водопропускное сооружение в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах

Классы МПК:E01F5/00 Отвод воды от основания шоссейных дорог или от балластного слоя железных дорог с помощью кюветов или водоотводных канав; водопропускные устройства
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Пассек Вадим Васильевич (RU),
Цернант Александр Альфредович (RU),
Цуканов Николай Алексеевич (RU),
Дацковский Аркадий Хананьевич (RU),
Невмержицкая Людмила Ивановна (RU),
Дробышевский Борис Александрович (RU),
Герасимов Василий Анатольевич (RU),
Руденко Владимир Евгеньевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-02-27
публикация патента:

Изобретение относится к области строительства водопропускных сооружений и может быть использовано при сооружении водопропускных труб под насыпями железных и автомобильных дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов и с сильным снегопереносом. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности водопропускных сооружений, возводимых в районах распространения вечномерзлых грунтов и с сильным снегопереносом. Водопропускное сооружение в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах содержит дорожную насыпь, расположенную на естественной поверхности грунта и водопропускную трубу, включающую тело трубы и ее оголовок. Тело трубы выполнено в виде одной или нескольких основных труб, расположенных рядом или на расстоянии друг от друга. Оголовок выполнен в виде поперечной трубы, примыкающей к основным трубам и имеющей в боковой поверхности впускные отверстия, не совпадающие с торцами основных труб в направлении продольной оси последних, и перепускные отверстия, совмещенные с торцами основных труб. Тело трубы содержит фильтрующий массив, примыкающий с внешней стороны к поперечной трубе и состоящий из фильтрующего материала. 4 з.п. ф-лы, 3 ил. водопропускное сооружение в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах, патент № 2303675

водопропускное сооружение в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах, патент № 2303675 водопропускное сооружение в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах, патент № 2303675 водопропускное сооружение в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах, патент № 2303675

Формула изобретения

1. Водопропускное сооружение в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах, характеризующееся тем, что оно содержит одну или несколько водопропускных труб с оголовком, расположенных рядом или на расстоянии друг от друга, а оголовок выполнен в виде поперечной трубы, примыкающей к одной или к нескольким трубам и имеющей в боковой поверхности впускные отверстия, не совпадающие с торцами трубы или труб в направлении продольной оси последних, и перепускные отверстия, совмещенные с торцами трубы или труб, при этом оно содержит примыкающий с внешней стороны к поперечной трубе фильтрующий массив, состоящий из фильтрующего материала.

2. Водопропускное сооружение по п.1, отличающееся тем, что сумма площадей впускных отверстий с учетом только фильтрующей их части равна сумме площадей перепускных отверстий.

3. Водопропускное сооружение по п.1, отличающееся тем, что высота фильтрующего массива в зоне оголовка соответствует высоте снежных отложений.

4. Водопропускное сооружение по п.1, отличающееся тем, что оно содержит размещенные в фильтрующем массиве дополнительные трубы, расположенные напротив впускных отверстий перпендикулярно к поперечной трубе.

5. Водопропускное сооружение по п.1, отличающееся тем, что в основных и/или поперечных трубах устроены смотровые входы в виде вертикальных шахт с люками, присоединенных к трубе или к трубам и возвышающихся над уровнем насыпи и снежными отложениями.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области строительства водопропускных сооружений и может быть использовано при сооружении водопропускных труб под насыпями железных и автомобильных дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов.

Известно водопропускное сооружение в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах, содержащее тело насыпи, водопропускную трубу с оголовками коридорного типа и расположенное на основной площадке насыпи устройство для проезда транспорта (Т.К.Евграфов. Мосты на железных дорогах. М.: Трансжелдориздат, 1955 г., с.344).

Недостаток указанного водопропускного сооружения заключается в том, что при малых уклонах местности имеет место протаивание вечномерзлых грунтов в зонах оголовков, формирование термокарста и дальнейшее деформирование водопропускной трубы.

Наиболее близким к заявляемому является водопропускное сооружение в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах - дренирующая прорезь, включающее тело насыпи, выполненное из дренирующего материала и расположенное на основной площадке устройство для проезда транспорта (Г.Н.Жинкин, И.А.Грачев. Особенности строительства железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты и болот. М., УМК МПС России, 2000 г., с.62-63).

Недостаток водопропускного сооружения такой конструкции состоит в том, что при высокой насыпи, когда ее высота превышает высоту сезонного протаивания грунта, верхняя граница вечной мерзлоты может входить снизу в тело насыпи и тем самым преграждать фильтрационный поток через насыпь.

Задача предлагаемого изобретения состояла в повышении эксплуатационной надежности водопропускных сооружений, возводимых в районах распространения вечномерзлых грунтов и с сильным снегопереносом.

