дверь летательного аппарата

Классы МПК:B64C1/14 окна; двери; крышки люков, смотровые панели; наружные элементы конструкции; фонари; козырьки
B60J5/06 скользящие, складные 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МОСКОВСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД ИМ. М.Л. МИЛЯ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-12-14
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкции двери летательного аппарата. Дверь летательного аппарата содержит установленные в дверном проеме фюзеляжа откидную нижнюю створку с подножками, сдвижную верхнюю створку, установленную с помощью трех кронштейнов навески с подвижными шарнирными элементами, например роликами, и трех направляющих для подвижных элементов с отогнутым концевым участком каждая. Кронштейны навески расположены с внутренней стороны сдвижной верхней створки, а направляющие установлены внутри контура обшивки фюзеляжа, причем направляющая для подвижного элемента нижнего кронштейна навески верхней створки установлена сверху на нижней створке. Запирающий механизм откидной нижней створки снабжен узлом блокировки, который включает кронштейн, основанием закрепленный на боковой стенке дверного проема фюзеляжа, с консольным отрезком направляющей, примыкающим к направляющей на нижней створке, и подпружиненную защелку, установленную на основании кронштейна с возможностью блокировки запирающего механизма нижней створки при перемещении защелки. При этом нижний кронштейн навески верхней створки снабжен штыревым выступом, взаимодействующим с подпружиненной защелкой узла блокировки при переходе подвижного элемента нижнего кронштейна навески на консольный отрезок направляющей, и подпружиненным штыревым фиксатором, взаимодействующим с концевым выступом на консольном отрезке направляющей. Все кронштейны навески расположены с внутренней стороны корпуса сдвижной верхней створки, а все три направляющих установлены внутри контура обшивки фюзеляжа. Направляющая для подвижного элемента верхнего кронштейна навески расположена сверху на стенке дверного проема, а направляющая для подвижного элемента среднего кронштейна навески расположена с наружной стороны фюзеляжа, сбоку от дверного проема, между верхней и нижней направляющими, и выполнена утопленной за обшивку фюзеляжа. Технический результат направлен на улучшение аэродинамики, упрощение конструкции и снижение веса узлов навески сдвижной створки. 1 з.п. ф-лы, 5 ил. дверь летательного аппарата, патент № 2300483

дверь летательного аппарата, патент № 2300483 дверь летательного аппарата, патент № 2300483 дверь летательного аппарата, патент № 2300483 дверь летательного аппарата, патент № 2300483 дверь летательного аппарата, патент № 2300483

Формула изобретения

1. Дверь летательного аппарата, содержащая установленные в дверном проеме фюзеляжа откидную нижнюю створку с подножками, снабженную запирающим механизмом, сдвижную верхнюю створку, установленную с помощью трех кронштейнов навески, подвижных элементов, шарнирно закрепленных на кронштейнах, и трех продольных направляющих для подвижных элементов с отогнутым концевым участком каждая, отличающаяся тем, что направляющая для подвижного элемента нижнего кронштейна навески верхней створки установлена сверху на откидной нижней створке, а запирающий механизм нижней створки снабжен узлом блокировки, который включает кронштейн, основанием закрепленный на боковой стенке дверного проема фюзеляжа, с консольным отрезком направляющей, примыкающим к направляющей на нижней створке, и подпружиненную защелку, установленную на основании кронштейна с возможностью блокировки запирающего механизма нижней створки при перемещении защелки, при этом нижний кронштейн навески верхней створки снабжен штыревым выступом, взаимодействующим с подпружиненной защелкой узла блокировки при переходе подвижного элемента нижнего кронштейна навески на консольный отрезок направляющей, и подпружиненным штыревым фиксатором, взаимодействующим с концевым выступом на консольном отрезке направляющей, причем все кронштейны навески расположены с внутренней стороны сдвижной верхней створки, а все три направляющие установлены внутри контура обшивки фюзеляжа.

2. Дверь летательного аппарата по п.1, отличающаяся тем, что подвижные элементы на кронштейнах навески верхней створки выполнены в виде полозков, а направляющие - в виде рельсов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкции двери летательного аппарата, в частности двери грузовой кабины вертолета.

