способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из композиционных материалов

Классы МПК:B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
B64C1/00 Фюзеляж; конструктивные элементы, общие для фюзеляжа, крыльев, стабилизаторов и тп
B64C3/26 конструкция, форма или крепление обшивки, например в виде панелей 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Таганрогский Авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-05-27
публикация патента:

Изобретение относится к технологии изготовления конструктивных элементов авиационных изделий, в частности фюзеляжей и крыльев. Предложенный способ заключается в выкладке нижней и верхней обшивок из нескольких слоев препрега в пресс-формы, формировании и установке продольных и поперечных элементов жесткостей посредством трехгранных эластомерных вкладышей с поперечными канавками. Указанные продольные элементы в виде твердотельных стержней прокладывают поверх установленных трехгранных эластомерных вкладышей. На нижнюю обшивку накладывают препрег в виде лент усиления в местах расположения продольных и поперечных элементов жесткостей. Поперечный набор элементов жесткостей выполнен в виде форменных нервюр, вставляемых в поперечные канавки трехгранных эластомерных вкладышей. Техническим результатом изобретения является повышение технологичности конструкций, уменьшение их массы и сокращение времени изготовления. 6 ил. способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из   композиционных материалов, патент № 2266847

способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из   композиционных материалов, патент № 2266847 способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из   композиционных материалов, патент № 2266847 способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из   композиционных материалов, патент № 2266847 способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из   композиционных материалов, патент № 2266847 способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из   композиционных материалов, патент № 2266847 способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из   композиционных материалов, патент № 2266847 способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из   композиционных материалов, патент № 2266847 способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из   композиционных материалов, патент № 2266847

Формула изобретения

Способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из композиционных материалов, заключающийся в выкладке нижней и верхней обшивок из нескольких слоев препрега в пресс-формы, формировании и установке элементов жесткостей на эластомерных вкладышах, количество, форма и расположение которых соответствуют данной конструкции, прессовании эластомерными вкладышами и удалении их из изделия, отличающийся тем, что на нижнюю обшивку накладывают препрег в виде лент усиления в местах расположения продольных и поперечных элементов жесткостей, а перед установкой эластомерных вкладышей, выполненных трехгранными и с поперечными канавками одинакового шага, на них формируют элементы продольных и поперечных жесткостей, при этом для образования поперечных элементов жесткостей в виде форменных нервюр препрег укладывают в поперечные канавки трехгранных эластомерных вкладышей, а для образования продольных элементов жесткостей - вдоль внутренних граней эластомерных вкладышей, причем в процессе установки трехгранных эластомерных вкладышей на нижнюю обшивку между препрегом, уложенным в канавки на внутренних гранях соседних эластомерных вкладышей, прокладывают твердотельные стержни, а поверх установленных трехгранных эластомерных вкладышей на сформированные продольные и поперечные элементы жесткостей накладывают препрег в виде лент усиления.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам изготовления самолетов, и может быть использовано при изготовлении несущих аэродинамических и вспомогательных конструкций.

В патенте № 2009075, В 64 С 3/26 описывается несущая аэродинамическая конструкция и осуществление ее путем изготовления из препрега (слоистый материал, пропитанный неотвержденным связующим) трехгранных трубок с последующим склеиванием их между собой и с обшивками. В поперечном сечении аэродинамическая конструкция представляет собой ферму. Недостатком данного технического решения является низкая технологичность и увеличенное время изготовления в два приема.

В патенте № 1058199, В 64 С 3/26 приводится способ изготовления криволинейной трехслойной панели с объемно-стержневой структурой заполнителя путем предварительного изготовления стержней и соединения их с криволинейными обшивками склеиванием и механическим скреплением. Недостатком данного способа является низкая технологичность и невысокая надежность изготовленной конструкции.

В патенте № 2030336, B 64 F 5/00 приведен способ изготовления полой панельно-каркасной конструкции, заключающийся в формировании и формовании препрега между пресс-формами и эластомерными вкладышами (полимерные элементы, обладающие высокоэластичными свойствами, способные к обратимым деформациям растяжения), при этом изготавливается пустотелая панельно-каркасная конструкция с продольными элементами жесткостей и с поперечными, сформированными на пенопластовом заполнителе в виде поясков нервюр. Недостатком данного способа является низкая технологичность операции формирования поперечных элементов жесткостей, а также большое количество эластомерных вкладышей разной формы, что увеличивает время их установки.

