подшипник скольжения вертикального гидрогенератора

Классы МПК:F16C17/04 упорные 
H02K5/167 с использованием подшипников скольжения или сферических подшипников
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Элсиб-У" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-12-31
публикация патента:

Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования, в частности, в вертикальных гидрогенераторах. Подшипник скольжения вертикального гидрогенератора содержит размещенные в корпусе сегменты и смонтированную на валу втулку. На нижнем торце втулки установлено состоящее из двух или более частей кольцо прямоугольного сечения с равномерно расположенными по окружности радиальными пазами со стороны торца втулки. Пазы вместе с торцевой поверхностью втулки образуют радиальные отверстия, предназначенные для нагнетания смазки в зону трения. Технический результат - улучшение работы подшипника скольжения при его модернизации. 2 ил. подшипник скольжения вертикального гидрогенератора, патент № 2283972

подшипник скольжения вертикального гидрогенератора, патент № 2283972 подшипник скольжения вертикального гидрогенератора, патент № 2283972

Формула изобретения

Подшипник скольжения вертикального гидрогенератора, содержащий размещенные в корпусе сегменты и смонтированную на валу втулку, отличающийся тем, что на нижнем торце втулки установлено состоящее из двух или более частей кольцо прямоугольного сечения с равномерно расположенными по окружности радиальными пазами со стороны торца втулки, при этом пазы вместе с торцевой поверхностью втулки образуют радиальные отверстия, предназначенные для нагнетания смазки в зону трения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования, в частности, в вертикальных гидрогенераторах.

Наиболее близким по техническому решению к заявляемому - прототипом является подшипник скольжения вертикального гидрогенератора (Авт. св. СССР №634027, Н 02 К 5/16, 1978), содержащий размещенные в корпусе сегменты и смонтированную на валу втулку с отверстиями для нагнетания смазки в зону трения.

Вышеуказанная конструкция подшипника скольжения широко применяется в вертикальных гидрогенераторах. Отверстия во втулке для нагнетания смазки в зону трения предусматриваются при разработке подшипника скольжения гидрогенератора и выполняются при его изготовлении. Однако в некоторых уже существующих и работающих на ГЭС гидрогенераторах на втулках подшипников скольжения такие отверстия для нагнетания смазки в зону трения отсутствуют, а для улучшения работы подшипника их необходимо иметь. Выполнить эти отверстия на ГЭС на существующей втулке невозможно, т.к. вся длина втулки занята сегментами подшипника. В этом случае для получения конструкции подшипника скольжения с отверстиями во втулке при модернизации существующего подшипника скольжения без отверстий во втулке требуется выполнение сложных работ, а именно снять с вала насажанную с определенным натягом втулку, изготовить и насадить на вал новую втулку с отверстиями для нагнетания смазки в зону трения и выполнить совместную обработку втулки и вала.

Задачей настоящего изобретения является создание конструкции подшипника скольжения вертикального гидрогенератора для упрощения возможности его использования при модернизации подшипника скольжения, не имеющего отверстий во втулке для нагнетания смазки в зону трения.

Технический результат достигается тем, что в подшипнике скольжения вертикального гидрогенератора, содержащем размещенные в корпусе сегменты и смонтированную на валу втулку, на нижнем торце втулки установлено состоящее из двух или более частей кольцо прямоугольного сечения с равномерно расположенными по окружности радиальными пазами со стороны торца втулки, при этом пазы вместе с торцевой поверхностью втулки образуют радиальные отверстия, предназначенные для нагнетания смазки в зону трения.

Предлагаемый подшипник скольжения вертикального гидрогенератора показан на чертежах, где на фиг.1 - вертикальный разрез подшипника скольжения вертикального гидрогенератора; на фиг.2 - часть горизонтального разреза А-А на фиг.1.

В подшипнике скольжения вертикального гидрогенератора втулка 1 смонтирована на валу 2 и вращается вместе с ним при работе гидрогенератора. Зона трения 3 подшипника скольжения образована наружной поверхностью втулки 1 и сегментами 4. Цилиндрическое кольцо 5, являющееся корпусом подшипника, и прикрепленное к нему дно 6 с выгородкой 7 образуют масляную ванну подшипника. Стенка 8 щита 9 и полость 10 служат для перелива масла из зоны трения 3 подшипника в зону масляной ванны, где установлены маслоохладители 11. На нижнем торце втулки 1 установлено кольцо 12, которое имеет прямоугольное сечение и состоит из двух или более частей, один из стыков 13 которого показан на фиг.2. Стык между соседними частями кольца выполняется с минимальным зазором между ними. Кольцо 12 закреплено к торцу втулки 1 обычным крепежом 14, например болтами. На кольце 12, со стороны прилегания к торцу втулки 1, выполнены равномерно расположенные по окружности радиальные пазы 15, которые могут быть как прямоугольными, так и другой формы. Пазы 15 вместе с торцевой поверхностью втулки 1 образуют радиальные отверстия 16, предназначенные для нагнетания смазки в зону трения при работе подшипника.

При модернизации подшипника, находящегося в работе, когда в нем на втулке нет отверстий для нагнетания смазки в зону трения, а их необходимо иметь для лучшей работы подшипника, кольцо 12, состоящее из двух или более частей, с помощью обычного крепежа установлено на торце втулки 1, а образуемые пазами 15 на кольце 12 и торцом втулки 1 радиальные отверстия 16 обеспечивают нагнетание смазки в зону трения, увеличивая подачу смазки к сегментам подшипника и обеспечивая улучшение условия их работы. При этом в модернизированном подшипнике скольжения, не имеющем ранее отверстий для нагнетания смазки, при их наличии снижается выброс масла и его паров через выгородку 7.

Таким образом, данное устройство позволяет упростить изготовление подшипника скольжения с отверстиями во втулке для подачи смазки в зону трения при модернизации подшипника, не имеющего ранее таких отверстий, а их необходимость требуется для улучшения работы подшипника.

Класс F16C17/04 упорные 

газотурбинный двигатель -  патент 2529294 (27.09.2014)
упорный подшипниковый узел -  патент 2529070 (27.09.2014)
газодинамический подшипник -  патент 2496032 (20.10.2013)
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы -  патент 2489614 (10.08.2013)
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы -  патент 2472045 (10.01.2013)
турбокомпрессор -  патент 2469213 (10.12.2012)
турбодетандер -  патент 2468310 (27.11.2012)
гидростатический подшипник -  патент 2463493 (10.10.2012)
ось машины -  патент 2462624 (27.09.2012)
упорный подшипниковый узел -  патент 2449184 (27.04.2012)

Класс H02K5/167 с использованием подшипников скольжения или сферических подшипников

Наверх