способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного аппарата

Классы МПК:G01C25/00 Изготовление, калибровка, чистка или ремонт приборов и устройств, отнесенных к другим группам данного подкласса
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "ОКБ Сухого" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-11-04
публикация патента:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для градуировки датчиков аэродинамического угла летательных аппаратов. Технический результат - повышение точности определения градуировочных характеристик. Для достижения данного результата измеряют значения местного аэродинамического угла датчиком аэродинамического угла, угол отклонения продольной связанной оси летательного аппарата в контрольной относительно земли плоскости и его земную скорость. При этом после градуировочного режима выполняют как минимум один зондирующий режим полета с целью определения средней скорости ветра. На градуировочном режиме измеряют угловую ориентацию летательного аппарата относительно земли. После завершения зондирующего и градуировочного режимов вычисляют скорость летательного аппарата как разность его земной скорости и средней скорости ветра и определяют градуировочную характеристику сопоставлением для одних и тех же моментов времени измеренного местного угла ориентации скорости набегающего потока с углом ориентации вычисленной скорости летательного аппарата. 5 з.п. ф-лы, 2 ил. способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698

способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698

Формула изобретения

1. Способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного аппарата, в котором на градуировочном режиме летательному аппарату сообщают отклонения по аэродинамическому углу относительно его скорости, измеряют значения местного аэродинамического угла датчиком аэродинамического угла, угол отклонения продольной связанной оси летательного аппарата в контрольной относительно земли плоскости и его земную скорость, отличающийся тем, что до или после градуировочного режима выполняют как минимум один зондирующий режим полета с целью определения средней скорости ветра, на градуировочном режиме измеряют угловую ориентацию летательного аппарата относительно земли, после завершения зондирующего и градуировочного режимов вычисляют скорость летательного аппарата как разность его земной скорости и средней скорости ветра и определяют градуировочную характеристику сопоставлением для одних и тех же моментов времени измеренного местного угла ориентации скорости набегающего потока с углом ориентации вычисленной скорости летательного аппарата.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что во время упомянутого зондирующего режима совершают горизонтальный полет без скольжения, на котором измеряют воздушную скорость, земную скорость и угловую ориентацию летательного аппарата относительно земли, и по результатам этих измерений определяют среднюю скорость ветра.

3. Способ по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что выполняют один зондирующий режим полета до градуировочного режима, после градуировочного режима выполняют второй зондирующий режим полета, а среднюю скорость ветра на градуировочном режиме вычисляют по средним скоростям ветра, определенным на зондирующих режимах.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что выполняют два зондирующих режима горизонтального полета без скольжения с одинаковой воздушной скоростью и фиксированными отличными для каждого из режимов курсами, на которых измеряют земную скорость и угловую ориентацию летательного аппарата относительно земли, и по результатам этих измерений определяют среднюю скорость ветра.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что на зондирующих режимах полета курсы летательного аппарата направлены противоположно.

6. Способ по любому из пп.4 и 5, отличающийся тем, что выполняют одну упомянутую пару зондирующих режимов полета до градуировочного режима, после градуировочного режима выполняют вторую пару зондирующих режимов полета, а среднюю скорость ветра на градуировочном режиме вычисляют по средним скоростям ветра, определенным на зондирующих режимах.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам градуировки датчиков аэродинамических углов летательного аппарата (ЛА). Оно может быть использовано в процессе летных испытаний новых и модернизируемых летательных аппаратов.

Определим используемую ниже терминологию. Под скоростью ЛА понимают вектор скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 начала О его связанной системы координат (СК) относительно воздушной среды [Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения. ГОСТ 20058-80. - М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1981. с.5, 11]. В качестве компонентов скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 для индикации летчику используют углы ориентации скорости ЛА: углы атаки и скольжения ЛА.

Под воздушной скоростью V ЛА понимают модуль способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 вектора скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 [там же, с. 12] ЛА. Углы атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА определяют направление скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 в скоростной СК ЛА [там же, с.8].

