опорный башмак подвесной канатной дороги

Классы МПК:B61B7/02 с отдельными тяговыми канатами 
B61B12/02 подвешивание грузов; направляющие устройства, например колеса; крепление тяговых канатов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный технический университет" (Новочеркасский политехнический институт) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-02-28
публикация патента:

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к подвесным канатным дорогам с раздельным несущим и тяговым канатом. Опорный башмак подвесной канатной дороги выполнен в виде сектора кольца прямоугольного сечения, на наружной цилиндрической грани которого вдоль нее расположена полукруглая канавка. Радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки выполнен переменным. Радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки на краях опорного башмака больше, чем в средней части опорного башмака на величину, определяемую по формуле: опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 где опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 R - разность между радиусом кривизны продольной оси полукруглой канавки на краях опорного башмака и радиусом кривизны продольной оси полукруглой канавки в средней части башмака; Rср - радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки в средней части опорного башмака; опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 ваг - радиус кривизны продольной оси несущего каната при его изгибе от веса груженой вагонетки. В результате повышается срок службы несущего каната. 2 ил. опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443

Формула изобретения

Опорный башмак подвесной канатной дороги, выполненный в виде сектора кольца прямоугольного сечения, на наружной цилиндрической грани которого вдоль нее расположена полукруглая канавка, отличающийся тем, что радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки выполнен переменным, причем радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки на краях опорного башмака больше, чем в средней части опорного башмака, на величину, определяемую по формуле:

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443

где опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 R - разность между радиусом кривизны продольной оси полукруглой канавки на краях опорного башмака и радиусом кривизны продольной оси полукруглой канавки в средней части башмака;

R ср - радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки в средней части опорного башмака;

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 ваг - радиус кривизны продольной оси несущего каната при его изгибе от веса груженой вагонетки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к подвесным канатным дорогам с раздельным несущим и тяговым канатом, и направлено на продление срока службы несущего каната. Подвесные канатные дороги, как правило, имеют промежуточные опоры. Для опирания несущего каната на промежуточных опорах используются так называемые опорные башмаки.

Известны опорные башмаки с постоянным радиусом кривизны продольной оси полукруглой канавки [Дукельский А.И. Подвесные канатные дороги. - М. - Л.: Государственное научно-техническое издательство по машиностроению и металлообработке, 1934. - С.440, 107-114], который на грузовых канатных дорогах составляет 80...120 диаметров несущего каната.

Недостаток известных конструкций опорных башмаков - низкий срок службы несущего каната вследствие повышенного его изгиба на краях опорного башмака, поскольку проволоки каната попеременно испытывают напряжения от изгиба несущего каната под действием веса груженой вагонетки и от изгиба несущего каната на опорном башмаке. Что подтверждается практикой эксплуатации несущих канатов [Хальфин М.Н., Мамаев Ю.Д., Иванов Б.Ф. Несущие закрытые канаты грузовых подвесных канатных дорог. - Новочеркасск: Новочерк. гос. техн. ун-т, 1998. - 128 с.].

Наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатам к данному изобретению является опорный башмак с постоянным радиусом кривизны продольной оси полукруглой канавки и с высокими бортами [Дукельский А.И. Подвесные канатные дороги. - М. - Л.: Государственное научно-техническое издательство по машиностроению и металлообработке, 1934. - С.440, 107-114]. Недостаток данного опорного башмака - такой же, как и у аналога, - низкий срок службы несущего каната, обуславливаемый наличием удара колес груженых вагонеток о несущий канат при скатывании груженых вагонеток с высоких бортов опорного башмака.

Изобретение направлено на повышение срока службы несущего каната путем выравнивания напряжений, возникающих в проволоках несущего каната при его изгибе в средней части опорного башмака, и в проволоках несущего каната при его изгибе на краях опорного башмака.

Это достигается тем, что опорный башмак подвесной канатной дороги выполнен в виде сектора кольца прямоугольного сечения, на наружной цилиндрической грани которого вдоль нее расположена полукруглая канавка, при этом радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки выполнен переменным, причем радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки на краях опорного башмака больше, чем в средней части опорного башмака на величину, определяемую по формуле:

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443

где опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 R - разность между радиусом кривизны продольной оси полукруглой канавки на краях опорного башмака и радиусом кривизны продольной оси полукруглой канавки в средней части опорного башмака;

Rср - радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки в средней части опорного башмака;

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 ваг - радиус кривизны продольной оси несущего каната при его изгибе от веса груженой вагонетки.

