способ восстановления роликов

Классы МПК:B23P6/02 поршней или цилиндров
B23K9/04 для иных целей, чем соединение, например с целью наплавки 
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-06-27
публикация патента:

Изобретение может быть использовано для восстановления роликов машин непрерывного литья заготовок. Предварительный нагрев бочки роликов проводят до температуры 200...250°С. Наплавку ведут со скоростью 20...30 м/ч при плотности электрического тока 35...45 А/мм2. Термообработку роликов осуществляют при температуре 500...550°С с выдержкой в течение 2...4 ч. В качестве материала для наплавки рекомендуется применять стальной электрод следующего химического состава, мас.%: углерод 0,20...0,40; марганец 0,30...0,50; кремний 0,30...0,50; хром 12,0...15,0; железо - остальное. Способ позволяет снизить расход роликов за счет увеличения их стойкости. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Способ восстановления роликов, включающий предварительный нагрев, наплавку стальным электродом и термическую обработку наплавленного слоя, отличающийся тем, что предварительный нагрев ролика производят до температуры 200-250°С, наплавку ведут со скоростью 20-30 м/ч при плотности электрического тока 35-45 А/мм2, а термообработку проводят путем нагрева ролика до температуры 500-550°С и выдержки в течение 2-4 ч.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что наплавку производят стальным электродом следующего состава, мас.%:

Углерод0,20-0,40
Марганец0,30-0,50
Кремний0,30-0,50
Хром12,0-15,0
ЖелезоОстальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к ремонту металлургического оборудования, и может быть использовано для восстановления роликов машин непрерывного литья заготовок.

Ролики машин непрерывного литья заготовок работают в условиях циклического термомеханического воздействия со стороны слитка, окислительного воздействия охлаждающей жидкости и абразивного действия окалины слитка. В результате ролики быстро выходят из строя вследствие износа и образования трещин термической усталости.

Известен способ восстановления роликов машин непрерывного литья заготовок, включающий подогрев и наплавку роликов электродом из стали Х12М1Ф (Лещинский Л.К. Повышение ресурса наплавленных роликовых направляющих машин непрерывного литья заготовок // Сварочное производство. - 1991. - №1. С.9-11).

Недостатком известного способа является низкая стойкость наплавленных роликов вследствие образования трещин и выкрошки в наплавленном слое.

Известен также способ восстановления роликов наплавкой, при котором в качестве наплавочных материалов используют проволоки из стали Св-08, Св-08А, Нп-30ХГСА диаметром 3-4 мм, а наплавку ведут после предварительного подогрева ролика до 300°С при токе 300...400 А под флюсом АН-348А (Гребеник В.М., Гордиенко А.В., Цапко В.К. Повышение надежности металлургического оборудования. М.: Металлургия, 1988, с.478-479).

Недостатком известного технического решения является низкая стойкость наплавленных роликов.

Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемым результатам к предлагаемому изобретению (прототип) является способ восстановления роликов (патент РФ №2123413). Согласно этому изобретению ролики нагревают под наплавку до температуры не ниже 150°С. Наплавку стальным электродом осуществляют при отношении силы электрического тока к скорости наплавки не более 17,5. Последующую термическую обработку проводят путем нагрева до температуры 470...500°С со скоростью не более 80°С/ч. Выдержка роликов при температуре нагрева составляет 7...8 ч. Затем ролики охлаждают со скоростью не более 80°С/ч до температуры 120°С и далее на воздухе.

Недостатком известного способа является низкая стойкость роликов из-за недостаточной термоциклической стойкости наплавленного слоя.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в увеличении стойкости роликов, а следовательно, в снижении расхода роликов.

Указанная задача решается тем, что в известном способе восстановления роликов, включающем предварительный нагрев роликов, наплавку стальным электродом и термическую обработку наплавленного слоя роликов, согласно предложению предварительный нагрев роликов производят до температуры 200...250°С, наплавку ведут со скоростью 20...30 м/ч при плотности электрического тока 35...45 А/мм2, а термообработку производят путем нагрева ролика до температуры 500...550°С и выдержки в течение 2...4 ч.

Возможен вариант реализации способа, по которому наплавку производят стальным электродом следующего состава, мас.%: углерод 0,20...0,40; марганец 0,30...0,50; кремний 0,30...0,50; хром 12,0...15,0; железо - остальное.

