хоппер-вагон модульный
Классы МПК: | B61D7/00 Хопперы B61F1/02 с хребтовой балкой |
Автор(ы): | Можейко Евгений Рудольфович (UA), Приходько Владимир Иванович (UA), Андрюшина Любовь Кузьминична (UA), Коробка Борис Афанасьевич (UA), Можейко Екатерина Витальевна (UA), Ермаков Виталий Викторович (UA), Шкабров Олег Анатолиевич (UA), Назаренко Леонид Иванович (UA), Маначинский Олег Владимирович (UA), Шиляев Владимир Николаевич (UA), Прохоров Владимир Михайлович (UA), Чегринец Григорий Михайлович (UA), Ильин Сергей Николаевич (UA), Фомин Андрей Иванович (UA) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Крюковский вагоностроительный завод" (ОАО "КВСЗ") (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-10-07 публикация патента:
10.12.2005 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции бункерных вагонов для перевозки сыпучих грузов. Хоппер-вагон модульный содержит кузов каплевидной формы в поперечном сечении, оборудованный бункерами с наклонными листами, силовую раму 3 с настилом переходных площадок и усиленными консольными частями, элементами хребтовой балки, шкворневыми балками, жестко соединенными боковой обвязкой рамы. Элементы хребтовой балки замкнуты с наклонными листами крайних бункеров, жестко связанными с настилом переходных площадок. Между собой шкворневые балки 4, боковая обвязка, наклонные листы и элементы хребтовой балки связаны косынками, обеспечивая восприятие и распределение ударных нагрузок, передаваемых на хоппер-вагон ударно-тяговыми приборами. Изобретение упрощает и облегчает конструкцию и повышает надежность. 3 з. п. ф-лы, 7 ил.
Формула изобретения
1. Хоппер-вагон модульный, содержащий кузов каплевидной формы в поперечном сечении, оборудованный бункерами с наклонными листами, силовую раму с настилом переходных площадок и усиленными консольными частями, элементами хребтовой балки, шкворневыми балками, жестко соединенными боковой обвязкой рамы, отличающийся тем, что элементы хребтовой балки замкнуты с наклонными листами крайних бункеров, жестко связанными с настилом переходных площадок, а между собой шкворневые балки, боковая обвязка, наклонные листы и элементы хребтовой балки связаны косынками, обеспечивая восприятие и распределение ударных нагрузок, передаваемых на хоппер-вагон ударно-тяговыми приборами.
2. Хоппер-вагон модульный по п. 1, отличающийся тем, что к боковинам силовой рамы на днище жестко прикреплены опорные кронштейны зачалочных устройств с ограничителями сдвига канатов вдоль оси вагона.
3. Хоппер-вагон модульный по п. 1, отличающийся тем, что настил переходной площадки является верхним силовым элементом хребтовой и шкворневой балок, жестко связан с боковыми обвязками и наклонными листами крайних бункеров.
4. Хоппер-вагон модульный по п. 1, отличающийся тем, что наклонные листы крайних бункеров связаны с силовым настилом треугольными стенками-опорами, выполненными из листа с отгибом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции бункерных вагонов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов.
Известен бункерный вагон для перевозки зерна, защищенный свидетельством на полезную модель № RU 17496 U, 7 В 61 D 17/00 по заявке №2000101136 от 19.01.2000 г., "Хоппер-вагон". Он содержит раму, включающую хребтовую балку и две шкворневые балки, оборудованные опорами под двухосные тележки. Каждый бункер оборудован по бортам разгрузочными двумя люками. Форма кузова вагона прямоугольная.
Прямоугольная форма кузова затрудняет разгрузку сыпучих грузов типа глинозема, а большое количество разгрузочных люков усложняет конструкцию кузова, что можно отнести к недостаткам аналога. Из-за отсутствия зачалочных устройств затрудняется перестановка вагона на другую колею железной дороги. Что также можно отнести к недостаткам аналога.
Прототипом изобретения является вагон для перевозки минеральных удобрений модели 19-3113 разработки ОАО "Брянский машиностроительный завод". Информация опубликована в журнале 2002 №12 (32), Российские железные дороги "РЖД-партнер", Балттранс-Сервис, г.Санкт-Петербург.
Прототип включает кузов каплевидной формы в поперечном сечении, силовую раму с усиленными консольными частями, элементами хребтовой балки до уровня шкворневых балок, жестко соединенных боковой обвязкой рамы с подпятниками для крепления тележек ходовой части, сцепное устройство и поглощающие аппараты, закрепленные на усиленных консольных частях, бункеры с наклонными листами и настил переходных площадок. С наружной стороны каплевидная форма обшивки кузова оборудована облегающими силовыми ребрами, жестко связана с боковой коробчатой обвязкой рамы, заменяющей хребтовую балку.
К основным недостаткам прототипа следует отнести: во-первых, кузов каплевидной формы утяжелен из-за наличия на обшиве облегающих силовых ребер; во-вторых, коробчатая форма рамы также утяжеляет кузов вагона.
