способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар

Классы МПК:C10M103/06 соединения металлов
C10M125/00 Смазочные составы, отличающиеся добавкой, являющейся неорганическим материалом
B05D5/08 для получения антифрикционной или антиадгезионной поверхности
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Цейко Александр Павлович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-08-17
публикация патента:

Использование: в машиностроении для модификации трущихся поверхностей кинематических пар. Сущность: между трущимися поверхностями размещают размельченную минеральную композицию, содержащую синтетическую модификацию серпентина, получаемую путем растворения в воде смеси способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 -кварца и гидроксида магния при температуре 120-170°С и давлении 1,2-15,0 атм с последующим образованием кристаллов. В качестве затравки для образования кристаллов синтетической модификации серпентина используют хризотил, имеющий моноклинную сингонию с координационными числами 5,0<a<7,3А°, 9,0<b<9,2A°, 7,0<с<7,3А°, углами способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 между положительными направлениями кристаллографических осей 90° или 93°. Молярные массы способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 -кварца и гидроксида магния соответствуют в сумме молярной массе синтетической модификации серпентина. В композицию дополнительно введены гомологи фуллеренов Cm, где mспособ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 60, при следующем соотношении компонентов, мас.%: синтетическая модификация серпентина 70-90, гомологи фуллеренов Сm 10-30. Технический результат - снижение коэффициента трения до значений не выше 0,001, увеличение твердости до HRC 90-95, износоустойчивости и долговечности, обеспечение возможности реализации способа как при наличии масляной смазки, так и при отсутствии любых видов смазки.

Формула изобретения

Способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями размещают размельченную минеральную композицию, формирующую антифрикционное покрытие, содержащую серпентин, отличающийся тем, что в качестве серпентина используют его синтетическую модификацию, которую получают путем растворения в воде смеси способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 -кварца и гидроксида магния при температуре 120-170°С и давлении 1,2-15,0 атм с последующим образованием кристаллов, при этом в качестве затравки для образования кристаллов синтетической модификации серпентина используют хризотил, имеющий моноклинную сингонию с координационными числами 5,0<a<7,3А°, 9,0<b<9,2A° 7,0<с<7,3А°, углами способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 между положительными направлениями кристаллографических осей 90° или 93°, молярные массы способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 -кварца и гидроксида магния соответствуют в сумме молярной массе синтетической модификации серпентина, при этом в композицию дополнительно введены гомологи фуллеренов Cm, где mспособ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 60, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Синтетическая модификация  
серпентина 70-90
Гомологи фуллеренов С m10-30

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для модификации трущихся поверхностей кинематических пар.

Известен способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями предварительно размещают механоактивированную смесь природного серпентинита дисперсностью 0,001-1 мкм в количестве 2-4 мас.%, RU 2006708.

Недостатком этого способа является низкое качество и недолговечность образуемого покрытия.

Известен способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями размещают предварительно механоактивированную смесь размельченного формирующего антифрикционное покрытие вещества со связующим, при этом в качестве такого вещества используют природный серпентинит, содержащий, мас.%:

MgO, CaO20-60
SiO, Al2О 320-60
H2O3-10
Примеси пород3-10

Предварительную механоактивацию производят пульсацией давления 0,1-1,0 МПа при 40-100°С, размещение смеси и приработку трущихся поверхностей осуществляют при температуре механоактивации, RU 2006707.

Недостатком этого способа является неравномерная толщина получаемого антифрикционного покрытия, его нестабильность и недолговечность, особенно в условиях повышенных механических и температурных воздействий, что не позвояет обеспечить высокую износостойкость трущихся поверхностей.

Известен способ формирования антифрикционного покрытия кинематических пар, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями размещают предварительно механоактивированную смесь размельченного формирующего антифрикционное покрытие вещества со связующим, в качестве формирующего антифрикционное покрытие вещества используют композицию природных минералов, содержащую, мас.%: Mg3Si2O5(OH) 4 - 10-60; MgFe2O4 - 10-60; MoS 2 - 1-20, сопутствующие редкоземельные элементы - 0,1-10, H2O - не более 5; предварительную механоактивацию можно проводить с пульсацией давления 0,01-10 МПа при 100-200°С, RU 2160856.

Данное техническое решение принято за прототип настоящего изобретения.

Способ обеспечивает несколько лучшие свойства получаемого антифрикционного покрытия в сравнении с предыдущими аналогами благодаря исключению окиси кальция, которая нарушает процессы, связанные с обменом конституированной водой между гидроокислами магния и железа.

Однако способ-прототип не обеспечивает достаточно высокую стабильность и долговечность антифрикционного покрытия в широком диапазоне механических и температурных воздействий. Это не позволяет обеспечить необходимую твердость и износостойкость контактирующих трущихся поверхностей.

Это обусловлено тем, что в состав композиции, формирующей антифрикционное покрытие, входит природный серпентин, имеющий таблетчатую структуру, которая не обеспечивает в процессе модификации трущихся поверхностей достаточно низкий коэффициент трения. Как следствие, снижается износостойкость и долговечность антифрикционного покрытия.

