безлюфтовая зубчатая передача

Классы МПК:F16H55/18 приспособления для регулирования зазора между зубьями колес 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Таганрогский государственный радиотехнический университет" (ТРТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-04-20
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота. Безлюфтовая зубчатая передача содержит смонтированные в корпусе 1 два находящихся в зацеплении зубчатых колеса 2, 3. Колесо 3 выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей 4, 5, упруго связанных между собой. Части зубчатого колеса закреплены на сопрягающихся двух частях 6, 7 полого вала и сопряжены размещенным внутри него упругим торсионом 8. Торсион одним концом сопряжен с одной частью 6 вала, а другим - с другой частью 7 вала посредством размещенной внутри его полости резьбовой втулки 9. Втулка дополнительно имеет возможность взаимодействовать с контргайкой 10, размещенной на наружной поверхности части 7 вала. Резьбовая втулка 9 и контргайка 10 имеют разное направление резьбы. Технический результат - упрощение конструкции, повышение эксплуатационных возможностей и надежности при устранении зазоров в зубчатой передаче. 1 ил. безлюфтовая зубчатая передача, патент № 2287732

безлюфтовая зубчатая передача, патент № 2287732

Формула изобретения

Безлюфтовая зубчатая передача, содержащая смонтированные в корпусе два находящихся в зацеплении зубчатых колеса, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей, упругосвязанных между собой, отличающаяся тем, что части зубчатого колеса закреплены на сопрягающихся двух частях полого вала и сопряжены размещенным внутри его упругим торсионом, который одним концом сопряжен с одной частью вала, а другим - с другой частью вала посредством размещенной внутри его полости резьбовой втулки, которая дополнительно имеет возможность взаимодействовать с контргайкой, размещенной на наружной поверхности, при этом резьбовая втулка и контргайка имеют разное направление резьбы.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота.

Известна безлюфтовая зубчатая передача (см. авторское свидетельство №1188425, 4 F 16 Н 55/18, бюл. №40, 1985), содержащая зубчатые колеса, одно из которых состоит из двух по ширине частей, связанных упругим элементом и размещенным в резьбовом отверстии одной из частей фиксирующим винтом, головка которого помещена в отверстии другой части колеса, а с целью повышения удобства эксплуатации головка фиксирующего винта эксцентрична относительно резьбы.

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками, являются - зубчатые колеса, одно из которых состоит из двух по ширине частей, связанных упругим элементом.

Причинами, препятствующими достижению технического результата, являются недостаточная надежность, неудобство монтажа и эксплуатации.

Аналогом заявляемого объекта является беззазорный привод подвижного звена (см. авторское свидетельство №1715581, В 25 J 17/00, бюл. №8, 1992), включающий двигатель и зубчатый редуктор, выходной вал которого связан с подвижным звеном, а зубчатое колесо последней ступени редукции выполнено из двух частей, упруго связанных между собой, а с целью упрощения конструкции и снижения потерь на трение одна из частей зубчатого колеса жестко посажена на выходном валу редуктора, а другая - установлена подвижно на выходном валу и снабжена упругими торсионами, равномерно размещенными по периферии зубчатого колеса и закрепленными одними концами в нем, а другими концами - в призматических отверстиях дополнительно введенного диска, причем диск установлен также подвижно на выходном валу и снабжен устройством его фиксирования и поворота относительно этого вала.

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками, являются: одно зубчатое колесо редукции выполнено из двух частей, при этом одна из них установлена подвижно на валу, наличие упругого торсиона.

Причинами, препятствующими достижению технического результата, являются сложность конструкции, неудобство монтажа и недостаточно удобен в эксплуатации.

Из известных наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является безлюфтовый редуктор преимущественно для привода поворота звеньев робота (см. авторское свидетельство №1549742, В 25 J 9/00, бюл. №10, 1990), содержащий два находящихся в зацеплении зубчатых колеса, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей, связанных упругим элементом, а с целью повышения долговечности за счет обеспечения управления относительным смещением частей составного зубчатого колеса, он снабжен двумя токосъемными кольцами, жестко связанными с одной из частей составного зубчатого колеса, а упругий элемент выполнен из материала, обладающего памятью формы, в виде втулки с продольными пазами на ее поверхности и выступами на торцах, которая расположена между частями составного зубчатого колеса и аксиально им, при этом в этих частях выполнены отверстия, а выступы противоположных торцов втулки расположены в этих отверстиях, электрически изолированы от частей зубчатого колеса и соединены с соответствующим токосъемным кольцом.

Признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками, являются - содержит два находящихся в зацеплении зубчатых колеса, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей, упругий элемент.

Причинами, препятствующими достижению технического результата, являются конструктивная сложность, недостаточная надежность и недостаточно удобен в эксплуатации.

Задачей настоящего изобретения является упрощение конструкции, повышение эксплуатационных возможностей и надежности при устранении зазоров в зубчатой передаче.

Технический результат заключается в том, что в безлюфтовой зубчатой передаче, содержащей смонтированные в корпусе, два находящихся в зацеплении зубчатых колеса, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей, упруго связанных между собой, части зубчатого колеса закреплены на сопрягающихся двух частях полого вала и сопряжены размещенным внутри него упругим торсионом, который одним концом сопряжен с одной частью вала, а другим - с другой частью вала, посредством размещенной внутри его полости резьбовой втулки, которая дополнительно имеет возможность взаимодействовать с контргайкой, размещенной на наружной поверхности, при этом резьбовая втулка и контргайка имеют разное направление резьбы.

Предлагаемая безлюфтовая зубчатая передача поясняется чертежом.

Безлюфтовая зубчатая передача содержит смонтированные в корпусе 1 два находящихся в зацеплении зубчатых колеса 2, 3, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей 4, 5, упруго связанных между собой, при этом части зубчатого колеса закреплены на сопрягающихся двух частях полого вала 6, 7 и сопряжены размещенным внутри него упругим торсионом 8, который одним концом сопряжен с одной частью вала 6, а другим - с другой частью вала 7 посредством размещенной внутри его полости резьбовой втулки 9, которая дополнительно имеет возможность взаимодействовать с контргайкой 10, размещенной на наружной поверхности части вала 7, при этом резьбовая втулка 9 и контргайка 10 имеют разное направление резьбы.

В корпусе 1 монтируются два находящихся в зацеплении зубчатых колеса 2, 3, одно из которых выполнено составным из двух установленных с возможностью поворота одна относительно другой частей 4, 5, при этом обе части полого вала 6, 7 сопрягаются как показано на чертеже. Затем закручивается упругий торсион 8 посредством резьбовой втулки 9, например, с помощью динамометрического ключа с требуемым усилием, при этом осуществляется разворот частей полого вала 6, 7 с соответствующими частями 4, 5 зубчатого колеса 3. Таким образом, выбирается зазор в зацеплении зубчатых колес. От самоотвинчивания втулка 9 поджимается контргайкой 10, размещенной на наружной поверхности части вала 7, при этом резьбовая втулка 9 и контргайка 10 имеют разное направление резьбы.

Данная конструкция безлюфтовой зубчатой передачи позволяет конструктивно просто устранить зазоры в зубчатых передачах, обеспечить повышение надежности и эксплуатационных возможностей, поскольку регулировка усилия закручивания торсиона вынесена на внешнюю часть корпуса.

Наверх