гидравлическая система коробки передач транспортного средства

Классы МПК:B60W10/10 включающее управление коробкой передач
F01M1/16 регулирование давления или подачи смазочного материала
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный аграрный университет (ФГОУ ВПО КрасГАУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-01-27
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ступенчатым трансмиссиям с гидроприводом управления фрикционными муфтами коробок передач тракторов, строительно-дорожных машин. Гидравлическая система коробки передач транспортного средства содержит насос, связанный с редукционным клапаном и с силовыми цилиндрами фрикционных муфт. Гидравлическая система коробки передач дополнительно снабжена предохранительно-регулирующим блоком, содержащим уравновешивающий и сливной каналы, терморегулятор, имеющий чувствительный и исполнительный элементы, и соединенным магистралями с системами охлаждения рабочей жидкости и смазки сборочных единиц трансмиссии. Технический результат заключается в повышение эффективности и надежности коробки передач. 1 ил. гидравлическая система коробки передач транспортного средства, патент № 2305642

гидравлическая система коробки передач транспортного средства, патент № 2305642

Формула изобретения

Гидравлическая система коробки передач транспортного средства, содержащая насос, связанный масляными магистралями с редукционным клапаном и посредством механизма переключения передач - с силовыми цилиндрами фрикционных муфт, отличающаяся тем, что система дополнительно снабжена предохранительно-регулирующим блоком, содержащим уравновешивающий и сливной каналы, терморегулятор, имеющий чувствительный и исполнительный элементы, при этом предохранительно-регулирующий блок соединен магистралями с системами охлаждения рабочей жидкости и смазки сборочных единиц трансмиссии.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ступенчатым трансмиссиям с гидроприводом управления фрикционными муфтами коробок передач тракторов, строительно-дорожных машин.

Наиболее близкой к изобретению является система управления фрикционными муфтами коробки передач, содержащая насос, подающий масло через редукционный клапан к механизму переключения передач, выходы которого сообщены масляными магистралями с силовыми цилиндрами фрикционных муфт, гидравлический аккумулятор, сообщаемый с магистралями включаемых фрикционных муфт, причем часть потока масла от редукционного клапана направляется в систему охлаждения рабочей жидкости, системы смазки коробки передач, редуктора привода насосов, муфты вала отбора мощности (Тракторы "Кировец", К-701, К-700А, техническое описание и инструкция по эксплуатации 701.00.00.000-3. В/О "Трактороэкспорт", СССР, Москва, 1980, с.40...49, рис.27, с.80...87, рис.54, прототип).

Недостатком этого устройства является то, что подача в систему охлаждения рабочей жидкости и системы смазки коробки передач, редуктора привода насосов, муфты вала отбора мощности определяется давлением масла в напорной магистрали фрикционных муфт, проходным сечением дросселей и вязкостью рабочей жидкости, зависящей от окружающей температуры. Кроме того, тупиковая схема подачи смазки к подшипникам опор и шестерен ведущего вала обусловливает их масляное голодание при снижении рабочего давления в напорной магистрали из-за возрастающих утечек или закупоривании маслопроводящего канала отложениями.

Таким образом, гидравлическая система не обладает достаточной саморегулируемостью, обеспечивающей рациональный тепловой режим и режим смазки коробки передач и других сборочных единиц трансмиссии в различных природно-производственных условиях.

Задача изобретения - повышение эффективности и надежности коробки передач путем адаптации ее гидросистемы к изменяющимся внешним воздействиям и техническому состоянию элементов гидропривода.

Поставленная задача решается тем, что гидравлическая система коробки передач транспортного средства, содержащая насос, связанный масляными магистралями с редукционным клапаном и посредством механизма переключения передач с силовыми цилиндрами фрикционных муфт, дополнительно снабжена предохранительно-регулирующим блоком, содержащим уравновешивающий и сливной каналы, терморегулятор, имеющий чувствительный и исполнительный элементы, при этом блок соединен магистралями с системами охлаждения рабочей жидкости и смазки сборочных единиц трансмиссии.

