шнековый ледобур конструкции землякова н.в.

Классы МПК:A01K97/01 для подледного лова рыбы
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный технический университет" (ОрелГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-01-24
публикация патента:

Изобретение относится к технике рыболовного инвентаря, предназначенного для бурения лунок в толще льда на зимней рыбалке. Устройство состоит из воротка и соединенного с ним петлевым шарниром шнеково-ножевой части, которая состоит из полого металлического вала, к поверхности которого со стороны одного торца приварена одна винтовая лопасть, снабженная бортом на периферии рабочей поверхности лопасти. К торцевым частям вала и лопасти приварена перекладина, к которой съемно прикреплены под определенным углом два врезных ножа. Борт приварен к периферии рабочей поверхности лопасти в отдельных точках, в промежутках между которыми борт снабжен сквозными канавками, расположенными с шагом h друг от друга, при этом толщина борта шнековый ледобур конструкции землякова н.в., патент № 2278512 составляет от 20 до 100% от толщины лопасти. Обеспечивается быстрый слив воды после выемки шнеково-ножевой части из воды и уменьшение веса металлоконструкции ледобура. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. шнековый ледобур конструкции землякова н.в., патент № 2278512

шнековый ледобур конструкции землякова н.в., патент № 2278512 шнековый ледобур конструкции землякова н.в., патент № 2278512

Формула изобретения

1. Шнековый ледобур, выполненный из воротка и соединенного с ним петлевым шарниром шнеково-ножевой части, которая состоит из полого металлического вала, к поверхности которого со стороны одного торца приварена одна винтовая лопасть, снабженная бортом на периферии рабочей поверхности лопасти, а к торцевым частям вала и лопасти приварена перекладина, к которой съемно прикреплены под определенным углом два врезных ножа, отличающийся тем, что борт приварен к периферии рабочей поверхности лопасти в отдельных точках, в промежутках между которыми борт снабжен сквозными канавками, расположенными с шагом h друг от друга, при этом толщина борта шнековый ледобур конструкции землякова н.в., патент № 2278512 составляет от 20 до 100% от толщины лопасти.

2. Шнековый ледобур по п.1, отличающийся тем, что борт прикреплен к периферии рабочей поверхности лопасти электродуговой сваркой.

3. Шнековый ледобур по п.1, отличающийся тем, что канавки выполнены в форме полукруглых проточек с радиусом не более 9/10 от высоты борта H.

4. Шнековый ледобур по п.2, отличающийся тем, что борт приварен к лопасти в отдельных точках и со стороны ее рабочей поверхности.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технике рыболовного инвентаря, предназначенного для бурения лунок в толще льда, а более конкретно к устройствам шнековых ледобуров.

Известны конструкции шнековых ледобуров, выполненные из шнеково-ножевой части и воротка. Для удобства транспортировки шнеково-ножевая часть с помощью петлевого шарнира откидывается от воротка на 180°. А перед работой ледобура вороток на петлевом шарнире поворачивается на 180° в обратную сторону и жестко фиксируются, например, болтом и гайкой. После сборки вал шнеково-ножевой части образует с валом воротка конструктивно единый сборный вал, с единой осью вращения. Шнеково-ножевая часть выполнена из полого облегченного вала, к поверхности которого со стороны одного торца жестко прикреплена с помощью сварки однозаходная винтовая лопасть, при этом торцевая часть вала и лопасти снабжены перекладиной, к которой под определенным углом прикреплены, как правило, два врезных ножа [1] и [2].

Недостатком такого известного устройства ледобура является то, что его лопасть шнека выполнена в виде ленты, с которой во время бурения льда ледяная крошка за счет центробежной силы отжимается к периферии лопасти и далее проваливается в зазор между стенкой лунки и шнеком. При вытаскивании шнека из лунки ледяная крошка также легко сваливается с лопасти шнека снова в лунку. Поэтому и особенно в сильный мороз и при большой толщине льда происходит многократная и непроизводительная работа по удалению сухой ледяной крошки из лунки.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является «Шнековый бытовой бур конструкции Землякова Н.В.» [3], у которого шнеково-ножевая часть содержит однозаходную шнековую лопасть, снабженную бортом на периферии рабочей поверхности лопасти.