Три составляющие VX, VY и VZ представляют проекции скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА на оси ОХ, OY, OZ связанной СК и также определяют модуль и направление вектора скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА.

Под угловой ориентацией ЛА относительно земли понимают значения углов тангажа способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 , крена способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и рыскания способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 [там же, с.9], либо матрицу направляющих косинусов [там же, с.43] между осями ОХ, OY, OZ связанной СК и осями OX g, OYg, OZg нормальной СК [там же, с.4]. Ось OXg, как правило, направляют на географический Северный полюс. Угол курса способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к отличается от угла рыскания способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 противоположным направлением положительного отсчета.

Под земной скоростью способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА понимают вектор скорости начала О его связанной СК относительно земли [там же, с. 12]. Под путевой скоростью способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА понимают проекцию земной скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА на горизонтальную плоскость OZgX g нормальной СК [там же, с.12]. Под углом наклона траектории способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 понимают угол между направлением земной скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА и горизонтальной плоскостью OZgX g нормальной СК [там же, с.10]. Под углом пути способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА понимают угол между осью OXg нормальной СК и направлением путевой скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА [там же, с.10]. Угол пути способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к отличается от угла пути способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 противоположным направлением положительного отсчета.

Под скоростью ветра понимают скорость способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 среды, не возмущенной ЛА, относительно земли [там же, с.12].

Датчиком аэродинамического угла (ДАУ) называется устройство для выработки сигналов измерительной информации о текущих значениях аэродинамических углов, соответствующих местным углам атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 [Оборудование самолетов и вертолетов пилотажно-навигационное бортовое. Термины и определения. ГОСТ 22837-77, стр.5]. ДАУ бывают, как правило, флюгерного типа.

При горизонтальном расположении оси вращения флюгарки ДАУ фиксируется аэродинамический угол атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м ДАУ ДАУ в месте его установки, т.е. местный угол ориентации скорости набегающего потока в вертикальной плоскости симметрии ЛА. С целью повышения точности измерения угла атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА в ДАУ угла атаки часто применяют две флюгарки, устанавливаемые симметрично на левой и правой боковых поверхностях фюзеляжа. В этом случае под местным аэродинамическим углом атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м ДАУ понимают среднеарифметическое значение местных углов атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м л ДАУ и способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м п ДАУ, зафиксированных левой и правой флюгарками соответственно.

При вертикальном расположении оси вращения флюгарки ДАУ фиксируется аэродинамический угол скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м ДАУ ДАУ в месте его установки, т.е. также местный угол ориентации скорости набегающего потока относительно продольной плоскости симметрии ЛА.

Местные углы атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м ДАУ и скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м ДАУ ДАУ могут отличаться примерно в 1,5...2,0 раза от углов атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА, поскольку воздушная среда вблизи фюзеляжа возмущена самим ЛА [Харин Е.А., Цветков П.М., Волков В.К. и др. Летные испытания систем пилотажно-навигационного оборудования. - М.: Машиностроение, 1986, с.87]. Поэтому для каждого типа ЛА после установки ДАУ необходимо выполнить их градуировку, т.е. получить градуировочные характеристики ДАУ. Под градуировочной характеристикой средства измерения (градуировочной характеристикой) понимают зависимость способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 вых=f(способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 вх) между значениями величины способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 на входе способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 вх и выходе способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 вых средства измерения, полученную экспериментально [РМГ 29-99 "Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения"]. Градуировочная характеристика может быть выражена в виде формулы, графика или таблицы.

