автоматический регулировочный рычаг

Классы МПК:F16D65/38 устройства для регулировки зазоров 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Камский государственный политехнический институт (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-11-09
публикация патента:

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к тормозным рычагам барабанных тормозов. Рычаг содержит червячную шестерню, червяк, регулирующий механизм, поводок, кулачковую втулку. Червячная шестерня установлена с возможностью вращения и выполнена с внутренними шлицами для соединения со шлицевым валом разжимного S-образного кулака. Регулирующий механизм включает шестерню, соединенную с помощью зубчатого зацепления, нагруженного пружиной, с червяком и выполненную с внутренними шлицами для соединения с валом, и связанный с ней посредством сцепления одностороннего действия поводок. Поводок установлен коаксиально червячной шестерне, при этом ось червяка коаксиальна оси вала. Кулачковая втулка имеет винтовую проточку и выполнена с возможностью реализации большого диапазона передаточного отношения автоматического регулировочного рычага, при этом она входит в зацепление посредством нарезок жестко с вкладышами. Вкладыши зафиксированы друг относительно друга в осевом направлении за счет выступов и входят в зацепление с поводком посредством пальца с антифрикционным кольцом. Вкладыши параллельны оси кулачковой втулки, которая имеет возможность ограниченного осевого перемещения относительно вкладышей посредством пружины возврата и втулкой полумуфты, входящей в зацепление посредством пальца с антифрикционным кольцом с кулачковой втулкой и соединенной с валом посредством муфты одностороннего хода. Между торцевыми поверхностями вкладышей и кулачковой втулки имеется зазор. Техническим результатом является увеличение передаточного отношения регулирующего механизма автоматического регулировочного рычага для достижения наиболее точной регулировки зазора между накладкой и барабаном в процессе эксплуатации барабанного тормоза с S-образным разжимным кулаком. 3 ил. автоматический регулировочный рычаг, патент № 2282072

автоматический регулировочный рычаг, патент № 2282072 автоматический регулировочный рычаг, патент № 2282072 автоматический регулировочный рычаг, патент № 2282072

Формула изобретения

Тормозной рычаг для крепления к шлицевому валу с S-образным разжимным кулаком автомобильного барабанного тормоза, соединяемый со штоком тормозной камеры, содержащий червячную шестерню, установленную с возможностью вращения и выполненную с внутренними шлицами для соединения со шлицевым валом разжимного S-образного кулака, червяк, расположенный перпендикулярно червячной шестерни, регулирующий механизм, включающий шестерню, соединенную с помощью зубчатого зацепления, нагруженного пружиной, с червяком и выполненную с внутренними шлицами для соединения с валом, и связанный с ней посредством сцепления одностороннего действия поводок, установленный коаксиально червячной шестерне, для установления точки отсчета при креплении к неподвижной части шасси автомобиля, при этом ось червяка коаксиальна оси вала, отличающийся тем, что он снабжен кулачковой втулкой, имеющей винтовую проточку и выполненную с возможностью реализации большого диапазона передаточного отношения автоматического регулировочного рычага, при этом кулачковая втулка входит в зацепление посредством нарезок жестко с вкладышами, зафиксированными относительно друг друга в осевом направлении за счет выступов и входящими в зацепление с поводком посредством пальца с антифрикционным кольцом, причем вкладыши параллельны оси кулачковой втулки, которая имеет возможность ограниченного осевого перемещения относительно вкладышей посредством пружины возврата и втулкой полумуфты, входящей в зацепление посредством пальца с антифрикционным кольцом с кулачковой втулкой и соединенной с валом посредством муфты одностороннего хода, при этом между торцевыми поверхностями вкладышей и кулачковой втулки имеется зазор.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к тормозному рычагу, крепящемуся к валу S-образного разжимного кулака автомобильного барабанного тормоза и соединяемому со штоком тормозной камеры.

Изобретение направлено на увеличение передаточного отношения регулирующего механизма автоматического регулировочного рычага с целью достижения наиболее точной регулировки зазора между накладкой и барабаном в процессе эксплуатации барабанного тормоза с S-образным разжимным кулаком. Передаточное отношение регулирующего механизма - отношение угла поворота автоматического регулировочного рычага, характеризующего избыточный зазор к углу поворота червячной шестерни относительно корпуса регулировочного рычага при регулировке избыточного зазора.