Известны конструкции сдвижной двери наземного транспортного средства (патент Англии №1114981, НКИ B7J, 1968; патент Англии №2126173, МКИ B60J/06, 1984 или патент ЕПВ №102053, МКИ B60J 5/06, 1992) с механизмами навески двери автомобиля, обеспечивающими ее скольжение вдоль кузова и расположение двери в закрытом положении заподлицо с поверхностью кабины, а также конструкции сдвижной двери вертолетов, например французского вертолета Puma ("Published by Histoire & Collections", France, 1996, p.2, 49, 126) с горизонтальным сдвигом створки снаружи по направляющим, установленным на борту сверху и снизу дверного проема.

В устройстве по патенту ЕПВ №102053, МКИ B60J 5/06, 1992, конструкция крепления сдвижной двери автомобиля включает три направляющие с дугообразными концами, обращенными в дверной проем. Верхняя и нижняя направляющие установлены вверху и внизу дверного проема и предназначены для взаимодействия с двумя узлами навески, расположенными с одной стороны двери, а средняя направляющая установлена между ними с внешней стороны кабины и предназначена для взаимодействия с узлом навески, расположенным с другой стороны двери - со стороны направления сдвига. Узлы навески двери включают каретки, каждая из которых установлена на своем кронштейне, закрепленном на соответствующей стороне каркаса двери, и имеют опорные и направляющие ролики, взаимодействующие со своей опорной поверхностью фигурной в сечении направляющей. Конструкция обеспечивает перемещение каретки среднего узла подвески по дугообразному участку средней направляющей с поворотом основания каретки вокруг шарнира при поперечном перемещении двери в направлении проема при ее закрытии совместно с работой верхнего и нижнего узлов подвески.

В некоторых случаях на вертолетах двери грузовой кабины выполняются с двумя створками: с независимо открывающейся верхней створкой и откидывающейся наружу нижней створкой, служащей входным трапом.

В частности, двухстворчатая дверь с открывающейся наружу верхней створкой и откидывающейся наружу нижней створкой, служащей входным трапом, выполнена на вертолете МИ-24 («Вертолет МИ-24». Техническое описание, кн. 2, М.: Машиностроение, 1977, с.11-13). Верхняя створка удерживается в открытом наружу положении фиксаторами, а нижняя - с помощью троса и тяги. В закрытом положении створок нижняя створка запирается штыревым замком, штыри которого располагаются в отверстиях на боковых стенках проема. Штыревой замок имеет узел блокировки ручки замка: наружная и внутренняя ручки штыревого замка фиксируются механизмом, включающим вильчатый рычаг, взаимодействующий с осью ручек, и пружину, воздействующую на рычаг с помощью внутренней и наружной кнопок.

Устройство в штатном режиме работы не предусматривает независимого открытия только одной верхней створки при закрытой нижней створке, что является его существенным недостатком, поскольку не дает возможности в полете использовать верхнюю створку в качестве окна, например для сброса груза или для стрельбы в боевых условиях. С другой стороны, открытие в полете такой открывающейся наружу створки нежелательно из соображений аэродинамики.

Известна конструкция двухстворчатой двери летательного аппарата, наиболее близкая к заявляемой, по патенту США №6189833 (МКИ В 64 С 1/14, НКИ 244/129.5, публикация 2001), в которой бортовая дверь разделена на верхнюю и нижнюю створки, что обусловлено наличием непосредственно за ней контейнера топливного бака (спонсона), препятствующего выполнению двери сдвижной целиком. Нижняя поворотная створка откидывается вниз наружу от фюзеляжа, а верхняя створка выполнена сдвижной и перемещается над наружной поверхностью вертолета вдоль борта фюзеляжа и над контейнером топливного бака. Сдвижная верхняя створка установлена с помощью трех наружных роликовых узлов навески: двух верхних и одного нижнего, и перемещается по трем направляющим, закрепленным снаружи фюзеляжа. Ролики двух верхних узлов навески перемещаются по двум верхним направляющим, установленным одна за другой: одна - сверху над дверным проемом, а вторая - также сверху, но сбоку от дверного проема. Ролики третьего, нижнего узла навески, перемещаются по нижней направляющей, расположенной на уровне нижнего обреза верхней створки, но сбоку от дверного проема. Все три направляющие выполнены с одной стороны с дугообразными концами, обращенными в дверной проем. При этом изгиб траектории перемещения верхней створки по направляющим в закрытое положение выполнен таким, что на последнем участке траектории она перемещается как параллельно плоскости фюзеляжа, так и в перпендикулярном ему направлении, к дверному проему, чтобы в закрытом положении наружная поверхность створки оказалась заподлицо с поверхностью фюзеляжа и нижней створки. Однако направляющие и узлы навески створки при этом остаются с наружной стороны обшивки верхней створки и фюзеляжа.

