тягово-сцепное устройство

Классы МПК:B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства
B60D1/14 буксирные устройства, отличающиеся их типом
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная Компания "РАНКО" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-06-15
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, и в частности, к тягово-цепным устройствам наземных транспортных средств. Тягово-сцепное устройство включает буксирное дышло, приспособленное к соединению с тяговым крюком тягача с помощью сцепной петли и снабженное сцепными вилками для соединения с транспортируемым средством. Характерной особенностью устройства является буксирное дышло, выполненное в виде плоской ферменной конструкции треугольной формы, силовые элементы которой изготовлены из труб с квадратным поперечным сечением, а сцепные вилки выполнены с возможностью перемещения вдоль стороны дышла, примыкающей к буксируемому автосредству, для регулирования расстояния между ними. Дышло оснащено откидной опорной подставкой, оснащенной опорным роликом, размещенной в транспортном положении в горизонтальной плоскости фермы и снабженной фиксаторами транспортного и рабочего положения. Сцепная петля дышла оснащена съемной втулкой повышенной твердости и износостойкости. Технический результат - повышение прочности, износостойкости, надежности и безопасности устройства при транспортировании спецтехники с различными расстояниями между узлами сцепки. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. тягово-сцепное устройство, патент № 2263032

тягово-сцепное устройство, патент № 2263032 тягово-сцепное устройство, патент № 2263032 тягово-сцепное устройство, патент № 2263032 тягово-сцепное устройство, патент № 2263032

Формула изобретения

1. Тягово-сцепное устройство, предпочтительно для эвакуаторов автомобильной техники, включающее буксирное дышло, приспособленное к соединению с тяговым крюком тягача с помощью сцепной петли и снабженное сцепными вилками для соединения с транспортируемым средством, отличающееся тем, что буксирное дышло выполнено в виде плоской ферменной конструкции треугольной формы, силовые элементы которой изготовлены из труб с квадратным поперечным сечением, а сцепные вилки выполнены с возможностью перемещения вдоль стороны дышла, примыкающей к буксируемому автосредству, для регулирования расстояния между ними.

2. Тягово-сцепное устройство по п.1, отличающееся тем, что буксирное дышло оснащено для поддержания его в горизонтальном положении откидной опорной подставкой, оснащенной на опорном конце роликом, размещенной в транспортном положении в горизонтальной плоскости указанной фермы и снабженной фиксаторами в транспортном и рабочем положениях.

3. Тягово-сцепное устройство по п.1, отличающееся тем, что сцепная петля дышла оснащена съемной втулкой повышенной твердости и износостойкости.

Описание изобретения к патенту

Настоящее предлагаемое изобретение относится к области транспортного машиностроения, и в частности, к тягово-сцепным устройствам наземных транспортных средств.

Известны тягово-сцепные устройства, используемые для эвакуации сломанной тяжелой автотехники (спецавтомобили, автобусы, троллейбусы и т.п.) на жесткой сцепке к месту ремонта (см., например, авт. св. СССР №1706898, кл. В 60 D 1/00, 1990 г.; №1759658, кл. В 60 D 1/00, 1990 г.; №1792386, кл. В 60 D 1/00, 1991 г.; №1801851, кл. В 62 D 53/02, 1990 г.; а также патент РФ №2126746, кл. В 60 D 1/00, 1997 г.).

За прототип заявляемого устройства может быть взята жесткая сцепка треугольной формы, выполненная по ГОСТ 25907-89 "Устройства буксирные автомобильные", введенному 01.01.1990 г. Конструкция буксира типа "треугольник" предусматривает выполнение его из труб круглого сечения или круглого проката (см. черт. 2 указанного ГОСТа на стр.3).

Широкая и разнообразная по конструктивным решениям номенклатура транспортируемой техники отличается местом расположения тяговых вилок или крюков и предъявляет к сцепным устройствам специфические требования универсальности.

Указанные аналоги и прототип не отвечают таким требованиям.

Попытка решения вопроса создания сцепки с изменяющейся шириной захвата была сделана в техническом решении по пат. РФ №2126746, кл. В 60 D 1/00, 13.02.97 г. Изменение ширины захвата сцепки происходит за счет встроенного в пологе балки квадратного сечения гидроцилиндра, соединенного с гидросистемой трактора, и за счет раздвижных колес посредством подъемников. Однако такое техническое решение усложняет конструкцию сцепки и удорожает ее.

Довольно сложная (а следовательно, и менее надежная) конструкция сцепного устройства транспортного средства предложена в авт. св. СССР №1792386, кл. В 60 D 1/00, 1991 г. и авт. св. СССР №1801851, кл. В 62 D 53/02, 1990 г. Применение гидропривода в этих сцепных устройствах делает их сложными и снижает надежность их применения.

