рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники

Классы МПК:C10M169/04 смеси основ и добавок
C10M171/02 определенные значения вязкости или индексов вязкости
C10M105/04 алифатические
C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты
C10M107/50 содержащие кремний
C10M129/42 поликарбоновые
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей - ГосНИИ по химмотологии)" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-12-20
публикация патента:

Использование: в гидравлических системах самолетов и вертолетов с диапазоном рабочих температур жидкости от 135°С до минус 60°С. Сущность: композиция содержит в мас.%: фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2275418 -нафтиламин 0,2-0,4, 2,6-ди-трет.бутилпаракрезол 0,3-0,5, трикрезилфосфат 0,4-1,0, полиэтилсилоксановая жидкость с вязкостью 44-49 мм2/с при 20°С 17-23, диоктилсебацинат 9,9-10,1, полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2 /с при 100°С 25-32, полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С до 100. Технический результат - улучшение вязкостных характеристик при минусовых температурах (до минус 60°С), повышение термоокислительной устойчивости. 2 табл.

Формула изобретения

Рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, содержащая полиальфаолефины, трикрезилфосфат, диоктилсебацинат, 2,6-ди-трет-бутилпаракрезол, отличающаяся тем, что в качестве полиальфаолефинов она содержит смесь полиальфаолефинов с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С и с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С и дополнительно содержит полиэтилсилоксановую жидкость с вязкостью 44-49 мм2/с при 20°С и фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2275418 -нафтиламин при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Трикрезилфосфат0,4-1,0
Диоктилсебацинат 9,9-10,1
2,6-ди-трет-бутилпаракрезол 0,3-0,5
Полиэтилсилоксановая жидкость17-23
Фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2275418 -нафтиламин0,2-0,4
Полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2 /с при 100°С25-32
Полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2 /с при 100°СДо 100

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области рабочих жидкостей для гидравлических систем авиационной техники с диапазоном рабочих температур жидкости в гидравлической системе от 135°С до минус 60°С.

К обязательным требованиям, предъявляемым к рабочим жидкостям для гидравлических систем авиационной техники, относятся:

- хорошие вязкостно-температурные характеристики (вязкость при 50°С не менее 8 мм2/с, при минус 60°С не более 5000 мм2/с);

- стабильность вязкости при механодинамических нагрузках (вязкость жидкости не должна уменьшаться при прокачке насосом и дросселировании в золотниках под высоким давлением);

- пожаробезопасность в случае разгерметизации гидравлической системы в аварийных ситуациях (температура вспышки паров жидкости должна быть не ниже 170°С);

- термоокислительная устойчивость и термическая стабильность при максимальной рабочей температуре - стабильность вязкости, кислотного числа и отсутствие коррозии конструкционных металлов и сплавов.

В гидравлических системах отечественных самолетов и вертолетов в качестве рабочей жидкости широко применяется гидравлическое масло АМГ-10 ("Масло АМГ-10" ГОСТ 6794) на основе низкозастывающих минеральных углеводородов с добавлением вязкостной, антиокислительной и противоизносной присадок. Рекомендуемый диапазон рабочих температур от минус 60°С до +125°С.

Однако указанное гидравлическое масло АМГ-10 имеет следующие недостатки:

- уменьшение вязкости при эксплуатации в гидравлических системах (до 30%) вследствие механохимической деструкции молекул вязкостной полимерной присадки, что существенно сокращает ресурс работы масла и снижает надежность работы гидроагрегатов. Например, ресурс работы масла АМГ-10 в гидросистемах самолетов ТУ-154 не превышает 600 часов вследствие уменьшения вязкости с 10 мм2/с до 7 мм2 /с (Ю.Е.Раскин, Ю.И.Денисов, Е.М.Вижанков, Б.Г.Бедрик. Диагностика и контроль ресурса применения рабочих жидкостей в гидросистемах авиационной техники. "Контроль. Диагностика", №5, 2004, с.38-40);

- неудовлетворительная пожаробезопасность при нарушении герметичности гидросистемы под давлением вследствие низких значений температуры вспышки паров (93°С при рабочей температуре жидкости до 125°С);

- неудовлетворительная термоокислительная устойчивость при температурах выше 125°С.

