способ реабилитации функции акустической ориентации и ее оценки у пациентов с кохлеарным имплантатом

Классы МПК:A61F11/04 способы и устройства, дающие пациентам с дефектами слуха возможность замены прямого слухового восприятия другим видом восприятия 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное учреждение "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла и речи Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию"(ФГУ "СПб НИИ ЛОР Росздрава") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-03-11
публикация патента:

Изобретение относится к медицине, точнее к аудиологии и сурдопедагогике. Осуществляют подачу звуковых и речевых сигналов разной локализации и анализ ответных реакций. При этом тренинг навыков умения локализовать источник звука на слух у пациентов с одним кохлеарным имплантатом начинают с подачи щелчков длительностью 100 мс треугольной формы на два динамика при соотношении амплитуд 100:10. Затем задают динамику изменения амплитуды по двум каналам от 100% до 10%, при этом изменение амплитуды сигналов носит обратно пропорциональный характер. После этого навыки локализации переносят на речевые сигналы и тренировки проводят подачей их на два динамика при сохранении соотношения амплитуд 100:10, при этом не ранее чем через три недели после 1-го включения кохлеарного имплантата и далее не реже двух раз в году в течение первого года и не реже одного раза в год в дальнейшем, звуковые и речевые сигналы подают с одинаковыми изменениями амплитуды и фиксированной локализацией. Определяют количество правильных ответов и время реакции пациента, причем данные анализа сопоставляют с ранее полученными у этого пациента и, если число правильных ответов и скорость реакции статистически значимо возрастают, динамику реабилитации считают удовлетворительной, но, если количество правильных ответов не превышает 58-60%, реабилитацию функции акустической ориентации считают незавершенной. Способ позволяет повысить эффективность реабилитации, что достигается за счет предложенного режима проведения тренинга. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ реабилитации функции акустической ориентации и ее оценки у пациентов с кохлеарным имплантатом, включающий подачу звуковых и речевых сигналов разной локализации и анализ ответных реакций, отличающийся тем, что тренинг навыков умения локализовать источник звука на слух у пациентов с одним кохлеарным имплантатом начинают с подачи щелчков длительностью 100 мс треугольной формы на два динамика при соотношении амплитуд 100:10, затем задают динамику изменения амплитуды по двум каналам от 100% до 10%, при этом изменение амплитуды сигналов носит обратно пропорциональный характер, после этого навыки локализации переносят на речевые сигналы и тренировки проводят подачей их на два динамика при сохранении соотношения амплитуд 100:10, при этом не ранее чем через три недели после 1-го включения кохлеарного имплантата и далее не реже двух раз в году в течение первого года и не реже одного раза в год в дальнейшем звуковые и речевые сигналы подают с одинаковыми изменениями амплитуды и фиксированной локализацией, определяют количество правильных ответов и время реакции пациента, причем данные анализа сопоставляют с ранее полученными у этого пациента и, если число правильных ответов и скорость реакции статистически значимо возрастают, динамику реабилитации считают удовлетворительной, но если количество правильных ответов не превышает 58-60%, реабилитацию функции акустической ориентации считают незавершенной.

2. Способ по пункту 1, отличающийся тем, что локализацию звуковых и речевых сигналов задают в направлении справа-слева.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что локализацию звуковых и речевых сигналов задают в направлении впереди-сзади.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицине, точнее к аудиологии и сурдопедагогике, и может найти применение при реабилитации пациентов с нарушениями слухоречевого восприятия и акустической ориентации глухих пациентов, использующих кохлеарный имплантат (КИ), а также других пациентов с нарушениями слухового восприятия вследствие поражения периферического и центрального отделов слуховой системы.

Кохлеарная имплантация или электродное протезирование слуха представляет собой одно из наиболее перспективных направлений реабилитации людей с большими потерями слуха, особенно позднооглохших и детей с врожденной петрей слуха раннего (до 3-х лет) возраста [1-4]. Согласно статистическим данным во всем мире насчитывается более 60 тысяч пациентов, использующих КИ. В России в настоящее время проживает около 200 пациентов с КИ, но количество нуждающихся в лечении такого рода исчисляется тысячами.