Известен способ градуировки датчика аэродинамического угла (угла атаки или угла скольжения) ЛА [Пашковский И.М., Леонов В.А., Поплавский Б.К. Летные испытания самолетов и обработка результатов испытаний: Учебное пособие для студентов авиационных специальностей вузов. - М.: Машиностроение, 1985, с.151-152], основанный на использовании установленного на носовой штанге перед фюзеляжем ЛА (т.е. вынесенного в зону невозмущенного набегающего потока) устройства, называемого также датчиком углов атаки и скольжения (ДУАС), градуировочные характеристиками которого известны. Способ заключается в том, что летательному аппарату сообщают отклонения по соответствующему аэродинамическому углу относительно его скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 , измеряют значения местного аэродинамического угла с помощью датчика аэродинамического угла и с помощью установленного на носовой штанге ДУАС с заданной градуировочной характеристикой, по измеренным с помощью ДУАС значениям местного аэродинамического угла и градуировочной характеристике ДУАС определяют аэродинамический угол ЛА и сопоставляют его с измеренным с помощью датчика аэродинамического угла местным аэродинамическим углом, на основе этих сопоставлений формируют градуировочную характеристику датчика аэродинамического угла.

Недостатком данного способа градуировки ДАУ атаки и скольжения летательного аппарата с использованием ДУАС является необходимость

- специальных конструктивных доработок ЛА по установке обтекателя для носовой штанги ДУАС и демонтажа обтекателя и ДУАС после проведения градуировочных работ;

- тарировок и юстировок ДУАС;

- работ по определению характеристик изгиба фюзеляжа и штанги при больших перегрузках, возникающих при больших углах атаки ЛА, для определения поправок к показаниям ДУАС;

- численного сглаженного дифференцирования угловой скорости вращения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 Z ЛА относительно оси OZ связанной СК ЛА. [Пашковский И.М., Леонов В.А., Поплавский Б.К. Летные испытания самолетов и обработка результатов испытаний. - М.: Машиностроение, 1985, с.152].

Прототипом изобретения является следующий способ градуировки датчика аэродинамического угла атаки ЛА без необходимости использования ДУАС [Харин Е.А., Цветков П.М., Волков В.К. и др. Летные испытания систем пилотажно-навигационного оборудования. - М.: Машиностроение, 1986, с.87-88, 67-68], в котором ЛА в некоторые моменты времени сообщают угловое отклонение относительно его скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 по аэродинамическому углу, измеряют земную скорость способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 , с помощью датчика аэродинамического угла измеряют значения местного аэродинамического угла, рассчитывают значение аэродинамического угла как величину угла между земной скоростью и проекцией продольной оси ЛА на контрольную плоскость и сопоставляют полученные в одни и те же моменты времени значения расчетных углов и местных аэродинамических углов, на основе этих сопоставлений формируют градуировочную характеристику аэродинамического угла ЛА от угла, определенного с помощью датчика аэродинамического угла местного аэродинамического угла.

Недостатком описанного способа градуировки ДАУ применительно к углу атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА является погрешность способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 определения угла атаки ЛА, вызванная следующими обстоятельствами. Угол атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА лежит в плоскости симметрии ЛА [Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения. Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 20058-80. - М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1981. с.8]. Расчетный же угол атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 p=способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 -способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 не имеет геометрического смысла, он расположен в плоскости симметрии ЛА только при одновременном равенстве нулю средней скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра, углов крена способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА. Крен и скольжение ЛА контролируются летчиком и могут быть выдержаны на градуировочном режиме достаточно малыми, средняя же скорость способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра определяется текущим состоянием атмосферы и может достигать десятков метров в секунду. При этом угол наклона траектории способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 полета лежит в местной вертикальной относительно земли плоскости, содержащей вектор земной скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА, а угол тангажа способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 - в местной вертикальной относительно земли плоскости, содержащей продольную ось ОХ связанной СК и вектор скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА. Угол между указанными плоскостями в местной горизонтальной относительно земли плоскости называют углом сноса, величина которого может изменяться от нуля (при отсутствии ветра) до 10°...15°. Следовательно, в описанном способе расчетный угол атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 p при наличии ветра в атмосфере не имеет физического смысла и поэтому не может определять угол атаки ЛА. Поэтому получить правильную градуировочную характеристику ДАУ указанным способом при наличии ветра невозможно.