Верхняя створка двери снабжена запирающим механизмом, который включает закрепленный на створке палец, расположенный параллельно направлению движения створки в сторону переднего конца траектории при перемещении створки в закрытое положение и взаимодействующий с ответным гнездом, выполненным в прилежащей боковой стенке дверного проема. Кроме этого, запирающий механизм включает поворотную защелку с наружной и внутренней ручками, установленную с той же стороны на створке. При повороте ручки защелка поворачивается вокруг своей оси, перпендикулярной плоскости двери, и входит в зацепление с поперечным штырем, установленным на боковой стенке дверного проема параллельно оси защелки. Такая конструкция запирающего механизма удерживает верхнюю створку двери в закрытом положении.

Кроме упоминания (столбец 8, строки 55-60), что при закрытом положении верхней створки взаимодействие между верхней и нижней створками (через уплотнение) «дополняет действие замков нижней створки (не показанных), препятствующих открытию нижней створки», в описании к патенту не приведены сведения о конкретной конструкции упомянутых замков или о средствах фиксации нижней створки в закрытом положении, а также о характере взаимодействия замков верхней и нижней створок.

Основным недостатком аналога является расположение всех трех кронштейнов узлов навески с наружной стороны верхней створки, в том числе и при закрытой верхней створке, и всех трех направляющих снаружи относительно поверхности обшивки борта фюзеляжа, что ухудшает аэродинамику вертолета.

Отсутствие надежной фиксации закрытого положения нижней откидной створки создает опасность случайного открытия нижней створки в полете при эксплуатации летательного аппарата с такой двухстворчатой дверью.

Другим недостатком представляется выбранная схема расположения узлов навески на плоскости верхней створки двери, следствием чего явилось введение в устройство усложняющего конструкцию узла фиксации нижней передней четверти верхней створки в виде пальца на створке, входящего в гнездо на косяке дверного проема. Как указано в описании к патенту, назначение этого узла - препятствовать изгибу наружу створки в ее нижней передней четверти.

Кроме того, к недостаткам конструкции аналога можно отнести сложность, громоздкость и, следовательно, значительный вес конструкции узлов навески с двумя роликами и, соответственно, направляющих с двумя ручьями: для опорного и направляющего роликов. Такая сложность узлов обоснована на наземных транспортных средствах, где ресурс этих узлов должен быть значительно выше, чем на летательном аппарате.

Использование вертолета, в частности в боевых условиях, показало целесообразность установки двери со сдвижной створкой и необходимость обеспечить безопасность эксплуатации двери двухстворчатой конструкции в полете за счет обеспечения надежной фиксации замка нижней створки.

Задачей предлагаемого изобретения является улучшение аэродинамики фюзеляжа за счет отсутствия с наружной стороны его обшивки ухудшающих аэродинамику выступающих элементов конструкции направляющих, узлов шарнирно закрепленных подвижных элементов и самих кронштейнов узлов навески при закрытом положении сдвижной створки, а также обеспечение надежности конструкции двустворчатой двери и безопасности работ при полностью или частично открытой верхней створке в полете за счет надежной блокировки запирающего механизма закрытой в полете откидной нижней створки.

Другой задачей изобретения является упрощение конструкции и снижение веса узлов навески и направляющих верхней сдвижной створки двери.