Кроме того, в способе-прототипе в состав композиции входит магнезиоферрит MgFe2O4, который в природе в чистом виде не существует и встречается, как правило, в кристаллах в сростках с магнетитом в соотношении масс 1:1; при этом остаточная индукция магнетита превышает 1·10 -3 Тл, что приводит к неравномерному распределению магнитомягкой составляющей минеральной композиции и соответственно обусловливает неравномерность антифрикционного покрытия.

Также следует указать, что дисульфид молибдена MoS2 совершенно не участвует в процессе образования антифрикционного покрытия; являясь избыточным и ненужным ингредиентом модифицирующей композиции, MoS2 ухудшает регулярность кристаллической структуры покрытия; вследствие этого способ-прототип может быть реализован только при наличии масляной смазки трущихся поверхностей кинематических пар, которая компенсирует поверхностные дефекты кристаллической структуры антифрикционного покрытия. Наличие в композиции Н 2О (до 5 мас.%) существенно ухудшает качество покрытия, так как вода разрыхляет металлокерамический слой, а также обусловливает возникновение большого количества дефектных молекул функциональных групп на концах олигомеров.

В основу настоящего изобретения положено решение задачи повышения качества получаемого антифрикционного покрытия, а именно снижения коэффициента трения (до значений не выше 0,001); увеличения твердости до HRC 90-95, износоустойчивости и долговечности; обеспечения возможности реализации способа как при наличии масляной смазки, так и при отсутствии любых видов смазки.

Согласно изобретению эта задача решается за счет того, что в способе формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, заключающемся в том, что между трущимися поверхностями размещают размельченную минеральную композицию, формирующую антифрикционное покрытие, содержащую серпентин, в качестве серпентина используют его синтетическую модификацию, которую получают путем растворения в воде смеси способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 -кварца и гидроксида магния при температуре 120-170°С и давлении 1,2-15,0 атм с последующим образованием кристаллов, при этом в качестве затравки для образования кристаллов синтетической модификации серпентина используют хризотил, имеющий моноклинную сингонию с координационными числами 5,0<а<7,3А°, 9,0<b<9,2A°, 7,0<с<7,3А°, углами В между положительными направлениями кристаллографических осей 90° или 93°, молярные массы способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 -кварца и гидроксида магния соответствуют в сумме молярной массе синтетической модификации серпентина, при этом в композицию дополнительно введены гомологи фуллеренов Cm, где mспособ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 60, при следующем содержании компонентов, мас.%:

Синтетическая модификация серпентина 70-90
Гомологи фуллеренов C m 10-30

Использование синтетической модификации серпентина, повторяющего моноклинную сингонию затравки из природного материала - хризотила с координационными числами 5,0<а<5,3А°, 9,0<b<9,2A°, 7,0<с<7,3А°, углами способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 между положительными направлениями кристаллографических осей 90° или 93°, обеспечивает создание антифрикционного покрытия с поверхностью, близкой ювенильной. Это объясняется чрезвычайно высокой регулярностью кристаллической структуры синтетической модификации серпентина, близкой к монокристаллической, превышающей в несколько раз регулярность кристаллической структуры природного серпентина. В случае введения масляной смазки (в частности, минеральных, полусинтетических и синтетических масел) происходит отверждение реакционноспособных многофункциональных олигомеров в виде объемной сетчатой (псевдокристаллической) структуры, удерживающей смазку. В результате коэффициент трения не превышает 0,001. Гомологи фуллеренов Cm, где mспособ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей   кинематических пар, патент № 2275417 60, выполняют роль функциональных групп на концах реакционноспособных олигомеров, что дополнительно повышает регулярность объемно-сетчатой псевдокристаллической структуры, так как гомологи фуллеренов в силу их активности, практически, мгновенно встраиваются в эту структуру при малейшей деструкции полимеров жидких и пластических смазочных материалов.

Формируемое согласно настоящему способу антифрикционное покрытие кинематических пар трущихся поверхностей позволяет также осуществить функционирование этих пар и без какой-либо смазки в широком диапазоне температур (от -200 до +800°С). Это объясняется тем, что полученная структура антифрикционного покрытия обладает чрезвычайно высоким уровнем энтальпии, а изменение энтропии структуры в указанном температурном диапазоне не превышает 1% как функция от давления и температуры при их начальных значениях 1 атм и 25°С.

Заявителем не обнаружены какие-либо источники информации, содержащие сведения о влиянии заявленных отличий на достигаемый результат. Это, по мнению заявителя, свидетельствует о соответствии заявленного изобретения критерию «изобретательский уровень».

Способ реализуют следующим образом.

Пример 1.

Размельченную минеральную композицию весом 10 г, содержащую, мас.%:

Синтетическая модификация серпентина 70
Гомолог фуллерена С 60 30

подавали на стандартные пары трения при контактной нагрузке 20 кгс, средняя угловая скорость вращающегося образца составила 150 об/мин, в течение 5 часов.