Кроме того, даже в частном случае совпадения рассмотренных плоскостей, когда курс способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к ЛА совпадает или противоположен направлению средней скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра, угол наклона траектории способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 определяет направление земной скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА, а не направление его скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 относительно воздушной среды, которая и определяет угол атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА. Угол способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 в вертикальной плоскости между скоростью способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и земной скоростью способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА определяет погрешность способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 =способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 р-способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 расчетного значения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 p угла атаки ЛА для рассматриваемого случая. Эту погрешность можно оценить из выражения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 (фиг.1). В частности, при значениях способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ; V=200 м/с и способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 =10° указанная погрешность составляет недопустимо большую величину |способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 |способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 0.5°. Модуль способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 средней скорости ветра и угол наклона способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 траектории полета могут достигать и существенно больших значений, поэтому применение описанного способа градуировки ДАУ угла атаки ЛА при наличии ветра приводит к недопустимо большим погрешностям определения градуировочной характеристики ДАУ угла атаки ЛА.

В отношении угла скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 этот способ имеет аналогичный недостаток: недопустимую погрешность способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 определения угла скольжения ЛА, также проявляющуюся при наличии ветра в атмосфере. Угол скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА лежит в плоскости, содержащей вектор скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА и ось OZ связанной СК ЛА [там же, стр.8]. Расчетный угол скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 p=способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к-способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к лежит в местной горизонтальной от земли плоскости и совпадает с плоскостью, в которой лежит угол скольжения только при нулевом крене способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА.

Для наглядности рассмотрим ситуацию нулевого крена ЛА при наличии ветра в атмосфере на горизонтальном градуировочном режиме полета. Путевой угол способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к определяет азимутальное направление земной скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА, а не азимутальное направление его скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 относительно воздушной среды, которая и определяет угол скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА. В горизонтальной плоскости угол отклонения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 земной скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 относительно скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА определяет погрешность способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 =способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 p-способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 расчетного значения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 p угла скольжения ЛА для рассматриваемого случая. Эту погрешность можно оценить из выражения (фиг.2)

способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698

В частности, если вектор средней скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра нормален вектору скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА, то справедливо способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 , способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 . С учетом малости отношения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 из выражения для погрешности |способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 | следует способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 . При значениях способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ; V=200 м/с указанная погрешность составляет недопустимо большую величину |способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 |способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 2,9°. Скорость ветра может достигать и существенно больших значений, поэтому применение описанного способа градуировки ДАУ угла скольжения ЛА при наличии ветра приводит к недопустимо большим погрешностям определения градуировочной характеристики ДАУ угла скольжения ЛА.

Задачей изобретения является повышение точности определения градуировочных характеристик ДАУ без использования дополнительного устройства на носовой штанге и с учетом средней скорости ветра.

Задача решается с помощью способа градуировки датчика аэродинамического угла летательного аппарата, в котором на градуировочном режиме летательному аппарату сообщают отклонения по аэродинамическому углу относительно его скорости, измеряют значения местного аэродинамического угла датчиком аэродинамического угла, угол отклонения продольной связанной оси летательного аппарата в контрольной относительно земли плоскости и его земную скорость, отличающегося тем, что до или после градуировочного режима выполняют как минимум один зондирующий режим полета с целью определения средней скорости ветра, на градуировочном режиме измеряют угловую ориентацию летательного аппарата относительно земли, после завершения зондирующего и градуировочного режимов вычисляют скорость летательного аппарата как разность его земной скорости и средней скорости ветра и определяют градуировочную характеристику сопоставлением для одних и тех же моментов времени измеренного местного угла ориентации скорости набегающего потока с углом ориентации вычисленной скорости летательного аппарата.

Во время зондирующего режима совершают горизонтальный полет без скольжения, на котором измеряют воздушную скорость, земную скорость и угловую ориентацию летательного аппарата относительно земли, и по результатам этих измерений определяют среднюю скорость ветра.

Один зондирующий режим полета может быть выполнен до градуировочного режима. Дополнительно после градуировочного режима выполняют второй зондирующий режим полета, а среднюю скорость ветра на градуировочном режиме вычисляют по средним скоростям ветра, определенным на зондирующих режимах.

