фиксатор с напряженным формозапирающим элементом

Классы МПК:F16B39/02 стопорение после завинчивания
F16B43/00 Шайбы или подобные им детали; прочие опорные устройства для головок болтов или гаек
E01B9/00 Крепление рельсов к шпалам или другим опорам
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Зотин Виктор Германович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-03
публикация патента:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено в верхнем строении пути с железобетонными шпалами для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ-65. Фиксатор с напряженным формозапирающим элементом для железнодорожного рельсового скрепления КБ-65 содержит формозапирающий элемент, выполненный в виде фасонного пружинного кольца с отогнутыми усиками, устанавливаемого на гайку клеммного болта с возможностью поворота фиксируемой гайки клеммного болта относительно фасонного пружинного кольца при приложении большего усилия момента, чем момент самооткручивания. Причем отогнутые усики фасонного пружинного кольца заводятся в верхнее гнездо кронштейна, устанавливаемого на высокую лапку клеммы до полного защелкивания. Техническим результатом изобретения является противодействие противооткручивающему моменту, возникающему в результате воздействия высокочастотных колебаний и вертикальных сжатий при прохождении поезда, и возможность оперативного регулирования момента затягивания гаек без демонтажа пружинного формозапирающего элемента. 3 ил. фиксатор с напряженным формозапирающим элементом, патент № 2298702

фиксатор с напряженным формозапирающим элементом, патент № 2298702 фиксатор с напряженным формозапирающим элементом, патент № 2298702 фиксатор с напряженным формозапирающим элементом, патент № 2298702

Формула изобретения

Фиксатор с напряженным формозапирающим элементом для железнодорожного рельсового скрепления КБ-65, содержащий формозапирающий элемент, отличающийся тем, что формозапирающий элемент выполнен в виде фасонного пружинного кольца с отогнутыми усиками, устанавливаемого на гайку клеммного болта с возможностью поворота фиксируемой гайки клеммного болта относительно фасонного пружинного кольца при приложении большего усилия момента, чем момент самооткручивания, причем отогнутые усики фасонного пружинного кольца заводятся в верхнее гнездо кронштейна, устанавливаемого на высокую лапку клеммы до полного защелкивания.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено в верхнем строении пути с железобетонными шпалами Ш-I-I ТУ 5864-019-1133-7151-95 для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ-65. В издании «Надежность железнодорожного пути» под редакцией В.С.Лысюка, Москва, Транспорт, 2001 г. приведены данные о недостатках скрепления, проявляющихся в виде самопроизвольного откручивания гаек закладных и клеммных болтов и негативных технических и экономических издержках, связанных с эксплуатацией скреплений в существующем виде.

В качестве аналогов изобретения рассматриваются устройства стопорения, опубликованные в справочнике «Затяжка и стопорение резьбовых соединений», авторы: Г.Б.Иосилевич, Г.Б.Строганов, Ю.В.Шарловский, Москва, Машиностроение, 1985 г., издание 2, переработанное и дополненное.

1 - шайбы стопорные с носком;

2 - пружинные кольца-шплинты.

В качестве прототипа изобретения выбрано описание устройства того же издания в разделе «Стопорение совместно ненапряженными недеформируемыми формозапирающими элементами», стр.122 продолжение таблицы N5.

При рассмотрении в области теоретического применения вместо заявленного изобретения устройства «удерживающая накладка с внутренним многогранным удерживающим элементом и стопорящим винтом» обнаруживаем следующие недостатки:

1) необходимость выравнивания граней гайки относительно фигуры элемента;

2) необходимость принятия мер против самооткручивания крепежного винта;

3) невозможность периодического подтягивания гаек без снятия формозапирающего элемента.

В условиях эксплуатации железнодорожного пути применение стопорящего устройства такой конструкции (при примерно равной сложности изготовления, материалоемкости и стоимости) по сравнению с заявленным изобретением может оказаться менее предпочтительным.

Суть изобретения заключается в противодействии противооткручивающему моменту, возникающему в результате воздействия высокочастотных колебаний и вертикальных сжатий при прохождении поезда и возможности оперативного регулирования момента затягивания гаек без демонтажа пружинного формозапирающего элемента.

На фиг.1 изображены основные элементы скрепления КБ-65.

На фиг.2 изображены основные элементы скрепления КБ-65 и фиксирующее устройство в сборе.

На фиг.3 изображены отдельные элементы фиксатора.