Задачей предлагаемого изобретения является упрощение изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из композиционных материалов, повышение технологичности и надежности этой конструкции, уменьшение массы и сокращение времени ее изготовления.

Поставленная задача достигается за счет того, что производят следующие операции: выкладка нижней и верхней обшивок из нескольких слоев препрега в пресс-формы, формирование и установка элементов жесткостей на эластомерных вкладышах, количество, форма и расположение которых соответствует данной конструкции, прессование эластомерными вкладышами и удалении их из изделия. При этом на нижнюю обшивку прокладывают препрег в виде лент усиления в местах расположения продольных и поперечных элементов жесткостей. Перед установкой эластомерных вкладышей, выполненных трехгранными и с поперечными канавками одинакового шага, на них формируют элементы продольных и поперечных жесткостей, при этом для образования поперечных элементов жесткостей, в виде форменных нервюр, препрег укладывают в поперечные канавки трехгранных эластомерных вкладышей, а для образования продольных элементов жесткостей - вдоль их внутренних граней. В процессе формирования продольных и поперечных элементов жесткостей устаналивают трехгранные эластомерные вкладыши на нижнюю обшивку, причем между препрегом, уложенным в канавки на внутренних гранях эластомерных вкладышей, закладывают твердотельные стержни. Поверх установленных трехгранных эластомерных вкладышей на сформированные продольные и поперечные элементы жесткостей, укладывают препрег в виде лент усиления.

Создается конструкция с поперечными форменными элементами жесткостей, не содержащая клеевых и механических соединений и изготавливающаяся за один прием, без готовых входящих элементов жесткостей конструкции.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где

- на фиг.1 показана схема взаиморасположения пресс-форм и трехгранных эластомерных вкладышей с проложенным между ними препрегом в боковой проекции;

- на фиг.2 показана нижняя пресс-форма с выложенной нижней обшивкой и проложенным препрегом в виде лент усилений;

- на фиг.3 показан трехгранный эластомерный вкладыш с поперечными канавками;

- на фиг.4 изображен фрагмент поперечного элемента жесткости в виде ферменной нервюры с проложенными твердотельными стержнями между препрегом;

- на фиг.5 показано поперечное сечение А-А твердотельного стержня, охваченного с двух сторон препрегом;

- на фиг.6 показана пустотелая аэродинамическая конструкция с частично снятой обшивкой.

Способ изготовления пустотелой аэродинамической конструкции из композиционных материалов заключается в выкладке на рабочую поверхность нижней 1 пресс-формы нижней обшивки 2 из нескольких слоев препрега, в местах расположения продольных 3 и поперечных 4 элементов жесткостей прокладывают препрег, образующий ленты усиления 5 на внутренней стороне нижней обшивки 2. Для формирования элементов жесткостей продольных 3 и поперечных 4 используются эластомерные вкладыши 6, выполненные трехгранными с поперечными канавками 7 по каждой грани и одинакового шага по всей длине эластомерного вкладыша, в поперечные канавки 7 укладывают препрег для образования поперечных 4 элементов жесткостей, а для образования продольных 3 элементов жесткостей препрег укладывают вдоль внутренних граней трехгранных эластомерных вкладышей 6, только в тех местах, где предполагается образование продольных элементов жесткостей 3, причем препрег для этого раскраивают с припуском по ширине, который подворачивают так, что образуется полка продольного 3 элемента жесткости, которая будет прилегать к соответствующим лентам усиления 5. Затем трехгранные эластомерные вкладыши 6 с образованными из препрега элементами жесткостей 3 и 4, последовательно устанавливают в нижнюю 1 пресс-форму на нижнюю обшивку 2, при этом на внутренних гранях трехгранных эластомерных вкладышей 6 на уложенный в канавки 7 препрег прокладывают твердотельные стержни 8 так, что проложенный в канавки 7 препрег соседних трехгранных эластомерных вкладышей 6 охватывает твердотельные стержни 8 с двух сторон. Затем сверху на препрег, уложенный в канавки 7, на внешних гранях трехгранных эластомерных вкладышей 6 и на верхние полки продольных элементов жесткостей 3 прокладывают препрег в виде лент усиления 5, сверху прокладывается верхняя обшивка 9, устанавливается верхняя 10 пресс-форма. Производится термообработка под давлением, при этом под воздействием температуры трехгранные эластомерные вкладыши 6 увеличивают свой объем и прижимают нижнюю 2 и верхнюю 9 обшивки к рабочим частям верхней 10 и нижней 1 пресс-форм соответственно, а препрег, образующий продольные 3 и поперечные 4 элементы жесткостей, расправляется и прижимается к соответствующим лентам усиления 5, а ленты усиления 5 прижимаются к обшивкам верхней 2 и нижней 9, образуется пустотелая аэродинамическая конструкция. После остывания конструкция вынимается из пресс-форм 1 и 10, и из внутренних объемов удаляются трехгранные эластомерные вкладыши 6.