Наиболее близким по компонентному составу к заявленному составу рабочей жидкости для гидравлических систем авиационной техники является смазочное масло для газовых турбин (патент РФ 2185423, 20.07.2002, бюл. №20) для применения в газотурбинных двигателях сверхзвуковой авиации следующего состава, мас.%:

Термостабильный диоктилсебацинат 10,5-15
2,6-дитрет.бутилпаракрезол 0,5-3,0
Алкилированный дифениламин0,2-0,5
Трикрезилфосфат или дифенилпаратрет.-бутилфенилфосфат 1,0-3,0
Бензотриазол 0,005-0,1
Синтетическое полиальфаолефиновое маслоостальное

Однако указанный состав не может быть использован в качестве рабочей жидкости для гидравлических систем авиационной техники, так как не обеспечивает требований по вязкости при минусовых температурах - уже при минус 40°С вязкость 4000-5000 мм2/с (необходимо при минус 60°С - не более 5000 мм2 /с), термоокислительной устойчивости при высоких температурах - кислотное число за 50 часов увеличивается с 0,01-0,08 мг КОН/г до 4,05-6,0 мг КОН/г (допускается не более 0,15 мг KOH/1г), вязкость увеличивается на 40-50% и образуется осадок в количестве 0,06-0,15 мас.%, что не допустимо для рабочих жидкостей для гидравлических систем авиационной техники.

Техническим результатом заявленного состава является улучшение характеристик вязкости в области минусовых температур (до минус 60°С), повышение термоокислительной устойчивости, исходя из требований ограничения увеличения при термоокислении кислотного числа, вязкости и отсутствия образования осадка.

Указанный технический результат достигается тем, что рабочая жидкость, содержащая полиальфаолефины, трикрезилфосфат, диоктилсебацинат, 2,6-дитрет.бутилпаракрезол, согласно изобретению содержит смесь полиальфаолефинов с вязкостью 1,7-2,0 мм2 /с при 100°С и с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С и дополнительно содержит полиэтилсилоксановую жидкость с вязкостью 44-49 мм2/с при 20°С и фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2275418 -нафтиламин при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Трикрезилфосфат0,4-1,0
Диоктилсебацинат 9,9-10,1
2,6-дитрет.бутилпаракрезол 0,3-0,5
Полиэтилсилоксановая жидкость17-23
Фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2275418 -нафтиламин0,2-0,4
Полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2 /с при 100°С25-32
Полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2 /c при 100°Сдо 100

Использование смеси доступных товарных полиальфаолефинов с определенной вязкостью (ПАОМ-2 и ПАОМ-4) в сочетании с товарной полиэтилсилоксановой жидкостью с определенной вязкостью (жидкость №7, ГОСТ 25149-82) в указанных соотношениях обеспечивает характеристики вязкости заявленного состава в пределах не менее 8 мм2 /с при 50°С и не более 4200 мм2/с при минус 60°С.

Использование в заявленном составе диоктилсебацината обусловлено необходимостью обеспечить требуемую набухаемость применяемых резиновых уплотнений в контакте с жидкостью.

Используемые антиокислительные и противоизносная присадки (2,6-дитрет.бутилпаракрезол, фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2275418 -нафтиламин и трикрезилфосфат) являются известными присадками, повышающими термоокислительную стабильность и смазочные свойства смазочных и гидравлических масел различного назначения.

Проведенными нами исследованиями установлено, что при совместном использовании в заявленном составе присадок Агидол-1 (2,6-дитрет.бутилпаракрезол) и Неозон "А" (фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2275418 -нафтиламин) термоокисление стабилизируется эффективнее по сравнению с использованием только Агидол-1. Испытания проводили при 135°С в контакте с металлами (медь М-1, бронза БРОЗ 10-10) для учета их каталитического влияния на процесс термоокисления. Определяли время увеличения кислотного числа жидкости от исходных значений 0,02-0,03 мг КОН/г до значения 0,15 мг КОН/г. При совместном использовании Агидол-1 и Неозон "А" (составы обр.1-4, табл.1) это время было 140-160 часов, а при использовании только Агидол-1 - 110 часов.