Для достижения указанного технического результата в водопропускном сооружении, содержащем дорожную насыпь, расположенную на естественной поверхности грунта и водопропускную трубу, состоящую из тела трубы и ее оголовка, тело трубы выполнено в виде одной или нескольких основных труб, расположенных рядом или на расстоянии друг от друга, а оголовок выполнен в виде поперечной трубы, примыкающей к основным трубам и имеющей в боковой поверхности впускные отверстия, не совпадающие с торцами основных труб в направлении продольной оси последних, и перепускные отверстия, совмещенные с торцами основных труб, при этом водопропускное сооружение содержит фильтрующий массив, примыкающий с внешней стороны к поперечной трубе и состоящий из фильтрующего материала.

Кроме того, сумма площадей впускных отверстий с учетом только фильтрующей их части может быть равна сумме площадей перепускных отверстий. А высота фильтрующего массива в зоне оголовка соответствует высоте снежных отложений. В фильтрующем массиве могут быть размещены дополнительные трубы, расположенные напротив впускных отверстий перпендикулярно к поперечной трубе. А в основных и поперечных трубах могут быть устроены возвышающиеся над уровнем насыпи и снежными отложениями смотровые входы в виде вертикальных шахт с люками, присоединенных к телу труб.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображено водопропускное сооружение;

на фиг.2 изображен разрез А-А (фиг.1);

на фиг.3 изображено сечение Б-Б (фиг.1).

Водопропускное сооружение содержит тело 1 насыпи, фильтрующий массив 2 и водопропускную трубу 3. Водопропускная труба выполнена в виде одной или нескольких основных труб 4, расположенных рядом или на расстоянии друг от друга, а оголовок выполнен в виде поперечной трубы 5. Поперечная труба 5 имеет в боковой поверхности внешние отверстия 6, не совпадающие в плане с торцами основных труб 4. Поперечная труба 5 примыкает и жестко присоединена к основным трубам 4, при этом в месте соединения этих труб образуются перепускные отверстия 7. Соединение труб 4 и 5 должно быть водонепроницаемым. Для этого оно может быть выполнено, например, на сварке. Сумма площадей внешних отверстий 6 с учетом только фильтрующей их части в общем случае должна быть не меньше суммы площадей перепускных отверстий 7. Но при определенных условиях отклонения от этого правила могут быть как в одну, так и в другую сторону. Торцы 8 поперечной трубы 5 могут быть заведены в насыпь 1. Однако может быть и другое техническое решение. Например, торцы 8 поперечной трубы могут использоваться как внешние отверстия 6.

Фильтрующий массив 2 может быть выполнен из каменной или скальной наброски или другим образом (например, из наброски бетонных мелких блоков). Для активизации работы фильтрующего массива в начале теплого периода года, когда массив находится в мерзлом состоянии, могут быть использованы дополнительные трубы 9, уложенные перпендикулярно поперечной трубе 5 напротив внешних отверстий 6. Диаметр дополнительных труб 9 может быть меньше диаметра основных 4 и поперечных 5 труб, а расположены дополнительные трубы могут быть в верхней части каменной наброски (фильтрующего массива 2) для того, чтобы обеспечивалась незаполненность их льдом от замерзшей в осенний период воды и чтобы в момент начала оттаивания фильтрующего массива при наступлении теплого периода года вода быстрее могла проходить к поперечной трубе 5. Фильтрующий массив расположен в плане с внешней стороны поперечной трубы 5 и имеет протяжение во внешнюю сторону на величину "с" (эта закономерность обоснована в работе СП-32-101-95 "Проектирование и устройство фундаментов опор мостов в районах распространения вечномерзлых грунтов". М.: Корпорация "Трансстрой", 1996, с.37-41)

с=2водопропускное сооружение в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах, патент № 2303675 , м,

где водопропускное сооружение в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах, патент № 2303675 - глубина деятельного слоя в зоне оголовка, м.

В направлении вдоль насыпи длина фильтрующего массива "d" соответствует длине поперечной трубы "l", хотя и не обязательно должна совпадать с ней. В свою очередь длина "l" поперечной трубы 5 определяется, во-первых, шириной русла водотока в естественных условиях, а, во-вторых, удобством размещения внешних отверстий 6. Верхняя поверхность 10 фильтрующего массива должна совпадать с прогнозируемой поверхностью максимальных снежных отложений в этом месте. Поверхность откоса 11 фильтрующего массива должна быть по возможности круче (1:1 или 1:1,5).

Под поперечной трубой должен быть расположен слой 12 песчано-гравийной смеси. Такой же слой 12 должен быть уложен под основной трубой 4. Для предотвращения фильтрации должен быть устроен противофильтрационный экран 13.

На фиг.1, 2, 3 даны также следующие обозначения: позицией 14 показана продольная ось перехода через водоток; позициями 15 и 16 показаны соответственно основная площадка и откос насыпи; позицией 17 показаны люки с крышкой в поперечной трубе 5; стрелки 18 характеризуют направление водного потока во входном оголовке; позицией 19 показан уровень снежных отложений в зимний период; позицией 20 показана охлаждающая шахта.