В общем виде, кохлеарная имплантация - это система мероприятий, включающая отбор и предоперационное диагностическое обследование, хирургическую операцию, а также послеоперационную слухоречевую реабилитацию пациентов. Целью хирургической операции является введение в систему внутреннего уха человека специализированного протеза (импланта), представляющего собой набор электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва [1, 2].

Звуковые и речевые сигналы, передаваемые КИ, значительно искажены, что обусловлено особенностями преобразования сигналов КИ, а также частичным повреждением волокон слухового нерва. КИ состоит из 2-х частей - имплантируемой (приемник с индукционной катушкой и цепочка электродов) и наружной (включает микрофон, размещаемый в корпусе заушного слухового аппарата, речевой процессор и антенну передатчика). Наружная часть КИ имеет регуляторы для изменения громкости, выбора режима работы и снимается при мытье, во время сна также, как обычный слуховой аппарат. Особенности представления акустической информации КИ обуславливают необходимость обучения всех пользователей КИ восприятию звуков и речи с помощью КИ, а у детей, потерявших слух в раннем возрасте, также обучению речи. Эта задача решается под руководством опытных сурдопедагогов и логопедов в ходе послеоперационной реабилитации, длительность которой зависит от многих факторов. У взрослых позднооглохших пациентов в среднем она занимает 1-3 месяца, у детей, потерявших слух в раннем возрасте она занимает 2-5 лет. Эти две основные группы пациентов называют также долингвальными и постлингвальными пациентами, т.е. потерявшими слух до и после овладения речью, соответственно.

Приоритетным направлением этапа послеоперационной реабилитации является развитие восприятия речи с помощью КИ. Для этого разработаны специальные программы обучения и тренинга речевого слуха и распознавания устной речи для разных групп пациентов. К числу других проблем слухового восприятия у пациентов с КИ, наряду с трудностями распознавания речи в шумных условиях, относится проблема акустической ориентации. Все пациенты независимо от наличия у них слухового опыта испытывают трудности при определении положения источника звука в пространстве, что резко нарушает их ориентацию в звуковой среде. Очевидной и основной причиной этих нарушений является то, что операция кохлеарной имплантации проводится только на одно ухо, в то время как у человека эта способность обеспечивается взаимодействием двух слуховых каналов (бинауральное взаимодействие).

Первое возможное решение этой проблемы - бинауральное протезирование, когда КИ устанавливаются на оба уха пациента. Использование 2-х КИ создает естественную основу для развития и восстановления пространственного слуха у пациента [5, 6].

Однако это требует двустороннего хирургического вмешательства и приводит к существенному росту финансовых затрат, так как КИ является дорогостоящим устройством (стоимость КИ в зависимости от модели составляет 15-25 тыс. долларов). Поэтому даже в экономически развитых странах страховые компании не оплачивают расходы на имплантацию второго уха. Кроме того, хотя при бинауральном протезировании КИ и улучшается пространственное восприятие и локализация источников звука, тем не менее, сохраняется необходимость перцептивного тренинга навыков акустической ориентации у имплантированных пациентов [6].

Очевидно, что моноауральное протезирование с помощью КИ еще длительное время будет предпочтительным подходом при реабилитации глухих людей, поскольку оно позволяет решать главную проблему глухих людей - с помощью одного КИ пациенты хорошо воспринимают речь, что обеспечивает восстановление и развитие речевой коммуникации. Несмотря на неизбежные нарушения акустической ориентации у пациентов с одним КИ у них сохраняется перцептивная основа для развития пространственного восприятия. В качестве такой основы выступают монауральные локализационные признаки, в первую очередь, связанные с амплитудными характеристиками акустических сигналов [7, 8].

На развитие навыков использования этих признаков у пациентов и ориентирован представленный способ реабилитации функции акустической ориентации и ее оценки. Отметим, что, хотя этот способ в основном направлен на развитие пространственного восприятия с помощью одного КИ, он может быть использован и в случае двустороннего протезирования.

