состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий

Классы МПК:C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Абдуллин Марат Ибрагимович (RU),
Глазырин Андрей Борисович (RU),
Буртан Сергей Тихонович (RU),
Гелев Александр Борисович (RU),
Шайхутдинов Наиль Валетдинович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-04-03
публикация патента:

Изобретение относится к области получения битумных композиций, содержащих полимерные добавки и предназначенных для использования в дорожном строительстве. Описывается состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий, включающий смесь битума и 1,2-полибутадиена, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности от 30 до 70%, содержанием 1,2-звеньев от 70 до 93% и среднемассовой молекулярной массой от 8000 до 120000; содержание синдиотактического 1,2-полибутадиена в битумной композиции находится в пределах от 1 до 7 мас.ч./100 мас.ч. битума. Достигается повышение качества и эксплуатационных свойств битумных композиций, повышается трещиностойкость получаемых на их основе асфальтобетонных покрытий, увеличивается срок эксплуатации асфальтобетонных покрытий. 3 з.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения

1. Состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий, включающий смесь битума и 1,2-полибутадиена, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:

Битум100
Синдиотактический 1,2-полибутадиен 1-7

2. Состав по п.1, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности от 30 до 70%.

3. Состав по п.1, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен с содержанием 1,2-звеньев от 70 до 93%.

4. Состав по п.1, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со среднемассовой молекулярной массой от 8 тысяч до 120 тысяч.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области получения битумных композиций, содержащих полимерные добавки и предназначенных для использования в дорожном строительстве.

При строительстве автомобильных дорог широко применяются асфальтобетонные покрытия, одним из основных компонентов которых являются вяжущие - вязкие дорожные битумы, качество которых должно удовлетворять требованиям ГОСТ 22245-90.

Выпускаемые нефтеперерабатывающими заводами дорожные битумы зачастую не соответствуют техническим требованиям по таким показателям, как температура хрупкости, характеризующая морозостойкость битума, и температура размягчения, характеризующая устойчивость битума к действию повышенных температур. Кроме того, битумы и асфальтобетонные покрытия на их основе не обладают эластичностью, хотя известно, что это свойство имеет определяющее значение при эксплуатации дорожного покрытия в условиях многократных динамических нагрузок, особенно при пониженных температурах. Низкая растяжимость битумов при пониженных температурах и отсутствие эластичности являются основными причинами образования трещин в дорожном покрытии [Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства.- Автомоб. дороги: Обзорн. информ./Информавтодор; вып.4. - М., 2002, с.2-4].

С целью улучшения качества битумных композиций и придания им эластичности используют полимерно-битумные вяжущие - составы на основе битумов, содержащие полимерные добавки. В качестве полимерных добавок наибольшее применение нашли термоэластопласты и каучуки, в том числе полибутадиеновые каучуки.

Известен состав полимерно-битумного вяжущего для дорожного строительства на основе дорожного битума, включающий полимерную структурирующую добавку - масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука (СВБ-М) 1,6-3% мас. и поверхностно-активную добавку - нефтеполимерную смолу 0,4-1,0% мас. (патент РФ №2119464). Использование данного состава позволяет несколько повысить тепло- и трещиностойкость асфальтобетонных покрытий.

Недостатком данного полимерно-битумного вяжущего является низкая температура размягчения, которая составляет 48-50°С (метод кольца и шара). Согласно ОСТ 218010-98 на полимерно-битумные вяжущие температура размягчения битумной композиции должна быть не ниже 56°С (табл.1). Недостаточная теплостойкость битумной композиции может привести к деформации дорожного полотна, особенно в условиях его эксплуатации при повышенных температурах.

Известен состав битумной композиции для дорожных покрытий (патент РФ №2238955, прототип), включающий битум, жидкий полибутадиеновый каучук и углеводородное масло при соотношении битум: полибутадиеновый каучук: масло от 94:4:2 до 96:3:1. В качестве жидкого каучука используют: цис-1,4-полибутадиен с молекулярной массой 200-70000 и содержанием 1,4-цис-звеньев от 30 до 75% или 1,2-полибутадиен с молекулярной массой 500-40000 и содержанием 1,2-звеньев от 20 до 70%. Использование данного состава, содержащего жидкий полибутадиеновый каучук, позволяет упростить технологию производства, повысить однородность получаемой композиции и снизить энергозатраты.

Недостатком данной композиции является низкая растяжимость при 25°С (25-30 см) и, особенно, при 0°С (11-12 см) (табл.1), что обусловлено низкой пластичностью битумной композиции при указанных условиях. Следствием низкой растяжимости битумной композиции при пониженных температурах является возможность образования трещин в дорожном покрытии.

Техническим результатом изобретения является улучшение качества битумной композиции для асфальтобетонных покрытий за счет повышения ее растяжимости (при 25 и 0°С) и стабильности при повышенных температурах, что приводит к повышению трещиностойкости дорожных покрытий и увеличению сроков их эксплуатации.

Указанный технический результат достигается тем, что в составе битумной композиции, включающей смесь битума и 1,2-полибутадиена, используется синдиотактический 1,2-полибутадиен при следующем соотношении компонентов, в мас.ч.: битум - 100, синдиотактический 1,2-полибутадиен - 1-7; используется синдиотактический 1,2-полибу-тадиен со степенью синдиотактичности от 30 до 70%, содержанием 1,2-звеньев от 70 до 93% и среднемассовой молекулярной массой от 8000 до 120000.

