способ набора вертолетом высоты

Классы МПК:B64C19/00 Способы и устройства для управления летательными аппаратами, не отнесенные к другим группам
B64C27/72 устройства, воздействующие на лопасти 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Казанский вертолетный завод" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-07-22
публикация патента:

Изобретение относится к авиации и касается технологии набора высоты вертолетом. Способ набора вертолетом высоты заключается в управлении аэродинамической подъемной силой несущего винта по мере набора высоты посредством одновременного увеличения крутящего момента и общего шага несущего винта до максимального значения и регулирования угла наклона лопастей рулевого винта, предназначенного для противодействия реактивному моменту несущего винта. С уменьшением плотности воздуха окружающей среды по мере набора высоты изменяют режим работы несущего винта вертолета. В случае уменьшения этой плотности ниже определенного порога при наборе высоты с максимальным шагом несущего винта последнему увеличивают частоту вращения путем форсирования работы двигателей. С возрастанием вибраций фюзеляжа, вызываемых срывом потока воздуха, по крайней мере, с одной из вращающихся лопастей, несущему винту уменьшают общий шаг до восстановления спектра исходного уровня вибраций фюзеляжа. Целесообразно частоту вращения несущего винта увеличивать обратно пропорционально изменению запороговой плотности воздушной среды. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении высоты полета вертолета в условиях с более низкой плотностью воздушной среды. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ набора вертолетом высоты, заключающийся в управлении аэродинамической подъемной силой несущего винта по мере набора высоты посредством одновременного увеличения крутящего момента и общего шага несущего винта до максимального значения и регулирования угла наклона лопастей рулевого винта, предназначенного для противодействия реактивному моменту несущего винта, а с уменьшением плотности воздуха окружающей среды по мере набора высоты изменяют режим работы несущей системы вертолета, отличающийся тем, что с уменьшением плотности воздушной среды ниже определенного порога при наборе высоты с максимальным шагом несущего винта последнему увеличивают частоту вращения путем форсирования работы двигателей, а с возрастанием вибраций фюзеляжа, вызываемых срывом потока воздуха, по крайней мере, с одной из вращающихся лопастей, несущему винту уменьшают общий шаг до восстановления спектра исходного уровня вибраций фюзеляжа.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что частоту вращения несущего винта увеличивают обратно пропорционально изменению запороговой плотности воздушной среды.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиации, в частности к управлению полетом вертолета, и может быть использовано для управления набором высоты полета.

Известен способ набора вертолетом высоты, заключающийся в управлении аэродинамической подъемной силой несущего винта по мере набора высоты посредством одновременного увеличения крутящего момента и шага несущего винта (Базов Д.И. Аэродинамика вертолетов. Изд. 2-е, перераб. и доп. Изд-во "Транспорт", 1972 г., стр.29-32, 76-80). Данный способ принят за прототип.

Недостатком известного способа является ограничение набора высоты до 4100 м, связанное с уменьшением плотности воздушной среды, ниже критической.

Основной задачей, на решение которой направлен заявляемый способ набора вертолетом высоты, является увеличение высоты полета в атмосфере с более низкой плотностью воздуха, особенно в горных условиях.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленного изобретения, является увеличение высоты полета вертолета в условиях с более низкой плотностью воздушной среды.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе набора вертолетом высоты, заключающемся в управлении аэродинамической подъемной силой несущего винта по мере набора высоты посредством одновременного увеличения крутящего момента и общего шага несущего винта до максимального значения и регулирования угла наклона лопастей рулевого винта, предназначенного для противодействия реактивному моменту несущего винта, а с уменьшением плотности воздуха окружающей среды по мере набора высоты изменяют режим работы несущей системы вертолета согласно предложенному техническому решению

с уменьшением плотности воздушной среды ниже определенного порога при наборе высоты с максимальным шагом несущего винта последнему увеличивают частоту вращения путем форсирования работы двигателей, а с возрастанием вибраций фюзеляжа, вызываемых срывом потока воздуха, по крайней мере, с одной из вращающихся лопастей, несущему винту уменьшают общий шаг до восстановления спектра исходного уровня вибраций фюзеляжа;

частоту вращения несущего винта изменяют обратно пропорционально изменению запороговой плотности воздушной среды.

Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного способа управления полетом вертолета, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна".

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипов признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками заявляемого технического решения на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

Сущность способа набора вертолетом высоты заключается в управлении аэродинамической подъемной силой Т несущего винта по мере набора высоты посредством одновременного увеличения крутящего момента Мкр и общего шага способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 несущего винта до максимального значения способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 max и регулирования угла наклона способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 лопастей рулевого винта, предназначенного для противодействия реактивному моменту несущего винта. Сила тяги Т несущего винта определяется из условия:

способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454

где Т - сила тяги несущего винта, кг;

Су - коэффициент аэродинамической подъемной силы лопасти несущего винта, зависящий от шага способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 несущего винта;

способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 - коэффициент заполнения несущего винта;

способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 - коэффициент концевых и комлевых потерь несущего винта;

F - площадь, сметаемая несущим винтом, F=способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454R 2, м2;

способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 - угловая скорость вращения несущего винта, 1/с; способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 , где nн.в. - частота вращения несущего винта, об/мин;

R - радиус несущего винта, м;

[Т] - допустимая подъемная сила несущего винта, кг;

способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 i - относительная плотность окружающей среды на высоте полета, определяемая по формуле:

способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454

где Pi - давление окружающей среды на высоте полета, мм рт.ст.;

ti° - температура окружающей среды на высоте полета, °С.

