вяжущее для дорожного строительства

Классы МПК:C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Илиополов Сергей Константинович (RU),
Мардиросова Изабелла Вартановна (RU),
Каклюгин Александр Викторович (RU),
Еремин Максим Борисович (RU),
Горелов Станислав Викторович (RU),
Строев Дмитрий Александрович (RU),
Лбов Андрей Александрович (RU),
Ростовский государственный строительный университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-09-19
публикация патента:

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных покрытий. Технический результат: повышение температуры размягчения вяжущего, его эластичности, адгезии к минеральным материалам кислых пород, более длительное сохранение адгезионных свойств при повышенных температурах. Вяжущее для дорожного строительства включает, мас.%: нефтяной дорожный битум 95,5-97,7, катионный реагент - адгезионная добавка КАДЭМ-ВТ 0,3-0,5, вторичный полиэтилен 2,0-4,0. 4 табл.

Формула изобретения

Вяжущее для дорожного строительства, включающее нефтяной дорожный вязкий битум и катионный реагент, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит полимерную структурирующую добавку - вторичный полиэтилен, а в качестве катионного реагента - адгезионную добавку КАДЭМ-ВТ, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Нефтяной дорожный вязкий битум 95,5-97,7
Вторичный полиэтилен 2,0-4,0
Катионный реагент КАДЭМ-ВТ0,3-0,5

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд.

В этих целях широко используются вязкие дорожные битумы, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 22245-90.

Выпускаемые нефтеперерабатывающими заводами вязкие дорожные битумы для использования в составе асфальтобетонных смесей, применяемых при строительстве и ремонте автомобильных дорог, не обладают свойствами эластичности, нередко не обеспечивают смесям необходимые прочностные показатели, особенно при 50°С, устойчивость их при повышенных и низких температурах и отличаются плохими адгезионными свойствами к минеральным материалам, особенно кислых пород.

С целью улучшения этих показателей в отечественной и зарубежной практике в последнее время широко используются битумы, модифицированные полимерными добавками. Однако, повышая прочностные показатели и температурную устойчивость асфальтобетонных смесей, полимерные добавки не улучшают сцепление вяжущего с минеральными материалами.

Основным недостатком нефтяных дорожных битумов и битумов с добавками полимеров является отсутствие у них «эластичности», продолжает оставаться низкая адгезия, плохое сцепление вяжущего с минеральными материалами, особенно кислых пород (гранитным щебнем, природным песком и т.п.), вследствие чего снижаются водостойкость, трещиностойкость покрытий и их сопротивляемость к воздействию динамических нагрузок.

Известна битумная композиция для ремонта влажного асфальтобетонного покрытия (см. патент RU (11) 2152963 (13) G2, кл. 7 С08L 95/00, С04В 26/26, Е01С 23/06), включающая катионное поверхностно-активное вещество, ускоритель формирования композиции и жидкий битум. Битумная композиция улучшает сцепление даже с влажным минеральным материалом (до 4-5%) как кислых, так и основных пород, позволяет расширить сезон дорожных ремонтных работ. Однако недостатком композиции является значительный расход катионного ПАВ (1,5-3%) и незначительное улучшение (на 4-5%) сцепления с минеральными материалами.

Наиболее близким аналогом предлагаемому изобретению является применение поверхностно-активного вещества «БИКОР» на основе алифатических кислот и азотсодержащих соединений в качестве адгезионной добавки, улучшающей адгезию битума к кислым горным породам (патент RU (11) 2101249 (13) CL, G С04В 26/26, С08L 95/00, С08К 5/20, 5/3445, 5/3462).

Недостатком битумного вяжущего с использованием поверхностно-активного вещества «БИКОР» являются его невысокие адгезионные свойства. При введении в битум ПАВ «БИКОР» в количестве 0,4% от массы битума сцепление битума с гранитом выдерживает только по контрольному образцу №3 (см. табл.4), при содержании его в количестве до 1,0% - по контрольному образцу №2 (там же) с гранитом и кварцевым песком, и лишь при содержании «БИКОР» более 1,5%, сцепление с этими материалами соответствует контрольному образцу №1 (там же). Кроме того, добавка «БИКОР» вводится в битум при температуре не выше 150°С, что в ряде случает является недостаточным, особенно при использовании в вяжущем полимерных добавок. В этих случаях желательно, чтобы адгезивы, используемые в составе ПБВ (полимерно-битумное вяжущее) имели бы более высокую температуроустойчивость и в процессе приготовления могли быть нагреты в составе ПБВ до 160°-180°С.

