 (27.05.2011)
электрический аккумулятор -  патент 2414019 (10.03.2011)
ионная жидкость, содержащая катион фосфония со связью p-n, и способ ее получения -  патент 2409584 (20.01.2011)
способ соединения электродов химического источника тока в полублоки -  патент 2376688 (20.12.2009)
ионная жидкость, содержащая ион фосфония, и способ ее получения -  патент 2374257 (27.11.2009)
элемент соединения клемм модуля вторичных батарей -  патент 2337432 (27.10.2008)
способ изготовления модульной аккумуляторной батареи -  патент 2336601 (20.10.2008)
соединитель электродов, содержащий пластину, и используемый с ним модуль батареи -  патент 2332751 (27.08.2008)

Класс H01M4/14 электроды для свинцово-кислотных аккумуляторов

Наверх