Способ позволяет: создавать необходимые условия для перцептивного тренинга начальных навыков ориентации (локализация стационарных и движущихся источников звука, определение направления на источник звука или речи, восприятие речи при изменении пространственного положения диктора) для компенсации нарушения пространственного слуха, объективно оценивать динамику этого процесса, разрабатывать упражнения для самостоятельной работы пациентов.

Наиболее близким к предлагаемому является способ обучения простейшим навыкам локализации звука в пространстве в процессе диагностики и коррекции речи при минимальных расстройствах слуховой функции [9].

Занятия по локализации являются при этом лишь одним из элементов общей коррекционной программы развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, проводимой сурдопедагогом или логопедом. Техническое обеспечение таких упражнений, как отмечает сам автор, затруднено и требует нескольких участников. Так, например, пациент (ребенок) с завязанными глазами стоит посередине комнаты. Два помощника логопеда (или другие дети из группы) с музыкальными инструментами стоят справа или слева (спереди или сзади) от него. По команде педагога один из помощников приводит в действие музыкальный инструмент или произносит заданное слово. Ребенок должен показать рукой откуда он слышал звук или речь. В некоторых случаях помощников заменяют магнитофонами, но это усложняет процедуру управления подачей акустических сигналов.

Таким образом, недостаток способа заключается в существенной ограниченности его методических возможностей и отсутствии контроля за акустическими характеристиками звуковых и речевых сигналов. Все это, в целом, не позволяет формировать стабильную пространственную среду с различными вариантами локализации даже стационарных источников звука и речи, необходимую для объективной оценки динамики курса реабилитации пациентов.

Задачей настоящего изобретения является создание нового способа реабилитации акустической ориентации и ее оценки у пациентов с одним кохлеарным имплантатом, обеспечивающего формирование и развитие навыка локализации источника звука на слух, инвариантного распознавания речи при смене положения диктора относительно слушателя, обнаружения движения источника звука и определения его направления, а также объективную оценку динамики реабилитации слухоречевой функции пациентов с учетом пространственной составляющей этого процесса.

Технический результат настоящего изобретения состоит в создании адекватных условий для восстановления и развития функции акустической ориентации у пациентов с КИ и повышении эффективности курса слухоречевой реабилитации за счет специального тренинга с использованием звуковых и речевых сигналов с управляемыми амплитудными параметрами, определяющими положение источника звука относительно слушателя (справа-слева, впереди-сзади) и его движение (справа-налево, приближение-удаление), а также в обеспечении объективной оценки способности пациента локализовать источники звука и речи с помощью КИ и динамики процесса реабилитации функции акустической ориентации у пациентов с КИ.

Этот результат достигается тем, что в способе реабилитации функции акустической ориентации и ее оценки у пациентов с кохлеарным имплантатом, включающем подачу звуковых и речевых сигналов разной локализации и анализ ответных реакций, согласно изобретению при подаче акустических сигналов на два динамика используют переменные амплитудные параметры для изменения пространственного положения источника звука относительно слушателя, тренируют у пациентов умение локализовать источник звука на слух с помощью одного КИ, инвариантно распознавать речь при смене положения диктора (справа-слева, впереди-сзади), обнаруживать движение источника звука и определять направление этого движения, при этом не ранее чем через 3 недели после 1-го включения КИ и далее не реже двух раз в году в течение первого года и не реже одного раза в год в дальнейшем, звуковые и речевые сигналы подают с одинаковыми изменениями амплитуды и фиксированной локализацией, определяют количество правильных ответов и время реакции пациента, причем данные анализа сопоставляют с ранее полученными у этого пациента, и если число правильных ответов и скорость реакции статистически значимо возрастают, динамику реабилитации считают удовлетворительной, но, если количество правильных ответов не превышает уровня 58-60%, реабилитацию функции акустической ориентации считают незавершенной.

