способ обеспечения безопасности полетов при заклинивании закрылка и порционер

Классы МПК:B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов
F15B11/22 синхронизация движения двух или более сервомеханизмов 
F15B13/06 для систем с двумя или более сервомеханизмами 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Попов Владимир Николаевич (RU),
Каблуков Евгений Анатольевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-05-06
публикация патента:

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления закрылками летательных аппаратов с помощью пневмогидравлической передачи. Порционер состоит из корпуса 1, в котором расположены золотник 3, открывающий равные распределительные отверстия 5 с обеих сторон гильзы 2, плунжер 6, контролирующий расход гидросмеси для уравнивания сил, действующих на пневмогидроцилиндры, два обратных клапана 7, 9, калиброванное отверстие 4 и калиброванный канал 8 для дожатия отставшего пневмогидроцилиндра закрылка. С внешних боковых сторон корпуса расположены цилиндрические полости 10 с центральными отверстиями на торцевой стороне, соединенные соосно через отверстия в корпусе 1 с каналом порционера, в котором находится плунжер 6. На плунжере 6 жестко закреплен шток 11, а в цилиндрической полости 10 находится подпружиненный толкатель со стержнем 12. Толкатель при перемещении воздействует на концевой выключатель 13, включенный в электрическую цепь управления гидрокраном пневмогидросистемы. Изобретение обеспечивает безопасность полетов при заклинивании закрылка, выполняя одновременную остановку исправного закрылка в тот момент, когда второй закрылок вышел из строя, за счет "запирания" их с помощью гидрозамков. 2 н.п. ф-лы, 1 ил. способ обеспечения безопасности полетов при заклинивании закрылка   и порционер, патент № 2303557

способ обеспечения безопасности полетов при заклинивании закрылка   и порционер, патент № 2303557

Формула изобретения

1. Способ обеспечения безопасности полетов при повреждении закрылка, основанный на принципе изменения перепада давлений при изменении расхода гидросмеси через калиброванное отверстие порционера, при прямом ходе золотника которого гидросмесь давит на золотник, открывая равные отверстия и обеспечивая точность деления потока, отличающийся тем, что при заклинивании одного из закрылков, а следовательно, при резком увеличении давления в полости порционера, плунжер с жестко закрепленным на нем штоком перемещается по каналу в положение, при котором шток взаимодействует через подпружиненный толкатель со стержнем с контактом концевого выключателя, замыкает электрическую цепь и устанавливает электромагнитный гидрокран пневмогидросистемы в нейтральное положение, фиксируя одинаковое положение закрылков за счет "запирания" их с помощью гидрозамков, тем самым осуществляют фиксацию цилиндров на момент заклинивания.

2. Порционер, содержащий корпус, золотник, который опускается под давлением и открывает с обеих сторон гильзы равные распределительные отверстия, плунжер, уравнивающий давление при несинхронной работе гидроцилиндров, два обратных клапана, калиброванное отверстие и калиброванный канал, через которые проходит гидросмесь для дожатия одного из гидроцилиндров, отличающийся тем, что в порционере дополнительно с внешних боковых сторон корпуса имеются цилиндрические полости с центральными отверстиями на торцевой стороне, соединенные через отверстия в корпусе, соосно, с каналом порционера, в котором находится плунжер, на котором жестко закреплен шток, который воздействует через подпружиненный толкатель со стержнем, находящимся в цилиндрической полости, на контакт концевого выключателя, включенного в электрическую цепь управления гидрокраном пневмогидросистемы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления закрылками летательных аппаратов с помощью пневмогидравлической передачи.

Закрылки левого и правого полукрыла, расположенные с левой и правой стороны фюзеляжа, должны всегда отклоняться одновременно на одинаковые углы. В случае нарушения синхронности их отклонения в полете возникает нарушение балансировки самолета и может создаться аварийная обстановка.

