способ управления индукторным двигателем

Классы МПК:H02P6/00 Устройства для управления синхронными двигателями или другими динамоэлектрическими двигателями с электронными коммутаторами в зависимости от положения ротора; электронные коммутаторы для этого
H02P25/08 реактивные синхронные двигатели
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения" (ОАО "ВЭлНИИ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-07-25
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе с индукторным двигателем, электроподвижном составе постоянного и переменного тока. Техническим результатом является снижение пульсаций момента. Способ управления индукторным двигателем состоит в том, что в начале каждого из m интервалов, на который разбивают интервал от 0° до 180°, подают напряжение питания на выходящую из работы фазу двигателя и снимают его при достижении током этой фазы заданного значения. При достижении или превышении моментом, создаваемым этой фазой, или моментом, создаваемым работающей фазой, заданного значения, напряжение питания на выходящую из работы фазу двигателя не подают, а на входящую в работу фазу подают питающее напряжение и снимают его при достижении током этой фазы заданного постоянного значения. На работающую фазу двигателя в начале текущего интервала подают питающее напряжение и снимают его при достижении током этой фазы заданного значения. Вычисление электромагнитного момента, создаваемого фазой, входящей в работу, электромагнитного момента, создаваемого фазой, выходящей из работы, заданного значения тока этой фазы и электромагнитного момента, создаваемого работающей фазой, производят по формулам, указанным в материалах заявки. Пульсации момента тягового трехфазного реактивного индукторного двигателя снижены с 15% до 1%. 6 ил. способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

(56) (продолжение):

CLASS="b560m"2167253 А, 21.05.1986. US 5015939 А, 14.05.1991. FR 2272519 А, 19.12.1975. DE 4124240 A1, 28.01.1993. ЕР 0436138 A1, 10.07.1991. WO 96/09683 А, 28.03.1996.

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

Формула изобретения

Способ управления индукторным двигателем, заключающийся в том, что формируют токи в фазах двигателя, для чего измеряют периоды сигнала датчика положения ротора двигателя, внутри этого периода подают импульсы питающего двигатель напряжения на фазные обмотки двигателя, отличающийся тем, что интервал от 0 до 180 эл.град. разбивают на m равных (например 1 эл.град.) интервалов

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 0 - начальный угол поворота ротора, соответствующий 0 эл.град.;

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 m - угол поворота ротора в конце интервала, соответствующий 180 эл.град.,

в начале интервала подают на входящую в работу фазу напряжение питания таким образом, чтобы ток этой фазы не превышал значения IЗ вх=const, измеряют в конце каждого интервала способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 ток этой фазы и вычисляют создаваемый электромагнитный момент этой фазы по формуле

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n - значение тока входящей в работу фазы и угла поворота ротора двигателя в конце текущего интервала;

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 - потокосцепление фазы,

определяют заданный электромагнитный момент выходящей из работы фазы двигателя по формуле

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где МЗ - заданное значение электромагнитного момента двигателя на следующем интервале,

определяют заданное значение тока этой фазы по формуле

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n - значение тока выходящей из работы фазы и угла поворота ротора двигателя в конце текущего интервала;

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n+1 - значение тока выходящей из работы фазы и угла поворота ротора двигателя в конце следующего интервала,

в начале каждого из m интервалов подают напряжение питания на выходящую из работы фазу двигателя и снимают при достижении током этой фазы заданного значения, причем при достижении или превышении способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 или способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 значения МЗ, напряжение питания на выходящую из работы фазу двигателя не подается, на входящую в работу фазу подают питающее напряжение и снимают при достижении током этой фазы значения IЗ вх=const, а на работающую фазу двигателя подают в начале текущего интервала питающее напряжение и снимают при достижении током этой фазы значения

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 и способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n - значение тока работающей фазы двигателя и угла поворота ротора двигателя в конце текущего интервала,

определяют создаваемый работающей фазой момент по формуле

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, в том числе тяговыми, имеющими зубчатый статор и ротор.

Известен способ управления индукторным двигателем, заключающийся в том, что формируют фазные токи, для чего измеряют периоды датчика положения ротора, подают импульсы напряжения в интервале от 0 до 180 эл.град., отслеживая заданное значение фазного тока, например, способом "токовый коридор" (см. журнал "Электротехника" №6/98 на с.25-26, рис.2в и 4б).