Занимаясь в течение ряда лет реабилитацией слухоречевого восприятия у пациентов с КИ, мы обнаружили, что в отличие от прогрессивной динамики развития речевого слуха, навыки акустической ориентации у них восстанавливаются существенно медленнее. Это связано как с объективными трудностями (монауральная имплантация), так и с отсутствием разработанной системы реабилитационных мероприятий. Основываясь на этих наблюдениях, мы предположили, что целенаправленная тренировка пространственного восприятия посредством предъявления акустических сигналов, моделирующих разную локализацию источников звука и речи на основе амплитудных параметров сигналов, будет способствовать более быстрому развитию функции акустической ориентации у пациентов. Идея использовать такие сигналы возникла в связи с литературными научными данными [7, 8] и нашими многолетними исследованиями пространственного слуха и речевого восприятия человека [10, 11]. Процедура формирования пространственных сигналов, включая движение источника звука, соответствовала принципам, описанным в наших работах и полезной модели [10, 12, 13].

Мы предъявляли сигналы (посылки шума, изолированные слова) с переменными пространственными параметрами пациентам с КИ в составе комплексной реабилитации, а именно в комбинации с настройкой КИ, сурдопедагогическими занятиями по развитию слухового восприятия речи и звуков окружающей среды. Оказалось, что подача таких сигналов способствует развитию начальных навыков акустической ориентации пациентов, повышает эффективность курса их реабилитации и ускоряет процесс социальной адаптации.

Для тренировки и оценки функции акустической ориентации у пациентов с КИ используют специализированную установку, включающую персональный компьютер со звуковой платой, 2 громкоговорителя (динамика), а также набор обучающих и тестовых программ по локализации стационарного неречевого источника (посылки шума) или диктора (изолированные слова), обнаружению движения источника звука и определению его направления относительно слушателя. Ответы пациента регистрируют с помощью клавиатуры ПК, манипулятора (мышь) или выносного пульта. Ответы автоматически сохраняют в файле стандартного формата программы EXCEL, удобном для проведения дальнейшей обработки и сравнения полученных данных. На этапе обучения для подкрепления правильности ответов в качестве обратной связи используют визуальное сопровождение (картинка, текст) на экране монитора. В процессе тренировки сигналы могут многократно повторять по желанию пациента.

Как показали наши исследования, в качестве звуковых сигналов для начала тренинга навыков ориентации целесообразно использовать короткие посылки шума (белый шум, длительностью 100 мс, треугольной формы). Известно, что такие сигналы хорошо локализуются человеком при норме слуха [7, 8]. Посылка может быть одиночной (один "щелчок") или повторяться (серия из пяти последовательных "щелчков").

Для формирования пространственного положения сигналам задают определенное соотношение амплитуд по 2-м каналам вывода (динамикам). В случае моделирования стационарного источника звука оно составляет 100:10. Такое соотношение при использовании 2-х динамиков (1 м от слушателя, напротив правого и левого уха - латеральное положение или впереди и сзади - фронтальное положение) определяет 100% правильной локализации у людей с нормальным слухом.

В случае моделирования движения для серии посылок задают динамику изменения амплитуды по 2-м каналам от 100% до 10%. При этом характер изменения по 2 каналам (динамикам) носит обратно пропорциональный характер (по 1 каналу линейно нарастает, по 2 каналу линейно убывает). Траектория моделируемого движения фиксируется положением динамиков справа-налево (или наоборот) и спереди-назад (или наоборот). Начальная точка движения соответствует динамику, на который при включении подается сигнал с убывающей от 100% до 10% амплитудой. Конечная точка траектории, соответственно наоборот, - динамику, на который подается вариант сигнала с нарастающей амплитудой.

Перенос навыка локализации проверяют и тренируют на речевых сигналах. В качестве речевых сигналов выступают изолированные слова с различной слоговой структурой (например, "стул-чашка-машина"), произнесенные разными дикторами (2 мужчин и 2 женщины). Амплитудные соотношения речевых сигналов при подаче на два динамика сохраняются те же, что и для неречевых (шумовых) сигналов - 100:10. Речевые сигналы подают только в стационарном режиме, имитируя смену положения диктора (справа-слева, впереди-сзади) относительно пациента.