При заклинивании (повреждении) одного из закрылков возникает необходимость остановки второго закрылка одновременно с вышедшим из строя. Для решения этой задачи необходима реконструкция системы управления закрылками летательного аппарата. Синхронную работу силовых цилиндров пневмогидравлической системы обеспечивают порционеры, которые подают равные количества гидросмеси в цилиндры при уборке закрылков и выпускают из цилиндров равные количества гидросмеси при выпуске закрылков независимо от нагрузки, действующей на закрылки.

Известен способ синхронизации работы закрылков с помощью порционера ГА 215, установленного в магистрали «уборка» пневмогидроцилиндров, основанный на принципе изменения давлений при изменении расхода гидросмеси через калиброванные отверстия, при прямом ходе которого гидросмесь давит на золотник, который опускается и открывает равные отверстия с обеих сторон гильзы.

Известно устройство - порционер ГА 215, осуществляющий описанный способ. Порционер, принятый за прототип заявляемого изобретения, состоит из корпуса 1, золотника 3, который опускается под давлением и открывает с обеих сторон гильзы 2 равные распределительные отверстия 5, плунжера 6, уравнивающего давления при несинхронной работе гидроцилиндров, двух обратных клапанов 7 и 9. Гидросмесь для дожатия одного из гидроцилиндров будет проходить через калиброванное отверстие 4 и калиброванный канал 8. Управление гидрокраном пневмогидросистемы осуществляет электрическая цепь, обеспечивающая его работу в каждом из режимов (не показана) [1].

Недостатком описанных способа и устройства является невозможность одновременной остановки работающего закрылка при заклинивании второго.

Технической задачей изобретения является обеспечение безопасности полетов при заклинивании закрылка путем усовершенствования порционера для выполнения одновременной остановки исправного закрылка в тот момент, когда второй закрылок вышел из строя.

Сущность изобретения заключается в способе обеспечения безопасности полетов при повреждении закрылка, основанном на принципе изменения перепада давлений при изменении расхода гидросмеси через калиброванное отверстие порционера, при прямом ходе золотника которого гидросмесь давит на золотник, открывая равные отверстия и обеспечивая точность деления потока, при этом при заклинивании одного из закрылков, а следовательно, при резком увеличении давления в полости порционера, плунжер с жестко закрепленным на нем штоком перемещается по каналу в положение, при котором шток взаимодействует через подпружиненный толкатель с концевым выключателем, замыкает электрическую цепь и устанавливает электромагнитный гидрокран пневмогидросистемы в нейтральное положение, фиксируя одинаковое положение закрылков за счет «запирания» их с помощью гидрозамков, тем самым осуществляют фиксацию цилиндров на момент заклинивания.

Способ осуществляется в порционере, содержащем корпус 1, золотник 3, который опускается под давлением и открывает с обеих сторон гильзы 2 равные распределительные отверстия 5, плунжер 6, уравнивающий давление при несинхронной работе гидроцилиндров, два обратных клапана 7 и 9 и калиброванное отверстие 4 и калиброванный канал 8, через которые будет проходить гидросмесь для дожатия одного из гидроцилиндров, при этом в описанном порционере дополнительно с внешних боковых сторон корпуса имеются цилиндрические полости 10 с центральными отверстиями на торцевой стороне, соединенные через отверстия в корпусе 1 соосно с каналом порционера, в котором находится плунжер 6, на котором жестко закреплен шток 11, при перемещении плунжера 6 в крайнее положение шток 11 воздействует через подпружиненный толкатель со стержнем 12, находящийся в цилиндрической полости 10, на контакт 13 концевого выключателя, включенный в электрическую цепь управления гидрокраном пневмогидросистемы, устанавливая выключатель электромагнитного гидрокрана в нейтральное положение и фиксируя гидрозамками закрылки в одном положении.

На чертеже показан порционер в продолном разрезе.

