способ утилизации зарядов твердотопливных ракетных двигателей

Классы МПК:F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-08-12
публикация патента:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при утилизации зарядов твердотопливных ракетных двигателей, которые имеют канальные заряды, прочноскрепленные с корпусами. Способ утилизации зарядов твердотопливных ракетных двигателей путем их сжигания в снаряженном корпусе включает отстыковку сопла от снаряженного корпуса, установку снаряженного корпуса на стапель и воспламенение заряда. До установки снаряженного корпуса на стапель отстыковывают переднюю крышку и на части поверхности канала заряда, начиная от переднего днища, на длине, равной своду горения заряда, наносят бронирующий состав. Затем пристыковывают к корпусу переднюю крышку. Изобретение обеспечивает целостность конструкции корпуса ракетного двигателя твердого топлива в области переднего дна при утилизации канальных зарядов твердого топлива путем их сжигания в снаряженном корпусе.

Формула изобретения

Способ утилизации зарядов твердотопливных ракетных двигателей путем их сжигания в снаряженном корпусе, включающий отстыковку сопла от снаряженного корпуса, установку снаряженного корпуса на стапель и воспламенение заряда, отличающийся тем, что до установки снаряженного корпуса на стапель отстыковывают переднюю крышку и на части поверхности канала заряда, начиная от переднего днища, на длине, равной своду горения заряда, наносят бронирующий состав, после чего пристыковывают к корпусу переднюю крышку.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при утилизации зарядов твердотопливных ракетных двигателей, которые имеют канальные заряды, прочноскрепленные с корпусами.

После снятия с боевого дежурства ракет или по окончании гарантийных сроков хранения двигатели, их узлы и элементы подлежат утилизации. Наиболее сложной и экологически опасной операцией при этом является утилизация сжиганием зарядов твердого топлива.

Известен способ утилизации зарядов твердотопливных двигателей путем бессоплового их сжигания в камерах сгорания двигателей на испытательных стендах (см. В.И.Гребенкин, А.П.Жуков и др. "Утилизация РДТТ методом бессоплового сжигания в замкнутом объеме ". Международный семинар. Научно-технический потенциал Западного Урала в области конверсии военно-промышленного комплекса. Пермь, 2001 г., стр.123-127).

Способ включает установку снаряженного корпуса на стапель испытательного стенда со снятым соплом и подачу команды на воспламенение заряда. Недостаток этого способа заключается в следующем. После 15-20 лет хранения в теплозащитных материалах, топливе и их связях происходят необратимые процессы (отслоения, расслоения и т.д.), вследствие чего горение заряда может происходить в нерасчетном режиме с разгерметизацией корпуса, что в свою очередь приводит к выходу из строя стапельного оборудования.

Технической задачей изобретения является устранение данного недостатка.

Технический результат достигается тем, что в способе утилизации зарядов твердотопливных ракетных двигателей путем их сжигания в снаряженном корпусе, включающем отстыковку сопла от снаряженного корпуса, установку снаряженного корпуса на стапель и воспламенение заряда, до установки снаряженного корпуса на стапель отстыковывают переднюю крышку и на части поверхности канала заряда, начиная от переднего днища, на длине, равной своду горения заряда, наносят бронирующий состав, после чего пристыковывают к корпусу переднюю крышку.

Отстыковка сопла позволяет увеличить площадь расходного отверстия в двигателе по сравнению с площадью критического сечения сопла, при этом внутрикамерное давление снижается до нескольких атмосфер, т.е. примерно на порядок меньше, чем при штатной работе двигателя, при несущественном, примерно в два раза, увеличении времени выгорания заряда. Это позволяет исключить разрушение корпуса от внутрикамерного давления, в том числе при появлении локальных мест прогара корпуса, которые, как показал опыт реальных сжиганий, появляются и в области переднего днища, что является недопустимым, т.к. приводит к нарушению целостности стапельного оборудования.

Из проведенных оценок следует, что бронирование канала заряда со стороны переднего дна на длине, равной своду горения заряда, позволит обеспечить одновременный выход пламени на всю поверхность корпуса и тем самым исключить локальные прогары корпуса в области переднего дна.

Способ осуществляется следующим образом. Перед установкой на стапель снаряженного корпуса у двигателя отстыковывают сопло и переднюю крышку. Затем проводят бронирование канала заряда начиная от переднего дна, на длине, равной своду горения заряда. Затем пристыковывают к снаряженному корпусу переднюю крышку, устанавливают его на стапель и подают команду на воспламенение заряда.

В процессе выгорания заряда расход продуктов сгорания идет через расходное отверстие в задней части корпуса. Таким образом, область корпуса в районе переднего дна, в том числе с возможными областями отслоений заряда от силовой оболочки корпуса, оголяется практически к моменту полного выгорания заряда и не подвергается длительным тепловым воздействиям от продуктов сгорания, чем обеспечивается целостность корпуса в этой области в процессе сжигания заряда твердого топлива и, соответственно, обеспечивается сохранность стапельного оборудования.

Класс F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами

способ изготовления зарядов стт и формообразующая оснастка для его осуществления -  патент 2508464 (27.02.2014)
способ подготовки внутренней поверхности корпуса ракетного двигателя перед заливкой смесевого топлива -  патент 2493403 (20.09.2013)
способ изготовления заряда смесевого твердого ракетного топлива -  патент 2451817 (27.05.2012)
способ бронирования заряда баллиститного твердого ракетного топлива торцевыми бронировками -  патент 2447309 (10.04.2012)
способ дожигания продуктов неполного сгорания при утилизации ракетных двигателей твердого топлива -  патент 2428578 (10.09.2011)
устройство для формования канального заряда из смесевого ракетного твердого топлива -  патент 2426000 (10.08.2011)
устройство для защиты секции камеры локализации и охлаждения продуктов сгорания от прожига при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе -  патент 2397353 (20.08.2010)
устройство подачи воды в секции камеры локализации и охлаждения продуктов сгорания при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе -  патент 2397352 (20.08.2010)
способ снижения воздействия параметров ударной волны и смешанного парогазового потока в камере локализации, охлаждения и нейтрализации и газоприемнике, включающем газоход, при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе и устройство для его осуществления -  патент 2383765 (10.03.2010)
способ изготовления сферической накладки резинотканевого чехла -  патент 2365778 (27.08.2009)
Наверх