Заявляемое изобретение решает следующую техническую задачу: улучшение адгезии битума к кислым породам, придание битумному вяжущему свойств эластичности (понижение циклической усталости асфальтобетонов при умеренных и низких отрицательных температурах), повышение температурной устойчивости вяжущего (диапазона температур введения ПАВ и времени устойчивости ПАВ в этих условиях), а также повышение коэффициента водостойкости и прочностных характеристик асфальтобетонных смесей с использованием в составе вяжущего комплексного модификатора.

Сущность изобретения состоит в том, что вяжущее для дорожного строительства, включающее нефтяной дорожный битум и катионный реагент, дополнительно содержит полимерную структурирующую добавку - вторичный полиэтилен, а в качестве катионного реагента - адгезионную добавку КАДЭМ-ВТ, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Нефтяной дорожный вязкий битум 95,5-97,7
Вторичный полиэтилен 2,0-4,0
Катионный реагент КАДЭМ-ВТ0,3-0,5

Введение вторичного полиэтилена как низкого, так и высокого давления, в сочетании с КАДЭМ-ВТ (реагента, представляющего собой смесь алкиламидополиаминов и алкилимидазолинполиаминов) в состав дорожного битума позволяет создать вяжущее с лучшими структурными свойствами, обладающее эластичностью, повышенной температурой размягчения, обеспечивающей снижение циклической усталости полимерасфальтобетонов при умеренных и низких отрицательных температурах и высокими адгезионными свойствами по сравнению с исходным дорожным битумом БНД 60/90. Температура размягчения вяжущего повышается на 6-8°С, битумное вяжущее приобретает свойство эластичности, которое достигает значений 84-94%, у исходного битума это свойство отсутствует. Наряду с этим, вяжущее за счет введения адгезионной добавки КАДЭМ-ВТ приобретает повышенное сцепление с минеральными материалами кислых пород.

В присутствии поверхностно-активного вещества КАДЭМ-ВТ вторичный полиэтилен равномерно распределяется в битуме, образуя гомогенное пластично-эластичное вяжущее с повышенными адгезионными свойствами.

Использование в составе вяжущего комплексной добавки, включающей КАДЭМ-ВТ (катионный адгезив-эмульгатор высокотемпературный) и вторичный полиэтилен, обеспечивает вяжущему новое свойство - «эластичность», температурную устойчивость вяжущего с добавкой по сравнению с вяжущими, приготовленными с использованием других аминных ПАВ. Температура введения ПАВ КАДЭМ-ВТ в битумное вяжущее, содержащее вторичный полиэтилен, может быть увеличена до 180°С. Как правило, использование других известных ПАВ требует понижения температуры вяжущего градусов на десять и температура вяжущего с адгезионной добавкой обычно не должна превышать 140-150°С. Причем полимерно-битумное вяжущее (ПБВ), содержащее КАДЭМ-ВТ и вторичный полиэтилен может сохранять свои высокие адгезионные свойства длительное время и при повышенных температурах: при 180°С в течение 6 часов, при 140°С - 25 часов, что несвойственно другим адгезивам.

Асфальтобетонные смеси, приготовленные с использованием предлагаемой композиции вяжущего (битум, модифицированный вторичным полиэтиленом и КАДЭМ-ВТ), обладают улучшенными прочностными показателями, повышенным коэффициентом водостойкости и трещиностойкостью.

Водонасыщение при этом уменьшается от 2,86 до 2,21, коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении повышается от 0,66 до 0,82, предел прочности при сжатии вяжущее для дорожного строительства, патент № 2303575 повышается от 1,35 до 1,96 МПа (на 45%).

