энергопоглощающая дверь транспортного средства

Классы МПК:B60R21/02 предохранительные устройства и оборудование, обеспечивающие безопасность экипажа и пассажиров
B60J5/04 расположенные в боковых стенках транспортного средства 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-12-24
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к защите пассажиров транспортного средства в случае бокового удара. Конструкция энергопоглощающей двери транспортного средства имеет энергопоглощающую вставку (6), расположенную между внутренней панелью (2) двери и обивкой двери (3) и имеющую основание (7), выполненное едино с фланцами по торцевым частям для крепления вставки к внутренней панели, горизонтальные и вертикальные ребра переменной высоты и толщины, выполненные в виде пластин. Между ребрами, которые доходят до обивки двери и образуют ячейки, расположены короткие ребра (12) жесткости для обеспечения равномерного распределения нагрузки при боковом ударе. Нижние горизонтальные ребра (13) выполнены утолщенными и при боковом ударе плавно выталкивают пассажира из зоны удара (зона Е). Для обеспечения более раннего срабатывания конструкции предлагается Г-образный элемент, прикрепленный одной стороной к энергопоглощающей вставке (6), а другой - к брусу (4) безопасности. Технический результат заключается упрощении конструкции и в обеспечении плавности смещения пассажира за счет деформации вставки для обеспечения безопасности пассажира. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. энергопоглощающая дверь транспортного средства, патент № 2266834

энергопоглощающая дверь транспортного средства, патент № 2266834 энергопоглощающая дверь транспортного средства, патент № 2266834 энергопоглощающая дверь транспортного средства, патент № 2266834 энергопоглощающая дверь транспортного средства, патент № 2266834

Формула изобретения

1. Энергопоглощающая дверь транспортного средства, содержащая энергопоглощающую вставку, расположенную между внутренней панелью двери и обивкой двери и имеющую основание с горизонтальными и вертикальными ребрами, направленными в сторону салона, брус безопасности и направляющую стекла, расположенные между внутренней и наружной панелями двери, отличающаяся тем, что горизонтальные и вертикальные ребра энергопоглощающей вставки выполнены в виде пластин переменной высоты и толщины, где между ребрами, примыкающими к обивке двери, расположены короткие ребра жесткости, а нижние горизонтальные ребра выполнены с утолщением и с возможностью толкания части сиденья из зоны удара, причем основание вставки имеет торцевые фланцы, посредством которых вставка прикреплена к внутренней панели двери.

2. Энергопоглощающая дверь транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что энергопоглощающая вставка выполнена из полипропилена.

3. Энергопоглощающая дверь транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что между наружной и внутренней панелями двери расположен Г-образный элемент, который прикреплен одной стороной к энергопоглощающей вставке, а другой стороной - к брусу безопасности.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к защите пассажиров транспортного средства в случае бокового удара.

Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится энергопоглощающая структура двери автомобиля (прототип - патент США №6203096, класс В 60 R 21/02, дата публикации 20.03.2001 г.), включающая в себя энергопоглощающую вставку, расположенную между внутренней панелью двери и обивкой двери, выполненную с выступающей частью, направленной к направляющей стекла и которая имеет во внутреннем пространстве ребра. Вставка имеет основание, изогнутые ребра, горизонтальные и вертикальные ребра, направленные к обивке двери, к которой вставка приклеена. Структура имеет брус безопасности, расположенный между наружной панелью и направляющей стекла, которая напрямую используется при амортизации удара. Во время удара горизонтальные и вертикальные ребра деформируются и поглощают энергию после продольного изгиба изогнутых ребер.

Недостатком этого технического решения является сложность конструкции энергопоглощающей вставки, для выступающей части которой необходимо вырезать сервисное отверстие на внутренней панели двери, также в процессе бокового удара в целях амортизации напрямую используется направляющая стекла, а наличие выступающей части, выполненной из другого материала, чем энергопоглощающая вставка, ведет к удорожанию конструкции.

Задача изобретения направлена на упрощение конструкции и на достижение плавности смещения пассажира за счет деформации вставки, обеспечивая безопасность пассажира, а также на создание энергопоглощающей вставки, которая бы конструктивно вписывалась в уже имеющуюся структуру двери, что особенно актуально для массового производства.

Для решения поставленной задачи предлагается конструкция энергопоглощающей двери транспортного средства, которая имеет энергопоглощающую вставку, расположенную между внутренней панелью двери и обивкой двери и имеющую основание, выполненное едино с фланцами по торцевым частям для крепления вставки к внутренней панели, горизонтальные и вертикальные ребра переменной высоты и толщины, выполненные в виде пластин. Между ребрами, которые доходят до обивки двери и образуют ячейки, расположены короткие ребра жесткости для обеспечения равномерного распределения нагрузки при боковом ударе.

Нижние горизонтальные ребра выполнены утолщенными, и при боковом ударе плавно выталкивают пассажира из зоны удара. Для обеспечения более раннего срабатывания конструкции предлагается Г-образный элемент, прикрепленный одной стороной к энергопоглощающей вставке, а другой - к брусу безопасности.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна - следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность технического решения поясняется чертежами.

Фиг.1 - общий вид боковой двери без обивки со стороны салона;

Фиг.2 - сечение А-А по энергопоглощающей вставке с обивкой двери;

Фиг.3 - вид спереди энергопоглощающей вставки;

Фиг.4 - сечение Б-Б с дополнительным элементом.

