устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя

Классы МПК:H02P6/08 устройства для управления числом оборотов или крутящим моментом одного двигателя
H02P6/18 без отдельного элемента, определяющего положение, например с использованием противо-ЭДС в обмотках
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственный центр "Полюс" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-11-09
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах с широким диапазоном изменения скорости вращения двигателя, например, по управляющему сигналу. Техническим результатом является достижение широкого диапазона регулирования и плавного вращения вала бесконтактного двигателя постоянного тока в области низких и инфранизких частот. Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя содержит регулятор частоты вращения, датчик положения ротора, два умножителя, два сумматора, два формирователя импульсов, частотно-фазовый дискриминатор, синусно-косинусный формирователь опорного сигнала. 2 ил. устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552

устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552

Формула изобретения

Устройство для регулирования частоты вращения бесконтактного двигателя постоянного тока, содержащее регулятор частоты вращения, датчик положения ротора, отличающееся тем, что введен синусно-косинусный формирователь управляющего сигнала, на вход которого подается напряжение управления, а выходы соединены с первыми входами первых умножителей, со вторыми входами которых соединены выходы синусно-косинусного формирователя опорной частоты, а выходы первых умножителей соединены с входами первых сумматоров, выходы которых соединены с входами первого формирователя импульсов, а его выход соединен с опорным входом импульсного частотно-фазового дискриминатора, выход которого соединен с входом регулятора частоты вращения двигателя, а выход датчика положения ротора бесконтактного электродвигателя постоянного тока соединен с входами вторых умножителей, вторые входы которых соединены с выходами синусно-косинусного формирователя опорного сигнала, а выходы соединены с входами вторых сумматоров, выходы которых соединены с входами формирователя импульсов, выход которого соединен со вторым входом импульсного частотно-фазового дискриминатора 10.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводу с широким диапазоном изменения скорости вращения двигателя, например, по управляющему сигналу.

Известны аналогичные устройства, относящиеся по принципу действия к астатическим системам регулирования скорости электродвигателя с фазовым управлением: прецизионные привода постоянного тока, прецизионные системы стабилизации скорости двигателей [1]. Недостатки их обусловлены дискретностью фазового регулятора. В области высоких частот эта дискретность мало сказывается на работе электропривода, так как электромагнитная и электромеханическая постоянные времени значительно больше интервала дискретности. Однако в области низких скоростей (0,1-1 об/мин) вал двигателя поворачивается скачкообразно, и наблюдаются сбои в работе фазорегулятора.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для регулирования скорости вращения электродвигателя, содержащее блок управления скоростью, входы которого подключены к линейному источнику управляющего сигнала и линейному датчику положения ротора, и блок регулирования напряжения двигателя [2].

Недостатками этого устройства являются:

1. Устройство имеет ограниченный диапазон регулирования в области низких и инфранизких частот.

2. Устройство имеет сложную систему управления.

3. Затруднен реверс.

Цель изобретения - достижение широкого диапазона регулирования и плавного вращения вала бесконтактного двигателя постоянного тока в области низких и инфранизких частот.

Это достигается тем, что линейный источник управляющего сигнала по углу заменен синусно-косинусным формирователем управляющего сигнала. Также в схему введен синусно-косинусный датчик обратной связи по углу, дополнительный синусно-косинусный формирователь опорного сигнала и два преобразователя частоты.

На фиг.1 приведена структурная схема устройства.

Устройство содержит: синусно-косинусный формирователь управляющего сигнала 1; синусно-косинусный формирователь опорного сигнала 2; два преобразователя частоты, состоящие из умножителей 3-6, 14-17, сумматоров 7, 8, 18, 19 и формирователей импульсов 9, 20. Также в устройство входят импульсный частотно-фазовый дискриминатор 10, регулятор скорости вращения двигателя 11, бесконтактный двигатель постоянного тока 12 и синусно-косинусный датчик положения ротора 13.

Устройство работает следующим образом.

На вход синусно-косинусного формирователя управляющего сигнала 1 подается напряжение управления Uy, являющееся заданием по скорости вращения двигателя 12. Формирователь 1 преобразует напряжение управления в два низкочастотных сигнала sin устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 зt и cos устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 зt, мгновенные значения которых являются сигналами задания по углу. Эти сигналы подаются на преобразователь частоты 3-9, где они складываются с сигналами повышенной частоты синусно-косинусного формирователя опорного сигнала 2 sinустройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 0t и cosустройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 0t. Суммарный сигнал повышенной частоты f 0±fз поступает на опорный вход импульсного частотно-фазового дискриминатора 10. Сигналы с синусно-косинусного датчика положения ротора 13 sin устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 врt и cos устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 врt поступают на второй преобразователь частоты 14-20, где они складываются с сигналами синусно-косинусного формирователя опорного сигнала 2 повышенной частоты sinустройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 0t и cosустройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 0t. Суммарный сигнал повышенной частоты f 0±fвр поступает на вход обратной связи импульсного частотно-фазового дискриминатора 10. Выходной сигнал импульсного частотно-фазового дискриминатора 10 поступает на регулятор частоты вращения двигателя 11.