В другом варианте выполняют два зондирующих режима горизонтального полета без скольжения с одинаковой воздушной скоростью и фиксированными, отличными для каждого из режимов курсами, на которых измеряют земную скорость и угловую ориентацию летательного аппарата относительно земли, и по результатам этих измерений определяют среднюю скорость ветра. На зондирующих режимах полета курсы летательного аппарата направлены противоположно. До градуировочного режима может быть выполнена одна пара зондирующих режимов полета, а после градуировочного режима дополнительно выполняют вторую пару зондирующих режимов полета, среднюю скорость ветра на градуировочном режиме вычисляют по средним скоростям ветра, определенным на зондирующих режимах.

Предлагаемое изобретение обеспечивает повышение точности определения градуировочных характеристик ДАУ углов атаки и скольжения ЛА без необходимости использования устройства на носовой штанге (ДУАС) путем получения расчетных значений углов атаки и скольжения с учетом средней скорости ветра.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 приведена схема, иллюстрирующая причины возникновения погрешности способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 определения расчетного значения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 p угла атаки ЛА в прототипе изобретения.

На фиг.2 приведена схема, иллюстрирующая причины возникновения погрешности способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 определения расчетного значения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 p угла атаки ЛА в прототипе изобретения.

Предлагаемый способ градуировки ДАУ ЛА заключается в следующем.

До или после градуировочного режима выполняют как минимум один зондирующий горизонтальный режим полета без скольжения (способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 0) с целью определения средней скорости ветра, на котором измеряют воздушную скорость Vj, земную скорость способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и угловую ориентацию способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 кj, способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 j, способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 j ЛА относительно земли в j-е моменты времени (j=1, 2,...), после чего вычисляют среднюю скорость способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра. В горизонтальном полете без скольжения направление скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА совпадает с его курсом способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к j и, тем самым, известна не только воздушная скорость Vj, но и вектор скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 . Поэтому вычисляют скорость ветра способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 , затем по выборке способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 измерений на зондирующем режиме вычисляют среднее значение способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 скорости ветра.

На градуировочном режиме летательному аппарату сообщают отклонения по соответствующему аэродинамическому углу (углу атаки или углу скольжения ЛА) относительно его скорости, датчиком аэродинамического угла в i-е (i=1, 2,...) моменты времени измеряют значения местного аэродинамического угла (угла атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м ДАУ i или угла скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м ДАУ i), в эти же моменты времени измеряют угловую ориентацию способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к i, способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 i, способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 i ЛА относительно земли и его земную скорость способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 .

После завершения зондирующего и градуировочного режимов вычисляют скорость способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА как разность его земной скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и средней скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра в скоростной системе координат ЛА, т.е. способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и определяют градуировочную характеристику способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 =способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 (способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м ДАУ) (способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 =способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 (способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м ДАУС)) ДАУ сопоставлением для одних и тех же моментов времени измеренного местного угла ориентации скорости набегающего потока (угла атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м ДАУ i или скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 м ДАУ i) с углом ориентации вычисленной скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА (углом атаки способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 i или скольжения способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 i ЛА).

Систематическая составляющая скорости ветра (т.е. средняя скорость ветра) изменяется по высоте полета, расстоянию и времени [Хиврич И.Г., Миронов Н.Ф., Белкин A.M. Воздушная навигация. Учебное пособие для вузов. - М.: Транспорт, 1984, с.78-81]. Поэтому определение средней скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра на зондирующих режимах, выполняемых только до или только после градуировочного режима полета, может приводить к погрешности определения средней скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра на градуировочном режиме полета, а значит, и погрешности определения градуировочных характеристик ДАУ ЛА.

Поэтому первый зондирующий режим выполняют до градуировочного режима, а после градуировочного режима выполняют второй зондирующий режим, среднюю скорость ветра на градуировочном режиме вычисляют по средним скоростям ветра, определенным на зондирующих режимах (в качестве средней скорости ветра принимают значение, среднее для зондирующих режимов).