Тягово-сцепное устройство типа "треугольник" по авт. св. СССР №1759658, кл. В 60 D 1/00 не предусматривает изменения ширины захвата.

В авт. св. СССР №1706898, кл. В 60 D 1/00, 1990 г. предусмотрено опорное колесо с приводом, составляющее часть тягача и снабженное гидроприводом, связанным с гидроприводом тягача, что усложняет конструкцию.

В указанном ГОСТе 25907-89 не предусмотрено изменение ширины захвата тягово-сцепного устройства и не предусмотрено поддержание дышла в горизонтальном положении при маневре эвакуатора.

Таким образом, заявляемая конструкция направлена на преодоление указанных недостатков и создание такого тягово-сцепного устройства, конструкция которого обеспечивала бы:

- возможность транспортирования спецтехники с различными расстояниями между узлами сцепки (тяговыми петлями или вилками);

- повышение надежности и безопасности устройства; анализ и расчеты показывают, что тягово-сцепное устройство для большегрузных автотранспортных средств весьма сильно подвержено воздействию усилий сжатия, возникающих при торможении, что может привести к возникновению напряжений в металле основных тяг от потери устойчивости при торможении, которые превышают величины напряжений от растяжения, определяемые тяговым усилием (Это предопределяет необходимость создания тягово-сцепного устройства в виде плоской фермы с повышенной жесткостью, с оптимизацией металлоемкости за счет использования профильного металлопроката);

- возможность фиксации (удержания) дышла в горизонтальном положении на период маневра тягача (эвакуатора) задним ходом к автотехнике, подлежащей буксировке, для исключения травмирования рабочего, вынужденного поддерживать дышло в горизонтальном положении.

Указанная техническая задача решается за счет того, что тягово-сцепное устройство включает буксирное дышло, приспособленное к соединению с тяговым крюком тягача с помощью сцепной петли и снабженное сцепными вилками для соединения с транспортируемым средством. Буксирное дышло выполнено в виде плоской фермы треугольной формы, силовые элементы которой изготовлены из труб с квадратным поперечным сечением, а сцепные вилки выполнены с возможностью перемещения вдоль стороны дышла, примыкающей к буксируемому автосредству, для регулирования расстояния между ними. Буксирное дышло оснащено откидной опорной подставкой, оснащенной на опорном конце роликом, размещенной в транспортном положении в горизонтальной плоскости указанной фермы и снабженной фиксаторами транспортного и рабочего положения. Сцепная петля дышла оснащена съемной втулкой повышенной твердости и износостойкости.

Возможность осуществления заявляемого технологического решения доказывается использованием в отечественной и зарубежной практике тягово-сцепных устройств с треугольным дышлом и сцепными вилками для транспортирования автомобильной техники. Технические признаки, являющиеся отличительными для заявляемого устройства, могут быть реализованы с помощью средств, используемых в транспортном машиностроении (применение плоских ферменных конструкций, силовые элементы которых изготовлены из труб с квадратным поперечным сечением, применение сцепных вилок, опорных подставок, фиксаторов и т.д.).

Отличительные признаки, отраженные в формуле изобретения, необходимы и достаточны для его осуществления, т.к. обеспечивают решение поставленной задачи - обеспечение возможности транспортирования спецтехники с различными расстояниями между узлами сцепки, повышение надежности и безопасности устройства, возможность фиксации дышла в горизонтальном положении при маневрировании тягача (эвакуатора), повышение прочности тягово-сцепного устройства в целом.

В дальнейшем настоящее предлагаемое изобретение поясняется примером его выполнения, схематическим изображенном на прилагаемых чертежах, на которых:

Фиг.1 - вид в плане заявляемого тягово-сцепного устройства;

Фиг.2 - сечение по линии I-I фиг.1 (в увеличенном масштабе), показывающее съемную втулку, установленную между сцепной петлей и крюком эвакуатора;

Фиг.3 - сечение по линии II-II фиг.1 (в увеличенном масштабе), показывающее установку тяговой вилки на трубе квадратного поперечного сечения дышла;

Фиг.4 - вид по стрелке А фиг.1, показывающий опорную подставку в рабочем положении.

Заявляемое тягово-сцепное устройство выполнено в виде буксирного дышла жесткой силовой конструкции треугольной формы и включает продольные тяги 1 (фиг.1) и поперечную тягу 2 из труб квадратного профиля, ребра жесткости 3, образующие плоскую ферму, и элементы жесткости 4, изготовленные из листового проката. В вершине треугольника, образованного фермой, образована сцепная петля 5 для соединения со сцепным элементом 6 крюка эвакуатора. Сцепная петля 5 оснащена съемной втулкой 7, изготовленной из высокопрочного материала с упрочняющим износостойким покрытием (фиг.2).

