способ восстановления бандажированного ролика

Классы МПК:B23P6/02 поршней или цилиндров
B23K9/04 для иных целей, чем соединение, например с целью наплавки 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-06-27
публикация патента:

Изобретение может быть использовано для восстановления бандажированного ролика моталок. Предварительный нагрев бандажа ролика проводят до температуры 200...250°С со скоростью 40...50°С/ч. Многослойную наплавку ведут стальным электродом со скоростью 20...30 м/ч при плотности электрического тока 35...45 А/мм 2. Термообработку осуществляют путем нагрева наплавленного бандажа ролика до температуры 400...450°С со скоростью не более 40...50°С/ч, выдержки в течение 2...4 часов и охлаждения со скоростью не более 40...50°С/ч до температуры окружающей среды. В качестве материала для первого и последующих нечетных слоев рекомендуется применять стальной электрод следующего состава, мас.%: углерод 0,20...0,40; марганец 0,30...0,50; кремний 0,30...0,50; хром 0,50...1,50; железо остальное. Для второго и последующих четных слоев - стальной электрод следующего состава, мас.%: углерод 0,30...0,60; марганец 0,30...1,0; кремний 0,30...0,50; хром 2,0...3,0; вольфрам 8,0...10,0; ванадий 0,20...0,60; железо остальное. Способ позволяет повысить стойкость бандажированного ролика. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Способ восстановления бандажированного ролика, включающий предварительный нагрев, многослойную наплавку стальным электродом и термическую обработку наплавленного бандажа ролика, отличающийся тем, что предварительный нагрев бандажа ролика производят до температуры 200-250°С со средней скоростью 40-50°С/ч, наплавку ведут со скоростью 20-30 м/ч при плотности электрического тока 35-45 А/мм2, а термообработку проводят путем нагрева бандажа ролика до температуры 400-450°С со средней скоростью 40-50°С/ч, выдержки в течение 2-4 ч и охлаждения со средней скоростью 40-50°С/ч до температуры окружающей среды.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что наплавку первого и последующих нечетных слоев производят стальным электродом следующего состава, мас.%:

Углерод0,20-0,40
Марганец0,30-0,50
Кремний0,30-0,50
Хром0,50-1,50
ЖелезоОстальное

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что наплавку второго и последующих четных слоев производят стальным электродом следующего состава, мас.%:

Углерод0,30-0,60
Марганец0,30-1,0
Кремний0,30-0,50
Хром2,0-3,0
Вольфрам8,0-10,0
Ванадий0,20-0,60
ЖелезоОстальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано для восстановления бандажированного ролика моталок станов горячей прокатки.

Ролики моталок станов горячей прокатки металла работают в условиях совместного абразивного и теплового износа рабочей поверхности из-за действия сматываемой полосы. В результате ролики быстро выходят из строя. Предлагается методом наплавки восстанавливать исходный диаметр бандажей роликов и повышать их износостойкость.

Известен способ восстановления бандажированного валка, при котором применяют подогрев оси до температуры 120...200°С и предварительный подогрев бандажа до температуры 300...350°С (авт. св. СССР №1622092).

Недостатком известного способа является невозможность применения его для наплавки бандажированного ролика моталок из-за низкой стойкости наплавленного слоя в условиях абразивного износа при контакте с охлажденной на отводящем рольганге полосой.

Известен также способ восстановления ролика, при котором в качестве наплавочного электрода используют проволоки из стали Св-08, Св-08А, Нп-30ХГСА диаметром 3-4 мм и наплавляют на токе 300...400 А под флюсом АН-348А (Гребеник В.М., Гордиенко А.В., Цапко В.К. Повышение надежности металлургического оборудования. М.: Металлургия, 1988. С.478-479).

Недостатком известного технического решения является низкая стойкость ролика моталки и смещение бандажа по оси ролика в процессе наплавки и эксплуатации на стане, что является недопустимым.

Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является способ восстановления бандажированного ролика. Согласно изобретению ролик нагревают под наплавку до температуры не более 150°С со скоростью 80°С/ч. Многослойную наплавку осуществляют стальным электродом при силе электрического тока не более 350 А. Термическую обработку проводят путем нагрева до температуры 400...500°С со скоростью не более 80°С/ч. Выдержка ролика при температуре нагрева составляет 7...8 ч. Охлаждение ролика производят со скоростью не более 80°С/ч до температуры 120°С и долее на воздухе (Патент РФ №2123412).

Недостатки известного способа состоят в том, что он предназначен для восстановления колец бандажированного ролика машины непрерывного литья заготовок, поэтому режимы восстановления не обеспечивают удовлетворительную абразивную и тепловую стойкость ролика моталки. В результате появляются трещины и выработка на бочке ролика, что приводит к снижению стойкости роликов, а также к травмированию сматываемых полос.

Техническая задача, решаемая предлагаемым изобретением, состоит в повышении стойкости ролика моталки.

Указанная задача решается тем, что в способе восстановления бандажированного ролика, включающем предварительный нагрев, многослойную наплавку стальным электродом и термическую обработку наплавленного бандажа ролика, согласно предложению предварительный нагрев бандажа ролика производят до температуры 200...250°С со средней скоростью 40...50°С/ч, наплавку ведут со скоростью 20...30 м/ч при плотности электрического тока 35...45 А/мм2, а термообработку проводят путем нагрева бандажа ролика до температуры 400...450°С со средней скоростью 40...50°С/ч, выдержки в течение 2...4 часов и охлаждения со средней скоростью 40...50°С/ч до температуры окружающей среды.

Возможен вариант выполнения способа, по которому наплавку первого и последующих нечетных слоев производят стальным электродом следующего состава, мас.%: углерод 0,20...0,40; марганец 0,30...0,50; кремний 0,30...0,50; хром 0,50... 1,50; железо остальное.

Для второго и последующих четных слоев используют стальной электрод следующего состава, мас.%: углерод 0,30...0,60; марганец 0,30...1,0; кремний 0,30...0,50; хром 2,0...3,0; вольфрам 8,0...10,0; ванадий 0,20...0,60; железо - остальное.

Сущность изобретения состоит в следующем. Бандаж бочки на ось насаживают посадкой с натягом. При наплавке изношенного бандажа по известной технологии происходит его перегрев и снижение посадочных напряжений, что приводит к смещению бандажа относительно оси в процессе наплавки и при эксплуатации ролика на стане. Для предотвращения смещения бандажа относительно оси предварительный подогрев производят со средней скоростью 40...50°С/ч. Экспериментально установлено, что при снижении средней скорости нагрева менее 40°С не происходит повышения стойкости ролика, а лишь возрастают продолжительность нагрева и энергозатраты.

При увеличении средней скорости нагрева более 50°С/ч резко увеличивается температурный градиент бандажа, а ось остается холодной. Напряжения натяга уменьшаются и бандаж сдвигается относительно оси, что недопустимо.

Верхний предел температуры нагрева 250°С выбран экспериментально. Температура нагрева выше 250°С приводит к перегреву бочки ролика, уменьшению твердости наплавленного бандажа и снижению напряжений натяга. При снижении температуры нагрева ниже 200°С в зоне, расположенной под наплавкой, образуются закалочные структуры и трещины. Это приводит к снижению стойкости ролика.

Экспериментально установлено, что снижение скорости наплавки менее 20 м/ч приводит к удлинению процесса и перегреву бандажа ролика выше допустимой температуры. При увеличении скорости наплавки более 30 м/ч возрастает количество несплошностей в металле, что ухудшает качество наплавки.

При плотности электрического тока менее 35 А/мм2 из-за недостаточного проплавления электрода качество наплавки ухудшается. Увеличение плотности электрического тока более 45 А/мм2 приводит к перегреву бандажа ролика, что снижает его стойкость.