При таком способе регулирования в интервалах от нуля эл.град. до 180/m эл.град. и от (180-180/m) эл.град. до 180 эл.град. (m - число фаз двигателя) под током находятся две фазы индукторного двигателя одновременно. Мгновенный электромагнитный момент индукторного двигателя определяется суммой электромагнитных моментов отдельных фаз, находящихся под током одновременно. Момент входящий в работу фазы, складываясь с моментом выходящей из работы фазы, вызывают пульсации суммарного момента (см. журнал "Электричество" №10/2001 на с.34, рис.1б).

Наиболее близким по технической сущности является способ управления индукторным двигателем, заключающийся в том, что формируют токи в фазах двигателя, для чего измеряют периоды датчика положения ротора двигателя и внутри этого периода подают импульсы питающего двигатель напряжения в интервале от 0 до 180 эл.град. на фазные обмотки двигателя (см. Электровозостроение: сб. науч. тр. ОАО "Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения" (ОАО "ВЭлНИИ") - 2000. Т.42 - 324 с. на с.187 рис. и журнал "Электротехника" №6/98 на с.25-26, рис.2в и 4б).

Прямоугольные формы токов и в этом способе управления приводят к большим пульсациям суммарного момента.

Высокая частота и амплитуда пульсации результирующего момента могут стать главной причиной усталостных разрушений элементов тяговой передачи (см. книгу Бирюкова И.В., Беляева А.И., Рыбникова Е.К. Тяговые передачи электроподвижного состава железных дорог. - М.: Транспорт. 1986. - 256 с., на с.119).

Кроме того, пульсации момента приводят к вибрациям, шуму, а также могут препятствовать нормальному пуску тягового электропривода.

Задачей изобретения является снижение пульсаций момента за счет формирования фазных токов входящей в работу фазу (0°÷60° - фаза "А", 120°÷180° - фаза "В"), находящуюся в работе фазе (60°÷120° - фаза "А") и выходящую из работы фазы (0°÷60° - фаза "С", 120°÷180° - фаза "А"), таким образом, чтобы сумма моментов, развиваемых этими фазами была постоянной и равна моменту индукторного двигателя, задаваемого директивно или регулятором скорости.

Поставленная задача решается способом управления индукторным двигателем за счет формирования фазных токов путем подачи импульсов напряжения в течение каждого периода датчика положения ротора (ДПР) двигателя, отличающийся тем, что период сигнала ДПР измеряют и интервал от нуля до 180 эл.град. (двигательный режим) разбивают на m равных интервалов

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 0 - начальный угол поворота ротора, соответствующий нулю эл.град.

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 m - угол поворота ротора в конце интервала, соответствующий 180 эл.град.

В начале интервала подают на входящую в работу фазу напряжение питания таким образом, чтобы ток этой фазы не превышал значения IЗвх =const, измеряют в конце каждого интервала способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 ток этой фазы и вычисляют создаваемый момент.

Создаваемый входящей в работу фазой двигателя момент определяют по формуле

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n - значение тока входящей в работу фазы и угла поворота ротора двигателя в конце текущего интервала;

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 - потокосцепление фазы.

Тогда заданный момент выходящей из работы фазы определяют по формуле

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где МЗ - заданное значение электромагнитного момента двигателя на следующем интервале.

Заданное значение тока этой фазы определяют по формуле

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n - значение тока выходящей из работы фазы и угла поворота ротора двигателя в конце текущего интервала;

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n+1 - значение тока выходящей из работы фазы и угла поворота ротора двигателя в конце следующего интервала.

В начале каждого из m интервалов подают напряжение питания на выходящую из работы фазу двигателя и снимают при достижении током этой фазы заданного значения, причем при достижении или превышении способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 или способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 значения МЗ, напряжение питания на выходящую из работы фазу двигателя не подается, на входящую в работу фазу подают питающее напряжение и снимают при достижении током этой фазы значения IЗ вх=const, а на работающую фазу двигателя в начале текущего интервала подают питающее напряжение и снимают при достижении током этой фазы значения

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 и способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n - значение тока работающей фазы двигателя и угла поворота ротора двигателя в конце текущего интервала.

