башмак токоприёмника и способ его применения

Классы МПК:B60L5/08 конструкция скользящих башмаков и их несущих средств 
H01R39/20 отличающиеся по используемому материалу 
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Агеенко Владимир Николаевич (RU),
Аксёнов Алексей Федорович (RU),
Григорьев Алексей Сергеевич (RU),
Касьянов Адольф Васильевич (RU),
Кравцов Сергей Юрьевич (RU),
Машковцев Николай Иванович (RU),
Никитенко Александр Павлович (RU),
Чекулаев Олег Владимирович (RU),
ООО Научно-производственная фирма "ПЕРИГЕЙ-Т" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-03-11
публикация патента:

Изобретение относится к устройствам для передачи электрического тока от источника питания к электропотребляющим механизмам. Накладка содержит корпус из черного металла, в котором посредством резьбы установлены стаканы из мягкого металла (например, медного сплава), во внутренних отверстиях стаканов имеется резьба, а сами отверстия заполнены токопроводящим веществом с поверхностно-активными свойствами. Вещество способствует переносу в процессе работы (трения) частиц материала втулок на контртело (контактный рельс). Технический результат - создание условий для возникновения режима избирательного переноса (эффекта безызносности) при работе пары трения накладка - рельс и, как результат, значительное повышение износостойкости. 2 н.п. ф-лы, 1 ил. башмак токоприёмника и способ его применения, патент № 2286264

башмак токоприёмника и способ его применения, патент № 2286264

Формула изобретения

1. Башмак токоприемника, содержащий корпус, металлический намазывающий материал из мягкого металла и смазку, отличающийся тем, что металлический намазывающий материал из мягкого металла выполнен в виде резьбовых стаканов, установленных в корпусе башмака посредством наружной резьбы, а смазка имеет поверхностно-активные и токопроводящие свойства и расположена внутри стаканов, имеющих внутреннюю резьбу, удерживающую от выпадения смазку внутри них.

2. Способ обеспечения работы всех башмаков токоприемника состава вагонов в режиме безызносного трения, отличающийся тем, что башмаки, снабженные стаканами из мягкого металла с поверхностно-активной и токопроводящей смазкой, устанавливают попеременно с монометаллическими башмаками, что способствует переносу мягкого металла стаканов через токоподводящий рельс на монометаллические башмаки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам для передачи электрического тока от источника питания к электропотребляющим механизмам и приборам, в частности к токоприемникам, передающим электрическую энергию от токоподводящего рельса (шины) к исполнительным механизмам (электродвигателям и приборам автоматики) в составе вагонов метрополитена, в особенности к сменным башмакам токоприемников, непосредственно контактирующим с токоподводящим рельсом.

Известны конструкции башмаков, которые крепятся к подпружиненной части токоприемника с помощью болтов [1]. Общим недостатком этих башмаков является их низкая износостойкость, что обусловлено неблагоприятными условиями работы (трение стали по стали или чугуну в отсутствии смазки).

Наиболее близким прототипом по своему функциональному назначению является контактная пара [2], содержащая щетку из нетермообработанного сплава золото-медь и контртело, выполненное из неблагородного металла, гальванически покрытого слоем благородного металла, и использующая в качестве смазки коллоидный графит. Недостатком такого токоприемника является его повышенная стоимость и невозможность передачи электрического тока большой величины.

Новый технический результат предлагаемого изобретения заключается в создании такой конструкции токопередающего башмака, который обеспечивает в процессе своей работы постоянное смазывание зоны трения тонким слоем медного сплава, который выполняет роль твердой смазки и тем самым обеспечивает более благоприятные условия трения по сравнению с существующими конструкциями башмаков.

На чертеже изображена предлагаемая конструкция башмака.

Конструкция состоит из стального корпуса 1, в котором в его части, соприкасающейся при работе с контактным рельсом, посредством резьбы установлено от трех до двенадцати стаканов 2, выполненных из медного сплава и имеющих резьбу как на наружной, так и на внутренней поверхности. Количество, размер и расположение стаканов устанавливается исходя из условия наиболее полного перекрытия ими зоны трения при перемещении башмака относительно рельса. Наиболее оптимальными приняты стаканы, имеющие наружную резьбу М 12, внутреннюю резьбу М 8 и в количестве от 5 до 7 шт. Внутри стаканов, расположенных по периферии (3-5 штук), находится наполнитель 3, представляющий собой токопроводящее поверхностно-активное вещество, способствующее качественному нанесению материла стаканов на поверхность трения. Внутри остальных стаканов находится наполнитель 4, способствующий возникновению при трении башмака о рельс эффекта безызносности (избирательного переноса при трении) [4]. Вещества 3 и 4 удерживаются внутри стаканов от выпадения с помощью внутренней резьбы. В качестве вещества 3 может быть использован любой состав для нанесения покрытий медных сплавов фрикционным способом, например состав [3]. В качестве вещества 4 может использоваться, например, олеат меди.

Работа предлагаемой конструкции башмака заключается в следующем. Башмаки устанавливаются на подпружиненные токоприемники попеременно с обычными башмаками, выполненными без отверстий, стаканов и наполнителей, через 1-5 вагонов. В процессе движения состава вагонов с помощью башмаков предлагаемой конструкции происходит нанесение тонкого (1-3 мкм) слоя медного сплава на контактный рельс. При этом трение остальных башмаков начинает происходить в режиме смазки. Роль смазочного материала играет тонкий слой медного сплава. Кроме того, поскольку вещество наполнителей обладает поверхностно-активными свойствами, трение всех башмаков о рельс начинает происходить в режиме избирательного переноса (безызносного трения) [4], в результате чего резко снижается износ башмаков и контактного рельса. Благодаря изложенному, заявленные способ и конструкция башмака позволяют снизить износ башмаков (в том числе и обычных башмаков, стоящих в промежутках между башмаками заявленной конструкции) до 12 раз.

Источники информации

1. Вагон метрополитена модели 81-717. Часть 1. М.: Внешторгиздат, Изд. №4000935 а с, с.61, рис.3.

2. Авт. свид. СССР №875491. Контактная пара для скользящих слаботочных контактов. Бюллетень изобретений 1981, №39; МКИ H 0 11/02.

3. Авт. свид. СССР №635155. Поверхностно-активная среда для нанесения покрытий натиранием. Бюллетень изобретений 1978, №44; МКИ С 23 С 17/00.

4. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. Под ред, Д.Н.Гаркунова. М.: Машиностроение, 1977.

Класс B60L5/08 конструкция скользящих башмаков и их несущих средств 

токосъемная вставка токоприемника электротранспортного средства и способ ее изготовления -  патент 2510339 (27.03.2014)
способ получения контактных вставок троллейбусов -  патент 2508177 (27.02.2014)
способ прессования углеродных контактных вставок троллейбусов -  патент 2494835 (10.10.2013)
способ уменьшения износа контактной пары - контактный провод и токосъемный элемент токоприемника электроподвижного состава -  патент 2440899 (27.01.2012)
износостойкий композиционный порошковый материал на медной основе для контактных пластин токоприемников электроподвижного состава -  патент 2400550 (27.09.2010)
контактная пластина полозов токоприемников -  патент 2380439 (27.01.2010)
контактная пластина и способ ее изготовления -  патент 2351437 (10.04.2009)
управляемый токоприемник троллейбуса и контактная сеть -  патент 2346830 (20.02.2009)
токосъемный элемент токоприемника электроподвижного состава -  патент 2337840 (10.11.2008)
контактная головка токоприемника -  патент 2314938 (20.01.2008)

Класс H01R39/20 отличающиеся по используемому материалу 

Наверх