На чертеже схематически изображена предлагаемая система гидропривода коробки передач.

Гидравлическая система содержит масляный насос 1, связанный через фильтр 2 и редукционный клапан 3 с механизмом переключения передач 4, выходы которого сообщены масляными магистралями с силовыми цилиндрами фрикционных муфт 5, причем редукционный клапан связан отводящей магистралью 6 с предохранительно-регулирующим блоком 7, который содержит уравновешивающий 8 и сливной 9 каналы, терморегулятор, имеющий чувствительный 10 и исполнительный 11 элементы. Блок соединен магистралями 12 и 13 с системами охлаждения рабочей жидкости 14, смазки сборочных единиц трансмиссии: коробки передач 15, редуктора привода насосов 16, муфты вала отбора мощности 17.

Чувствительный элемент 10 терморегулятора выполняет функции предохранительного клапана, а управляемый им исполнительный элемент 11 регулирует подачу в систему охлаждения рабочей жидкости и системы смазки сборочных единиц трансмиссии.

Гидравлическая система работает следующим образом.

Насос 1 подает масло через фильтр 2 к редукционному клапану 3. Регулируя величину давления, он меняет соотношение потоков масла, направляемых на гидропривод фрикционных муфт 5 и к предохранительно-регулирующему блоку 7.

Подача на гидропривод пропорциональна утечкам, остальной поток распределяется предохранительно-регулирующим блоком: 1) во внутреннюю полость ведущего вала 15 для принудительной смазки подшипников, 2) через дроссели-ограничители на смазку редуктора привода насосов 16 и муфты вала отбора мощности 17, 3) на охлаждение в радиатор 14. Давление потока контролируется положением чувствительного элемента 10 терморегулятора, относительно сливного канала 9.

При увеличении утечек в напорной гидролинии фрикционных муфт или снижении производительности насоса давление в магистрали 6 снижается и чувствительный элемент 10, перекрывая слив, поддерживает необходимое количество рабочей жидкости, направляемое в системы смазки 15, 16, 17 и охлаждения 14.

При низкой температуре рабочей жидкости исполнительный элемент 11 перекрывает подачу масла в систему охлаждения 14, увеличивая интенсивность циркуляции смазки во внутренней полости ведущего вала, в редукторе привода насосов и муфте вала отбора мощности.

При повышении температуры чувствительный элемент терморегулятора 10 выдвигает исполнительный элемент 11, направляя поток жидкости в систему охлаждения 14.

С целью исключения влияния давления рабочей жидкости на перемещение исполнительного элемента в корпусе предохранительно-регулирующего блока предусмотрен уравновешивающий канал 8.

Такое решение позволяет адаптировать гидравлическую систему к изменению внешних условий и технического состояния элементов гидропривода, увеличивая работоспособность и ресурс сборочных единиц трансмиссии.

Предлагаемое устройство может быть легко реализовано в транспортном машиностроении.

Класс B60W10/10 включающее управление коробкой передач

система и способ управления для гибридного транспортного средства -  патент 2527653 (10.09.2014)
гибридная трансмиссия и способ управления гибридной трансмиссией -  патент 2527592 (10.09.2014)
система управления коробкой передач -  патент 2525503 (20.08.2014)
способ и устройство для определения точки контакта сцепления в транспортном средстве -  патент 2518396 (10.06.2014)
гибридное транспортное средство -  патент 2518144 (10.06.2014)
транспортная приводная система -  патент 2510337 (27.03.2014)
способ и устройство для переключения передач транспортного средства -  патент 2508212 (27.02.2014)
способ и устройство управления системой автоматического поддержания скорости транспортного средства -  патент 2501681 (20.12.2013)
устройство управления для транспортного средства -  патент 2499705 (27.11.2013)
способ и устройство выбора передачи для трогания с места гибридного электромобиля -  патент 2496039 (20.10.2013)

Класс F01M1/16 регулирование давления или подачи смазочного материала

Наверх