Недостатком прототипа является то, что преимущественно при бурении льда, после прохода всей его толщи, вода мгновенно смачивает всю ледяную крошку, находящуюся в данный момент в объеме шнеково-ножевой части. И при вытаскивании шнеково-ножевой части, заполненной в этот момент ледяной крошкой из воды, вода медленно покидает пшеково-ножевую часть, то есть стекает с большим сопротивлением, которое создает борт. Вследствие чего шнековый ледобур становится достаточно тяжелым.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в обеспечении быстрого слива воды после выемки шнеково-ножевой части из воды и в обеспечении снижении веса металлоконструкции ледобура.

Это достигается тем, что шнековый ледобур, выполненный из воротка и соединенной с ним петлевым шарниром шнеково-ножевой части, которая состоит из полого металлического вала, к поверхности которого со стороны одного торца приварена одна винтовая лопасть, снабженная бортом на периферии рабочей поверхности лопасти, а к торцевым частям вала и лопасти приварена перекладина, к которой съемно прикреплены под определенным углом два врезных ножа, при этом борт приварен к периферии рабочей поверхности лопасти в отдельных точках, в промежутках между которыми борт снабжен сквозными канавками, расположенными с шагом h друг от друга, при этом толщина борта шнековый ледобур конструкции землякова н.в., патент № 2278512 составляет от 20 до 100% от толщины лопасти. Борт прикреплен к периферии рабочей поверхности лопасти электродуговой сваркой. Канавки выполнены в форме полукруглых проточек с радиусом не более 9/10 от высоты борта H. Борт приварен к лопасти в отдельных точках и со стороны ее рабочей поверхности.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид шнекового ледобура в сомкнутом состоянии, приготовленного для хранения или транспортирования. На фиг.2 изображен вырыв шнеково-ножевой части.

Ледобуб выполнен из воротка 1 и соединенной с ним петлевым шарниром 2 шнеково-ножевой части 3. Шнеково-ножевая часть 3 состоит из полого металлического вала 4, к поверхности которого со стороны, противоположной от петлевого шарнира 2, приварена одна винтовая лопасть 5, снабженная бортом 6 на периферии рабочей поверхности 7 лопасти 5. К торцевым частям вала 4 и лопасти 5 приварена перекладина 8, к которой съемно прикреплены под определенным углом два врезных ножа 9. Борт 6 приварен к поверхности 7 в отдельных точках 10 и, кроме того, борт 6 со стороны поверхности 7 снабжен сквозными канавками 11, которые расположены друг от друга с шагом h.

Устройство работает следующим образом.

Перед бурением льда вороток 1 с помощью петлевого шарнира 2 поворачивают так, чтобы его вал 12 стал осесимметрично с валом 4, после чего петлевой шарнир жестко фиксируют, например, с помощью болта и гайки. После этого приступают к бурению лунки в толще льда. По мере прохода толщины льда накопившуюся в межлопастном пространстве шнеково-ножевой части 3 ледяную крошку постоянно удаляют из лунки путем вытаскивания шнеково-ножевой части 3. Борт 6 способствует удержанию сухой ледяной крошки от скатывания обратно в отверстие лунки, что уменьшает количество заглублений бура в лунку, то есть повышает производительность бурения. После прохода толщи льда и заглубления ножей 9 в воду, вода мгновенно поднимается до поверхности льда и при этом смачивает всю ледяную крошку, оставшуюся на этот момент в межлопастном объеме шнеково-ножевой части 3. При вытаскивании из воды шнеково-ножевой части 3 вода просачивается через канавки 11 к борту 6 и сливается, облегчая массу ледобура, который после этого необходимо встряхнуть, чтобы сбросить мокрую и прилипшую ледяную крошку и таким образом очистить шнеково-ножевую часть 3, подготовив ее для следующего бурения.

Наличие сквозных канавок 11 в борте 6 облегчает массу ледобура и способствует быстрому стоку воды, облегчая встряхивание ледобура.

Источники информации

1. Журнал «Рыбоводство и рыболовство» №12, 1980 г., стр.21, рис.1.

2. Журнал «Рыбоводство и рыболовство» №2, 1984 г., титульная страница обложки.

3. Патент России №2236546, М. кл. Е 21 В 17/22, 10/44, опубл. 20.09.2004 г.

Наверх