Технология приготовления жидкости включает следующие этапы:

- дозировку полиальфаолефинов, полиэтилсилоксановой жидкости и диок-тилсебацината в указанных соотношениях и смешение их при 50-80°С в течение не менее 0,5 часа;

- добавление в приготовленную смесь антиокислительных присадок и перемешивание при 60-80°С в течение не менее 0,5 часа;

- добавление в приготовленную смесь противоизносной присадки и перемешивание при 60-80°С в течение не менее 0,5 часа;

- охлаждение и фильтрация полученной жидкости.

В соответствии с указанной технологией приготовлены образцы жидкости, рецептуры которых представлены в таблице 1 (образцы 1-4).

Для приготовления образцов использовались товарные сырьевые компоненты:

- полиальфаолефины с вязкостью 1,7 - 2,0 мм2/с при 100°С - масло базовое полиальфаолефиновое ПАОМ-2 ТУ 0253-004-54409843;

- полиальфаолефины с вязкостью 3,7 - 4,3 мм2/с при 100°С - масло базовое полиальфаолефиновое ПАОМ-4 ТУ 0253-004-54409843;

- полиэтилсилоксановая жидкость №7 ГОСТ 25149;

- термостабильный диоктилсебацинат (ДОС) ТУ 6-06-11-88;

- трикрезилфосфат (ТКФ) ГОСТ 5728;

- присадка Агидол-1 (2,6-дитрет.бутилпаракрезол) ТУ 38.5901237-90;

- присадка Неозон "А" (фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2275418 -нафтиламин) ТУ 6-14-202-74.

Таблица 1 - Составы образцов рабочей жидкости
№ п/г Наименование компонентаСодержание компонента, мас.%
Обр.1 Обр.2Обр.3Обр.4
12 456 7
1Фенил-рабочая жидкость для гидравлических систем авиационной техники, патент № 2275418 -нафтиламин0,2 0,40,30,4
2Трикрезилфосфат 1,00,4 0,50,8
3 2,6-дитрет.бутилпаракрезол 0,30,40,3 0,5
4Полиэтилсилоксановая жидкость1717 2323
5Термостабильный

диоктилсебацинат
9,910 10,110
6 Полиальфаолефины с вязкостью

1,7-2,0 мм2/с при 100°С
253225 32
7Полиальфаолефины с вязкостью

3,7-4,3 мм2/с при 100°С
46,639,8 40,833,3

Образцы испытаны по основным показателям, оценка которых является обязательной при квалификационных испытаниях рабочих жидкостей для гидравлических систем авиационной техники (Комплекс методов квалификационной оценки рабочих жидкостей для гидравлических систем самолетов и вертолетов, утвержден Межведомственной комиссией по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России 21 ноября 1996 г., протокол №4). Результаты испытаний представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты испытаний образцов жидкостей
Наименование показателейметод испытания Обр.1Обр.2Обр.3 Обр.4АМГ-10
12 345 67
1 Вязкость кинематическая, мм2/с, ГОСТ 33       
при температуре °С: 100 3,10 3,063,213,08 4,5
50  9,178,53 9,658,05 10,3
минус 50  37123387 25301540 1240
минус 60  49404749 41903930 4180
2 Кислотное число, мгКОН/1г ГОСТ 59850,03 0,020,020,02 0,03
3 Температура застывания, °СГОСТ 20287 ниженижениже нижениже
   -70-70-70 -70-70
4 Температура вспышки паров, °СГОСТ 4333182183 19217693
5 Термоокислительная стабильность и коррозионная активность, испытания 100 час.,135°С: ГОСТ 20944       
- вязкость при 50 °С, мм2  9,238,719,69 8,1610,8
-кислотное число, мгКОН/1г Норма: не более 0,150,13 0,030,040,04 0,15
        
- показатель коррозии, мг/см 2:Норма:не более ±0,1 для всех металлов       
магниевый сплав МЛ-5-0,01+0,01 +0,02-0,01 -0,01
сталь 30ХГСА -0,02-0,02-0,03 -0,01-0,02
медь М-1-0,04 -0,03-0,05-0,04 -0,04
алюминиевый сплав Д-160-0,01 -0,010 -0,02
- наличие осадка нетнетнет нетнет