Известен тормозной рычаг (патент №2095657, заявка №93051356/28), содержащий червячную шестерню, которая установлена с возможностью вращения в корпусе тормозного рычага и снабжена шлицами для взаимодействия со шлицевым валом S-образного разжимного кулака, червячный винт установлен с возможностью вращения в корпусе перпендикулярно червячной шестерне и входит в рабочее зацепление с последней, и регулирующий механизм для передачи какого-то регулирующего движения от какой-то эталонной точки на колесо сцепления, которое может вращаться на червячном винте в зависимости от углового движения тормозного рычага и которое образует сцепление с червячной шестерней, которая удерживается в рабочем зацеплении с червячной шестерней, которое удерживается в рабочем зацеплении с помощью мощной работающей на сжатие пружины. Упомянутый регулирующий механизм включает регулирующий диск, который может коаксиально вращаться вместе с червячной шестерней и который соединен с регулирующим кольцом, снабженным регулирующим рычагом для образования эталонной точки в результате присоединения к неподвижной части шасси автомобиля, зубчатое колесо, входящее в рабочее зацепление со снабженной зубьями периферийной частью регулирующего диска, колесо держателя и регулирующий винт, при этом две последние детали будут коаксиальными по отношению к зубчатому колесу, а последняя деталь к тому же будет находиться в зубчатом зацеплении с колесом сцепления, причем ось червячного винта будет перпендикулярна оси зубчатого колеса, колеса держателя и регулирующего винта.

В данном изобретении снабженные фрикционными тормозными накладками тормозные колодки прижимаются к тормозному барабану с помощью S-образного разжимного кулака, который вращается вместе с валом, выходящим за пределы тормозного барабана. Прикрепленный к валу S-образного разжимного кулака тормозной рычаг соединен с поршневым штоком тормозной камеры. Таким образом, после подачи воздуха под давлением в тормозную камеру сила торможения будет передаваться от поршневого штока через тормозной рычаг непосредственно на вал S-образного разжимного кулака, который в свою очередь будет прижиматься к тормозным колодкам и тем самым инициировать срабатывание тормозов.

В случае износа фрикционных тормозных накладок величина хода штока увеличится. Для эффективного срабатывания тормозов будет необходима несколько меньшая длина штока тормозной камеры. Стало обычной практикой снабжать тормозной рычаг регулирующим механизмом для введения червячного винта в рабочее зацепление с червячной шестерней, которая крепится к валу с S-образным разжимным кулачком, а следовательно, и для регулирования угловой позиции тормозного рычага в зависимости от степени износа тормозной накладки, именно оборудованный таким образом рычаг называется автоматическим регулировочным рычагом.

На фиг.1 изображен вид сбоку тормозного рычага; на фиг.2 - вид вдоль линии А-А на фиг.1; на фиг.3 - вид части фиг.1 в увеличенном масштабе.

Устройство состоит (фиг.2) из корпуса 8, снабженного втулкой 3 для соединения с непоказанным поршневым штоком тормозной камеры. В корпусе 8 установлена червячная шестерня 18, снабженная шлицевым соединением для установки ее на непоказанный вал разжимного кулака. Червячная шестерня 18 входит в зацепление с червяком 19. Червяк 19 насажен на вал 12 (фиг.1) и под действием пружины 13 вводится в зацепление с шестерней 17, которая крепится на том же валу 12 с помощью шлицевого соединения. Стакан 5 служит опорой для вала 12. В стакане 5 имеется выступ, который входит в проточки вкладышей 2. На вал 12 так же насажена муфта одностороннего действия 24, которая состоит из пружины 14, полумуфты 21 и втулки 1, при этом полумуфта 21 на вал 12 напрессована. На втулке 1 имеется палец 15 с антифрикционным кольцом 9, который входит в зацепление со спиралевидным пазом кулачковой втулки 4. В торцевую поверхность кулачковой втулки 4 упирается пружина возврата 20, которая так же упирается в крышку 11 корпуса 8 (фиг.2). Кулачковая втулка 4 с помощью нарезок соединена с двумя вкладышами 2. Вкладыши 2 за счет выступов жестко зафиксированы друг относительно друга в осевом направлении. Нарезки исключают вращательное движение кулачковой втулки 4. Перемещение кулачковой втулки 4 ограничено внутренними торцевыми поверхностями вкладышей 2. Между торцевыми поверхностями вкладышей 2 и кулачковой втулки 4 имеется зазор, который соответствует желаемому зазору между накладкой и барабаном в тормозном механизме. Вкладыш 2, аналогично втулке 1, имеет палец 15 с антифрикционным кольцом 9, который входит в паз поводка 16 (фиг.2). Поводок 16 крепится к непоказанным элементам шасси, что придает ему неподвижность во время торможения. Червячная шестерня 18 и поводок 16 удерживаются от выпадения крышкой 10 (фиг.2), прикрепленной с помощью винтов 22 (фиг.1) к корпусу рычага 8. Вал 12 и муфта 24 фиксируются от выпадения крышкой 11, которая с помощью резьбового соединения крепится к корпусу рычага 8. Для удержания смазки во внутренней полости регулировочного рычага, а так же с целью защиты ее от влаги и грязи, на валу 12 и в пазах червячной шестерни 18 установлены уплотнительные кольца 6 и 7. Заполнение внутренней полости смазкой осуществляется через масленку 23.

