бензин для гоночных автомобилей

Классы МПК:C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
C10L1/18 содержащие кислород 
C10L1/22 содержащие азот 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Научно-производственная Фирма "Фенникс ЛМ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-05-27
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности, в частности к составу бензина, предназначенного для использования в качестве топлива в гоночных автомобилях. Бензин содержит до 40% алкилата, 2-45% изомеризата, 5-45% ароматических углеводородов, до 20% высокооктановых оксигенатов, 0-2,5% N-монометиланилина, 0-100 мг/кг присадки на основе ферроцена или его производных (в расчете на железо) и до 100% бензина каталитического риформинга. В качестве ароматических углеводородов бензин содержит фракцию ароматических углеводородов С79. В качестве присадки бензин содержит ферроцен или 1,11-диэтилферроцен, или альфа-гидроксиизопропилферроцен. В качестве высокооктанового оксигената он содержит диалкиловый эфир и/или алифатический спирт C1-C5. Бензин обладает высокой антидетонационной стойкостью, повышенной теплотой сгорания и упругостью паров, что обеспечивает быстрый запуск двигателя и максимально эффективное использование мощности двигателя с турбонаддувом. 3 з.п. ф-лы. 2 табл.

Формула изобретения

1. Бензин для гоночных автомобилей, включающий бензин каталитического риформинга, алкилат, изомеризат, ароматические углеводороды, высокооктановый оксигенат, отличающийся тем, что он дополнительно содержит N-монометиланилин и/или присадку на основе ферроцена или его производных при следующем соотношении компонентов, мас.%:

АлкилатДо 40
Изомеризат2-45
Ароматические углеводороды5-45
Высокооктановый оксигенат До 20
N-монометиланилин 0-2,5
Присадка на основе ферроцена или
его производных (в расчете на железо)0-100 мг/кг
Бензин каталитического риформинга До 100

2. Бензин по п.1, отличающийся тем, что содержит фракцию ароматических углеводоров С79.

3. Бензин по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в качестве присадки содержит ферроцен или 1,11-диэтилферроцен, или альфа-гидроксиизопропилферроцен.

4. Бензин по пп.1-3, отличающийся тем, что в качестве высокооктанового оксигената он содержит диалкиловый эфир и/или алифатический спирт C1-C5.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности, конкретно к составу бензина, предназначенного для использования в качестве топлива в гоночных (спортивных) автомобилях.

В связи с тем, что двигатель гоночного автомобиля работает в форсированном режиме, к топливу, используемому в таком двигателе, предъявляются жесткие требования по детонационной стойкости, ее равномерному распределению по фракциям, фракционному составу, плотности и удельной теплоте сгорания.

Известен бензин, включающий фракцию 110°-КК бензина каталитического риформинга, бензин каталитического риформинга, алкилат и изомеризат, взятые в соотношении в мас.%: 15-40, 30-60, 15-40, 5-15 соответственно. (Патент РФ №2078792, С 10 G 63/00, 1997 г.)

Известна топливная композиция, содержащая бутан, риформат, алкилат, бензин каталитического крекинга и 30-36 мас.% фракции ароматических углеводородов C 7-C8. (Заявка ЕПВ №0976808, С 10 L 1/18, 1996 г.)

Недостатком этих топлив является их относительно невысокая антидетонационная стойкость, октановые числа не выше 95.

Для увеличения октанового числа автомобильных бензинов в их состав вводят различные добавки. Так, например, известна топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе углеводородного топлива, содержащая 0,001-0,018 мас.% альфа-гидроксипропилферроцена, 0-6,0 мас.% метил-трет-бутилового эфира, 0-0,55 мас.% N-монометиланилина. (Патент РФ №2061736, С 10L 1/18, 1996 г.)

Однако входящие в состав этих топливных композиций компоненты и добавки не обеспечивают требуемого сочетания антидетонационных, испарительных и других важных свойств, которые предъявляются к бензинам для гоночных автомобилей.

Наиболее близким к заявляемому является бензин для скоростных автомашин, содержащий до 30 об.% альфа-олефинов, 20-40 об.% толуола, фракцию каталитического крекинга и/или каталитического риформинга, полимер-бензин, алкилат, изомеризат, бутановую фракцию и оксигенаты (метанол или метил-трет-бутиловый эфир). (Патент Японии №2704837, С 10 L 1/4, 1999 г.)

Недостаток такого бензина состоит в том, что высокое суммарное содержание в нем олефинов и ароматических соединений снижает процентное отношение водорода к углероду, а это приводит к уменьшению калорийности топлива и к загрязнению двигателя вследствие неполноты сгорания бензина.

Задачей настоящего изобретения является разработка бензина для гоночных автомобилей, обладающего высокой детонационной стойкостью, высокой удельной теплотой сгорания в сочетании с повышенной плотностью и относительно узким фракционным составом.

Для решения поставленной задачи предлагается бензин для гоночных автомобилей, содержащий в мас.%:

Алкилатдо 40
Изомеризат2-45
Ароматические углеводороды5-45
Высокооктановый оксигенат до 20
N-монометиланилин 0-2,5
Присадка на основе ферроцена или
его производных (в расчете на железо)0-100 мг/кг
Бензин каталитического риформинга до 100

Причем, в качестве ароматических углеводородов он содержит фракцию ароматических углеводородов С79 ; в качестве присадки содержит ферроцен, или 1,1!-ди-этилферроцен, или альфа-гидроксиизопропилферроцен; а в качестве высокооктанового оксигената-диалкиловый эфир и/или алифатический спирт C1 -C5.

Отличие заявляемого технического решения состоит в том, что в состав бензина для гоночных автомобилей предлагается вводить N-монометиланилин и/или присадку на основе ферроцена или его производных, а также в соотношении компонентов.

Приведенные ниже примеры подтверждают, что предлагаемый состав бензина обладает требуемым сочетанием физико-химических и эксплуатационных свойств: высокой антидетонационной стойкостью, повышенной теплотой сгорания и упругостью паров. Бензин, обладающий такими характеристиками, обеспечивает быстрый запуск двигателя и максимально эффективное использование мощности работающего в форсированном режиме автомобильного двигателя с турбонаддувом.

В таблице 1 приведены характеристики используемых для приготовления образцов предлагаемого бензина компонентов. Все компоненты являются товарными продуктами.

Алкилат представляет собой продукт алкилирования изобутана бутан-бутиленовой и пропан-пропиленовой фракциями каталитического и термического крекинга, содержащий насыщенные углеводороды изостроения, в том числе 2,2,3-триметилбутан, 2,2,3-триметил-пентан, 2,2,4-триметилпентан (изооктан) и другие изомеры гептана, октана и более высокомолекулярных гомологов.

Изомеризат - продукт каталитической изомеризации н-пентана и н-гексана.

Высокооктановый оксигенат - диалкиловый эфир, выбранный из числа метил-трет-бутилового, этил-трет-бутилового, метил-трет-амилового, диизопропилового эфиров, или алифатический спирт C15. Использование других высокооктановых оксигенатов в составе бензина позволяет получить аналогичные результаты.

Предлагаемый бензин для гоночных автомобилей готовят путем смешения компонентов в указанных выше соотношениях при комнатной температуре в емкости с перемешивающим устройством. Состав приготовленных образцов предлагаемого бензина и их характеристики приведены в таблице 2.

бензин для гоночных автомобилей, патент № 2259387

бензин для гоночных автомобилей, патент № 2259387

бензин для гоночных автомобилей, патент № 2259387

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)

Класс C10L1/22 содержащие азот 

Наверх