Указанная задача решена благодаря тому, что в конструкции двери летательного аппарата, содержащей установленные в дверном проеме фюзеляжа откидную нижнюю створку с подножками, снабженную запирающим механизмом, сдвижную верхнюю створку, установленную с помощью трех кронштейнов навески, подвижных элементов, шарнирно закрепленных на кронштейнах, и трех продольных направляющих для подвижных элементов с отогнутым концевым участком каждая, в соответствии с изобретением - направляющая для подвижного элемента нижнего кронштейна навески верхней створки установлена сверху на откидной нижней створке, а запирающий механизм нижней створки снабжен узлом блокировки, который включает кронштейн, основанием закрепленный на боковой стенке дверного проема фюзеляжа, с консольным отрезком направляющей, примыкающим к направляющей на нижней створке, и подпружиненную защелку, установленную на основании кронштейна с возможностью блокировки запирающего механизма нижней створки при перемещении защелки, при этом нижний кронштейн навески верхней створки снабжен штыревым выступом, взаимодействующим с подпружиненной защелкой узла блокировки при переходе подвижного элемента нижнего кронштейна навески на консольный отрезок направляющей, и подпружиненным штыревым фиксатором, взаимодействующим с концевым выступом на консольном отрезке направляющей, причем все кронштейны навески расположены с внутренней стороны сдвижной верхней створки, а все три направляющих установлены внутри контура обшивки фюзеляжа.

В частности, направляющая для подвижного элемента верхнего кронштейна навески расположена сверху на стенке дверного проема, а направляющая для подвижного элемента среднего кронштейна навески расположена с наружной стороны фюзеляжа, сбоку от дверного проема, между верхней и нижней направляющими, и выполнена утопленной за обшивку фюзеляжа.

Подвижные элементы на кронштейнах навески верхней створки при этом могут быть выполнены в виде полозков, а направляющие - в виде рельсов.

Расположение кронштейнов навески сдвижной створки с внутренней стороны корпуса створки позволяет расположить все три направляющих для шарнирных подвижных элементов узлов навески внутри контура обшивки фюзеляжа, а именно: верхнюю направляющую закрепить сверху на стенке дверного проема, среднюю выполнить утопленной в продольной выемке с наружной стороны фюзеляжа, сбоку от дверного проема, а нижнюю - сверху на откидной нижней створке. Соответственная схема расположения трех узлов навески на внутренней стороне корпуса сдвижной створки: с верхним и нижним узлами с передней (при движении в закрытое положение) боковой стороны корпуса створки и средним узлом навески с другой боковой стороны. Такая схема навески исключает перекосы и не содержит (в отличие от ближайшего аналога) «висячего» квадранта корпуса.

Расположение направляющей для нижнего узла навески верхней створки непосредственно на стороне подножки нижней откидной створки потребовало установить консольный отрезок направляющей для размещения на нем подвижного элемента нижнего узла навески при полностью открытой сдвижной створке и для освобождения третьей направляющей при необходимости поворота нижней створки в положение трапа.

Введение конструктивной связи между положением на направляющей подвижного элемента нижнего узла навески сдвижной верхней створки и состоянием запирающего механизма откидной нижней створки, в частности зафиксированным положением одного из штырей штыревого замка, обеспечили безопасное перемещение в полете верхней створки при надежной фиксации нижней откидной створки для предотвращения ее случайного открытия в полете. Предлагаемое выполнение узла блокировки на примере штыревого замка обеспечивает блокировку одного из его штырей, а через него и ручки, при любом промежуточном открытом положении верхней сдвижной створки и разблокирование штыря замка только при полностью открытом положении верхней створки. Этим обеспечивается безопасность экипажа при эксплуатации такой двухстворчатой двери.

Установка сдвижной верхней створки двери на трех узлах навески, подвижные элементы которых перемещаются по направляющим, все три из которых не выступают относительно поверхности фюзеляжа: верхняя закреплена на верхней стенке проема, нижняя - на верхней поверхности откидной створки, а средняя утоплена за обшивку фюзеляжа, сбоку от дверного проема, обеспечивает при открытом положении - перемещение сдвижной верхней створки на кронштейнах навески снаружи вдоль фюзеляжа, а в закрытом положении обеспечивает размещение подвижных элементов на отогнутых концах направляющих и расположение заподлицо относительно фюзеляжа корпуса сдвижной створки с тремя кронштейнами навески с внутренней стороны, что минимизирует ее влияние на аэродинамику вертолета.

Возможен вариант выполнения подвижных элементов узлов навески в виде роликов с соответствующим выполнением направляющих. Выполнение направляющих в виде рельсов, а подвижных шарнирных элементов узлов навески - не в виде роликов, а в виде шарнирно установленных на осях поворотных полозков с прорезью - упрощает и облегчает конструкцию, и одновременно обеспечивает надежное перемещения подвижных элементов на прямых и отогнутых участках направляющих.