При прослушивании пространственных сигналов пациента просят ответить откуда он слышит звук или речь ("правый-левый" источник, источник "впереди-сзади"), обнаружить перемещение источника шума и/или определить его направление.

Занятия по развитию навыков акустической ориентации путем предъявления сигналов с переменными пространственными параметрами проводят не ранее чем через 3 недели после 1-го включения КИ и далее 1-3 раза в неделю в течение 2-х и более недель в зависимости от динамики развития способности пациента локализовать источники звука и речи. Эти занятия могут быть включены в состав обычных занятий с сурдопедагогом, проводиться дополнительно с педагогом или самостоятельно (по сокращенной программе и при использовании соответствующих стимулов) самим пациентом. Занятия можно проводить с взрослыми и детьми, начиная с 7-ми летнего возраста. Длительность занятий составляет от 20 до 45 мин в зависимости от возраста пациента.

Периодически, начиная с 1-го занятия, проводят тестирование (оценку) способности пациента локализовать источники звука и речи. Для этой цели звуковые и речевые сигналы подают с одинаковыми изменениями амплитуды и фиксированной локализацией, определяют количество правильных ответов и время реакции пациента. Тестирование начинают с предъявления стационарных сигналов - сначала звуковых (шумовых), затем речевых. Потом подают сигналы, моделирующие движение источника звука. Тестирование проводят не реже 1 раза в 2 месяца. Динамику реабилитации и степень сформированности навыков акустической ориентации оценивают по числу правильных локализаций, числу повторений сигналов, необходимых пациенту для принятия решения, и латентному периоду ответа. При этом данные сравнивают с ранее полученными у этого пациента, и если число правильных ответов и скорость реакции статистически значимо возрастают, динамику реабилитации считают удовлетворительной, но, если уровень правильных локализаций не превышает 60%, то реабилитацию функции акустической ориентации считают незавершенной.

Целесообразность и эффективность тренинга и оценки функции акустической ориентации у пациентов с КИ путем подачи звуковых и речевых сигналов с переменными пространственными параметрами подтверждается примерами. Примеры приведены для пациентов с разной длительностью пользования КИ - от 1 месяца до 6-ти лет.

Пример 1. Больной А.Ш., 30-ти лет, потерял слух в 27 лет в результате черепно-мозговой травмы. Слуховой аппарат не использовал в виду низкой эффективности для восприятия речи. Операция кохлеарной имплантации на правое ухо с помощью КИ Combi 41 (MED-EL, Австрия) была проведена в возрасте 30 лет. Первое занятие по развитию навыков акустической ориентации проведено через 3 недели после включения КИ. Занятие проводили при латеральном размещении динамиков ("справа-слева"). В начале занятий пациент не мог определить положения источника шума и диктора (менее 25% правильных ответов). После обучения и тренинга в течение 30 минут было проведено повторное тестирование. Тестирование показало значительное увеличение правильных локализаций, которое составило: для источника шума - 100%, для диктора - 75%. Субъективно пациент отмечал, что он научился оценивать интенсивность (амплитуду) сигнала и разделять звуки, идущие справа и слева. Однако для правильной локализации ему требовался достаточно длительный сигнал (от 500 мс), латентный период ответа составлял, в среднем, более 2 сек. Закрепление и развитие навыка ориентации у пациента были продолжены с использованием коротких сигналов (1 "щелчок" - 100 мс), а также при фронтальном положении динамиков. Через неделю было проведено тестирование, результаты которого показали, что при латеральном положении динамиков пациент правильно локализовал положение диктора с точностью 100%, короткие сигналы - с точностью 70%, время реакции при этом составляло 1,0-1,5 сек.