Водопропускное сооружение работает следующим образом.

Сооружение предназначено для случая, когда водоток является периодическим. В холодное время года (т.е. в зимний период) водоток отсутствует. В летний период вода по естественному руслу поступает к входному оголовку трубы, далее через фильтрующий массив 2 и внешние отверстия 6 поступает в поперечную трубу 5, далее (см. стрелки 18) поступает через перепускные отверстия 7 в основные трубы 4. По трубам 4 вода поступает к выходному оголовку трубы, через перепускные отверстия 7 поступает в поперечную трубу 5, а из нее через внешние отверстия 6 выходит через фильтрующий массив в естественное русло.

Предлагаемая конструкция водопропускного сооружения предназначена в основном для применения в дорогах на вечной мерзлоте в регионах с сильным снегопереносом. Одно из основных возникающих при этом технических противоречий заключается в том, что в зоне оголовка водопропускной трубы в насыпи естественно возникает углубление глубиной не менее высоты отверстия трубы. В зимний период это углубление полностью заносится снегом, снегом заносится и отверстие трубы. Образующиеся в результате этого снегоотложения высотой до 2 м и более приводят к растеплению или деградации мерзлоты в этой зоне. Уменьшить эту "ловушку" для снега путем засыпки грунтом нельзя, поскольку при этом не будет обеспечиваться пропуск воды. Предлагаемое техническое решение позволяет устранить противоречие. Уширением оголовка поперечной трубой 5 и устройством фильтрующего массива с верхней поверхностью, соответствующей поверхности снежных отложений, достигается следующее:

- ликвидируются снежные отложения;

- фильтрующий массив сам является охлаждающей системой;

- обеспечивается полное отсутствие снега в полости трубы, что приводит также к дополнительному охлаждению грунтов оснований;

- при этом обеспечивается пропуск воды с расчетным расходом.

На фиг.1, 2, 3 приведен случай, когда высота насыпи в зоне поперечной трубы равна высоте трубы. В общем случае это может быть и не так.

Существенный охлаждающий эффект может быть достигнут, если в месте расположения смотровых люков 17 будут сделаны замкнутые охлаждающие шахты 20, включающие либо боковые, либо верхние люки. Эти шахты являются неизбежными при высоте насыпи в зоне поперечной трубы 5 большей, чем высота трубы. Шахта должна возвышаться над уровнем максимальных снежных отложений на высоту порядка 2 м. В этом случае будет происходить охлаждение воздуха в этой части шахты, что вызовет образование конвекции и поступление холодного воздуха в полости труб 4 и 5. Шахта должна быть замкнутой (условие герметичности не требуется), иначе будет поступление снега в полости труб 4 и 5.

Охлаждающие шахты 20 со смотровыми люками 17 могут быть устроены не только в месте пересечения труб 4 и 5, но и в других местах, например в пределах трубы 4. Во всех случаях целесообразно размеры внутренней полости шахты 20 делать такими, чтобы по ним можно было попасть в полость основных 4 и поперечных 5 труб. Для удобства осмотра должны быть предусмотрены внутри полости шахт 20 скобы или лестницы.

Конфигурация насыпи в зоне водопропускной трубы должна как можно больше соответствовать конфигурации подходной части насыпи, при этом конфигурация должна обеспечивать в условиях сильного снегопереноса наименьшие отложения снега на ее поверхности.

Эффективность предложенного технического решения выражается в повышении эксплуатационной надежности за счет существенного улучшения температурного режима грунтов основания в зоне оголовков.

Наиболее целесообразная область применения - регионы с распространением вечномерзлых грунтов и сильным снегопереносом (400 м3/м и более).

Класс E01F5/00 Отвод воды от основания шоссейных дорог или от балластного слоя железных дорог с помощью кюветов или водоотводных канав; водопропускные устройства

устройство для отвода воды от балластного слоя железнодорожной насыпи -  патент 2524223 (27.07.2014)
способ ремонта водопропускной трубы под насыпью -  патент 2479688 (20.04.2013)
способ ремонта водопропускной трубы под насыпью -  патент 2406797 (20.12.2010)
участок автомобильной дороги с водопропускной трубой под насыпью в условиях северной строительно-климатической зоны -  патент 2385983 (10.04.2010)
водопропускная труба под насыпью в условиях северной строительно-климатической зоны и способ ее эксплуатации -  патент 2381328 (10.02.2010)
водопропускное сооружение под насыпью в условиях многолетнемерзлых грунтов на периодически действующем водотоке -  патент 2381327 (10.02.2010)
лоток водоотводной сборный (варианты) -  патент 2375515 (10.12.2009)
водопропускное сооружение под насыпью в условиях многолетнемерзлых грунтов на периодически действующем водотоке -  патент 2370590 (20.10.2009)
лоток водоотводной -  патент 2344220 (20.01.2009)
способ ремонта водопропускной трубы под насыпью -  патент 2341612 (20.12.2008)
Наверх