Верхняя створка при необходимости может быть снабжена дополнительно четвертым кронштейном навески с шарнирно установленным подвижным элементом и четвертой продольной направляющей. Поскольку в представленном варианте выполнения устройства рельс верхней направляющей повернут вниз опорным ребром и верхний полозок является не несущим, а только направляющим, дополнительную четвертую точку опоры сдвижной створке иногда может обеспечивать четвертый узел навески верхней створки и дополнительная четвертая направляющая для его полозка, выполненные и установленные аналогично средней направляющей, то есть с наружной стороны фюзеляжа и сбоку от дверного проема (на чертеже не показаны). Например, первая средняя направляющая может располагаться сверху от окна верхней створки, а вторая - снизу от него. Это обеспечивает надежность навески, предотвращает поломку конструкции в нештатных ситуациях и облегчает работу при монтаже двери.

Выполнение двухстворчатой двери со сдвижной верхней створкой расширяет функциональные возможности устройства. Возможность полета вертолета с частично или полностью открытой верхней створкой (в соответствии с целью ее использования) при закрытой и заблокированной нижней откидной створке может быть безопасно и эффективно использована, в частности в боевых условиях.

Конструкция двери летательного аппарата поясняется чертежами, где изображены:

на фиг.1 - вид на дверь с полностью открытой сдвижной верхней створкой;

на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1;

на фиг.3 - вид по стрелке В на фиг.1;

на фиг.4 - вид по стрелке К на фиг.2;

на фиг.5 - вид по стрелке Б на фиг.1.

Дверь летательного аппарата, преимущественно вертолета, содержит откидную нижнюю створку 1, которая закреплена в дверном проеме фюзеляжа на петлях 2 и в закрытом положении расположена заподлицо с фюзеляжем, а в открытом положении удерживается двумя тросами (не показаны). Откинутая вперед перед контейнером топливного бака нижняя створка 1 служит входным трапом, поэтому на внутренней поверхности ее имеется несколько встроенных подножек 3 (фиг.1).

Откидная нижняя створка 1 снабжена запирающим механизмом, включающим штыревой замок и узел блокировки. Штыревой замок содержит установленную на оси поворотную ручку 4, связанную жесткими тягами 5 с двумя запирающими штырями 6 (фиг.1, 2). Штыри 6 при повороте ручки 4 совершают возвратно-поступательное движение во фланцевых втулках 7, закрепленных на боковых стенках крайней подножки 3, и в отверстиях, выполненных на боковых стенках 8 дверного проема в фюзеляже (фиг.4).

Верхняя створка 9 двери выполнена сдвижной, перемещающейся при открывании в боковую сторону от дверного проема над контейнером топливного бака и параллельно наружной поверхности фюзеляжа летательного аппарата, а при полном закрытии - располагающейся в дверном проеме фюзеляжа заподлицо с нижней створкой 1 и наружной поверхностью летательного аппарата. Сдвижная верхняя створка 9 установлена с помощью трех узлов навески: верхнего, среднего и нижнего, причем, верхний и нижний узлы навески установлены со стороны переднего конца створки 9, а средний узел навески - со стороны заднего конца створки 9 при ее движении в закрытое положение. Узлы навески включают закрепленные с внутренней стороны корпуса створки 9 кронштейны 10, 11, 12 с шарнирно-закрепленными на осях подвижными элементами. В частности, предлагается выполнить подвижные элементы в виде полозков 13, 14, 15 круглой формы, размещенных своими прорезями и перемещающихся на вертикальных ребрах продольных направляющих 16, 17 и 18, которые выполнены в виде рельсов. Верхняя направляющая 16 закреплена вверху на горизонтальной стенке дверного проема, средняя направляющая 17 расположена в продольной выемке на борту фюзеляжа, сбоку от дверного проема со стороны направления движения двери при открывании, и выполнена утопленной относительно поверхности фюзеляжа, а нижняя направляющая 18 закреплена на горизонтальной стенке нерабочей стороны подножки 3 нижней створки 1.