Пример 2. Больная С.Я., 37 лет, потеряла слух в 31 год в результате осложнения после двустороннего отита. Слуховой аппарат не использовала в виду низкой эффективности для восприятия речи. Операция кохлеарной имплантации на правое ухо с помощью КИ Combi 41 (MED-EL, Австрия) была проведена в возрасте 37 лет. Первое занятие по развитию навыков акустической ориентации проведено через 3 недели после включения импланта. Занятие проводилось при латеральном размещении динамиков ("справа-слева"). В начале занятий больная смогла определить положение источника, в среднем, лишь в 30% случаев и была уверена занятия ей не помогут, так как с одним КИ невозможно определить положение источника звуков. После обучения и тренинга в течение 35 минут было проведено повторное тестирование. Тестирование показало увеличение числа правильных локализаций. Для источника коротких сигналов (1 "щелчок") оно достигло - 50%, для серии "щелчков" - 100%, для положения диктора - 59%. Субъективно больная отметила, что смогла выделить пространственный признак по характеру звучания сигнала, но для закрепления навыка, особенно в случае речевого сигнала, ей требуется дополнительная тренировка. Об этом свидетельствовало и среднее время ее реакции, которое составило 5,4 сек. Развитие навыка ориентации у данного пациента было продолжено с использованием всех групп сигналов при латеральном положении динамиков. Через 2 недели было проведено тестирование, результаты которого показали, что при латеральном положении динамиков пациентка правильно локализовала положение диктора с точностью 80%, короткие сигналы - с точностью 70%, время реакции при этом составляло 3 сек.

Пример 3. Больной У.Д., 23 года, потерял слух в 14 лет в результате прогрессирующего снижения слуха неизвестной этиологии. Операция кохлеарной имплантации на левое ухо с помощью КИ Combi 40 (MED-EL, Австрия) была проведена в возрасте 17 лет. Первое занятие по развитию навыков акустической ориентации проведено через 6 лет после включения КИ. Занятие проводилось при латеральном размещении динамиков ("справа-слева"). В начале занятий пациент был уверен, что сможет без ошибок определить положение источников. Однако процент ошибочных локализаций для шумового источника составил у него 25%, встречались ответы "не знаю", время реакции превышало 3 сек. После обучения и тренинга в течение 30 минут было проведено повторное тестирование. Число правильных локализаций шумового источника достигло 100%, время реакции сократилось до 1.8 сек. В тоже время определение положения диктора еще сопровождалось ошибками. Правильная локализация составила 80%, время реакции, в среднем, - 1.9 сек. На следующем этапе целью тренинга являлась способность обнаруживать движение источника звука и определять его направление. В результате обучения уровень правильного обнаружения факта перемещения источника звука составил 100% (латентный период - 3.4 сек). Определение направления движения источника оказалось для него более трудной задачей. В этом случае число правильных ответов не превысило 75%, а латентный период был более 5 сек. Для развития навыка ориентации данному пациенту планируют продолжение тренинга с определением направления движения источника, а также локализацией источников звука и речи при фронтальном положении динамиков.

Пример 4. Больная Ч.Л., 49 лет, потеряла слух в возрасте, в результате лечения ототоксичными антибиотиками. Операция кохлеарной имплантации на правое ухо с помощью КИ Combi 40 (MED-EL, Австрия) была проведена в возрасте 47 лет. Первое занятие по развитию навыков акустической ориентации проведено через 2 года после включения КИ. Занятие проводилось при латеральном размещении динамиков ("справа-слева"). В начале занятий больная жаловалась на трудности пространственной ориентации с помощью КИ и сомневалась в целесообразности тренинга этой способности. Однако после обучения и тренинга в течение 40 минут число правильных локализаций шумового источника возросло у нее от 44% до 83.3%, а речевого - до 87.5%. Среднее время реакции больной после тренировки составило 2 сек. Следующий этап тренинга проводили при фронтальном положении динамиков. В этом случае результаты тренировки (занятия - 30 мин) были несколько ниже. Уровень правильных ответов составил 67%, время реакции - 2.5 сек. Однако следует напомнить, что определение положения источника в ситуации "впереди-сзади" является трудной локализационной задачей, при выполнении которой возможны ошибки даже у людей с нормой слуха. Для развития навыка ориентации данной пациентке планируют продолжение тренинга с разным положением динамиков (латеральное и фронтальное), а также упражнения по обнаружению движения источника звука и определению его направления.