Принцип работы преобразователей частоты основан на следующих тригонометрических выражениях:

Sin( устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 3+устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 0)t=sin устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 зt·cosустройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 0t+cos устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 зt·sinустройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 0t;

Cos( устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 3+устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 0)t=cos устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 зt·cosустройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 0t-sin устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 зt·sinустройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 0t.

На фиг.2 приведены диаграммы работы формирователей импульсов преобразователей частоты.

Как видно из фиг.2, на выходе преобразователя частоты формируется частота в 4 раза больше частоты сигналов Sin( устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 з+устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 )t и Cos( устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 з+устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя, патент № 2291552 )t.

Полученная система замкнута по частоте, но коэффициент заполнения импульсов на выходе импульсного частотно-фазового дискриминатора пропорционален разности фаз входного задающего сигнала и сигнала обратной связи, то есть она является следящей системой по углу. Разность фаз отсчитывается с частотой f 0±fз, то есть практически непрерывно. Система является реверсивной. Реверс двигателя осуществляется изменением чередования фаз синусно-косинусного формирователя управляющих сигналов. Разработанное устройство позволяет регулировать частоту вращения в широком диапазоне от нуля до максимальной частоты. Остановка двигателя и удержание его на заданном угле обеспечивается фиксацией значений задающего синусно-косинусного формирователя, соответствующих заданному углу. Поскольку система работает по заданию угла, сформированному синусно-косинусным формирователем управляющего сигнала, она обеспечивает плавное вращение вала двигателя во всем диапазоне регулирования. Равномерность движения зависит от коэффициента нелинейных искажений входного задающего формирователя и датчика обратной связи.

Источники информации

1. Трахтенберг P.M. Импульсные астатические системы электропривода с дискретным управлением. - М.: Энергоиздат, 1982. - 168 с.

2. Авторское свидетельство СССР №736318, кл. Н 02 Р 5/06, 1980.

Класс H02P6/08 устройства для управления числом оборотов или крутящим моментом одного двигателя

способ управления динамическим моментом двигателя-маховика -  патент 2521617 (10.07.2014)
инструмент с электрическим приводом, управляющее устройство и носитель информации -  патент 2484945 (20.06.2013)
шестифазный вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, способ и устройство управления -  патент 2483416 (27.05.2013)
устройство управления приводом электродвигателя -  патент 2482597 (20.05.2013)
трехфазный высокоскоростной вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, способ и устройство управления -  патент 2482591 (20.05.2013)
трехфазный вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, способ и устройство управления -  патент 2482590 (20.05.2013)
способ и управляющее устройство для управления электродвигателем с внутренними постоянными магнитами -  патент 2414047 (10.03.2011)
устройство и способ регулирования системы привода от электродвигателя -  патент 2391767 (10.06.2010)
устройство управления электроприводом запорной арматуры -  патент 2314450 (10.01.2008)
устройство управления электроприводом запорной арматуры -  патент 2290745 (27.12.2006)

Класс H02P6/18 без отдельного элемента, определяющего положение, например с использованием противо-ЭДС в обмотках

устройство управления приводом электродвигателя -  патент 2482597 (20.05.2013)
устройство управления и способ управления электрической вращающейся машиной -  патент 2481694 (10.05.2013)
электрический привод и способ управления им -  патент 2477561 (10.03.2013)
устройство управления для электрической вращающейся машины -  патент 2470453 (20.12.2012)
привод вращения волноводно-щелевой антенны -  патент 2458435 (10.08.2012)
однофазный вентильный электродвигатель -  патент 2453968 (20.06.2012)
контроллер вращающейся электрической машины -  патент 2431916 (20.10.2011)
способ бездатчиковой оценки углового положения ротора многофазного электродвигателя -  патент 2428784 (10.09.2011)
способ определения углового положения ротора вращающейся электрической машины -  патент 2426971 (20.08.2011)
способ и управляющее устройство для управления электродвигателем с внутренними постоянными магнитами -  патент 2414047 (10.03.2011)
Наверх