Направляющие 16, 17, 18 выполнены каждая с отогнутым внутрь концевым участком рельса с одной стороны, а именно - на концевом участке траектории движения створки в закрытое положение (фиг.2). Эти отогнутые участки обеспечивают продольное и одновременно нормальное к дверному проему движение верхней створки 9 на концевом участке ее траектории в закрытое положение заподлицо с нижней створкой 1 и бортом фюзеляжа.

На боковой стенке дверного проема 8 прикреплено вертикально расположенное основание кронштейна 19 узла блокировки штыревого замка с консольным отрезком направляющей 20, примыкающим с зазором С к торцу нижней направляющей 18 на ее прямом концевом участке. Консольный отрезок направляющей 20 предназначен для размещения нижнего ролика 15 при перемещении створки 9 в полностью открытое положение (фиг.3). Снизу под консольным отрезком направляющей 20 поверхность подножки 3 имеет поднутрение, обеспечивающее получение зазора C1 с корпусом нижней створки 1. Упомянутые монтажные зазоры обеспечивают беспрепятственное взаимное перемещение элементов конструкции при повороте откидной нижней створки 1.

На вертикально расположенном основании кронштейна 19 в направляющих 21 установлена вертикально перемещаемая защелка 22, снабженная пружиной 23. В нижней части защелки 22 выполнено окно для взаимодействующего с узлом блокировки запирающего штыря 6 штыревого замка нижней створки 1 (фиг.3 и 4). В нижней части округлого окна защелки 22 выполнен фиксирующий выступ 24, который при перемещении подпружиненной защелки 22 вверх на величину Н попадает в ответный паз на конце штыря 6 и блокирует штырь и ручку 4 штыревого замка.

В верхней части подпружиненной защелки 22 выполнено второе окно, а на корпусе кронштейна 12 нижнего узла навески верхней створки 9 двери выполнен штыревой выступ 25, расположенный в направлении окна защелки 22 и параллельно штырю 6 замка. Скошенный на конце штыревой выступ 25 предназначен для сдвига подпружиненной защелки 22 вниз на величину Н путем отжимания пружины 23 при его взаимодействии с верхним окном защелки 22. С этой же стороны на кронштейне 12 установлен амортизатор - ограничитель хода 26 верхней створки 9 при открывании.

С противоположной стороны корпуса кронштейна 12 на вертикальной оси установлена защелка 27, снабженная пружиной 28 и взаимодействующая с выступом 29, который выполнен на конце горизонтального ребра консольного отрезка направляющей 20 для нижнего ролика 15. Защелка 27 предназначена для фиксации кронштейна 12 нижнего узла навески и, следовательно, верхней створки 9 двери в крайнем открытом положении.

В некоторых случаях для повышения надежности навески верхняя сдвижная створка может быть снабжена дополнительно четвертым кронштейном навески, например, аналогичным по конструкции кронштейну 11, с шарнирно-установленным полозком, и четвертой продольной направляющей, аналогичной направляющей 17 и установленной параллельно ей, сбоку от дверного проема (не показаны).

Герметизация двери осуществляется гермошлангами, которые вклеены в желоба рамок по контуру каждой створки (не показаны).

Дверь предлагаемой конструкции работает следующим образом.

При закрытой откидной нижней створке 1 и закрытой или не полностью открытой верхней створке 9 защелка 22 под воздействием пружины 23 смещена вверх на величину Н, а фиксирующий выступ 24 нижнего окна защелки 22 при этом размещен внутри ответного паза на конце штыря 6. В этом положении штырь 6 и ручка 4 штыревого замка нижней створки 1 заблокированы от перемещений, и открытие откидной створки 1 невозможно. При этом возможно открытие только одной верхней створки 9 сдвигом ее в боковую сторону на любую величину, причем открытие - безопасное даже в полете для выполнения различных работ. Сдвиг верхней створки может осуществляться с помощью специальной ручки или с помощью рукоятки подпружиненной защелки 27.

