устройство для управления аэродромным кондиционером

Классы МПК:B64F1/36 прочее оборудование аэропортов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Горизонт" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-02-24
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной наземной технике и предназначено для использования при создании аэродромных кондиционеров, обеспечивающих требуемые климатические условия в салонах самолета при его предполетной подготовке, а также при выполнении регламентных и ремонтных работ. Устройство содержит три выключателя и соответствующие им исполнительные элементы, а также датчик давления, элемент памяти, привод, индикатор, четыре ключа, два элемента ИЛИ и два элемента НЕ. Функциональное соединение составных узлов устройства выполнено с обеспечением снижения вероятности повреждения воздушной системы кондиционера. Изобретение позволяет повысить надежность работы кондиционера. 1 ил. устройство для управления аэродромным кондиционером, патент № 2260550

устройство для управления аэродромным кондиционером, патент № 2260550

Формула изобретения

Устройство для управления аэродромным кондиционером, содержащее первый, второй и третий выключатели и соответствующие им исполнительные элементы, а также первый элемент НЕ, привод и последовательно соединенные датчик давления, первый ключ, элемент памяти, второй элемент НЕ и второй ключ, выход которого подключен ко входу третьего исполнительного элемента, а второй вход - к выходу третьего выключателя, выход первого элемента НЕ соединен со вторым входом элемента памяти, а выход первого выключателя подключен ко входу первого исполнительного элемента, отличающееся тем, что в него дополнительно введены первый и второй элементы ИЛИ, третий ключ и последовательно соединенные четвертый ключ и индикатор, вход которого подключен ко входу привода, первый вход четвертого ключа соединен с выходом элемента памяти, а второй вход - со входом устройства, выход второго элемента НЕ подключен к первому входу третьего ключа, соединенного выходом со входом второго исполнительного элемента, а вторым входом - с выходом второго выключателя и первым входом первого и второго элемента ИЛИ, второй вход каждого из которых подключен к выходу третьего выключателя, выход первого элемента ИЛИ соединен со вторым входом первого ключа, а выход второго элемента ИЛИ подключен ко входу первого элемента НЕ.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области авиационной наземной техники и может быть использовано при создании аэродромных кондиционеров, обеспечивающих требуемые климатические условия в салонах самолета при его предполетной подготовке, а также при выполнении регламентных и ремонтных работ.

Известно устройство для управления аэродромным кондиционером, содержащее первый, второй и третий выключатели и соответствующие им исполнительные элементы, а также первый элемент НЕ, привод и последовательно соединенные датчик давления, первый ключ, элемент памяти, второй элемент НЕ и второй ключ, выход которого подключен ко входу третьего исполнительного элемента, а второй вход - к выходу третьего выключателя, выход первого элемента НЕ соединен со вторым входом элемента памяти, а выход первого выключателя подключен ко входу первого исполнительного элемента (см. патент на изобретение №2193509 от 04.05.2001 г.).

Недостатком известного устройства является отсутствие возможности снижения давления (вплоть до нуля) выдаваемого кондиционером воздуха, т.к. в этом устройстве при аварийном росте давления воздуха производится фиксированное отключение только одного нагнетателя. Т.е. в случае, например, наезда автомобиля на выходной воздушный рукав кондиционера, когда необходимо снизить давление подаваемого воздуха до нуля, в известном устройстве продолжают работать два нагнетателя, что не исключает возможности повреждения рукава или других элементов воздушной системы кондиционера.

Изобретение предназначено для устранения этого недостатка, а также направлено на достижение технического результата, заключающегося в повышении надежности работы кондиционера за счет снижения вероятности повреждения его воздушной системы.

Технический результат достигается тем, что в устройство, содержащее первый, второй и третий выключатели и соответствующие им исполнительные элементы, а также первый элемент НЕ, привод и последовательно соединенные датчик давления, первый ключ, элемент памяти, второй элемент НЕ и второй ключ, выход которого подключен ко входу третьего исполнительного элемента, а второй вход - к выходу третьего выключателя, выход первого элемента НЕ соединен со вторым входом элемента памяти, а выход первого выключателя подключен ко входу первого исполнительного элемента, согласно изобретению в него дополнительно введены первый и второй элементы ИЛИ, третий ключ и последовательно соединенные четвертый ключ и индикатор, вход которого подключен ко входу привода, первый вход четвертого ключа соединен с выходом элемента памяти, а второй вход - со входом устройства, выход второго элемента НЕ подключен к первому входу третьего ключа, соединенного выходом со входом второго исполнительного элемента, а вторым входом с выходом второго выключателя и первым входом первого и второго элемента ИЛИ, второй вход каждого из которых подключен к выходу второго выключателя, выход первого элемента ИЛИ соединен со вторым входом первого ключа, а выход второго элемента ИЛИ подключен ко входу первого элемента НЕ.

