система спасения винтокрылых летательных аппаратов

Классы МПК:B64C27/04 вертолеты 
B64D17/80 комбинированные с самолетом, например для торможения самолетов 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Казанское научно-производственное предприятие "Вертолеты-МИ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-09-15
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам спасения вертолетов. Система спасения вертолетов содержит контейнер с парашютом, установленный на верхнем несущем винте и жестко соединенный с осью вращения, установленной на втулке несущего винта с помощью радиально-упорных подшипников. Кроме того, на контейнере жестко закреплен стабилизатор, выполненный с возможностью стабилизации контейнера с парашютом от вращения вокруг своей оси от сил трения, возникающих в радиально-упорных подшипниках при вращении втулки несущего винта. Помимо этого наружные и внутренние обоймы радиально-упорных подшипников могут быть установлены как на втулке несущего винта, так и на оси вращения контейнера с парашютом. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение надежности при спасении вертолета. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. система спасения винтокрылых летательных аппаратов, патент № 2297367

система спасения винтокрылых летательных аппаратов, патент № 2297367 система спасения винтокрылых летательных аппаратов, патент № 2297367

Формула изобретения

1. Система спасения винтокрылых летательных аппаратов, содержащая контейнер с парашютом, установленный на верхнем несущем винте, отличающаяся тем, что контейнер с парашютом жестко соединен с осью вращения, установленной во втулке несущего винта с помощью радиально-упорных подшипников, при этом на контейнере жестко закреплен стабилизатор, который выполнен с возможностью стабилизации контейнера с парашютом от вращения вокруг своей оси от сил трения, возникающих в радиально-упорных подшипниках при вращении втулки несущего винта.

2. Система спасения по п.1, отличающаяся тем, что наружные обоймы радиально-упорных подшипников установлены на втулке несущего винта, а внутренние обоймы - на оси вращения контейнера с парашютом.

3. Система спасения по п.1, отличающаяся тем, что внутренние обоймы радиально-упорных подшипников установлены на втулке несущего винта, а наружные обоймы - на оси вращения контейнера с парашютом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам спасения вертолетов и автожиров всех конструкций.

Известна конструкция катапультируемой капсулы, разработанная фирмой Гудьир в 1950-ых годах для ВМФ США, и капсула в герметичном исполнении для бомбардировщика ВВС США В-58 и самолета В-70. В случае аварийной ситуации капсула может покинуть самолет на всех режимах полета. Спустя 0,1 с после катапультирования выдвигаются длинные цилиндрические штанги, создавая устойчивость капсуле, а еще через 1,5 с раскрываются парашюты, прикрепленные к концам штанг, обеспечивая стабилизацию при малых скоростях и спуске (Алексеев С.М. Средства спасения экипажа самолета. Изд. "Машиностроение", 1975 г.) - [1, стр.24].

Известны отделяемые катапультируемые кабины для аварийного покидания самолета, выполняемые конструктивно как отделяющаяся носовая часть фюзеляжа или в виде вставной герметичной кабины - [1, стр.25-26].

Известна система спасения летчика, получившая название "Янки", где летчик вытягивается из кабины самолета ракетным двигателем, а не выталкивается стреляющим механизмом [1, стр.27-28].

Однако известные средства спасения предназначены для спасения только пилотов самолета.

Известен вертолет, используемый в спорте, разведке, службах надзора, охоте, а также в самодеятельной авиации (авторское свидетельство № 1819809, В64С 27/04, опубл. 07.06.1993 г., бюл. № 21) - [2]. На верхнем несущем винте при двухрядном несущем винте вертолета установлена система спасения, представляющая собой контейнер с парашютной системой и взятая в качестве прототипа.

При вращении несущего винта контейнер с парашютом тоже будет вращаться вместе с несущим винтом, что вызовет при раскрытии парашюта скручивание строп парашюта, что недопустимо.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности спасения вертолета.

Технический результат достигается тем, что в системе спасения винтокрылых летательных аппаратов, содержащей контейнер с парашютом, установленный на верхнем несущем винте, новым является то, что контейнер с парашютом жестко соединен осью вращения, установленной во втулке несущего винта с помощью радиально-упорных подшипников, при этом на контейнере жестко закреплен стабилизатор, который выполнен с возможностью стабилизации контейнера с парашютом от вращения вокруг своей оси от сил трения, возникающих в радиально-упорных подшипниках при вращении втулки несущего винта, причем наружные обоймы подшипников могут быть установлены на втулке несущего винта, а внутренние обоймы - на оси вращения контейнера с парашютом или внутренние обоймы подшипников могут быть установлены на втулке несущего винта, а наружные обоймы - на оси вращения контейнера с парашютом.

Сущность изобретения представлена на Фиг.1 и 2, где

Фиг.1 - вид спереди на вертолет с системой спасения;

Фиг.2 - один из вариантов реализации системы спасения.

Здесь:

1 - втулка несущего винта; 2 - подшипники; 3 - ось вращения контейнера с парашютом; 4 - контейнер с парашютом; 5 - стабилизатор направления.

Между втулкой 1 несущего винта и контейнером с парашютом 4 установлены два или более радиально-упорных подшипника 2 (В.И.Анурьев. Справочник конструктора-машиностроителя. Том 2, М.: Машиностроение, 1980 г., стр.132-136, 143) - [3] в корпусе втулки 1, являющейся внешними обоймами, а на оси вращения 3 контейнера с парашютом 4 внутренними обоймами, в качестве которых выступает ось 3 (можно и наоборот), при этом ось вращения 3 контейнера с парашютом жестко закреплена с контейнером 4. Для удержания контейнера с парашютом 4 на нем установлен стабилизатор направления 5, который за счет набегающего потока воздуха удерживает контейнер с парашютом 4 в положении по полету и препятствует его вращению, возникающему от сил трения в подшипниках при вращении втулки несущего винта. При вращении винта в винтокрылых летательных аппаратах крутящий момент от несущих винтов передается только на наружную обойму подшипника, являющуюся втулкой 1 несущего винта, а внутренняя обойма, являющаяся осью вращения контейнера с парашютом, жестко закрепленная с контейнером, этот крутящий момент не воспринимает, так как шарики, находящиеся между наружной и внутренней обоймами, вращаясь, не передают момент. В результате контейнер 4 всегда находится в одном положении. При этом стропы выпущенного или выпускаемого парашюта не будут закручиваться.

Таким образом, предложена система спасения винтокрылого летательного аппарата, которая проста в реализации и надежна в работе, обеспечивает возможность спасения всего вертолета или автожира.

Класс B64C27/04 вертолеты 

электронная система управления полетом для летательного аппарата, выполненного с возможностью висения -  патент 2529573 (27.09.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
винт вертолета и вертолет (варианты), содержащий этот винт -  патент 2517643 (27.05.2014)
способ компенсации реактивного момента несущего винта -  патент 2514010 (27.04.2014)
вертолет -  патент 2499736 (27.11.2013)
рулевой винт вертолета и вертолет, содержащий этот рулевой винт -  патент 2494013 (27.09.2013)
лопасть рулевого винта вертолета и рулевой винт вертолета -  патент 2494012 (27.09.2013)
богданова устройство для подъема и перемещения автомобиля или другого транспортного средства -  патент 2485016 (20.06.2013)
способ управления силовой установкой вертолета -  патент 2482024 (20.05.2013)

Класс B64D17/80 комбинированные с самолетом, например для торможения самолетов 

Наверх