Верхний предел температуры нагрева 250°С выбран экспериментально. Температура нагрева выше 250°С приводит к перегреву бочки ролика и снижению твердости наплавленного слоя. При снижении температуры нагрева ниже 200°С в зоне термического влияния наплавленного ролика наблюдаются закалочные структуры и трещины. Это приводит к выкрошкам наплавленного слоя, т.е. к уменьшению стойкости роликов.

Экспериментально установлено, что снижение скорости наплавки менее 20 м/ч приводит к удлинению процесса, перегреву бочек роликов и снижению твердости наплавленного слоя. При увеличении скорости наплавки более 30 м/ч возрастает количество несплошностей в металле, что ухудшает качество наплавки и ведет к уменьшению стойкости роликов.

При плотности электрического тока менее 35 А/мм 2 из-за недостаточного проплавления качество наплавки ухудшается. Увеличение плотности электрического тока более 45 А/мм2 приводит к перегреву бочек роликов и снижению твердости наплавленного слоя.

После наплавки бочки роликов имеют остаточные сварочные напряжения, поэтому ролики подвергают термической обработке.

Экспериментально установлено, что если температура термообработки будет превышать 550°С, произойдет разупрочнение наплавленного слоя бочек роликов. При температуре термообработки ниже 500°С в наплавленном слое роликов сохранятся сварочные напряжения, которые в дальнейшем приведут к образованию трещин.

Увеличение времени выдержки более 4 ч приведет к перегреву бочек роликов и потери твердости. Сокращение времени выдержки менее 2 ч не обеспечивает полного снятия сварочных напряжений, что приведет к образованию трещин и уменьшению срока службы роликов.

В процессе эксплуатации ролики подвержены фрикционному износу от трения со стороны проходящего сляба, окислительного воздействия охлаждающей жидкости и термоциклического влияния температуры. Поэтому оптимальным вариантом является наплавка износостойкой хромосодержащей сталью, которая имеет наряду с высокой твердостью еще и высокую износо- и термоциклическую стойкость. Поэтому для наплавки рекомендуется в качестве материала применять электрод из стали следующего химического состава, мас.%: углерод 0,20...0,40; марганец 0,30...0,50; кремний 0,30...0,50; хром 12,0...15,0; железо - остальное.

Углерод обеспечивает матричное упрочнение наплавленного металла и усиливает способность образовывать твердый и прочный рабочий слой роликов. При содержании углерода менее 0,20% наплавленный слой упрочнен недостаточно. При содержании углерода выше 0,40% наплавленный металл подвержен растрескиванию при кристаллизации, что уменьшает стойкость роликов.

Марганец упрочняет металлическую матрицу и значительно улучшает пластичность металла при кристаллизации. Минимальная концентрация Mn, необходимая для достижения требуемой прочности, равна 0,30%. Подобно углероду Mn в избытке ухудшает вязкость металла и также вызывает появление трещин при наплавке, поэтому его верхний предел равен 0,50%.

Кремний введен в наплавочный электрод в качестве раскислителя в количестве 0,30...0,50%. С понижением количества кремния менее 0,30% возможно появление пор при наплавке. Взятый в избытке кремний отрицательно влияет на вязкость наплавленного металла в зоне термического влияния (ЗТВ), которая при его концентрациях более 0,50% снижается, что уменьшает стойкость роликов.

Хром повышает износо- и термоциклическую стойкость наплавленного металла. При содержании хрома менее 12,0% не обеспечивается износо- и термоциклическая стойкость наплавленного металла и уменьшается стойкость роликов. При содержании в наплавленном слое хрома свыше 15,0% образуются сварочные трещины, что приводит к выкрошкам наплавленного металла и уменьшению срока эксплуатации роликов.

Примеры реализации способа

Были изготовлены пять вариантов стальных электродов различного состава (таблица 1).

Наплавленный металл состава 1 имеет соотношение композитов меньше заявленных пределов. В составах II-IV соотношение компонентов соответствует заявленным пределам. В составе V соотношение компонентов превышает заявленные пределы.

Таблица 1
СоставСодержание компонентов, мас.%
СMn SiCr
I0,100,20 0,2011,0
II0,200,30 0,3012,0
III0,300,40 0,4013,5
IV0,400,50 0,5015,0
V0,500,60 0,6016,0

Ролик машины непрерывного литья заготовок устанавливают на наплавочный станок и приводят во вращение. Ролик нагревают индуктором до температуры Тнаг=225°С. Электродуговую наплавку ведут под слоем флюса марки АН-60 электродной проволокой диаметром 4,0 мм из стали состава III (табл. 1). Скорость наплавки составляет Vсв=25 м/ч, плотность электрического тока при наплавке J=40 А/мм2. Наплавку ведут до восстановления номинального размера бочки ролика с припуском на механическую обработку. После наплавки ролик подвергают термообработке путем нагрева индуктором до температуры Тотп=525°С. Ролик выдерживают при этой температуре в течение времени способ восстановления роликов, патент № 2291040 =3 ч.