Рассмотрим принцип действия для случая, когда зазор превышает допустимые значения. Тогда зазор можно разделить на две части: нормальная часть зазора (НЧЗ) и избыточная часть зазора (ИЧЗ). Ход штока при торможении можно разделить на три части: НЧЗ, ИЧЗ и упругих деформаций (УД) элементов тормозного механизма.

В процессе торможения шток тормозной камеры воздействует на регулировочный рычаг. При этом происходит поворот всех его элементов вокруг оси вращения непоказанного вала разжимного кулака, кроме поводка 16, который жестко соединен с непоказанными элементами шасси. Поводок 16 при этом посредством пальца 15 с антифрикционным кольцом 9 воздействует на вкладыши 2, которые перемещаются вдоль вала 12. При этом палец вкладыша 15 с антифрикционным кольцом 9 перемещается вдоль паза поводка 16. Сначала вкладыши 2 проходят участок зазора между вкладышами 2 и кулачковой втулкой 4. Этот участок зазора соответствует НЧЗ. Далее при наличии избыточного зазора вкладыши 2 перемещают кулачковую втулку 4, исключая ее вращение за счет нарезок на поверхности вкладышей 2 и кулачковой втулки 4. Пружина возврата 20 при этом сжимается. Кулачковая втулка 4 в свою очередь посредством пальца 15 с антифрикционным кольцом 9 воздействует на муфту одностороннего действия 24, вынуждая ее вращаться. В данном направлении муфта одностороннего действия 24 вращается вхолостую, не передавая крутящий момент на вал 12. После прохождения зоны ИЧЗ тормозные накладки соприкасаются с барабаном. В этот момент усилие от червячной шестерни 18 на червяк 19 резко увеличивается, и червяк 19 перемещается, сжимая пружину 13, тем самым выходя из зацепления с шестерней 17. Далее регулировочный рычаг поворачивается, преодолевая упругие деформации накладок, барабана и элементов привода тормозного механизма. Муфта одностороннего действия 24 при этом продолжает вращаться вхолостую.

При растормаживании рычаг проходит сначала зону УД. При этом кулачковая втулка 4 перемещается вместе со вкладышами 2, так как усилия пружины возврата 20 достаточно для проворота вала 12 с шестерней 17. В этом случае муфта одностороннего действия 24 передает крутящий момент. После прохождения регулировочным рычагом зоны УД усилие, передаваемое червячной шестерней 18, уменьшается и червяк 19 под воздействием пружины 13 вводится в зацепление с шестерней 17. Теперь уже усилия пружины возврата 20 недостаточно для проворота вала 12, червяка 19 и червячной шестерни 18. Теперь вкладыши 2 уже в обратном направлении проходят участок зазора между вкладышами 2 и кулачковой втулкой 4, тем самым не воздействуя на нее. После прохождения этого участка, соответствующего НЧЗ, у штока остается ход в зоне ИЧЗ. При этом вкладыши 2 снова воздействуют на кулачковую втулку, которая снова приводит во вращение муфту одностороннего действия 24. Далее крутящий момент передается через вал 12, шестерню 17, червяк 5, червячную шестерню 18 на вал разжимного кулака. Кулак при этом поворачивается, раздвигая колодки. Зазор уменьшается.

Класс F16D65/38 устройства для регулировки зазоров 

автоматический механизм регулировки зазора с кулачком разъединения муфты -  патент 2517638 (27.05.2014)
автоматический механизм регулировки зазора с муфтой с шариковыми фиксаторами -  патент 2517570 (27.05.2014)
способ установки регулировочного устройства на дисковом тормозном механизме -  патент 2497029 (27.10.2013)
регулятор тягового механизма для барабанного тормоза и барабанный тормоз -  патент 2413884 (10.03.2011)
регулятор зазора со снижением износа -  патент 2375617 (10.12.2009)
муфта-тормоз -  патент 2321784 (10.04.2008)
тормозной рычаг для крепления к шлицевому валу с s-образным разжимным кулачком автомобильного барабанного тормоза -  патент 2095657 (10.11.1997)
Наверх