На фиг.1 представлена промежуточная опора подвесной канатной дороги с опорным башмаком; на фиг.2 - конструкция опорного башмака с переменным радиусом кривизны полукруглой канавки.

На промежуточной опоре 1 подвесной канатной дороги установлен опорный башмак 2, выполненный в виде сектора кольца прямоугольного сечения 3, на наружной цилиндрической грани 4 которого вдоль нее расположена полукруглая канавка 5; радиус кривизны продольной оси 6 полукруглой канавки 5 выполнен переменным, причем радиус кривизны продольной оси 6 полукруглой канавки 5 на краях опорного башмака больше, чем в средней части опорного башмака на величину, определяемую по формуле:

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443

Срок службы несущего каната увеличится, если сумма напряжений, возникающих в проволоках несущего каната при его изгибе на краях опорного башмака, будет равна напряжениям, возникающим в проволоках несущего каната при его изгибе в средней части опорного башмака:

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443

где опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 кр - напряжения, возникающие при изгибе несущего каната о края опорного башмака;

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 ваг - напряжения, возникающие при изгибе несущего каната от веса груженой вагонетки;

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 ср - напряжения, возникающие при изгибе несущего каната в средней части опорного башмака.

Напряжения опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 кр, опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 ваг и опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 ср можно найти по общеизвестным формулам:

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443

где Е - модуль упругости материала несущего каната;

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 к - диаметр (толщина) наружной проволоки несущего каната;

Rкр - радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки на краях опорного башмака;

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443 ваг - радиус несущего каната при его изгибе от веса груженой вагонетки;

Rср - радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки в средней части опорного башмака.

Подставив выражения (2) в формулу (1), получим:

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443

откуда

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443

Для выполнения условия (3) необходимо, чтобы радиус кривизны продольной оси полукруглой канавки на краю опорного башмака был больше радиуса кривизны продольной оси полукруглой канавки в средней части опорного башмака на величину

опорный башмак подвесной канатной дороги, патент № 2287443

Таким образом, выполнение опорного башмака с переменным радиусом кривизны продольно оси полукруглой канавки, а именно увеличение этого радиуса в направлении от средней части опорного башмака к его краям, приводит к выравниванию напряжений при изгибе несущего каната на краях опорного башмака и в средней части опорного башмака, а это, в свою очередь, приводит к повышению срока службы несущего каната.

Класс B61B7/02 с отдельными тяговыми канатами 

мобильная подвесная канатная дорога -  патент 2400384 (27.09.2010)
мобильная подвесная канатная дорога -  патент 2269443 (10.02.2006)
подвесная канатная дорога -  патент 2248285 (20.03.2005)
подвесная канатная дорога -  патент 2184666 (10.07.2002)
подвесная канатная дорога -  патент 2184665 (10.07.2002)
канатно-рельсовая дорога (варианты) -  патент 2135379 (27.08.1999)
подвесная канатная дорога -  патент 2083403 (10.07.1997)

Класс B61B12/02 подвешивание грузов; направляющие устройства, например колеса; крепление тяговых канатов

способ контроля прохождения вагонетки в установке для перевозок по подвесной канатной дороге -  патент 2526330 (20.08.2014)
способ и устройство для замены батарей роликов -  патент 2526317 (20.08.2014)
канатная дорога -  патент 2518545 (10.06.2014)
подвесная канатная дорога -  патент 2518544 (10.06.2014)
устройство на подвесной канатной дороге или на грузовой подъемно-транспортной установке для определения ошибочного положения несущего каната на держателе с желобком, в котором расположен несущий канат, и с определителем ошибочного положения несущего каната -  патент 2472655 (20.01.2013)
способ эксплуатации установки подвесной канатной дороги с нижней станцией и, по меньшей мере, с одной верхней станцией и такая установка подвесной канатной дороги -  патент 2431579 (20.10.2011)
подвесная дорога с грузонесущей нитью -  патент 2421356 (20.06.2011)
устройство для накопления транспортных средств подвесной канатной дороги в накопительной зоне -  патент 2421355 (20.06.2011)
канатная дорога со сцепляемыми с тяговым канатом подвижными средствами -  патент 2395417 (27.07.2010)
способ модернизации и способ эксплуатации семенова ю.м., повышающие производительность, надежность, безопасность и удобство пользования пассажирскими кресельными и буксировочными канатными дорогами с подвижным составом, закрепленным на канате постоянно, "посадочное устройство" для их осуществления (варианты), "разгонно-посадочное устройство" для их осуществления (варианты) и "опорно-тяговый поворотный рычаг" для посадочного устройства -  патент 2384439 (20.03.2010)
Наверх