узел соединительный

Классы МПК:F16B1/00 Устройства для соединения или предотвращения относительного смещения деталей машин или элементов конструкций
F16B2/02 зажимы без упруго деформируемых захватывающих элементов 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Марийский государственный технический университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-11-24
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для жесткого соединения между собой отдельных элементов машин. Узел соединительный состоит из соединяемых элементов, имеющих соединительные плиты, несущих элементов и механизма предварительного напряжения. Соединительные плиты выполнены по меньшей мере с двумя отверстиями с зенковкой со стороны, обратной второму соединяемому элементу каждая, соединяющимися прорезями, ширина которых равна малому диаметру отверстий, с боковыми гранями соединительных плит. В отверстия установлены несущие элементы. На сторонах соединительных плит, обращенных друг к другу, сделаны скосы под углом. В зазоре между скосами установлен механизм предварительного напряжения, выполненный в виде расклинов, имеющих профиль равнобокой трапеции, угол наклона боковых сторон которой соответствует углу скосов на соединительных плитах. В результате облегчается сборка и разборка соединения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. узел соединительный, патент № 2258843

узел соединительный, патент № 2258843

Формула изобретения

1. Узел соединительный, состоящий из соединяемых элементов, имеющих соединительные плиты, несущих элементов и механизма предварительного напряжения, отличающийся тем, что соединительные плиты выполнены по меньшей мере с двумя отверстиями с зенковкой со стороны, обратной второму соединяемому элементу каждая, соединяющимися прорезями, ширина которых равна малому диаметру отверстий, с боковыми гранями соединительных плит, в отверстия установлены несущие элементы, на сторонах соединительных плит, обращенных друг к другу, сделаны скосы под углом, в зазоре между скосами установлен механизм предварительного напряжения, выполненный в виде расклинов, имеющих профиль равнобокой трапеции, угол наклона боковых сторон которой соответствует углу скосов на соединительных плитах.

2. Узел по п.1, отличающийся тем, что несущие элементы выполнены в виде цилиндров, заканчивающихся расширяющимися коническими поверхностями.

Описание изобретения к патенту

Изобретение предназначено для жесткого соединения между собой отдельных элементов транспортно-технологических машин и может быть использовано в машиностроении.

Известен узел соединительный, включающий соединяемые элементы, имеющие цилиндрические выступы разных диаметров, причем в выступе большего диаметра выполнено соосное отверстие, диаметр которого соответствует диаметру второго выступа, в обоих выступах выполнены отверстия, концентричные в собранном состоянии, оси которых перпендикулярны осям выступов, и в эти отверстия вставлен фиксирующий элемент-штифт (Анурьев, В.И. Справочник конструктора машиностроителя. В 3-х т. Т.2 - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. - 559 с., с.35, рис. в табл.10).

Недостатком этого узла соединительного является недостаточная жесткость взаимной фиксации соединяемых элементов по всем 6-ти степеням свободы.

Наиболее близким является узел соединительный, состоящий из соединяемых элементов, имеющих соединительные плиты, на которых выполнены концентричные в собранном состоянии отверстия, несущих элементов, выполненных в виде цилиндров и вставленных в отверстия соединительных плит, и механизма предварительного напряжения, выполненного в виде резьбы на несущем элементе и навинчиваемой на нее с некоторым моментом затяжки гайки. (Анурьев, В.И. Справочник конструктора машиностроителя. В 3-х т. Т.2 - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. - 559 с., с.516, рис.6).

Недостатком этого узла соединительного является значительная трудоемкость процесса сборки и разборки соединения.

Указанный недостаток устраняется тем, что в узле соединительном, состоящем из соединяемых элементов, имеющих соединительные плиты, на которых выполнены концентричные в собранном состоянии отверстия, несущих элементов, выполненных в виде цилиндров и вставленных в отверстия соединительных плит, и механизма предварительного напряжения, выполненного в виде резьбы на несущем элементе и навинчиваемой на нее с некоторым моментом затяжки гайки, соединительные плиты выполнены по меньшей мере с двумя отверстиями с зенковкой со стороны обратной второму соединяемому элементу каждая, соединяющимися прорезями, ширина которых равна малому диаметру отверстий, с боковыми гранями соединительных плит, в отверстия установлены несущие элементы, на сторонах соединительных плит, обращенных друг к другу, сделаны скосы под углом, в зазоре между скосами установлен механизм предварительного напряжения, выполненный в виде расклинов, имеющих профиль равнобокой трапеции, угол наклона боковых сторон которой соответствует углу скосов на соединительных плитах, несущие элементы выполнены в виде цилиндров, заканчивающихся расширяющимися коническими поверхностями.

Предложенная конструкция узла соединительного позволяет облегчить процесс сборки и разборки соединения.

В патентной и научно-технической литературе подобной конструкции узла соединительного нами не обнаружено.

На чертеже изображен узел соединительный в сборе с вырезом четверти.

Узел соединительный состоит из соединяемых элементов 1, жестко соединенных с соединительными плитами 2, в отверстия 3 которых через прорези 4 вставлены несущие элементы 5. Между скосов 6 соединительных плит 2 установлены расклины 7, стянутые для создания предварительного напряжения болтовыми соединениями 8.

Узел соединительный работает следующим образом.

Первоначально соединяемые элементы 1 сближаются до соприкосновения соединительных плит 2, что дает возможность через прорези 4 в соединительных плитах 2 установить несущие элементы 3 в отверстия 3 соединительных плит 2. После чего соединяемые элементы 1 раздвигаются насколько им позволяют несущие элементы 5, и в образовавшийся между скосов 6 соединительных плит 2 зазор устанавливаются расклины 7, которые затем болтовыми соединениями 8 стягиваются до создания необходимого предварительного напряжения в узле соединительном, что позволяет жестко соединить соединяемые элементы.

Предложенная конструкция узла соединительного позволяет облегчить процесс сборки и разборки соединения.

Класс F16B1/00 Устройства для соединения или предотвращения относительного смещения деталей машин или элементов конструкций

устройство для фиксации отделяемых в процессе эксплуатации частей изделия от корпуса -  патент 2522329 (10.07.2014)
винтовая пружина растяжения-сжатия для резонансных механических колебательных систем -  патент 2520011 (20.06.2014)
устройство для нанесения покрытий на малогабаритные изделия -  патент 2507307 (20.02.2014)
стыковочный узел -  патент 2499164 (20.11.2013)
устройство разделения элементов конструкций -  патент 2494289 (27.09.2013)
способ разъемного соединения цилиндрических деталей типа "вал-втулка" -  патент 2438046 (27.12.2011)
запорно-фиксирующее устройство поворотного механизма -  патент 2426017 (10.08.2011)
удерживающее устройство -  патент 2418996 (20.05.2011)
устройство для фиксации взаимного углового положения двух деталей -  патент 2398136 (27.08.2010)
винтовая пружина растяжения-сжатия для резонансных механических колебательных систем -  патент 2380174 (27.01.2010)

Класс F16B2/02 зажимы без упруго деформируемых захватывающих элементов 

Наверх