Устройство содержит формозапирающий элемент 1, изготовленный из куска пружинной проволоки в виде многогранника с отогнутыми друг от друга усиками, гайки клеммного болта 2, кронштейна 3 с пазами для установки усиков формозапирающих элементов 1 и охватывающими концами для установки на высокую лапку клеммы 4, гайки закладного болта 5 и полимерной вставки 6 для изоляции скрепления от шпалы.

Установка фиксатора осуществляется следующим образом.

На высокую лапку клеммы устанавливается кронштейн 3 с вставленной в нижний паз полимерной вставкой 6. Удержание кронштейна на лапке осуществляется за счет охватывающих торцы клеммы 4 согнутых концов и пружинных свойств материала кронштейна. На грани гайки клеммного болта 2 устанавливается формозапирающий элемент 1, усики которого заводятся в верхний паз кронштейна 3 с усилием, обеспечивающим необходимое напряжение формозапирающего элемента. Второе кольцо 1 устанавливается на гайку закладного болта 5, и усики заводятся в нижний паз через полимерную вставку. Применение заявленного устройства позволяет регулировать усилие прижатия рельс к шпале, не снимая устройство. Необходимым условием работоспособности устройства является обеспечение пружинной жесткости элементов, превышающей момент самооткручивания.

Класс F16B39/02 стопорение после завинчивания

самостопорящееся резьбовое соединение -  патент 2501993 (20.12.2013)
способ резьбового крепления деталей -  патент 2401950 (20.10.2010)
способ землякова н.в. стопорения гайки относительно резьбового стержня -  патент 2392507 (20.06.2010)
способ землякова н.в. фиксации винтов или болтов, установленных в ряд по кругу на валу или корпусе -  патент 2335667 (10.10.2008)
способ стопорения резьбового соединения и устройство для его осуществления -  патент 2184285 (27.06.2002)
способ стопорения резьбового соединения -  патент 2109177 (20.04.1998)
самостопорящаяся гайка -  патент 2108495 (10.04.1998)
разъемное резьбовое соединение -  патент 2108494 (10.04.1998)
резьбовое соединение -  патент 2062914 (27.06.1996)
фиксатор -  патент 2054585 (20.02.1996)

Класс F16B43/00 Шайбы или подобные им детали; прочие опорные устройства для головок болтов или гаек

хранилище, в частности, для инструментов крепления или завинчивания и винт с системой уплотнительных шайб -  патент 2529075 (27.09.2014)
комбинированная шайба для гвоздя -  патент 2513778 (20.04.2014)
самоконтрящийся комплект болт - гайка -  патент 2486378 (27.06.2013)
устройство для крепления вращающейся части боевой машины к неподвижной -  патент 2468328 (27.11.2012)
прокладка, снижающая фреттинг-износ, и узлы крепления, в которых используется прокладка -  патент 2466304 (10.11.2012)
способ и устройство стопорения резьбовых соединений -  патент 2416041 (10.04.2011)
многогранная шайба конструкции землякова для установки на грани головки дополнительного болта -  патент 2412382 (20.02.2011)
резьбовое соединение деталей -  патент 2399801 (20.09.2010)
способ изготовления фасонных композиционных материалов и композитная шайба -  патент 2395729 (27.07.2010)
индикатор сжатия -  патент 2386885 (20.04.2010)

Класс E01B9/00 Крепление рельсов к шпалам или другим опорам

пустотообразующий элемент закладного узла железобетонных шпал и брусьев -  патент 2527874 (10.09.2014)
изолятор железнодорожной клеммы с двумя устойчивыми положениями для положения готовности, исходного или предварительно нагруженного положения и установленного, нагруженного или конечного положения -  патент 2527629 (10.09.2014)
рельсовое скрепление (варианты) -  патент 2520179 (20.06.2014)
нарельсовая изолирующая прокладка анкерного рельсового скрепления -  патент 2514543 (27.04.2014)
способ изготовления упругой клеммы для рельсового скрепления и упругая клемма -  патент 2512695 (10.04.2014)
безрезьбовое рельсовое скрепление пути с железобетонными подрельсовыми основаниями -  патент 2509185 (10.03.2014)
твердое железнодорожное полотно с непрерывным основанием -  патент 2506365 (10.02.2014)
изолирующий упор рельсового скрепления -  патент 2505637 (27.01.2014)
верхнее строение железнодорожного пути и автодороги -  патент 2495974 (20.10.2013)
безболтовое рельсовое скрепление и подрельсовая подкладка безболтового рельсового скрепления -  патент 2493311 (20.09.2013)
Наверх