После наплавки бандаж ролика имеет высокие остаточные сварочные напряжения, поэтому ролик подвергают термической обработке. В процессе термической обработки ролик нагревают со средней скоростью 40...50°С/ч для обеспечения прогрева бандажа ролика. Снижение средней скорости нагрева менее 40°С/ч приводит к образованию крупных зерен микроструктуры бандажа, что ведет к снижению его стойкости.

При увеличении средней скорости нагрева более 50°С/ч возрастает температура бандажа, а ось остается холодной. Напряжения натяга уменьшаются, и бандаж сдвигается относительно оси.

Экспериментально установлено, что если температура термообработки будет превышать 450°С, произойдет разупрочнение наплавленного бандажа ролика. При температуре термообработки ниже 400°С в наплавленном бандаже ролика сохранятся сварочные напряжения, которые в дальнейшем приведут к образованию трещин.

Увеличение времени выдержки более 4 ч приведет к потере твердости. Сокращение времени выдержки менее 2 ч не обеспечивает полного снятия сварочных напряжений.

При снижении скорости охлаждения менее 40°С/ч образуются крупные зерна микроструктуры материала бандажа, что снижает его стойкость. Увеличение скорости охлаждения выше 50°С/ч вызывает образование трещин в наплавленном слое, что ухудшает стойкость ролика.

Ролик моталки эксплуатируется в условиях трения со стороны сматываемого металлопроката. Поэтому оптимальным вариантом является наплавка износостойкости вольфрамосодержащей сталью. Но при многослойной наплавке только вольфрамосодержащей сталью возникают трещины и разрушения наплавленных слоев из-за высокой хрупкости и низкой свариваемости. Поэтому для многослойной наплавки в качестве материала для первого и последующих нечетных слоев рекомендовано применять электрод из стали, обладающей высокой свариваемостью и пластичностью, содержащей, мас.%: углерод 0,20...0,40; марганец 0,30...0,50; кремний 0,30...0,50; хром 0,50...1,50; железо остальное, а для повторного и последующих четных слоев - электрод из стали, сочетающей высокую прочность и износостойкость, содержащей мас.%: углерод 0,30...0,60; марганец 0,30...1,0; кремний 0,30...0,50; хром 2,0...3,0; вольфрам 8,0...10,0; ванадий 0,20...0,60; железо остальное.

Для первого и последующих нечетных слоев углерод обеспечивает матричное упрочнение наплавленного металла. Углерод усиливает способность образовывать твердую и прочную микроструктуру при охлаждении наплавленного слоя. Содержание углерода менее 0,20% мало оказывает влияние на упрочнение наплавленного металла. При содержании углерода выше 0,40% наплавленный металл при наплавке подвержен растрескиванию.

Марганец (Mn) упрочняет матрицу металла первого и последующих нечетных слоев и значительно улучшает пластичность металла при наплавке. Минимальная концентрация Mn, необходимая для достижения требуемой прочности, равна 0,30%. Подобно углероду Mn в избытке ухудшает вязкость металла и также вызывает появление трещин при наплавке, поэтому его верхний предел ограничен 0,50%.

Кремний вводится в наплавочный металл первого и последующих нечетных слоев в качестве раскислителя в количестве 0,30...0,50%. С понижением количества кремния менее 0,30% возможно появление пор при наплавке. Взятый в избытке кремний отрицательно влияет на вязкость наплавленного металла в зоне термического влияния (ЗТВ), которая при его концентрациях более 0,50% снижается до неприемлемого уровня.

Хром повышает упрочняемость наплавленного металла при охлаждении. При содержании хрома менее 0,50% в первом и последующих нечетных слоях не обеспечивается прочность наплавленного металла. При содержании хрома свыше 1,50% не обеспечивается оптимальная структура металла из-за появления остаточного аустенита.

Для второго и последующих четных слоев углерод обеспечивает дисперсное упрочнение вследствие образования в наплавленном слое мелких карбидных частиц. Содержание углерода (С) менее 0,30% приводит к уменьшению твердости и износостойкости наплавленного слоя, а более 0,60% приводит к появлению трещин в наплавленном металле.

