сдвоенный полюсной вывод аккумуляторной батареи для большегрузных машин многоцелевого назначения

Классы МПК:H01M2/30 зажимы
H01M2/06 вводы, те устройства для введения электрических проводников в корпуса
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт стартерных аккумуляторов" (ОАО "НИИСТА") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-12-15
публикация патента:

Предлагаемое изобретение сдвоенного полюсного вывода относится к электротехнической промышленности и может быть использовано для соединения двух и более батарей по смешанной последовательно-параллельной схеме преимущественно на большегрузных машинах многоцелевого назначения. Техническим результатом изобретения является надежный электрический контакт с наконечниками пусковых и соединительных проводов в течение всего срока службы батареи. Согласно изобретению батарея содержит сдвоенный полюсной вывод с отводами с элементами присоединения, одного в виде болта с пазом на торце головки, выступающего из материала отвода на величину не менее 12 мм для размещения и закрепления унифицированных наконечников проводов и крепежной гайки; второго элемента присоединения в виде кронштейна с проушиной с отверстием, диаметр которого равен диаметру первого элемента присоединения, который припаивается к ребристой втулке, и размер расплава составляет 8-10 мм для батареи с разрядным током до 6С20. Сдвоенный полюсной вывод обеспечивает надежный электрический контакт с унифицированными наконечниками пусковых и соединительных проводов, минимальную трудоемкость и удобство присоединения пускового провода. 1 табл., 1 ил. сдвоенный полюсной вывод аккумуляторной батареи для большегрузных   машин многоцелевого назначения, патент № 2282916

сдвоенный полюсной вывод аккумуляторной батареи для большегрузных   машин многоцелевого назначения, патент № 2282916

Формула изобретения

Сдвоенный полюсной вывод батарей с двумя отводами с элементами присоединения, отличающийся тем, что один элемент присоединения выполнен в виде ребристой втулки с впрессованным в нее болтом, который имеет паз на торце головки и выступает из материала крышки на величину не менее 12 мм для размещения и закрепления унифицированных наконечников проводов и крепежной гайки, второй элемент присоединения выполнен в виде кронштейна с проушиной с отверстием, диаметр которого равен диаметру болта первого элемента присоединения, и соединяется методом пайки, причем размер расплава составляет 8-10 мм для батарей с разрядным током до 6С20.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано для соединения двух и более батарей по смешанной последовательно-параллельной схеме на большегрузных машинах многоцелевого назначения.

Известны полюсные выводы под болт и конус по ГОСТ 959-2002.

В выводе под болт элементом присоединения является кронштейн и проушина. Указанное конструктивное исполнение вывода частично отвечает эксплуатационным требованиям. При этом существенным его недостатком является частая поломка проушины, особенно в холодное время года при больших токовых нагрузках и многократном подсоединении к ней двух и более проводов сечением 70 мм2.

Недостатками вывода под конус являются проблематичность обеспечения надежного (плотного) контакта между выводами и наконечником, затруднено отсоединение стартерного провода из-за схватывания (межмолекулярного сцепления) конусного вывода и наконечника продуктами коррозии и окисления, а также невозможность подключения нескольких клемм на одном из полюсных выводов с целью необходимого увеличения емкости или напряжения источника энергии.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков является сдвоенный полюсной вывод аккумуляторной батареи по патенту США №4645725, H 01 M 2/30. В этом техническом решении полюсной вывод выполняется в виде ребристой втулки, на боковой поверхности которой имеются два отвода, снабженных элементами присоединения к наконечникам проводов от соседних батарей. Причем один отвод имеет элемент присоединения под конус, другой отвод имеет элемент присоединения в виде специальной гайки, утопленной в теле отвода. Полюсной вывод с отводом под конус не отвечает требованиям по надежности для большегрузных машин. Недостатки элемента присоединения под конус описаны выше.

Недостатком второго отвода также является то, что гайка, впресованная в свинец, который является мягким металлом, при механических нагрузках при затягивании клемм может проворачиваться и не обеспечит достаточного контакта со свинцовым отводом. Такое исполнение элементов присоединения не позволяет осуществить унификацию конструкции наконечников проводов внешней цепи и проводов для последовательного и параллельного соединения батарей на большегрузных машинах многоцелевого назначения.

Цель предлагаемого технического решения - обеспечение в течение всего срока службы у батареи на большегрузных машинах многоцелевого назначения надежности токосъема путем разделения токовой нагрузки на элементы присоединения и устранение вышеупомянутых недостатков полюсных выводов, что достигается тем, что в предлагаемой конструкции сдвоенный полюсной вывод состоит из двух элементов присоединения.

Один элемент присоединения выполнен в виде ребристой втулки с впрессованным в нее болтом. Болт имеет паз на торце головки, что предотвратит проворачивание его в свинце при механических нагрузках и выступает из материала крышки на величину не менее 12 мм для размещения и закрепления на нем унифицированных наконечников с проводами и крепежной гайки.