Энергопоглощающая дверь транспортного средства представляет собой конструкцию, разработанную в соответствии с требованиями «Правила ЕЭК ООН» R95 и предназначенную для защиты пассажиров и водителя в случае бокового удара.

Заявленная конструкция состоит из наружной (1) и внутренней (2) панелей и обивки (3) двери. Между наружной (1) и внутренней (2) панелями в горизонтальной плоскости (вдоль автомобиля) расположен брус (4) безопасности, а вертикальной плоскости - направляющая стекла (5), а между внутренней (2) панелью и обивкой (3) двери расположена энергопоглощающая вставка (6) (фиг.2).

Энергопоглощающая вставка (6) представляет собой деталь трапециевидной формы, состоящую из основания (7), выполненного едино с фланцами (8) по торцевым частям (фиг.3), с помощью которых вставка (6) крепится к внутренней панели (2) болтовым соединением (9), и из горизонтальных (10) и вертикальных (11) ребер, выполненных в виде пластин, направленных в сторону обивки (3) двери (фиг.1, 2, 3). Ребра (10, 11) располагаются по периметру и центру вставки (6) и доходят до обивки (3) двери (фиг.1, 2), а между ними в образованных ячейках расположены короткие горизонтальные и вертикальные ребра (12), выполненные также в виде пластин, и придающие основанию (7) вставки (6) жесткость и обеспечивающие равномерное распределение нагрузки при боковом ударе. Нижние горизонтальные ребра (13) имеют большую толщину, относительно других ребер и при боковом ударе ребра (13) толкают мягкую часть сиденья, выталкивая пассажира из зоны удара (зона Е) раньше, чем его достигнет деформация в зонах С и Д и благодаря постепенной деформации вставки обеспечивается плавное смещение пассажира. Энергопоглощение происходит не в процессе изгиба ребер, как в прототипе, а при пластической деформации с последующим разрушением более тонких горизонтальных и вертикальных ребер (10, 11), так как основное предназначение энергопоглощающей вставки (6) не столько поглощение энергии, сколько выведение пассажира из зоны деформации жестких деталей кузова (дверей, стойки) раньше, чем в данную точку придет указанная деформация.

В случае необходимости выталкивания пассажира из зоны удара в более ранние сроки, то предлагается введение в конструкцию Г-образного элемента (14) (фиг.4), расположенного между наружной (1) и внутренней (2) панелями двери, одна сторона которого соединена болтовым соединением (15) со вставкой (6) через внутреннюю панель (2), а другая - с брусом (4) безопасности.

В процессе бокового удара происходит деформация элементов двери (1, 2, 4, 5), что приводит к смещению вставки (6), которая толкает обивку двери (3), а также сиденье в зоне Е и пассажира в зоне Д. В процессе движения происходит пластическая деформация ребер (10, 11), что обеспечивает плавность нарастания усилия на бедро пассажира в зоне Д. В момент, когда пластическая деформация деталей кузова и элементов (1, 2, 4, 5) двери автомобиля закончится, пассажир оказывается выведенным из зоны соприкосновения с жесткими деталями кузова.

Класс B60R21/02 предохранительные устройства и оборудование, обеспечивающие безопасность экипажа и пассажиров

безопасный автомобиль -  патент 2527622 (10.09.2014)
защитная система -  патент 2509010 (10.03.2014)
способ изготовления бруса безопасности -  патент 2473431 (27.01.2013)
устройство для защиты кузова автомобиля при столкновении с препятствием или движущимся объектом -  патент 2472652 (20.01.2013)
ударный элемент для моторной группы автомобиля -  патент 2471658 (10.01.2013)
устройство для удержания пользователя за колени от смещения на сиденье транспортного средства -  патент 2456179 (20.07.2012)
способ спасения пассажиров при опасности аварий скоростного железнодорожного поезда -  патент 2451614 (27.05.2012)
способ спасения пассажиров при опасности аварий наземного транспорта -  патент 2451612 (27.05.2012)
устройство безопасности транспортного средства -  патент 2443584 (27.02.2012)
устройство защиты пассажира -  патент 2442707 (20.02.2012)

Класс B60J5/04 расположенные в боковых стенках транспортного средства 

уплотнительный элемент и сборная конструкция, образованная упомянутым уплотнительным элементом и дверью, транспортное средство, содержащее такую сборную конструкцию -  патент 2528489 (20.09.2014)
дверной модуль для встраивания в автомобильную дверь -  патент 2513349 (20.04.2014)
способ открывания боковой двери автомобиля -  патент 2513336 (20.04.2014)
способ сборки дверей автомобиля и сборочная линия -  патент 2509023 (10.03.2014)
способ изготовления бруса безопасности -  патент 2501669 (20.12.2013)
листовая сварная заготовка для штамповки деталей кузова автомобиля -  патент 2500515 (10.12.2013)
способ изготовления листовой сварной заготовки для штамповки деталей автомобиля -  патент 2500514 (10.12.2013)
способ изготовления противоударной опоры двери легкового автомобиля -  патент 2495764 (20.10.2013)
способ изготовления бруса безопасности легкового автомобиля -  патент 2495763 (20.10.2013)
уплотнение для отверстия -  патент 2484982 (20.06.2013)
Наверх