судовой движительный комплекс

Классы МПК:B63H9/02 с использованием эффекта Магнуса 
B63H19/02 с использованием энергии, образуемой от перемещения окружающей воды, например при бортовой или килевой качке судов 
Патентообладатель(и):Чепилко Степан Сергеевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-10-19
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции судовых парусно-роторных движительных комплексов, использующих энергию ветра. Судовой движительный комплекс имеет роторные и парусные движители и источник электроэнергии. В качестве источника электроэнергии применены волновые электрогенераторы, каждый из которых состоит из магнитного якоря, соединенного с поплавком и помещенного в вертикальную направляющую, выполненную из неэлектропроводного материала в форме трубки с отверстиями, сообщающими ее внутреннюю полость с окружающей средой, а также обмотки статора, заключенной в магнитопровод и помещенной в коробку, охватывающую направляющую. Мачты и роторы могут быть выполнены телескопическими и убирающимися внутрь судна. Целесообразно на судне устанавливать щиты, защищающие волновые электрогенераторы. Технический результат заключается в уменьшении затрат топлива посредством повышения эффективности использования энергии волн. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. судовой движительный комплекс, патент № 2286917

судовой движительный комплекс, патент № 2286917 судовой движительный комплекс, патент № 2286917 судовой движительный комплекс, патент № 2286917

Формула изобретения

1. Судовой движительный комплекс, включающий роторные и парусные движители и источник электроэнергии, отличающийся тем, что в качестве источника электроэнергии применены волновые электрогенераторы, состоящие каждый из магнитного якоря, соединенного с поплавком и помещенного в вертикальную направляющую, выполненную из неэлектропроводного материала в форме трубки с отверстиями, сообщающими ее внутреннюю полость с окружающей средой, а также обмотки статора, заключенной в магнитопровод и помещенной в коробку, охватывающую направляющую.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что мачты и роторы выполнены телескопическими и убирающимися внутрь судна.

3. Комплекс по пп.1 и 2, отличающийся тем, что установлены щиты, защищающие волновые электрогенераторы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции судов, использующих энергию ветра.

Известно парусное судно [1]. Для него характерна недостаточная эффективность на курсах, отличных от фордевинда.

Известно роторное судно [2].Оно хорошо работает при боковом ветре и недостаточно эффективно при попутном.

Известно также и принято нами за прототип судно, содержащее ротор, который может раскрываться и использоваться как парус [3]. Это судно достаточно эффективно при любом направлении ветра.

Его недостатком являются большие затраты органического топлива при работе двигателя, вращающего электрогенератор.

Целью изобретения является сокращение затрат органического топлива.

Указанная цель достигается тем, что в судовом движительном комплексе, включающем роторные и парусные движители и источник электроэнергии, в качестве источника электроэнергии использованы волновые электрогенераторы, включающие каждый якорь из постоянных магнитов, соединенный с поплавком и помещенный с возможностью возвратно-поступательного движения в вертикальную направляющую, выполненную из неэлектропроводного материала в форме трубки с отверстиями, сообщающими ее внутреннюю полость с окружающей средой, и обмотку статора, заключенную в магнитопровод и помещенную в коробку, охватывающую корпус направляющей.

Кроме того, мачты и роторы выполнены телескопическими и убирающимися внутрь корпуса судна.

Кроме того, имеется ЭВМ, управляющая работой механизмов и электрической схемой судна.

Кроме того, установлены щиты, защищающие волновые электрогенераторы от столкновения с какими-либо предметами.

Кроме того, имеется резервный двигатель с гребным винтом.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлены: на фиг.1 - судно с выдвинутыми мачтами и убранными роторами, на фиг.2 - то же с убранными мачтами и выдвинутыми роторами, на фиг.3 - волновой электрогенератор.

Судно с движительным комплексом включает корпус 1, оснащенные электроприводами телескопические мачты 2 и реи 3 с парусами 4, телескопические роторы 5, аккумуляторы 6, а также закрепленные вдоль бортов волновые электрогенераторы 7, защищенные щитами 8. Каждый волновой электрогенератор состоит из якоря, собранного из магнитных 9 и немагнитных 10 частей, соединенного с поплавком 11 с помощью штока 12 и помещенного в вертикальную направляющую 13, выполненную из неэлектропроводного материала в форме трубки с отверстиями 14, сообщающими ее полость с окружающей средой. Обмотка 15 статора заключена в магнитопровод и помещена в коробку 16, охватывающую корпус направляющей 13. В составе судна имеется ЭВМ, руль 17 и резервный двигатель 18 с гребным винтом 19.

Судно управляется по командам ЭВМ согласно заданному курсу в соответствии с направлением и силой ветра. При попутном ветре убирают внутрь судна телескопические роторы 5, поднимают и раздвигают телескопические мачты 2, вращением рей 3 разворачивают паруса. В случае бокового ветра поднимают и раздвигают телескопические роторы 5, сворачивают на реях паруса 4, сдвигают и убирают внутрь судна телескопические мачты 2. При изменении направления и силы ветра поднимают или опускают телескопические мачты 2 и роторы 5, устанавливают необходимое количество развернутых парусов и углы поворота руля 7 и мачт 2.

Электроэнергия вырабатывается волновыми электрогенераторами. Под действием волн в каждом волновом генераторе поплавок 11 движется вверх-вниз и через шток 12 передает возвратно-поступательное движение якорю. Магнитные силовые линии якоря пересекают витки обмотки 15 статора, наводя в них ЭДС. Электрический ток из обмотки 15 после выпрямителя подается на электроприводы механизмов судна или на аккумуляторы.

В штиль передвижения судна осуществляются с помощью резервного двигателя 18. В отсутствие волнения используется запасенная энергия аккумуляторов 6.

Таким образом, при любом направлении ветра обеспечивается эффективная и надежная работа судна. Резервный двигатель работает незначительную часть времени работы судна и потребляет, соответственно, небольшое количество горючего.

Источники информации

1. А.с. СССР №1009898, МКИ В 63 Н 9/00, 1983.

2. А.с. СССР №1244525, МКИ В 63 Н 9/02, 1986.

3. А.с. СССР №1142366, МКИ В 63 Н 9/00, 1985.

Класс B63H9/02 с использованием эффекта Магнуса 

судно с регулируемой плитой на носовой части -  патент 2526733 (27.08.2014)
способ преобразования энергии морского течения в силу, движущую судно -  патент 2422325 (27.06.2011)
тяговое устройство и приводной динамический несущий элемент тягового устройства -  патент 2344965 (27.01.2009)
роторное судно -  патент 2282557 (27.08.2006)
роторный вертикально-осевой ветродвижитель -  патент 2096259 (20.11.1997)
устройство для преобразования кинетической энергии подвижных сред в механическую и обратного преобразования -  патент 2096257 (20.11.1997)
ветродвижитель -  патент 2075859 (20.03.1997)
роторный движитель судна -  патент 2068796 (10.11.1996)
парусное вооружение -  патент 2048386 (20.11.1995)

Класс B63H19/02 с использованием энергии, образуемой от перемещения окружающей воды, например при бортовой или килевой качке судов 

Наверх