На поперечной тяге установлены две свободно перемещающиеся сцепные вилки 8 для соединения дышла с буксируемым автосредством. Каждая сцепная вилка имеет две щеки 9 (фиг.3), соединенные между собой втулкой 10 квадратного сечения для обеспечения перемещения по поперечной тяге 2, также выполненной из трубы квадратного сечения.

На поперечной связи (ребро) жесткости 3 дышла на кронштейне 11 смонтирована откидная опорная подставка 12 (фиг.1) для удержания сцепного устройства во время маневра эвакуатора к транспортируемому автосредству в горизонтальном положении.

Опорная подставка 12 (фиг.4) состоит из ноги 13, закрепленной на кронштейне 11 с помощью оси 14 для обеспечения перемещения подставки в плоскости, перпендикулярной плоскости дышла. На другом конце ноги расположен ролик (колесо) 15, который в рабочем положении устройства опирается на поверхность дороги. В транспортном положении опорная подставка фиксируется с помощью фиксатора 16 известного типа, а в рабочем - штифтом 17.

Работа тягово-сцепного устройства осуществляется следующим образом.

Эвакуатор с тягово-сцепным устройством заявляемой конструкции подходит к предназначенному для буксировки автосредству, опорная подставка 12 освобождается от фиксатора 16 и переводится в рабочее (вертикальное) положение и фиксируется в нем штифтом 17. После этого сцепные вилки 8 устанавливаются на требуемом расстоянии друг от друга, определяемом величиной ширины захвата, приемлемой для буксируемого автосредства, т.е. расстоянием L между двумя его буксировочными петлями 18. Путем маневра эвакуатора петли 18 заводятся между щеками 9 вилок 8 и скрепляются болтами 19. Затем штифт 17 опорной подставки 12 выбивается и подставка переводится в транспортное (горизонтальное) положение и фиксируется в нем фиксатором 16. После этого эвакуатор готов для буксировки автосредства.

Совмещение по высоте дышла и буксируемого автосредства (если это необходимо) осуществляется известными средствами и в данной заявке не рассматривается.

Таким образом, конструкция заявляемого тягово-сцепного устройства обеспечивает возможность транспортирования спецтехники с различными расстояниями между узлами сцепки и повышает надежность и безопасность устройства (за счет оснащения съемной втулкой из высокопрочного материала и поддержания сцепки в горизонтальном положении в период маневра эвакуатора задним ходом), а также прочность и износостойкость устройства в целом.

Класс B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства

сцепная петля -  патент 2529709 (27.09.2014)
механизм аварийной отцепки -  патент 2527634 (10.09.2014)
сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних тяг трёхточечного навесного устройства трактора -  патент 2523487 (20.07.2014)
машина мобильная сочлененная -  патент 2522659 (20.07.2014)
полуприцеп -  патент 2522476 (20.07.2014)
тягово-сцепное устройство для прицепа -  патент 2521884 (10.07.2014)
система принудительного управления -  патент 2515620 (20.05.2014)
седельно-сцепное устройство -  патент 2514321 (27.04.2014)
модуль силового узла сцепного устройства и сцепное устройство с таким модулем (варианты) -  патент 2506173 (10.02.2014)
сцепное устройство тягача -  патент 2503552 (10.01.2014)

Класс B60D1/14 буксирные устройства, отличающиеся их типом

модуль силового узла сцепного устройства и сцепное устройство с таким модулем (варианты) -  патент 2506173 (10.02.2014)
сцепное устройство тягача -  патент 2503552 (10.01.2014)
моторизированное транспортное средство для перевозки пассажиров, способное двигаться самостоятельно, а также шарнирно соединяться с другими транспортными средствами для образования автопоезда -  патент 2492094 (10.09.2013)
разъемное шарнирное соединение между двумя следующими друг за другом модулями автопоезда -  патент 2489269 (10.08.2013)
система буксировки транспортного средства на автостраде -  патент 2480345 (27.04.2013)
тягово-сцепное устройство (варианты) -  патент 2436700 (20.12.2011)
устройство для повышения проходимости боевых машин (варианты) -  патент 2431109 (10.10.2011)
дышло автоприцепа -  патент 2420420 (10.06.2011)
тягово-сцепное устройство транспортного средства -  патент 2374087 (27.11.2009)
тягово-догрузочное устройство -  патент 2332309 (27.08.2008)
Наверх