способ воспроизведения музыкального произведения в цвете

Классы МПК:A63J17/00 Устройства для воспроизведения цветовой музыки
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-05-16
публикация патента:

Способ относится к воспроизведению музыкальных произведений в цвете. Каждой ноте музыкального произведения присваивают определенный цвет, при воспроизведении нот формируют цветовые изображения, оттенок которых определяется нотой, а яркость пропорционально изменяется с каждой октавой. При воспроизведении аккорда формируют несколько изображений одновременно, при этом диезам присваивают определенные цвета, а цветовые изображения формируют в виде цветовых фигур. Форму фигур выбирают следующим образом: при воспроизведении одной ноты используют фигуру, совпадающую с экраном, при воспроизведении двух нот и более используют фигуры, пропорционально заполняющие экран. Данный способ обеспечивает однозначную идентификацию музыкального произведения по цветовому сопровождению музыки и может быть использован при обучении в младших классах музыкальной школы, а также при организации мероприятий для глухонемых людей и людей с дефектами слуха. 4 ил., 2 табл.

способ воспроизведения музыкального произведения в цвете, патент № 2295376 способ воспроизведения музыкального произведения в цвете, патент № 2295376 способ воспроизведения музыкального произведения в цвете, патент № 2295376 способ воспроизведения музыкального произведения в цвете, патент № 2295376

Формула изобретения

Способ воспроизведения музыкального произведения в цвете, в котором каждой ноте музыкального произведения присваивают определенный цвет, при воспроизведении нот формируют цветовые изображения, оттенок которых определяется нотой, а яркость пропорционально изменяется с каждой октавой, при воспроизведении аккорда формируют несколько изображений одновременно, отличающийся тем, что диезам присваивают определенные цвета, а цветовые изображения формируют в виде цветовых фигур, форму которых выбирают следующим образом: при воспроизведении одной ноты используют фигуру, совпадающую с экраном, при воспроизведении двух нот и более используют фигуры, пропорционально заполняющие экран.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области создания анимационных эффектов, связанных с цветным изображением, усиливающих эмоциональное воздействие при сопровождении соответствующих звуковых произведений, а также может быть использовано для коррекции функционального состояния человека.

Наиболее близким аналогом изобретения является способ воспроизведения музыкального произведения в цвете, в котором каждой музыкальной ноте присваивают определенный цвет, при этом при воспроизведении нот, набираемых с клавиатуры музыкального или немузыкального инструмента формируют визуальные цветовые изображения на экране, причем оттенок изображения определяется нотой, а яркость - пропорционально увеличивается/уменьшается с увеличением/уменьшением октавы, кроме того при воспроизведении аккорда воспроизводят несколько изображений одновременно (GB 2370794 А, 10.07.2002).

Известный способ не позволяет точно распознавать все воспроизводимые ноты и аккорды музыкальных произведений по цветовым изображениям.

Технический результат, достигаемый при реализации данного способа, заключается в возможности формирования цветовых фигур с изменяемой яркостью и насыщенностью при воспроизведении музыкального произведения в цвете при получении однозначной идентификации музыкального произведения по цветовому сопровождению музыки.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе воспроизведения музыкального произведения в цвете, в котором каждой ноте музыкального произведения присваивают определенный цвет, при аккорде музыкального произведения, при этом оттенок фигуры определяется нотой, а яркость фигуры - октавой, а при воспроизведении аккорда воспроизводят несколько фигур одновременно, согласно изобретению диезам присваивают определенные цвета, а цветовые изображения формируют в виде цветовых фигур, форму которых выбирают следующим образом: при воспроизведении одной ноты используют фигуру, совпадающую с экраном, при воспроизведении двух нот и более используют фигуры, пропорционально заполняющие экран.

Яркость фигур при воспроизведении нот из различных октав может пропорционально увеличивается или уменьшается с увеличением или уменьшением октавы соответственно.

Предлагаемый способ поясняется чертежами, где на фиг.1-4 представлены схемы воспроизведения аккордов, состоящих соответственно из двух, трех, четырех, пяти нот для первой октавы.