Анализ известных технологических решений показал, что применение в составе вяжущих поверхностно-активного вещества КАДЭМ-ВТ известно. Известно также приготовление вяжущего с использованием полимерных компонентов и, в частности, вторичного полиэтилена. Однако применение для модифицирования вяжущего вторичного полиэтилена в комплексном сочетании с высокотемпературным ПАВ КАДЭМ-ВТ, обеспечивает в заявляемом решении новые свойства: упрощенную технологию приготовления температуроустойчивого полимерно-битумного вяжущего с повышенными адгезионными свойствами и эластичностью, высокими физико-механическими показателями и широким диапазоном температур введения ПАВ (до 180°С), чего не достигается при использовании других ПАВ аминного типа. Полученное комплексное модифицированное вяжущее обладает улучшенными структурными свойствами, высокой эластичностью, достигающей 86-84% (исходное вяжущее не имеет эластичности), повышенной температурой размягчения (на 6-8°С), что особенно важно для южных регионов РФ. Показатель «предел прочности на сжатие» при 50°С асфальтобетонных смесей, приготовленных с использованием разработанной композиции вяжущего, повышается до 45% (от 1,35 до 1,96 МПа).

Проявленное вяжущим новое свойство эластичности (см. таблицу 4) благотворно сказывается на циклической усталости асфальтополимербетонов при умеренных и низких отрицательных температурах (Золотарев В.А. О показателях качества битумов, модифицированных полимерами - Киiв, 2006 - (Збiрник науковых статей); вып.5; с.200-221). Добавка КАДЭМ-ВТ, будучи соединением аминного типа, снижает термоокислительные процессы и фотодеструкцию, протекающие во вторичном полиэтилене и в целом в вяжущем. Использование в битумном вяжущем только полиэтилена или вторичного его продукта не обеспечивает эти свойства. Наличие в битуме КАДЭМ-ВТ в отсутствие полиэтилена улучшает только его адгезионные свойства. Комплексное сочетание этих двух компонентов (вторичного полиэтилена и КАДЭМ-ВТ) обеспечивает вяжущему улучшение отмеченных показателей.

Характеристика исходных материалов

1. Битум. В работе использовался вязкий нефтяной дорожный битум БНД 60/90, наиболее часто используемый при приготовлении асфальтобетонных смесей для верхних слоев покрытий. В таблице 1 приведены физико-механические показатели вяжущего.

2. Катионный реагент КАДЭМ-ВТ изготавливается в соответствии с техническими условиями ТУ 2482-009-04706205-03. Реагент КАДЭМ-ВТ представляет собой смесь алкиламидополиаминов и алкилимидазолинполиаминов, полученных на основе кислот C16-C 20 растительного и (или) животного происхождения.

Структурные формулы:

алкиламидополиамины -

вяжущее для дорожного строительства, патент № 2303575

алкилимидазолинполиамины -

вяжущее для дорожного строительства, патент № 2303575

КАДЭМ-ВТ не растворяется в воде, хорошо растворяется в ароматических углеводородах (бензоле, толуоле), керосине, в нефтепродуктах.

Органометрические и физико-механические показатели добавки КАДЭМ-ВТ приведены в таблице 2.

Таблица 1

Физико-механические показатели битума БНД 60/90
Пенетрация, 0,1 мм приРастяжимость, см, приТемпература °С Интервал пластичности Прилипаемость
25°С 0°С25°С 0°Сразмягчения хрупкости к пескук мрамору
74,026,0 >1004,9 48-19 67Не выдерживает
образец №3образец №2
Таблица 2

Физико-механические и органометрические показатели реагента КАДЭМ-ВТ
№ п/п Наименование показателейНорма по ТУ 2482-009-04706205-03Значение показателя
1 23 4
1 Внешний вид при 20°Сот жидкого до пастообразного состоянияВязкая жидкость
2 Температура застывания 0°С, не более 30 
3Плотность при 20°С, г/см 30,935-0,955 0,946
4 Аминное число, мг-экв/г1,4 1,5
5Кислотное число, мг-экв/г, не более0,2 0,15
6 Температура вспышки в закрытом тигле 185-195°С194
7Потери массы продукта при выдерживании в пенетрационной чашке слоем 1,75 см (половина чашки) в течение 5 ч при 170°С, % не более 86

3. Вторичный полиэтилен ПЭ

Использован полиэтилен низкой плотности (пленка сельскохозяйственного назначения, бывшая в употреблении) и полиэтилен высокой плотности (упаковочный материал). В таблице 3 приведены его основные физико-химические характеристики.