Порционер состоит из корпуса 1, в котором расположены золотник 3, открывающий равные распределительные отверстия 5 с обеих сторон гильзы 2, плунжер 6, контролирующий расход гидросмеси для уравнивания сил, действующих на пневмогидроцилиндры, два обратных клапана 7, 9, калиброванное отверстие 4 и калиброванный канал 8 для дожатия отставшего пневмогидроцилиндра закрылка. С внешних боковых сторон корпуса расположены цилиндрические полости 10 с центральными отверстиями на торцевой стороне, соединенные соосно через отверстия в корпусе 1 с каналом порционера, в которой находится плунжер 6. На плунжере 6 жестко закреплен шток 11, а в цилиндрической полости 10 находится подпружиненный толкатель со стержнем 12, который при перемещении воздействует на контакт 13 концевого выключателя, включенный в электрическую цепь управления гидрокраном пневмогидросистемы.

Описание работы порционера.

Питание к пневмогидроцилиндрам закрылков (не показаны) подводится через электромагнитный гидрокран, имеющий три положения: «выпуск», при котором гидросмесь под давлением поступает через гидрозамки в полости выпуска пневмогидроцилиндров и устанавливает закрылки в выпущенное положение; «уборка», при котором гидросмесь под давлением поступает в полости уборки гидроцилиндров, при этом закрылки убираются; «выпуск», при котором слив гидросмеси из выпускной полости обеспечивается открытием гидрозамков от магистрали «уборка»; «нейтрально» - в этом положении кран обесточен, нагнетающая магисталь гидропневмосистемы перекрыта, а магисталь уборки и выпуска соединена со сливом. При заклинивании одного из закрылков и резком повышении давления в канале плунжер 6 перемещается в крайнее положение, шток 11 воздействует через подпружиненный толкатель со стержнем 12, находящийся в цилиндрической полости 10, на контакт 13 концевого выключателя, включенный в электрическую цепь управления гидрокраном пневмогидросистемы, устанавливая выключатель электромагнитного гидрокрана в нейтральное положение и фиксируя гидрозамками закрылки в одном положении.

Источники информации

1. Основы конструкции самолета. / Под ред. К.Д.Туркина. - Военное издательство Министерства Обороны СССР. М., 1974, с.285-286. (прототип)

Класс B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов

система управления вертолетом и раздвижная тяга проводки системы управления -  патент 2527574 (10.09.2014)
привод ходового винта -  патент 2524810 (10.08.2014)
электромеханический линейный привод -  патент 2522646 (20.07.2014)
электромеханический привод интерцептора крыла самолета -  патент 2522638 (20.07.2014)
электромеханический привод предкрылка самолета -  патент 2522635 (20.07.2014)
система повышения управляемости для летательного аппарата -  патент 2520850 (27.06.2014)
подшипниковый узел -  патент 2520706 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
силовой мини-привод петлеобразной формы -  патент 2519612 (20.06.2014)
устройство, которое подвергается воздействию потока текучей среды -  патент 2519602 (20.06.2014)

Класс F15B11/22 синхронизация движения двух или более сервомеханизмов 

гидравлический узел питания и регулировки для подъемного устройства с двумя опорами с независимыми приводами, действующими одновременно -  патент 2495283 (10.10.2013)
гидравлический привод вывешивания и горизонтирования грузовой платформы -  патент 2489609 (10.08.2013)
гидравлический привод вывешивания и горизонтирования грузовой платформы -  патент 2464453 (20.10.2012)
гидравлический привод вывешивания и горизонтирования грузовой платформы -  патент 2464452 (20.10.2012)
гидравлический привод вывешивания и горизонтирования грузовой платформы -  патент 2459123 (20.08.2012)
способ синхронизации гидроцилиндров (вариант) и делитель (вариант) -  патент 2425258 (27.07.2011)
гидравлический привод вывешивания и горизонтирования грузовой платформы -  патент 2303174 (20.07.2007)
гидравлический привод вывешивания и горизонтирования грузовой платформы -  патент 2296891 (10.04.2007)
гидравлический привод вывешивания и горизонтирования грузовой платформы -  патент 2258160 (10.08.2005)
система управления мощностью группового привода гидромоторов буровой установки -  патент 2254431 (20.06.2005)

Класс F15B13/06 для систем с двумя или более сервомеханизмами 

Наверх