Окончание таблицы 2
12 345 67
6 Смазочные свойства на четырехшариковой машине трения. Противоизносные свойства: -диаметр пятна износа приГОСТ 9490       
температуре 100°С и нагрузке 196Н, мм. 0,35 0,630,480,57 0,65
7 Стабильность вязкости (устойчивость к механической деструкции) на ультразвуковой установке, продолжительность испытания 50 мин: - вязкость при 50 °С, мм2 ГОСТ 6794       
а) до испытания  9,178,53 9,658,05 10,3
б) после испытания  9,088,47 9,518,01 6,58
  Норма:не       
- уменьшение вязкости,% более 421,0 0,71,50,5 36,1

Из результатов испытаний видно, что состав по изобретению по характеристикам вязкости при температуре минус 60°С (п.1, табл.2) не превышает значения 5000 мм 2/с, кислотное число при испытании на термоокислительную стабильность при 135°С не превышает значения 0,15 мг КОН/г, вязкость остается практически на уровне исходной, осадок отсутствует (п.5, табл.2).

Одновременно состав по изобретению не уступает широко используемому в качестве рабочей жидкости для гидравлических систем авиационной техники маслу АМГ-10 по характеристикам вязкости (п.1, табл.2), низкотемпературным свойствам - температуре застывания (п. 1, 3, табл.2), по термоокислительной устойчивости и не вызывает коррозии металлов и сплавов (п.5, табл.2). Состав по изобретению существенно превосходит АМГ-10 по устойчивости к механической деструкции - вязкость при испытаниях практически не изменяется (п.7, табл.2), что позволит при применении состава по изобретению значительно увеличить ресурс работы жидкости в гидросистемах авиационной техники по сравнению с АМГ-10. Температура вспышки паров состава по изобретению в 2 раза выше, чем у АМГ-10 (п.4. табл.2), что повышает пожаробезопасность гидравлических систем.

Класс C10M169/04 смеси основ и добавок

противоизносная присадка -  патент 2525404 (10.08.2014)
органическая смазка -  патент 2514434 (27.04.2014)
технологическая смазка для холодной объемной штамповки металла -  патент 2514235 (27.04.2014)
противозадирные и противоизносные присадки к маслам, работающим при высоких давлениях -  патент 2513728 (20.04.2014)
смазочная масляная композиция для уменьшения трения, включающая нанопористые частицы -  патент 2512379 (10.04.2014)
смазочные композиции для трансмиссий -  патент 2509145 (10.03.2014)
смазочное вещество для цилиндров для двухтактного судового двигателя -  патент 2507245 (20.02.2014)
способ получения магнитного масла -  патент 2502792 (27.12.2013)
композиция смазочного масла -  патент 2501846 (20.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)

Класс C10M171/02 определенные значения вязкости или индексов вязкости

Класс C10M105/04 алифатические

Класс C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения -  патент 2529461 (27.09.2014)
электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505590 (27.01.2014)
соединения алкилированного 1,3-бензолдиамина и способы их получения -  патент 2493144 (20.09.2013)
аддитивные композиции с аддуктами михаэля, состоящими из n-замещенных фенилендиаминов -  патент 2489479 (10.08.2013)
смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации -  патент 2476587 (27.02.2013)
пакет присадок к моторным маслам и масло, его содержащее -  патент 2461609 (20.09.2012)
антиоксиданты для синтетических смазочных материалов и способы их производства -  патент 2458097 (10.08.2012)
способ смазывания дизельных двигателей, использующих биотопливо -  патент 2456333 (20.07.2012)

Класс C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

Класс C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты

электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
фосфитные стабилизаторы основных компонентов смазочных масел и термопластических полимеров -  патент 2500683 (10.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)
композиция консистентной смазки -  патент 2480516 (27.04.2013)
смазочно-охлаждаюшая жидкость -  патент 2461610 (20.09.2012)
смазочная композиция универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и редукторах вертолетов, а также турбовинтовых двигателях и турбовинтовентиляторных двигателях самолетов -  патент 2452767 (10.06.2012)
смазочно-охлаждающая технологическая среда для обработки цветных металлов -  патент 2441060 (27.01.2012)
моторно-редукторное масло -  патент 2441058 (27.01.2012)
сож для влажной дрессировки оцинкованных стальных лент на дрессировочных станах перед пассивацией на скоростных линиях -  патент 2425862 (10.08.2011)

Класс C10M107/50 содержащие кремний

Класс C10M129/42 поликарбоновые

Наверх