Второй элемент присоединения выполнен в виде кронштейна с проушиной с отверстием, диаметр которого равен диаметру болта первого элемента присоединения. Элемент присоединения припаивается к ребристой втулке. Размер расплава втулки с элементом присоединения составляет 8-10 мм для батарей с разрядным током до 6С20, где С20 - номинальная емкость батарей в ампер-часах при 20-часовом режиме разряда. Затем он крепится к корпусу крышки винтом с гайкой, впрессованной в материал крышки батареи.

Преимуществом предлагаемого технического решения является наличие проушины с отверстием, диаметр которого равен диаметру болта, в элементах присоединения позволяет применять унифицированные наконечники пусковых и соединительных проводов для надежного и удобного параллельно-последовательного соединения батарей без повреждения полюсного вывода в течение всего срока службы батареи. Длина проводов при этом сокращается на 30%, что снижает расход изоляционных и проводниковых материалов. Обеспечивается минимальная трудоемкость при подсоединении и отсоединении пускового провода;

Проверка оценочных параметров предлагаемого сдвоенного полюсного вывода в составе аккумуляторной батареи 6ТСТС-100А проводилось в стендовых условиях при внешних механических воздействиях.

Результаты проверки приведены в таблице и подтвердили надежность заявляемой конструкции сдвоенного полюсного вывода и гарантированный токосъем.

Таблица

Проверка оценочных параметров сдвоенного полюсного вывода при внешних механических воздействиях
Батарея 6ТСТС-100А,

номера образцов
Вид испытаний, режим

испытаний
Требования ТУРезультаты испытательного воздействияОценка внешнего вида

Ток

разряда,

Ед.С20
Конечное напряжение, ВВремя разряда, мин Ток разряда,

Ед.С20
Конечное напряжение, ВВремя разряда, мин
12 345 678 9
1

2

3
Многократный удар

- пиковое ударное ускорение, g - 15

- длительность действия, мс - 20
6 9,03,0 69,03,53; 3,70; 3,80 Повреждений и разрушений не отмечено. Следов электролита не обнаружено
4

5

6
Вибропрочность

- ускорение, g - 10

- диапазон частот, Гц - 10-500
69,0 3,069,0 3,77; 3,47; 3,60То же
7

8

9
Удар одиночного действия

- пиковое ударное ускорение, g - 150

- длительность действия, мс - 1-5
6 9,03,06 9.04,0; 4,2; 4,0То же

Подробное описание предлагаемого технического решения дается на чертеже.

Предлагается сдвоенный полюсной вывод из двух элементов присоединения (2 и 7), в котором элемент присоединения (2) выполнен в виде ребристой втулки (1) и впрессованного в нее болта (3), который имеет на торце головки паз (5) для предохранения его от проворачивания. Болт выступает из корпуса крышки на высоту не менее 12 мм для подсоединения наконечника (4) и гайки (6).

Элемент присоединения (7) в виде кронштейна с проушиной имеет отверстие (8) диаметром, равным диаметру болта (3), и отверстие (10) для соединения с втулкой (1), чем достигается унификация наконечников (4 и 9).

Элемент присоединения (7) соединяется методом пайки с ребристой втулкой (1). Размер расплава (11) составляет 8-10 мм для батарей с разрядным током до 6С20.

Элемент присоединения (7) имеет выступ с отверстием (12) под винт (13) для скрепления с крепежной гайкой (14), впрессованной в материал крышки (15) батареи.

Источники информации

1. Химические источники тока. Справочник / Под редакцией Н.В.Коровина, М., Издательство МЭИ, 2003 год.

2. ГОСТ 959-2002, ИПК Издательство стандартов, 01.07.03 г.

3. Патент США №46455725, кл. H 01 M 2/30 (прототип).

Класс H01M2/30 зажимы

батарея плоского типа -  патент 2520575 (27.06.2014)
система батарей, система электроснабжения для электрических рельсовых транспортных средств и батарейный модуль -  патент 2516296 (20.05.2014)
аккумуляторная батарея и снабженная ею ручная машина -  патент 2516292 (20.05.2014)
батарея -  патент 2510547 (27.03.2014)
жесткий отсек отрицательного электрода для металловоздушной батареи и способ его изготовления -  патент 2503099 (27.12.2013)
аккумуляторная батарея, содержащая устройство соединения электродных выводов -  патент 2454754 (27.06.2012)
способ и аппарат для изготовления вывода свинцово-кислотного аккумулятора и вывод, изготовленный с их помощью -  патент 2374721 (27.11.2009)
устройство с батареей -  патент 2346360 (10.02.2009)
аккумулятор -  патент 2027256 (20.01.1995)

Класс H01M2/06 вводы, те устройства для введения электрических проводников в корпуса

Наверх