Набор высоты осуществляют в три этапа.

На первом этапе набора высоты с плотностью способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 i воздушной среды большей определенного порога или равным ему, когда способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 iспособ набора вертолетом высоты, патент № 2269454способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 з, управляют увеличением шага способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 несущего винта до максимального способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 max, т.е. при nн.в.=Const, Т=способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454(способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454,способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 i).

На втором этапе набора высоты с плотностью способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 i воздушной среды ниже определенного порога способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 з, когда способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 i<способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 з, несущему винту с максимальным шагом способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 max увеличивают частоту вращения до ni, с которой выполняют набор высоты до возрастания вибраций f i фюзеляжа относительно исходного уровня вибраций f н, вызываемых срывом потока воздуха, по крайней мере, с одной из вращающихся лопастей несущего винта. Частоту вращения ni несущего винта на втором этапе изменяют обратно пропорционально изменению запороговой плотности способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 i воздушной среды, т.е. при способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 max=Const, Т=способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454(n н.в.,способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 i).

На третьем этапе с возрастанием вибраций, когда fi>fн, уменьшают общий шаг несущего винта до восстановления спектра исходного уровня вибраций фюзеляжа и выполнения условия fi=fн, т.е. при n max=Const, Т=способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454(способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454,способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 i).

Пример осуществления способа.

Перед вылетом на вертолете устанавливается номинальная частота вращения несущего винта nнв=95±1% и общий шаг способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454=4°. Подъем способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 вертолета начинают с увеличения аэродинамической подъемной силы T несущего винта, определяемой из условия (1), посредством одновременного увеличения общего шага (несущего винта и изменения режима работы двигателей на увеличение крутящего момента несущего винта для обеспечения постоянной частоты вращения nнв=95±1% с помощью системы автоматического поддержания частоты вращения несущего винта вертолета. С увеличением общего шага способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 от 4° до 14°45' и крутящего момента несущего винта, обеспечивающего постоянную частоту вращения, увеличивается угол наклона способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 лопастей рулевого винта от 6° до 17°20', способный создавать изменяемое усилие, противодействующее реактивному моменту несущего винта, при способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 iспособ набора вертолетом высоты, патент № 2269454способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 з вертолет набирает высоту до 3100 м. По мере увеличения высоты уменьшаются давление Рi и температура окружающей среды ti°, соответственно уменьшается плотность способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 i воздушной среды, контролируемая системой управления полетом, и при плотности воздушной среды ниже определенного порога способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 з, когда способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 i<способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 з, вертолет теряет способность набирать высоту. Для дальнейшего набора высоты с максимальным шагом способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 max=14°45' несущего винта увеличивают частоту вращения несущего винта до nср=97±1% и более обратно пропорционально изменению запороговой плотности способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 i воздушной среды, определяемой по формуле (2). При этих изменениях управления вертолет набирает высоту до 4600 м, после которой возрастают вибрации фюзеляж, когда fI >fн. Путем уменьшения общего шага способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 max несущего винта и изменения угла наклона способ набора вертолетом высоты, патент № 2269454 лопастей рулевого винта восстанавливают спектр исходного уровня вибрации фюзеляжа, выполняя условие fI=fн , набирают высоту до 6000 м.

Предложенный способ набора высоты позволяет повысить потолок полетов вертолетов, не вызывая дополнительные вибрации фюзеляжа, тем самым уменьшить опасность полетов вертолетов.

Класс B64C19/00 Способы и устройства для управления летательными аппаратами, не отнесенные к другим группам

способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде (варианты русской логики - версия 4) -  патент 2529429 (27.09.2014)
способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде (вариант русской логики-версия 5) -  патент 2520854 (27.06.2014)
способ автоматической посадки беспилотного летательного аппарата для мониторинга протяженных объектов -  патент 2503936 (10.01.2014)
способ управления турбовинтовой силовой установкой самолета -  патент 2493051 (20.09.2013)
способ управления самолетом при заходе на посадку -  патент 2478523 (10.04.2013)
самолет с системой дистанционного управления -  патент 2472672 (20.01.2013)
летательный аппарат и способ управления летательным аппаратом -  патент 2461493 (20.09.2012)
единая технология эксплуатации и производства транспортных средств "максинио": безаэродромный самолет (варианты), турбовинтовентиляторный двигатель, крыло (варианты), способ создания подъемной силы и способ работы турбовинтовентиляторного двигателя -  патент 2460672 (10.09.2012)
способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения беспилотного летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2459744 (27.08.2012)
способ автоматического управления полетом высокоманевренного летательного аппарата -  патент 2446429 (27.03.2012)

Класс B64C27/72 устройства, воздействующие на лопасти 

Наверх