На чертеже представлена функциональная схема устройства согласно изобретению.

Устройство содержит первый, второй и третий выключатели 1, 2 и 3 соответственно, первый, второй и третий исполнительные элементы 4, 5 и 6 соответственно, датчик 7 давления, первый, второй, третий и четвертый ключи 8, 9, 10 и 11 соответственно, первый и второй элементы НЕ 12 и 13 соответственно, элемент 14 памяти, первый и второй элементы ИЛИ 15 и 16 соответственно, привод 17, индикатор 18.

Исполнительные элементы 4, 5 и 6 выполнены на базе нагнетателей воздуха, например нагнетателей ЯАЗ-206 Ярославского моторного завода.

Датчик 7 давления выполнен в виде датчика-реле давления, например типа датчика ДРМ фирмы Орлекс.

Привод 17 выполнен на электродвигателе постоянного тока, например типа МП 100М, 2 сер. Кировского машиностроительного завода.

Устройство работает следующим образом. В аэродромном кондиционере расход и давление подаваемого в самолет воздуха определяются количеством включенных нагнетателей воздуха, которые входят в состав исполнительных элементов 4, 5 и 6. Кроме того, для регулирования этих параметров в кондиционере имеется электропневмоклапан сброса воздуха в атмосферу, в состав которого входит привод 17, обеспечивающий открытие воздушной заслонки и полное стравливание (при необходимости) производимого одним нагнетателем воздуха. Путем включения нужного количества исполнительных элементов 4, 5, 6 и соответствующего сброса воздуха оператор регулирует расход и давление подаваемого воздуха в зависимости от типа самолета. При этом по условиям эксплуатации первый исполнительный элемент 4 включается первым и работает во всех режимах.

В случае возникновения аварийной ситуации, связанной с перекрытием выходного сечения, что может быть вызвано различными причинами (передавливание рукава, неоткрытие выходных заглушек на самолете и т.д.), в устройстве происходит срабатывание датчика 7 максимально допустимого давления подаваемого воздуха. Сигнал с датчика 7 через замкнутый единичным сигналом с выключателей 2 и 3 (если были включены второй и (или) третий исполнительные элементы 5 и 6) ключ 8 запоминается в элементе 14 памяти, сигналом с выхода которого через элемент НЕ 13 закрываются ключи 9 и 10. При этом выключаются исполнительные элементы 5 и 6.

В связи с тем, что в режиме подачи подогреваемого воздуха (в условиях работы при отрицательных температурах окружающего воздуха - до минус 50°С) прекращение обдува нагревательных элементов недопустимо, отключение всех исполнительных элементов невозможно. Поэтому исполнительный элемент 6 остается включенным и по сигналу с элемента 14 памяти замыкается ключ 11, через который подается постоянное напряжение на индикатор 18 АВАРИЯ, сигнализирующий о возникновении аварийного режима, и привод 17, который производит полное открытие клапана сброса воздуха. В результате давление и расход подаваемого воздуха снижаются до нуля, что исключает возможность поломки элементов воздушной системы кондиционера.

Выключенное состояние исполнительных элементов 5 и 6 - фиксированное. Для повторного (после устранения аварийной ситуации) включения выключенных исполнительных элементов 5 и 6 оператор выключает выключатели 2 и 3. При этом на информационном входе элемента 14 - нулевой сигнал (ключ 8 разомкнут), а на стирающем входе через элемент НЕ 12 - единичный сигнал, что приводит к стиранию информации на выходе элемента 14. После этого обесточиваются индикатор 18 и привод 17 и могут включаться исполнительные элементы 5 и 6.

Реализация предлагаемого устройства может быть осуществлена на релейно-контактных элементах или на элементах микропроцессорной логики серии 563 и других.

Класс B64F1/36 прочее оборудование аэропортов

аэродромный кондиционер -  патент 2410293 (27.01.2011)
способ для поддержки при посадке и/или взлете летательного аппарата, содержащего двигатель -  патент 2359877 (27.06.2009)
система аварийной посадки -  патент 2335437 (10.10.2008)
устройство для подъема летательного аппарата -  патент 2290351 (27.12.2006)
способ вертикального запуска и принудительной посадки аппаратов с мягким газонаполняемым крылом -  патент 2205131 (27.05.2003)
устройство для управления аэродромным кондиционером -  патент 2193509 (27.11.2002)
система для технического обслуживания -  патент 2162811 (10.02.2001)
смесительное дозирующее устройство -  патент 2125002 (20.01.1999)
аэродромный гидроагрегат для обслуживания летательных аппаратов -  патент 2067953 (20.10.1996)
Наверх