Марганец улучшает пластичность матрицы металла при наплавке второго и последующих четных слоев. Минимальная концентрация Mn, необходимая для достижения высокой износостойкости, равна 0,30%. Подобно углероду, Mn в избытке ухудшает вязкость металла и также вызывает образование трещин при наплавке, поэтому его верхний предел 1,0%.

Кремний присутствует в наплавочном металле второго и последующих четных слоев в качестве раскислителя. Содержание кремния менее 0,30% в наплавленном металле приводит к образованию пор. Концентрация кремния более 0,50% уменьшает вязкость наплавленного металла в ЗТВ.

Содержание хрома в стали, применяемой при наплавке второго и последующих четных слоев, менее 2,0% не обеспечивает требуемую износостойкость наплавленного бандажа. При содержании хрома более 3,0% в наплавленном металле появляется остаточный аустенит, что снижает стойкость ролика.

Вольфрам (W) добавлен во второй и последующие четные слои для дисперсного упрочнения и увеличения износостойкости при выпадении мелких частиц WC в наплавленном металле. Верхний предел 10,0% установлен потому, что избыток W приводит к растрескиванию и ухудшает вязкость наплавленного металла и его ЗТВ. С понижением содержания вольфрама меньше 8,0% износостойкость наплавленного бандажа снижается, что неприемлемо.

Ванадий (V) повышает прочность наплавленного металла второго и последующих четных слоев с образованием упрочненной матрицы и дополнительно обеспечивает дисперсионное упрочнение при отпуске вследствие выпадения частиц VC. Избыток V способствует появлению трещин при наплавке и ухудшает вязкость наплавленного металла, поэтому верхний предел установлен 0,60%. При содержании ванадия менее 0,20% износостойкость наплавленного бандажа снижается.

Примеры реализации способа

Были изготовлены пять вариантов I-V стальных электродов различного состава для наплавки нечетных (н) и пять вариантов I-V для наплавки четных слоев (ч), приведенные в таблице 1.

В варианте 1 составы для наплавки нечетных (н) и четных (ч) слоев имеют концентрацию элементов меньше заявленных пределов. В вариантах II-IV концентрация элементов соответствует заявленным пределам. В варианте V концентрация элементов для нечетных (н) и четных (ч) слоев выше заявленных пределов.

Таблица 1
ВариантСлой Состав электродов, мас.%
С MnSi CrWV
Iн 0,190,290,29 0,49- -
ч0,29 0,290,29 1,97,90,19
IIн 0,200,30 0,300,50- -
ч0,30 0,300,30 2,08,00,20
IIIн 0,300,40 0,401,0- -
ч0,45 0,650,40 2,59,00,40
IVн 0,400,50 0,501,50- -
ч0,60 1,00,50 3,010,00,60
Vн 0,410,510,51 1,51- -
ч0,61 1,100,51 3,110,10,61

Изношенный бандажированный ролик моталки непрерывного широкополосного стана 2000 горячей прокатки, с диаметром бандажа 850 мм устанавливают на наплавочный станок и приводят во вращение. При этом бандаж нагревают индуктором до температуры Тпод =225°С со средней скоростью Vпод=45°С/ч. Наплавку ведут под слоем флюса марки АН-60 стальным электродом диаметром 4,0 мм. Первый слой и последующие нечетные слои наплавляют электродом состава III (н), а второй и последующие четные слои электродом состава III (ч). Скорость наплавки составляет V св=25 м/ч, плотность электрического тока при наплавке J=40 А/мм2. Наплавку ведут до восстановления номинального размера бандажа ролика с припуском на механическую обработку (903 мм). После наплавки бандаж индуктором нагревают до температуры Тотп=425°С со средней скоростью Vнаг =45°С/ч. Бандаж выдерживают при этой температуре способ восстановления бандажированного ролика, патент № 2291041 =3 ч и охлаждают до температуры окружающей среды со средней скоростью Vохл=45°С/ч.

Указанные технологические режимы обеспечивают получение бездефектного наплавленного бандажа ролика моталки. После завершения наплавки ролик устанавливают на вальцешлифовальный станок и шлифуют наплавленный бандаж до номинального диаметра 900 мм.