Создаваемый работающей фазой момент определяется по формуле

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

Предлагаемый способ управления индукторным двигателем путем формирования согласованного изменения токов во входящей, работающей и выходящей фазах двигателя на интервалах коммутации от нуля до 180 эл.град. позволяет снизить пульсации электромагнитного момента на валу двигателя.

На фиг.1 показаны осциллограммы фазных значений тока, напряжения, электромагнитного момента и результирующего электромагнитного момента индукторного двигателя, а на фиг.2 показаны осциллограммы моментов и токов двигателя НТИ-350 при способе управления близким по технической сущности, рассчитанные на математической модели; на фиг.3 изображено устройство для реализации предлагаемого способа; на фиг.4 - алгоритм функционирования устройства; на фиг.5 показаны осциллограммы фазных значений тока, напряжения, электромагнитного момента и результирующего электромагнитного момента индукторного двигателя, а на фиг.6 показаны осциллограммы моментов и токов двигателя при реализации предлагаемого способа.

Способ осуществляют микропроцессорной системой, состоящей из блока таймеров 1, процессора 2, оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) 3, постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 4, аналого-цифрового преобразователя (АЦП) 5, блока драйверов 6, транзисторного блока 7, управляющего индукторным двигателем 8, имеющего датчики положения ротора (ДПР) 9. Входы-выходы процессора 2, ОЗУ 3, ПЗУ 4, входы блока таймеров 1, блока драйверов 6 и выход АЦП 5 объединены шиной адресов-данных 10. Выход блока таймеров 1 и ДПР 9 соединены с шинами прерывания процессора 2. Токи двигателя 8 i поступают на вход АЦП 5. Выходы транзисторного блока 7, запитанного постоянным напряжением U, нагружены на обмотки индукторного двигателя 8.

Процессор, ОЗУ, ПЗУ, блок таймеров, АЦП могут быть, интегрированы в специализированный контроллер, например M167-1С (см. каталог продукции "Бортовая промышленная электроника" АО "Каскод", 105037 Москва, Измайловская пл., 7).

Способ реализуют алгоритмом, приведенным на фиг.4.

Алгоритм состоит из двух подпрограмм, которые запускают сигналами прерываний от ДПР 9 и блока таймеров 1-tm.

Первая подпрограмма ДПР (фиг.4) начинается по переднему фронту сигнала от ДПР 9. Считывают значения кода Кт из таймера Т (блок 11), соответствующее периоду сигнала ДПР и снова запускают таймер Т (блок 12). В блоке 13 определяют величину дискреты повторения вычислений значений токов и моментов способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 делением содержимого таймера Кт на количество интервалов m-способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 =Кт/m, после чего вводят заданное значение момента, например через АЦП 5 (блок 14), и транзисторный блок ТБ (блок 7) подает напряжение на входящую в работу фазу (блок 15).

В блоке 16 запускают таймер "m" интервала повторения вычислений, и номеру текущего интервала присваивается значение единицы (блок 17), после чего осуществляют выход из подпрограммы ДПР (блок 18).

Таймер "m" периодически выдает сигналы прерываний tm, по которым выполняется вторая подпрограмма, в которой определяют необходимые значения токов и моментов входящей и выходящей из работы фаз двигателя. Для этого вводится ток, входящий в работу фазы iвх n (блок 19), определяют значение способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 этой фазы (блок 20), определяют значение момента входящей в работу фазы по выражению (1) (блок 21)

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n - значение тока входящей в работу фазы и угла поворота ротора двигателя в конце текущего интервала;

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 - потокосцепление фазы,

или работающей фазы по выражению (5) (блок 21)

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

В блоке 22 определяют заданное значение момента выходящей из работы фазы, как разность между заданным моментом и моментом, развиваемым входящей в работу фазы двигателя

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где МЗ - заданное значение электромагнитного момента двигателя на следующем интервале.