К недостаткам прототипа следует отнести также то, что он не оборудован зачалочными устройствами для перестановки вагона на колею другой ширины.
Целью изобретения является, во-первых, упростить конструкцию кузова вагона, во-вторых, обеспечить достаточную местную прочность консольной части кузова, правильно распределить и передать на конструкцию кузова большие сосредоточенные силы, передаваемые ударно-тяговыми приборами (автосцепкой), в-третьих, обеспечить надежность перестановки вагона на колею другой ширины.
Эта цель достигается: во-первых, путем выполнения обшивы кузова каплевидной формы гладкой с наружной и внутренней сторон, во-вторых, выполнением боковой обвязки кузова в виде открытого профиля, который замыкается с гладкой обшивой кузова каплевидной формы, образуя замкнутый профиль, в-третьих, настил переходной площадки выполнен и смонтирован таким образом, что одновременно является верхним силовым элементом хребтовой и шкворневой балок, жестко связан с боковыми обвязками, наклонными листами крайних бункеров, а элементы балки хребтового типа шкворневые балки, боковая обвязка, наклонные листы крайних бункеров жестко связаны в единую конструкцию треугольными косынками с радиальным вырезом, обеспечивая восприятие и распределения ударных нагрузок, передаваемых на хоппер-вагон ударно-тяговыми приборами, в-четвертых, установкой к боковинам силовой рамы на днище в местах перехода наклонных листов крайних бункеров опорных кронштейнов зачалочных устройств с ограничителями сдвига канатов вдоль оси вагона, в-пятых, оснащением треугольными стенками-опорами, выполненными из листа с отгибом, связывающими наклонные листы крайних бункеров с силовыми настилами переходных площадок.
Сущность изобретения заключается в том, что, упрощая и облегая конструкцию консольной части кузова вагона, мы снижаем его себестоимость, повышаем его грузоподъемность, а наличие зачалочных кронштейнов повышает надежность перестановки вагона на колею другой ширины.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на Фиг.1 изображен продольный разрез хоппер-вагона модульного;
на Фиг.2 - рама хоппер-вагона модульного (план);
на Фиг.3 - поперечный разрез кузова хоппер-вагона модульного;
на Фиг.4 - опорные кронштейны зачалочных устройств;
на Фиг.5 - установка зачалочного устройства (вид сбоку вагона);
на Фиг.6 - установка зачалочного устройства (вид с торца вагона);
на Фиг.7 - размещение зачалочного каната.
Хоппер-вагон модульный 1 (Фиг.1) содержит две двухосные тележки 2, закрепленные на усиленных консольных частях рамы 3, оборудованных шкворневыми балками 4, оснащен четырьмя треугольными стенками-опорами 5, выполненными из листа с отгибом. Палуба кузова 6 оборудована загрузочными люками 7, а крайние бункеры 8 и средний бункер 9 по днищу оборудованы разгрузочными люками 10, находящимися ниже рамы 3 и элементов хребтовой балки 11 (Фиг.2). Между крайними бункерами 8 и поперечными балками 12 закреплен силовой настил 13 переходных площадок смонтирован таким образом, что одновременно является силовым элементом хребтовой балки 11, жестко связан с наклонными листами крайних бункеров 14 и боковой обвязкой 15. Элементы хребтовой балки замкнуты с наклонными листами 14 крайних бункеров 8, жестко связанными с настилом 13 переходных площадок, а между собой шкворневые балки 4, боковая обвязка 15, наклонные листы 14 и элементы хребтовой балки 11 связаны косынками 16, обеспечивая восприятие и распределение ударных нагрузок, передаваемых на хоппер-вагон ударно-тяговыми приборами.
Наклонные листы крайних бункеров 14 для равномерного распределения и передачи ударных нагрузок на кузов связаны с силовыми настилами 13 переходных площадок четырьмя треугольными стенками-опорами 5, выполненными из листа с отгибом.
К боковой обвязке 15 на днище в местах перехода наклонных листов 14 крайних бункеров жестко закреплены опорные кронштейны зачалочных устройств 17 (фиг.3, 4).
Перестановка хоппер-вагона модульного на колею другой ширины осуществляется погрузочно-разгрузочным устройством 18 (Фиг.5, 6) при помощи траверсы 19. Канаты 20 размещаются в опорных кронштейнах зачалочных устройств 17 с ограничителями сдвига канатов вдоль оси вагона 21 (Фиг.7), что обеспечивает надежность зачаливания.
Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в том, что обеспечивается достаточная прочность консольной части кузова, правильное распределение и передача на конструкцию кузова больших сосредоточенных сил от ударно-тяговых приборов, упрощается и облегчается конструкция элементов хребтовой балки, что позволяет более эффективно использовать вагон при перевозке грузов, а также обеспечивается надежность перестановки вагона на колею другой ширины.
Класс B61F1/02 с хребтовой балкой