Восстановленный ролик собирают с подшипниками, устанавливают в моталку непрерывного широкополосного стана 2000 и осуществляют смотку горячекатаных стальных полос в рулоны. Благодаря применению предложенных режимов и составов стальных электродов достигается повышение стойкости ролика.

Режимы восстановления и показатель стойкости ролика (удельный расход роликов на тонну проката) приведены в таблице 2.

Таблица 2
№ режимаВариант электрода Tпод, °СV под, °С/чVсв , м/чJ, А/мм2 Тотп °С Vнаг, °С/чспособ восстановления бандажированного ролика, патент № 2291041 , чVохл, °С/ч Уд. расход роликов, кг/т
1I190 391934 395391,5 391,9
2 II200 402035 400402 401,2
3 III225 452540 425453 451,1
4 IV250 503045 450504 501,2
5 V260 513146 455514,5 511,5
6 (прототип) 12Х13140 702030 480707,0 702,0

Как следует из данных, приведенных в таблице 2, при реализации предложенного способа (режимы №2-4) достигается повышение стойкости восстановленных роликов моталок (удельный расход роликов минимален). В случае запредельных значений заявленных параметров (режимы №1 и №5) стойкость восстановленных роликов снижается. Также более низкую стойкость имеют ролики, восстановленные по способу-прототипу (режим №6).

Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что регламентированные параметры восстановления бандажированного ролика обеспечивают получение высокой твердости и износостойкости. Этим достигается повышение стойкости бандажированного ролика моталки горячекатаной полосы.

В качестве базового объекта принят способ-прототип. Применение предложенного способа позволит повысить рентабельность восстановления бандажированного ролика на 20-30%.

Класс B23P6/02 поршней или цилиндров

способ формирования металлопокрытия контактной приваркой присадочных проволок -  патент 2517640 (27.05.2014)
способ увеличения ресурса цилиндра двухтактного двигателя внутреннего сгорания пд-10м -  патент 2511156 (10.04.2014)
способ обработки, в частности механической обработки, по меньшей мере, одной направляющей отработанные газы поверхностной зоны компонента двигателя внутреннего сгорания или компонента картера двигателя, а также картер двигателя внутреннего сгорания и гильза цилиндра -  патент 2483855 (10.06.2013)
способ восстановления деталей из алюминиевых сплавов -  патент 2472605 (20.01.2013)
способ восстановления вала -  патент 2453413 (20.06.2012)
способ восстановления вала -  патент 2420386 (10.06.2011)
способ восстановления физико-механических свойств металла корпусов энергетических реакторов ввэр-1000 -  патент 2396361 (10.08.2010)
способ восстановления постелей коренных подшипников блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания -  патент 2374058 (27.11.2009)
способ ремонта блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания -  патент 2365479 (27.08.2009)
способ восстановления вала -  патент 2337802 (10.11.2008)

Класс B23K9/04 для иных целей, чем соединение, например с целью наплавки 

устройство для подачи порошковой смеси для плазменной наплавки -  патент 2523214 (20.07.2014)
способ наплавки внутренней поверхности радиальных отверстий цилиндрического изделия и устройство для его осуществления -  патент 2520882 (27.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)
способ наплавки -  патент 2512698 (10.04.2014)
изготовление части металлической детали при помощи способа mig с пульсирующим током и пульсирующей подачей проволоки -  патент 2505384 (27.01.2014)
ролик для поддерживания и транспортирования горячего материала, имеющий наплавленный посредством сварки материал, присадочный сварочный материал, а также сварочная проволока для проведения наплавки сваркой -  патент 2499654 (27.11.2013)
способ получения металлического покрытия на режущих кромках почвообрабатывающей техники -  патент 2497641 (10.11.2013)
способ изготовления структуры на поверхности металлической детали -  патент 2494844 (10.10.2013)
наплавочная головка -  патент 2494843 (10.10.2013)
способ сварки и конструктивный элемент -  патент 2490102 (20.08.2013)
Наверх