Способ заключается в следующем.

Каждой ноте музыкального произведения присваивают определенный цвет. Выбор оттенков цветов, соответствующих звучащим нотам, может быть произвольным, например, вариант, представленный в таблице 1. Семи основным нотам присваивались семь цветов радуги.

Таблица 1.

Соответствие нотам цветов
нота символцвет
ДОс-красный
до-диезс# розовый
ре d-оранжевый
ре-диезd#бежевый
мие- желтый
фа f-зеленый
фа-диезf#салатовый
сольg- голубой
соль-диез g#светло-голубой
ляa-синий
ля-диезa# светло-синий
си b-фиолетовый

При воспроизведении нот формируют изображения цветовых фигур на каждом аккорде музыкального произведения. При воспроизведении аккорда воспроизводят несколько фигур одновременно. Выбор формы цветовых фигур, соответствующих звучащим нотам и их совокупности в аккорде, может быть произвольным, например:

- при воспроизведении одной ноты можно использовать фигуру, размерами и формой совпадающей с размером и формой экрана,

- при воспроизведении двух нот можно использовать две фигуры, имеющих половинный размер от размера экрана,

- при воспроизведении двух нот и более можно использовать фигуры, пропорционально заполняющие экран.

При этом оттенок фигуры определяется нотой, а яркость фигуры - октавой. Для реализации последней операции предлагается использовать систему описания цветов, включающую: яркость (L), контрастность (S) и оттенок (Н). В таблице 2 приведен пример соответствия нотам оттенков цветов для шести октав. Для сравнения в талб.2 приведено соответствующее значение цвета в системе RGB (R - красный, G - зеленый, В - голубой).

Таблица 2.

Соответствие нотам оттенков цветов для шести октав
НотаЦвет Октава
с-  12 345 6
 Н 00 000 0
 S 240240 240240240 240
 L 120130 140150160 170
 R 255255 255255255 255
 G 021 436485 106
 В 021 436485 106
с#          
  Н220 220220220 220220
  S240 240240240 240240
  L120 130140150 160170
  R255 255255255 255255
  G0 214364 85106
  В128 138149159 170181
d-          
 H 131313 131313
 S 240240240 240240240
 L 120130140 150160170
 R 255255255 255255255
 G 8398112 126140140
 В 02143 648585
d#          
  H2020 202020 20
 S 240240 240240240 240
 L 120130 140150160 170
 R 255255 255255255 255
 G 128138 149159170 181
 В 021 436485 106
e-          
  H40 404040 4040
  S240 240240240 240240
  L120 130140150 160170
  R255 255255255 255255
  G255 255255255 255255
  В0 214364 85106
f-          
 H 100100100 100100100
 S 240240240 240240240
 L 607080 90100110
 R 000 000
 G 128149170 191213234
 В 647485 96106177
f#          
  H100100 100100100 100
 S 240240 240240240 240
 L 120130 140150160 170
 R 128138 149159170 181
 G 255255 255255255 255
 В 021 436485 106
g-          
  H140 140140140 140140
  S240 240240240 240240
  L120 130140150 160170
  R0 214364 85106
  G128 138149159 170181
  В255 255255255 255255
q#          
 H 120120120 120120120
 S 240240240 240240240
 L 120130140 150160170
 R 02143 6485106
 G 255255255 255255255
 В 255255255 255255255
а-          
  H180180 180180180 180
 S 240240 240240240 240
 L 6070 8090100 110
 R 6474 8596106 117
 G 00 000 0
 В 128149 170191213 234
а#          
  H160 160160160 160160
  S240 240240240 240240
  L120 130140150 160170
  R0 214364 85106
  G0 214364 85106
  В255 255255255 255255
b-          
 Н 180180180 180180180
 S 240240240 240240240
 L 120130140 150160170
 R 128138149 159170181
 G 02143 6485106
 В 255255255 255255255

Оттенок и контрастность определяют цвет и не меняются с увеличением номера октавы. Однако с увеличением номера октавы увеличивается число L, характеризующее яркость. Ноте более высокой октавы соответствует более светлый оттенок присвоенного цвета, то есть при звучании ноты "до" 3 октавы пользователь будет наблюдать более светлый красный, чем при звучании ноты "до" 1 октавы.