Изготовление пустотелой аэродинамической конструкции по предложенному способу дает возможность изготовить технологичную и надежную конструкцию с ферменными элементами поперечных жесткостей, не содержащую клеевых и механических соединений, что также влечет за собой уменьшение массы и сокращение времени изготовления, т.к. нет входящих готовых элементов жесткостей, и конструкция изготавливается в одной форме в один прием.

Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам

способ и установка для изготовления секции фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2525590 (20.08.2014)
способ изготовления конструкций, содержащих замкнутые полости с малой геометрической высотой -  патент 2523857 (27.07.2014)
диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
способ изготовления полых конструкций с внутренними стенками -  патент 2522725 (20.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
способ повышения жесткости нервюры -  патент 2518104 (10.06.2014)
способ сборки изделия на нескольких рабочих этапах, комплекс сборочных приспособлений и используемое в них переносное сборочное приспособление -  патент 2517920 (10.06.2014)
устройство для предварительной сборки и встраивания, по меньшей мере, части салона воздушного судна в конструкцию воздушного судна -  патент 2517019 (27.05.2014)
устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов -  патент 2514282 (27.04.2014)

Класс B64C1/00 Фюзеляж; конструктивные элементы, общие для фюзеляжа, крыльев, стабилизаторов и тп

узел разделения отсеков летательного аппарата -  патент 2528473 (20.09.2014)
воздушное судно, включающее поперечные балки пола с подшипниками, содержащими эластичный материал, для соединения поперечной балки пола с опорой -  патент 2528074 (10.09.2014)
соединительные детали для крепления вертикального хвостового стабилизатора летательного аппарата -  патент 2524803 (10.08.2014)
модульный беспилотный летательный аппарат (варианты) и байонетное соединение для стыковки модулей -  патент 2523873 (27.07.2014)
вращающийся обтекатель антенн на самолете -  патент 2522650 (20.07.2014)
конструкция узла герметической перегородки летательного аппарата -  патент 2522538 (20.07.2014)
замок крепления носового обтекателя самолета -  патент 2521076 (27.06.2014)
шпангоут переменной жесткости -  патент 2519301 (10.06.2014)
конструкция из композиционного материала, основное крыло и фюзеляж летательного аппарата, содержащие указанную конструкцию -  патент 2518927 (10.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)

Класс B64C3/26 конструкция, форма или крепление обшивки, например в виде панелей 

стыковочное соединение панелей из полимерного композиционного материала -  патент 2495786 (20.10.2013)
многослойная панель ступенчатой формы и способ ее изготовления -  патент 2471586 (10.01.2013)
способ обшивки легких самолетов -  патент 2463218 (10.10.2012)
узел летательного аппарата -  патент 2448875 (27.04.2012)
мягкое двухоболочковое крыло с распорными элементами жесткости -  патент 2444462 (10.03.2012)
сборная панель обшивки крыла и способ изготовления сборной панели -  патент 2438925 (10.01.2012)
ткань для покрытия воздушных летательных аппаратов гражданской авиации -  патент 2436880 (20.12.2011)
кессон с каркасом для крыла самолета -  патент 2414385 (20.03.2011)
центральный кессон летательного аппарата -  патент 2412862 (27.02.2011)
способ изготовления первой части для узла компонента летательного аппарата (варианты) и компонент летательного аппарата (варианты) -  патент 2411162 (10.02.2011)
Наверх