Таблица 3

Физико-механические свойства использованного в работе вторичного полиэтилена (ПЭ)
ПоказательЗначение
1. Предел прочности при растяжении, МПа 9,7
2. Относительное удлинение при разрыве, %165
3. Морозостойкость45

Вторичный полиэтилен как низкой, так и высокой степени плотности сохраняет достаточно высокие прочностные и деформационные показатели и может использоваться в качестве упрочняющей добавки асфальтобетона (Бонченко Г.А. Асфальтобетон. Сдвигоустойчивость и технология модифицирования полимером - М.: Машиностроение, 1994 - 176 с.).

Пример. Для экспериментальной проверки заявляемого состава были подготовлены 5 вариантов составов смесей ингредиентов (см. табл.4).

В качестве битума использовался нефтяной вязкий дорожный битум БНД 60/90, в качестве комплексной добавки использовался катионный реагент КАДЭМ-ВТ и вторичный полиэтилен. Вторичный полиэтилен предварительно смешивался в соотношении 1:1 с битумом при постоянном перемешивании при температуре 150-160°С в течение 10 минут на лабораторной мешалке до получения однородной консистенции смеси. При этом битум подавался на разогретый полиэтилен. Затем полученная композиция вводилась в основное количество вяжущего (с учетом битума, введенного с полиэтиленом) и добавлялась адгезионная добавка КАДЭМ-ВТ. Полученный состав компонентов перемешивался в течение 5-10 минут до получения гомогенного состава вяжущего, которое испытывалось в соответствии с ГОСТ 11501-11512. Результаты сравнительных испытаний приведены в таблице 4.

вяжущее для дорожного строительства, патент № 2303575 вяжущее для дорожного строительства, патент № 2303575 вяжущее для дорожного строительства, патент № 2303575

Из данных таблицы 4 следует, что вяжущее, полученное на основе нефтяных вязких дорожных битумов, модифицированное комплексной добавкой ПАВ - КАДЭМ-ВТ в сочетании с вторичным полиэтиленом удовлетворяет требованиям ГОСТ 22245-90 на битумы нефтяные дорожные вязкие и обладает более высокими показателями свойств, такими как температура размягчения, эластичность, адгезия к минеральным материалам кислых пород, и более длительным сохранением этих свойств при повышенных температурах, что особенно важно при проведении дорожностроительных работ по сравнению с прототипом.

Использование предлагаемого изобретения позволяет:

- повысить качество асфальтобетона при высоких температурах;

- повысить адгезию вяжущего к минеральным материалам кислых пород, как при использовании битума без полимерных добавок, так и в их присутствии;

- получить вяжущее с высоким показателем «эластичность»;

- расширить температурный диапазон приготовления и использования вяжущих с адгезионными добавками;

- продлить срок службы дорожных покрытий.

Класс C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек

высоконаполненный композиционный материал -  патент 2525074 (10.08.2014)
ресурсосберегающая щебеночно-мастичная смесь для строительства и ремонта дорожных покрытий -  патент 2524081 (27.07.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2522497 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь на наномодифицированном вяжущем -  патент 2521988 (10.07.2014)
способ приготовления асфальтобетонной смеси -  патент 2520256 (20.06.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2515840 (20.05.2014)
способ приготовления асфальтобетонной смеси -  патент 2515652 (20.05.2014)
минеральный порошок для асфальтобетонной смеси -  патент 2515277 (10.05.2014)
минеральный порошок -  патент 2515274 (10.05.2014)
минеральный порошок -  патент 2515239 (10.05.2014)
Наверх