Как видно из таблицы 2, яркость фигур при воспроизведении нот из различных октав пропорционально можно увеличивать/уменьшать с увеличением/уменьшением октавы.

Пример практической реализации способа.

На фиг.1-4 приведены схемы воспроизведения аккорда, состоящего соответственно из двух, трех, четырех, пяти нот для первой октавы, и пример возможного разбиения экрана на геометрические фигуры.

При наборе с клавиатуры одной ноты наблюдается экран, залитый соответствующим данной ноте оттенком цвета с учетом октавы, а при наборе аккордов - экран, разбитый на набор фигур, отличающихся яркостью (L) и оттенком (Н), каждая из которых соответствует своей ноте аккорда. При этом форма фигур (квадраты, окружности т.п.), а также количество наборов, могут быть различным. Однако при идентификации музыкального произведения достаточно выделить на экране минимальный набор фигур, по которому однозначно восстанавливается звучащий аккорд.

Яркость фигур при воспроизведении нот шести различных октав мы пропорционально увеличивали на 10 относительных единиц с увеличением октавы.

Таким образом удается воспроизведение музыкального произведения в цвете и получение однозначной идентификации музыкального произведения по цветовому сопровождению музыки.

Для исследования влияния цветомузыкального воздействия на физическое и эмоциональное состояние человека были проведены экспериментальные исследования с помощью инновационного комплекса «Цветомузыкальный центр».

Для исследования влияния цветомузыкального воздействия на электрокардиограмму пациента использовался стандартный аппарат «Волготех 8/12-01» и осциллометрическая манжетка. Были проведены исследования на 20-и пациентах. Было зарегистрировано изменение нескольких параметров (учащение сердцебиения, изменение дыхания) отдельно при звучании музыки, наблюдения экрана, меняющего цвет (в среднем на 3-5 уд./мин), при звучании музыки и наблюдении картинок одновременно (в среднем на 7-10 уд./мин). Таким образом, было зарегистрировано наиболее сильное изменение нескольких параметров (учащение сердцебиения, изменение дыхания) при звучании музыки и (учащение сердцебиения, изменение дыхания) при звучании музыки и наблюдении картинок одновременно, что свидетельствует о более эффективном восприятии музыки, то есть более эффективном воздействии музыки на человека при условии сочетания с цветом.

Таким образом, инновационный способ может быть использован при организации развлекательных мероприятий для глухонемых людей и людей с дефектом слуха, для организации дискотек, при обучении в младших классах в музыкальных школах, в медицине, при лечении психических заболеваний и для релаксации.

Класс A63J17/00 Устройства для воспроизведения цветовой музыки

способ создания цветомузыки и устройство его осуществления -  патент 2526421 (20.08.2014)
система и способ автоматического создания атмосферы, подходящей для общественной обстановки и настроя в окружающей среде -  патент 2513772 (20.04.2014)
система и способ автоматического создания звука, относящегося к световой атмосфере -  патент 2494786 (10.10.2013)
способ цветового отображения звуковых стереосигналов и устройство его осуществления -  патент 2438747 (10.01.2012)
цветомузыкальная установка -  патент 2392998 (27.06.2010)
способ создания интерактивных эффектов и устройство, его реализующее -  патент 2355455 (20.05.2009)
устройство для автоматического светового сопровождения музыки -  патент 2297867 (27.04.2007)
способ цветового сопровождения звука и устройство для его осуществления -  патент 2259858 (10.09.2005)
устройство цветомузыкальное -  патент 2243810 (10.01.2005)
способ имитации северного сияния и получения объемного изображения в объеме трехмерного пространства в динамике -  патент 2211071 (27.08.2003)
Наверх