способ электрификации рыболовных тралов и устройство для электрификации рыболовных тралов

Классы МПК:A01K79/02 с помощью световых электроловушек
H05C1/04 обеспечивающие импульсное напряжение
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный технический университет" (ФГОУ ВПО "АГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-11-03
публикация патента:

Изобретение относится к области промышленного рыболовства, в частности, к способам электрификации рыболовных пелагических тралов. Способ включает прикрепление в буксировочную линию в районе крыла трала источника электроэнергии, от которого электрический ток подают на систему электродов, расположенную на сетной оболочке трала. Два независимых друг от друга источника электроэнергии крепят у крыльев трала на штатные места грузов - углубителей. К электрическим разъемам на блоке управления источников присоединяют провода, по которым импульсный ток подают на электроды трала и образованными с их помощью электрическими полями управляют поведением рыбы в процессе траления. Устройство содержит генератор электрического тока с приводом от крыльчатки за счет энергии набегающего потока воды. Оно помещено в металлический водонепроницаемый корпус и содержит трехфазный асинхронный генератор переменного тока, импульсный генератор биполярного тока, блок управления параметрами по напряжению, частоте и длительности импульсов. Блок управления имеет одноконтактные разъемы для присоединения проводов от электродов на сетной части трала. Обеспечивается повышение эффективности тралового лова рыбы за счет повышения уловистости трала, сокращения времени формирования улова и сокращения расхода топлива в процессе лова. 2 н.п. ф-лы, 1 ил. способ электрификации рыболовных тралов и устройство для электрификации   рыболовных тралов, патент № 2304385

способ электрификации рыболовных тралов и устройство для электрификации   рыболовных тралов, патент № 2304385

Формула изобретения

1. Способ электрификации рыболовных тралов, включающий прикрепление в буксировочную линию в районе крыла трала источника электроэнергии, от которого электрический ток подают на систему электродов, расположенную на сетной оболочке трала, отличающийся тем, что два независимых друг от друга источника электроэнергии крепят у крыльев трала на штатные места грузов-углубителей, к электрическим разъемам на блоке управления источников присоединяют провода, по которым импульсный ток подают на электроды трала и образованными с их помощью электрическими полями управляют поведением рыбы в процессе траления.

2. Устройство для электрификации рыболовных тралов, содержащее генератор электрического тока с приводом от крыльчатки за счет энергии набегающего потока воды, отличающееся тем, что оно помещено в металлический водонепроницаемый корпус и содержит трехфазный асинхронный генератор переменного тока, импульсный генератор биполярного тока, блок управления параметрами по напряжению, частоте и длительности импульсов, при этом блок управления имеет одноконтактные разъемы для присоединения проводов от электродов на сетной части трала.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области промышленного рыболовства, в частности к способам электрификации рыболовных пелагических тралов.

Известен способ электрификации рыболовных тралов для повышения производительности лова морской рыбы (см. кн. Стернина В.Г. и др. Электролов рыбы. М. ПП. 1972, с.276), в которых источник электроэнергии устанавливают на борту судна. Электрический ток от него подают на повышающий трансформатор, который также находится на борту судна, а от него по специальному кабелю, который намотан на дополнительную для судна кабельную лебедку, подают импульсный ток высокого напряжения на подводный понижающий трансформатор, установленный или на траловой доске, или внутри бобинца крыловой клячовки трала, и уже только от этого трансформатора с помощью специальных проводов электрический ток подают на электроды, установленные на рыболовном трале.

Однако известный способ электрификации тралов не нашел применения из-за сложной системы передачи электрического тока от источника к электродам, требований высокой квалификации к обслуживающему персоналу, быстрого износа электрических кабелей, дополнительных электрокабельных лебедок на палубе и больших непроизводительных потерь времени в процессе спуска-подъема трала.

Наиболее близким по сути является способ электрификации тралового лова морских рыб и креветок (а.с. СССР №311593, 1971 г.), где источник питания в виде генератора с приводом от гидроротора для лова креветок располагают на буксировочной линии трала между крылом и траловой доской, причем питающий электроды электрокабель закрепляют вдоль верхнего кабеля трала, а для лова рыбы источник электроэнергии крепят в конце трала к топенантам мешка и на выходе из него устанавливают буферную емкость для демпфирования выходного напряжения.

Однако размещение источников электроэнергии на верхнем кабеле или за траловым мешком не устраняет многих недостатков, которые присущи способу электрификации тралового лова, когда источник находится на судне.

Техническая задача - создание способа электрификации рыболовных тралов, позволяющего без дополнительных технологических операций при работе с тралом улучшить технические параметры предлагаемого способа.

Технический результат - повышение эффективности тралового лова рыбы за счет повышения уловистости трала, сокращения времени формирования улова и, примерно, на 30-50% сокращения расхода топлива в процессе лова.