Для исключения влияния на градуировочную характеристику ДАУ систематической погрешности измерения воздушной скорости V ЛА бортовой системой воздушных сигналов (СВС), которая может приводить к соответствующей погрешности вычисления средней скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра, до или после градуировочного режима выполняют как минимум одну пару зондирующих режимов горизонтального полета без скольжения с одинаковой воздушной скоростью V и фиксированными отличающимися на каждом из режимов курсами способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к1, способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к2, на которых также, как и было описано выше, измеряют земную скорость способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и угловую ориентацию способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 кj способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 j, способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 j ЛА относительно земли (j=1, 2,...) и вычисляют среднюю скорость способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра, учитывая следующие соображения. В горизонтальном полете без скольжения направление скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ЛА совпадает с его курсом способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к и, тем самым, известна не только воздушная скорость V, но и вектор скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 . Для первого зондирующего режима справедливо

способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698

Аналогично для второго зондирующего режима

способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698

где способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 , способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 - единичные векторы, определяющие фиксированные курсы способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к1, способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к2 ЛА на первом и втором зондирующих режимах соответственно.

Усредняя соотношения (1), (2) по выборкам j, k, получим

способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698

способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698

Откуда найдем

способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698

способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698

Здесь верхний правый индекс "T" обозначает транспонирование матрицы способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 [Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 1984, стр.396]. Произведение способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 определяет квадрат расстояния re между концами единичных векторов способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 при совмещении их начал. Погрешность определения средней скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра согласно зависимости (4) пропорциональна погрешности определения средней воздушной скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 , которая, в свою очередь, согласно выражению (3) зависит от величины расстояния re. Из выражения (3) видно, что для осуществления предлагаемого способа необходимо, чтобы курсы способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к1 и способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к2 на зондирующих режимах отличались.

Согласно выражениям (3), (4) минимальная погрешность вычисления средней скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра, а следовательно, и градуировочной характеристики ДАУ, достигается, если курсы способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к1 и способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 к2 на зондирующих режимах полета направлены противоположно. При этом выполняется условие способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 и согласно выражению (4) справедливо

способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698

т.е. погрешности определения средней воздушной скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 не влияют на погрешности определения средней скорости способ градуировки датчика аэродинамического угла летательного   аппарата, патент № 2277698 ветра, а следовательно, и не вносят погрешности в определение градуировочной характеристики ДАУ. Это означает, что минимальная погрешность достигается, когда в паре зондирующих режимов полета курсы ЛА направлены противоположно.

Опять же, т.к. средняя скорость ветра изменяется по высоте полета, расстоянию и времени, одну пару зондирующих режимов полета выполняют до градуировочного режима, после градуировочного режима выполняют вторую пару зондирующих режимов полета, а среднюю скорость ветра на градуировочном режиме вычисляют по средним скоростям ветра, определенным на зондирующих режимах.

Класс G01C25/00 Изготовление, калибровка, чистка или ремонт приборов и устройств, отнесенных к другим группам данного подкласса

способ калибровки инерциальных датчиков -  патент 2527140 (27.08.2014)
способ определения угла ориентации стоячей волны в твердотельном волновом гироскопе -  патент 2526585 (27.08.2014)
способ определения погрешности двухстепенного поплавкового гироскопа -  патент 2526513 (20.08.2014)
динамический двухосный стенд -  патент 2526229 (20.08.2014)
стенд для измерения вибрационных реактивных моментов гиромотора -  патент 2518975 (10.06.2014)
способ изготовления газодинамического подшипника поплавкового гироскопа -  патент 2517650 (27.05.2014)
способ получения масштабного коэффициента волоконно-оптического гироскопа -  патент 2516369 (20.05.2014)
комплекс для полунатурных испытаний инерциальных навигационных систем внутритрубных инспектирующих снарядов -  патент 2511057 (10.04.2014)
калибровка гироскопических систем с вибрационными гироскопами -  патент 2509981 (20.03.2014)
калибровка вибрационного гироскопа -  патент 2509980 (20.03.2014)
Наверх