Этот способ реабилитации функции акустической ориентации и ее оценки у пациентов с кохлеарным имплантатом разработан в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи совместно с Институтом физиологии им. И.П. Павлова РАН (сектор исследования речевых сигналов). Способ прошел апробацию в НИИ уха, горла, носа и речи у 8 пациентов с КИ в возрасте от 18 до 49 лет с положительным результатом.

Предлагаемый способ по сравнению с известными решениями имеет следующие преимущества.

1. Способ обеспечивает развитие у пациентов умения локализовать источники звука и речи, обнаруживать движение источника звука и определять его направление с помощью одного КИ (при монауральной кохлеарной имплантации).

2. Способ позволяет объективно оценить динамику реабилитационного процесса и степень сформированности навыков акустической ориентации у пациентов с КИ.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Королева И.В., В.И. Пудов, О.С. Жукова. Кохлеарная имплантация - новое направление реабилитации глухих детей // Дефектология. - 2001. - №1. - С.17-25.

2. Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum. Whurr publishers Ltd. England. 1996. 325 p.

3. Moog J.S., Geers A.E. Achieving auditory speech perception skills in profoundly deaf children with hearing aids and cochlear implants. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum. Whurr publishers Ltd. England. 1996. P.166-173.

4.Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантами // Дефектология. - 2001. - №5. - С.21-35.

5. Gantz B.J., Tyler R.S., Rubinstein J.T., Wolaver A., Lowder M., Abbas P., Brown C., Hughes M., Preece J.P. Binaural cochlear implants placed during the same operation// Otol. Neurotol., 2002, 23, P.169-180.

6. van Hoesel R.J., Tyler R.S. Speech perception, localization and lateralization with bilateral cochlear implants// J. Acoust. Soc. Am., 2003, V.113, №3, Р.1617-1630.

7. Слуховая система (под ред. проф. Я.А. Альтмана), Наука, 1990, 620с.

8. Физиология сенсорных систем (под ред. чл.-кор. РАН Я.А. Альтмана), С-Пб, Паритет, 2003, 352 с.

9. Черкасова Е.А. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности "Дефектология", M.: АРКТИ, 2003, 192 с.

10. Огородникова Е.А., Пак С.П. Формирование акустических стимулов, моделирующих движение источника звука при его приближении или удалении// Сенсорные системы, 1997, Т.11, №3, С.346-351.

11. Огородникова Е.А., Пак С.П. Различение человеком скорости движения при фронтальном приближении источника звука//Физиология человека, 1998, Т.24, N2, С.51-55.

12. Пак С.П., Огородникова Е.А. Устройство для моделирования движения источника звука в свободном звуковом поле// Свидетельство на полезную модель №9655, 1999.

13. Огородникова Е.А., Пак С.П. Способ формирования субъективного трехмерного акустического пространства// Патент на изобретение RU №2183355, G 09 B 23/14, 2002.

Класс A61F11/04 способы и устройства, дающие пациентам с дефектами слуха возможность замены прямого слухового восприятия другим видом восприятия 

способ одновременной активации по меньшей мере двух электродов многоканальной матрицы электродов, система кохлеарного имплантата и машиночитаемый носитель информации -  патент 2500440 (10.12.2013)
способ генерации сигналов стимуляции для имплантируемой матрицы электродов кохлеарного имплантата (варианты) и система кохлеарного имплантата -  патент 2491762 (27.08.2013)
имплантируемое пациенту устройство (варианты) -  патент 2488374 (27.07.2013)
имплантируемое устройство для электростимуляции слухового нерва -  патент 2484801 (20.06.2013)
нейростимулятор и способ стимуляции нервной ткани -  патент 2465930 (10.11.2012)
система связи с внутренним ухом -  патент 2465876 (10.11.2012)
кохлеарная протезирующая система, система стимуляции и машиночитаемый носитель информации (варианты) -  патент 2440156 (20.01.2012)
способ интраоперационного программирования параметров речевого процессора системы кохлеарной имплантации -  патент 2413485 (10.03.2011)
устройство частичной замены функций речи и слуха -  патент 2312646 (20.12.2007)
способ фиксации кохлеарного импланта на поверхности черепа -  патент 2282426 (27.08.2006)
Наверх