При сдвиге верхней створки 9 в крайнее открытое положение, до упора ограничителя хода 26 нижнего кронштейна 12 в боковую стенку дверного проема 8, полозок 15 оказывается размещенным на консольном отрезке направляющей 20, а подпружиненная защелка 27 упирается в выступ 29 на конце консольного отрезка направляющей 20 узла блокировки, фиксируя положение створки 9 и предотвращая несанкционированное ее открытие. При этом штыревой выступ 25 нижнего кронштейна 12, проходя через верхнее окно, отожмет вниз подпружиненную защелку 22, которая за счет выхода фиксирующего выступа 24 в ее нижнем окне из зацепления с пазом на конце штыря 6 разблокирует механизм штыревого замка. Теперь поворотом ручки 4 штыревого замка штыри 6, перемещаясь во фланцевых втулках 7, могут быть выведены из зацепления с боковыми стенками дверного проема 8, что обеспечит возможность поворота откидной нижней створки 1 с встроенными подножками 3, которая в откинутом положении служит входным трапом. Верхнюю створку 9 оставляют зафиксированной в полностью открытом положении с помощью подпружиненной защелки 27 нижнего узла навески на все время пока открыта нижняя створка 1.

При закрытии двухстворчатой двери сначала поднимается из нижнего, откинутого положения, нижняя створка 1 и ручкой 4 запирается ее штыревой замок. При этом штыри перемещаются сквозь фланцевые втулки 7 в отверстия в боковых стенках 8 дверного проема. Конец штыря 6 при этом проходит также и в нижнее окно подпружиненной защелки 22 узла блокировки. Направляющая 18 нижнего узла навески сдвижной верхней створки 9, закрепленная на горизонтальной стенке подножки 3 нижней створки 1, занимает свое рабочее положение. Теперь для сдвига в закрытое положение верхней створки 9 следует снаружи или изнутри кабины подпружиненную защелку 27 на корпусе кронштейна 12 нижнего узла навески створки 9 вывести из зацепления с выступом 29 на конце горизонтального ребра консольного отрезка направляющей 20 кронштейна 19 узла блокировки. После этого возможен свободный сдвиг верхней створки 9 по линейному и отогнутому участкам направляющих 16, 17, 18 до полностью закрытого положения, при котором поверхность наружных обшивок створки 1 и створки 9 расположена заподлицо с обшивкой фюзеляжа, а кронштейны 10, 11, 12 навески верхней створки расположены при этом с внутренней стороны корпуса створки 9. При перемещении створки 9 в закрытое положение штыревой выступ 25 кронштейна 12 освобождает защелку 22, которая под действием пружины 23 переместится вверх, а выступ нижнего окна защелки 22 войдет в паз на конце штыря 6 и блокирует его и ручку 4 штыревого замка.

Таким образом, вплоть до сдвига верхней створки 9 в крайнее открытое положение, соответствующее переходу полозка 15 нижнего узла навески с рельсовой направляющей 18 на консольный отрезок направляющей 20 кронштейна 19, нижняя створка 1 остается заблокированной, что исключает случайное открытие нижней створки 1 и обеспечивает безопасность при работе с открытой верхней створкой 9.

Возможность открытия только верхней створки, в том числе - в полете и в любое положение - расширяет возможность использования вертолета для разного рода дополнительных работ, в частности в боевых условиях. Предлагаемое выполнение узла блокировки штыревого замка откидной нижней створки при сдвижной верхней створке обеспечивает безопасность эксплуатации двухстворчатой двери летательного аппарата.

Класс B64C1/14 окна; двери; крышки люков, смотровые панели; наружные элементы конструкции; фонари; козырьки

замок крепления носового обтекателя самолета -  патент 2521076 (27.06.2014)
безимпульсное устройство расфиксации подвижных элементов космического аппарата -  патент 2518137 (10.06.2014)
узел взаимодействия нагрузок, в частности узел взаимодействия нагрузок для двери прислонного типа летательного аппарата -  патент 2509680 (20.03.2014)
интерфейс нагрузок, в частности интерфейс нагрузок конструкции летательного аппарата и применение указанного интерфейса нагрузок -  патент 2505454 (27.01.2014)
устройство герметизации люков космических объектов и способ его эксплуатации -  патент 2502646 (27.12.2013)
остекление кабины экипажа летательного аппарата, снабженное электромагнитным экраном, и летательный аппарат -  патент 2502632 (27.12.2013)
люк обслуживания космической головной части -  патент 2497727 (10.11.2013)
цилиндр управления фонарем самолета -  патент 2492366 (10.09.2013)
устройство управления дверью самолета -  патент 2491399 (27.08.2013)
механизм сдвига и фиксации фонаря -  патент 2487818 (20.07.2013)

Класс B60J5/06 скользящие, складные 

Наверх