Синдиотактический 1,2-полибутадиен получают полимеризацией 1,3-бутадиена в растворе органического растворителя в присутствии катализатора (Патент РФ №2072362). Данное изобретение иллюстрируется следующими примерами. Пример 1.

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 70%, содержанием 1,2-звеньев 93% и среднемассовой молекулярной массой 120000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 1 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 2.

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 61%, содержанием 1,2-звеньев 88% и среднемассовой молекулярной массой 112000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 3 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 3.

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 60/90 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 55%, содержанием 1,2-звеньев 82% и среднемассовой молекулярной массой 71000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 4 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 4.

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 42%, содержанием 1,2-звеньев 78% и среднемассовой молекулярной массой 24000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 5 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 5.

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 60/90 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 30%, содержанием 1,2-звеньев 70% и среднемассовой молекулярной массой 8000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 7 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 6 (граничный).

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 70%, содержанием 1,2-звеньев 93% и среднемассовой молекулярной массой 120000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 0,5 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Пример 7 (граничный).

Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 60/90 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 20%, содержанием 1,2-звеньев 60% и среднемассовой молекулярной массой 7000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 8 мас.ч./100 мас.ч. битума.

Примеры №6 и 7 приведены в качестве граничных для обоснования выбранного интервала концентраций синдиотактического 1,2-полибутадиена в битумной композиции.

Полученные битумные композиции используются в составе асфальтобетонных смесей для дорожных покрытий при следующем соотношении компонентов, мас.ч.: щебень фракции 10-20 мм - 45-50, песок - 15-20, отсевы дробления - 30-35, минеральный порошок - 4-6, полимерно-битумная композиция, содержащая синдиотактический 1,2-полибутадиен - 4-5.

Из данных табл.1 следует, что полимерно-битумные композиции, полученные на основе нефтяных дорожных битумов и синдиотактического 1,2-полибутадиена, полностью удовлетворяют требованиям ОСТ 218010-98 на полимерно-битумные вяжущие и обладают по сравнению с прототипом существенно более высокой (в 1,6-2,3 раза) растяжимостью. Это обеспечивает более высокую пластичность битумной композиции и асфальтобетонного покрытия при низких температурах и, как следствие, существенно уменьшает возможность трещинообразования. Предложенные полимерно-битумные композиции характеризуются стабильностью при повышенных температурах: после прогрева при 163°С в течение 5 час. температура размягчения композиции изменяется не более, чем на 2,9°С, при норме 5°С. Кроме того, получаемые битумные композиции характеризуются высокой эластичностью, значения которой на 20-35% превышают показатели, указанные в ОСТ 218010-98.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет:

- повысить качество и эксплуатационные свойства битумных композиций;

- повысить трещиностойкость получаемых на их основе асфальтобетонных покрытий;

- увеличить стабильность битумных композиций при повышенных температурах;

- увеличить срок эксплуатации асфальтобетонных покрытий.

Таблица 1

Результаты испытаний полимерно-битумных вяжущих на основе синдиотактического 1,2-полибутадиена (1,2-СПБ)
№ п/п Наименование показателейОСТ 218.010-98 Прототип № примера
1 234 567
 Содержание 1,2-СПБ, м ч./100 м.ч. битума   13 457 0,58
1 Глубина проникновения иглы в 0,1 мм, при 25°С не менее 6097 898788 858095 60
 при 0°Сне менее 32 424242 424342 3343
2 Температура размягчения по КИШ, °С не ниже 5454 565656 575648 51
3Растяжимость (см), при 25°Сне менее 25 325654 525054 6840
  при 0°Сне менее 11 1225 262627 28811
4Температура хрупкости, по Фраасу, °Сне выше -20 -27-27-28 -27-27-28 -20-24
5 Температура вспышки, °С не ниже 230-233 234233 237234232 233
6Изменение температуры размягчения после прогрева (163°С, 5 час.), °Сне более 5,0 -2,92,8 2,62,72,8 3,04,0
7 Изменение массы после прогрева, % не более 0,4-0,36 0,370,35 0,380,360,4 0,45
8Эластичность, %, при 25°С не менее 80 -100105 103105108 7478
  при 0°Сне менее 70  84 898890 885069
* Примеры №6 и 7 приведены в качестве граничных для обоснования выбранного интервала концентраций полимерной добавки в составе битумной композиции.

Класс C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара

способ получения битумно-каучукового вяжущего -  патент 2529552 (27.09.2014)
битумно-уретановое вяжущее и способ его получения -  патент 2527470 (27.08.2014)
квантово-активированная битумная эмульсия -  патент 2525547 (20.08.2014)
способ и устройство для приготовления модифицированных резинобитумных мастик -  патент 2525487 (20.08.2014)
высоконаполненный композиционный материал -  патент 2525074 (10.08.2014)
ресурсосберегающая щебеночно-мастичная смесь для строительства и ремонта дорожных покрытий -  патент 2524081 (27.07.2014)
гидроизоляционный материал -  патент 2522631 (20.07.2014)
способ получения полимерно-битумных композиций -  патент 2522618 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2522497 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь на наномодифицированном вяжущем -  патент 2521988 (10.07.2014)
Наверх