Были приняты меры рекупирующей подачи осыпающихся частиц композиции в область пятна трения образца и контртела.

Прирост массы 10,0·10-3 г свидетельствует об образовании антифрикционного покрытия. При этом коэффициент трения составил 0,001 для образца с образовавшимся антифрикционным покрытием, 0,07 - для контрольного образца без покрытия. Относительный износ в результате формирования антифрикционного покрытия уменьшился в 70 раз.

Пример 2.

Размельченную минеральную композицию, содержащую, мас.%:

Синтетическая модификация серпентина 80
Гомолог фуллерена С 7020

внесли в индустриальное масло А40. Полученную суспензию ввели между образцом и контртелом машины 2070 СМТ-1 для проверки коэффициента трения и износостойкости.

В процессе проверки использовались стандартные пары трения из стали твердостью HRC 60-64 по ГОСТ 2789-73.

Полусекундная девиация контактной нагрузки составляла 20-200 кгс, средняя угловая скорость вращающегося образца составляла 200 об/мин в течение 5 ч.

Прирост массы 11,2·10 -3 свидетельствует об образовании антифрикционного покрытия. При этом коэффициент трения составил 0,0008 для образца с образовавшимся антифрикционным покрытием и 0,07 - для контрольного образца без покрытия. Относительный износ в результате формирования антифрикционного покрытия уменьшился в 125 раз.

Пример 3.

Размельченную минеральную композицию весом 10 г, содержащую, мас.%:

Синтетическая модификация серпентина 90
Гомолог фуллерена С 140 10

подавали на стандартные пары трения при контактной нагрузке 20 кгс, средняя угловая скорость вращающегося образца составила 150 об/мин, в течение 5 часов.

Были приняты меры рекупирующей подачи осыпающихся частиц композиции в область пятна трения образца и контртела.

Прирост массы 9,5·10-3 г свидетельствует об образовании антифрикционного покрытия. При этом коэффициент трения составил 0,0009 для образца с образовавшимся антифрикционным покрытием, 0,07 - для контрольного образца без покрытия. Относительный износ в результате формирования антифрикционного покрытия уменьшился в 78 раз.

Благодаря реализации заявленного способа создается эффект «безызносного трения», при этом срок безаварийной эксплуатации машин и механизмов становится сравнимым со временем наступления усталостных разрушений.

Для реализации способа использованы распространенные породообразующие минералы и стандартное промышленное оборудование, что обусловливает соответствие изобретения критерию «промышленная применимость».

Класс C10M103/06 соединения металлов

триботехническая композиция для металлических узлов трения -  патент 2527243 (27.08.2014)
смазочная масляная композиция для уменьшения трения, включающая нанопористые частицы -  патент 2512379 (10.04.2014)
композиция антифрикционного твердого смазочного покрытия -  патент 2493241 (20.09.2013)
состав для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств узлов трения -  патент 2469074 (10.12.2012)
безграфитовая высокотемпературная смазка -  патент 2458111 (10.08.2012)
композиционный антифрикционный твердый смазочный материал -  патент 2444562 (10.03.2012)
нанотехнологическая антифрикционная порошковая композиция (варианты), нанотехнологическая смазочная композиция и способ нанотехнологической смазки -  патент 2415176 (27.03.2011)
антифрикционная суспензия -  патент 2412980 (27.02.2011)
активизатор трения-сцепления -  патент 2362799 (27.07.2009)
антифрикционная смазочная композиция и способ ее получения -  патент 2321620 (10.04.2008)

Класс C10M125/00 Смазочные составы, отличающиеся добавкой, являющейся неорганическим материалом

Класс B05D5/08 для получения антифрикционной или антиадгезионной поверхности

способ очистки для установок для нанесения покрытий -  патент 2510664 (10.04.2014)
способ повышения эффективности снижения гидродинамического сопротивления с помощью полимера для применения на морских и промышленных объектах -  патент 2501823 (20.12.2013)
способ нанесения полимерного покрытия с использованием ультразвукового воздействия -  патент 2465968 (10.11.2012)
способ нанесения фторполимерного порошкового покрытия в качестве грунтовочного слоя и верхнего покрывного слоя -  патент 2464107 (20.10.2012)
способ нанесения 2-слойных антифрикционных покрытий на поверхность трибосопряжения колесо-рельс -  патент 2461666 (20.09.2012)
способ защиты кровли крыши материального объекта от образования сосульки на ее кромке -  патент 2457045 (27.07.2012)
антипригарное поверхностное покрытие -  патент 2439100 (10.01.2012)
композиция для антипригарного покрытия, включающая алмазные частицы, и подложка с нанесенной на нее композицией -  патент 2435653 (10.12.2011)
смазочно-ингибирующая композиция "эпилам-аэро" и способ получения смазочно-ингибирующего покрытия -  патент 2429284 (20.09.2011)
способ покрытия субстратов и субстратов-носителей -  патент 2423188 (10.07.2011)
Наверх