Указанные технологические режимы обеспечивают получение бездефектной наплавленной бочки восстановленного ролика. После завершения наплавки ролик устанавливают на токарный станок и обрабатывают наплавленную бочку до номинального диаметра.

Восстановленный ролик собирают с подшипниками и устанавливают в секцию машины непрерывного литья заготовок.

Варианты реализации предложенного способа и показатель стойкости роликов (удельный расход роликов на тонну литья) приведены в таблице 2.

Таблица 2
№ вариантаНомер состава Температура нагрева ролика Тнаг, °С Скорость наплавки Vсв, м/чПлотность электрического тока J, А/мм 2Температура термообработки T обр, °СВремя выдержки способ восстановления роликов, патент № 2291040 , ч.Удельный расход роликов, кг/т
1I 1901934 4901,80,027
2II 2002035 50020,022
3III 2252540 52530,020
4IV 2503045 55040,021
5V 2603146 5604,20,029
6 (прототип)12Х13 25030 354807,0 0,030

Как следует из данных, приведенных в таблице 2, при реализации предложенного способа (варианты 2-4) достигается снижение расхода восстановленных роликов (удельный расход роликов минимален). В случае запредельных значений заявленных параметров (варианты 1 и 5) расход восстановленных роликов увеличивается. Также более высокий расход имеют ролики, восстановленные по способу-прототипу (вариант 6).

Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что регламентированные параметры восстановления роликов обеспечивают получение высокой твердости, термоциклической стойкости и износостойкости. Этим достигается увеличение стойкости, а следовательно, уменьшение расхода восстановленных роликов.

В качестве базового объекта принят способ-прототип. Применение предложенного способа позволит повысить рентабельность восстановления роликов на 20-30%.

Класс B23P6/02 поршней или цилиндров

способ формирования металлопокрытия контактной приваркой присадочных проволок -  патент 2517640 (27.05.2014)
способ увеличения ресурса цилиндра двухтактного двигателя внутреннего сгорания пд-10м -  патент 2511156 (10.04.2014)
способ обработки, в частности механической обработки, по меньшей мере, одной направляющей отработанные газы поверхностной зоны компонента двигателя внутреннего сгорания или компонента картера двигателя, а также картер двигателя внутреннего сгорания и гильза цилиндра -  патент 2483855 (10.06.2013)
способ восстановления деталей из алюминиевых сплавов -  патент 2472605 (20.01.2013)
способ восстановления вала -  патент 2453413 (20.06.2012)
способ восстановления вала -  патент 2420386 (10.06.2011)
способ восстановления физико-механических свойств металла корпусов энергетических реакторов ввэр-1000 -  патент 2396361 (10.08.2010)
способ восстановления постелей коренных подшипников блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания -  патент 2374058 (27.11.2009)
способ ремонта блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания -  патент 2365479 (27.08.2009)
способ восстановления вала -  патент 2337802 (10.11.2008)

Класс B23K9/04 для иных целей, чем соединение, например с целью наплавки 

устройство для подачи порошковой смеси для плазменной наплавки -  патент 2523214 (20.07.2014)
способ наплавки внутренней поверхности радиальных отверстий цилиндрического изделия и устройство для его осуществления -  патент 2520882 (27.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)
способ наплавки -  патент 2512698 (10.04.2014)
изготовление части металлической детали при помощи способа mig с пульсирующим током и пульсирующей подачей проволоки -  патент 2505384 (27.01.2014)
ролик для поддерживания и транспортирования горячего материала, имеющий наплавленный посредством сварки материал, присадочный сварочный материал, а также сварочная проволока для проведения наплавки сваркой -  патент 2499654 (27.11.2013)
способ получения металлического покрытия на режущих кромках почвообрабатывающей техники -  патент 2497641 (10.11.2013)
способ изготовления структуры на поверхности металлической детали -  патент 2494844 (10.10.2013)
наплавочная головка -  патент 2494843 (10.10.2013)
способ сварки и конструктивный элемент -  патент 2490102 (20.08.2013)
Наверх