Если момент выходящей из работы фазы меньше или равен нулю (блок 23), то транзисторный блок ТБ (блок 7) снимает напряжение с выходящей из работы фазы и подает на работающую (блок 29), определяют заданное значение тока работающей фазы по формуле (4) (блок 28)

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 и способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n - значение тока работающей фазы двигателя и угла поворота ротора двигателя в конце текущего интервала,

иначе определяют по формуле (3) заданное значение тока выходящей из работы фазы (блок 24)

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049

где способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n - значение тока выходящей из работы фазы и угла поворота ротора двигателя в конце текущего интервала;

способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 n+1 - значение тока выходящей из работы фазы и угла поворота ротора двигателя в конце следующего интервала.

После чего осуществляют подачу напряжения на входящую и выходящую из работы фазы (блок 25).

В блоках 26 и 30 проверяется достижение заданных значений токами выходящей, входящей и работающей фазами соответственно и, в случае достижения, ТБ (блок 7) снимает напряжение с входящей или работающей фазы и подает отрицательное напряжение на выходящую фазу (блок 27). В блоке 31 значение "n" увеличивается на единицу, и осуществляется выход из подпрограммы (блок 32).

В начале каждого из m интервалов подают напряжение питания на выходящую из работы фазу двигателя и снимают при достижении током этой фазы заданного значения, причем при достижении или превышении способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 или способ управления индукторным двигателем, патент № 2294049 значения МЗ напряжение питания на выходящую из работы фазу двигателя не подают, а на входящую в работу фазу двигателя в начале текущего интервала подают питающее напряжение и снимают при достижении током фазы значения I max вх=const.

Величина "m" (количество интервалов повторения вычислений) ограничена сверху быстродействием процессора.

Быстродействие современных микропроцессорных контроллеров позволяет реализовать значения m>200 при максимальной скорости вращения ротора, что обеспечивает необходимую точность регулирования тока индукторного двигателя.

Пульсации момента тягового трехфазного реактивного индукторного двигателя снижены при реализации заявляемого способа управления с 15% до 1% за счет формирования фазных токов входящей и выходящей в работу фаз таким образом, чтобы сумма моментов развиваемых этими фазами была постоянной и равна моменту индукторного двигателя, задаваемого директивно или регулятором скорости.

Класс H02P6/00 Устройства для управления синхронными двигателями или другими динамоэлектрическими двигателями с электронными коммутаторами в зависимости от положения ротора; электронные коммутаторы для этого

способ управления трехфазным вентильным электродвигателем имплантируемого ротационного электронасоса кардиопротеза с обеспечением свойства живучести (варианты) -  патент 2525300 (10.08.2014)
способ управления трехфазным вентильным двигателем -  патент 2522675 (20.07.2014)
способ управления динамическим моментом двигателя-маховика -  патент 2521617 (10.07.2014)
частотно-фазовая система регулирования скорости вращения электродвигателя -  патент 2510126 (20.03.2014)
перезаряжаемый приводной инструмент, блок управления и носитель записи -  патент 2508182 (27.02.2014)
устройство для частотного пуска и регулирования скорости высоковольтного синхронного электродвигателя -  патент 2497268 (27.10.2013)
следящий электропривод -  патент 2489798 (10.08.2013)
способ анализа функционирования электромеханического привода для механизированного управления экраном и привод для его осуществления -  патент 2487460 (10.07.2013)
синхронно-синфазный электропривод -  патент 2485665 (20.06.2013)
инструмент с электрическим приводом, управляющее устройство и носитель информации -  патент 2484945 (20.06.2013)

Класс H02P25/08 реактивные синхронные двигатели

шестифазный вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, способ и устройство управления -  патент 2483416 (27.05.2013)
трехфазный высокоскоростной вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, способ и устройство управления -  патент 2482591 (20.05.2013)
трехфазный вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, способ и устройство управления -  патент 2482590 (20.05.2013)
способ перевозбуждения синхронного гистерезисного двигателя реакцией якоря -  патент 2465713 (27.10.2012)
электропривод одноключевой -  патент 2459341 (20.08.2012)
электропривод с синхронной реактивной машиной и способ управления им -  патент 2408972 (10.01.2011)
способ управления индукторным двигателем -  патент 2402148 (20.10.2010)
управление электрическими машинами -  патент 2342763 (27.12.2008)
способ управления индукторным двигателем -  патент 2314634 (10.01.2008)
Наверх