Для достижения технического результата в известном способе используют прикрепленный в буксировочную линию в районе крыла трала источника электроэнергии, от которого электрический ток подают на систему электродов, расположенную на сетной оболочке трала, причем два независимых друг от друга источника электроэнергии крепят у крыльев трала на штатные места грузов-углубителей, электрический импульсный ток подают по проводам на различные электроды и образованными с их помощью электрическими полями управляют поведением рыбы в процессе траления. Причем электрическим полем, образованным электродами в начале устья трала, рыбу направляют к центру зоны облова, а электрическим полем электродов, которые расположены на сетной части трала в районе мотни, кратковременно обездвиживают рыбу и ускоряют процесс формирования улова.

Устройство для электрификации рыболовных пелагических тралов содержит генератор электрического тока с приводом от крыльчатки за счет энергии набегающего потока воды. Источники электроэнергии представляют собой устройство, помещенное в металлический водонепроницаемый корпус и содержащее трехфазный асинхронный генератор переменного тока, импульсный генератор биполярного тока, блок управления параметрами напряжения, частоты и длительности импульсов, а также одноконтактные разъемы на корпусе блока управления для присоединения проводов от электродов.

Приводом источников электроэнергии являются крыльчатки (винты, роторы) помещенные в специальные насадки, ориентированные параллельно набегающему потоку воды. Во время траления источники электроэнергии вырабатывают электрический ток и одновременно исполняют роль обычных грузов-углубителей, которые они замещают в схеме вооружения трала.

Примеры конкретного выполнения способа электрификации рыболовных тралов.

1. Трал выбирают на сетной барабан. При спуске трала в воду на штатные места грузов-углубителей у крыла трала крепят источники электроэнергии и к разъемам на блоке управления присоединяют провода от электродов. При этом сетчатые металлические электроды располагают в начале устья трала и в метенной его части. На блоке управления задают параметры электрического тока в зависимости от объекта лова.

После спуска всего трала в воду судно ложится на курс траления, и при наборе необходимой скорости траления (не менее 1,0 м/с) генераторы начинают подавать импульсный ток на электроды. В воде, вблизи сетной оболочки трала, электродами создают электрические поля заданных размеров (в передней части устья трала от одного источника, в метенной его части - от другого источника).

Вся схема электрификации работает в автономном режиме, не требует для обслуживания специалистов высокой квалификации, способствует заходу рыбы в устье трала и освобождает «критическую зону» от накопившейся в сужении мотни рыбу, чем ускоряет процесс формирования улова, не выпуская рыбу из мешка трала.

При наполнении тралового мешка рыбой трал поднимают на палубу, источники электроэнергии отсоединяют от трала как обычные грузы - углубители, а электродные провода отсоединяют от источников.

2. Трал выбирают по типовой схеме, когда его спуск и выборку производят траловой или кабельно-вытяжными лебедками. В этом случае источники электроэнергии крепят к тралу на места грузов-углубителей, а провода от электродов подсоединяют к блокам управления источников. В дальнейшем при спуске-подъеме трала источники уже не отсоединяют, а схема работы палубной команды с электротралом ничем не отличается от работы по типовой схеме с обычным пелагическим тралом.

Схема работы способа показана на чертеже, на котором показано место крепления источников электроэнергии у концов нижних крыльев трала. Позиция 2 показывает размещение электродов на сетной (канатной) части устья трала, с помощью электрического поля которых рыбу отпугивают к центру сетной оболочки. Электрическим полем электродов 3, которые расположены на сетной оболочке мотни трала, рыбу обездвиживают на короткое время, она скатывается в мешок трала и тем самым ускоряется процесс формирования улова.

Данный способ осуществляется с помощью устройства - источника электроэнергии 1, который помещен в металлический корпус обтекаемой формы и состоит из трехфазного асинхронного генератора переменного тока 4, импульсного генератора биполярного тока 5 и блока управления 6, которым задают необходимые параметры по напряжению, частоте и длительности импульсов в зависимости от вида объекта промысла. На блоке управления установлены одноконтактные разъемы для присоединения электродных проводов.

Положительный эффект при осуществлении способа - повышение уловистости, сокращение времени формирования улова и сокращение других расходов - получают с использованием обычного технического персонала (палубной команды), выполняющего технологические операции с электротралом как типовые при работе с обычным пелагическим тралом.

Класс A01K79/02 с помощью световых электроловушек

электрический рыбозаградитель направляющего действия (варианты) -  патент 2473735 (27.01.2013)
способ лова рыбы и морских беспозвоночных -  патент 2406300 (20.12.2010)
способ лова морских гидробионтов, положительно реагирующих на свет -  патент 2328116 (10.07.2008)
залавливающее устройство для лова рыбы на свет -  патент 2278510 (27.06.2006)
способ питания электродов для направленного перемещения рыб (варианты) -  патент 2273991 (20.04.2006)
устройство для электролова рыбы -  патент 2189141 (20.09.2002)
устройство для воздействия на рыб электрическим полем -  патент 2157625 (20.10.2000)
способ защиты молоди и промысловых рыб от попадания в технические и целевые водозаборы -  патент 2095980 (20.11.1997)
устройство для электролова рыбы -  патент 2045899 (20.10.1995)

Класс H05C1/04 обеспечивающие импульсное напряжение

Наверх