способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
B60V3/06 суда 
E02B15/02 очистка от льда
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-05-07
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается технологии ледоразрушения резонансным способом с помощью судна на воздушной подушке. Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, движущимся вдоль кромки льда на мелководье с резонансной скоростью, заключается в том, что одновременно при движении судна измеряют глубину водоема впереди и под судном и производят корректирование резонансной скорости в зависимости от глубины водоема. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова резонансным способом.

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, движущимся вдоль кромки льда на мелководье с резонансной скоростью, отличающийся тем, что одновременно при движении судна измеряют глубину водоема впереди и под судном и производят корректирование резонансной скорости в зависимости от глубины водоема.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом (1. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. Владивосток: ДВГУ. - 1988. - 87 с.). При этом на мелководье резонансная скорость высчитывается по формуле способ разрушения ледяного покрова, патент № 2258630 где Н - глубина водоема, a g - ускорение свободного падения.

Недостатком известного способа является то, что он не позволяет корректировать резонансную скорость в процессе движения СВП в зависимости от изменения глубины водоема, которая, как правило, переменна.

Задачей заявляемого изобретения является точный расчет резонансной скорости при переменной глубине водоема.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, состоит в повышении эффективности разрушения ледяного покрова резонансным методом.

Требуемый результат достигается путем измерения глубины водоема Н впереди судна и под ним для своевременного изменения резонансной скорости судна.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, движущимся вдоль кромки льда на мелководье с резонансной скоростью.

Отличительные: одновременно при движении судна измеряют глубину способ разрушения ледяного покрова, патент № 2258630 водоема впереди и под судном и производят корректирование резонансной скорости в зависимости от глубины водоема.

Известно (1. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. Владивосток: ДВГУ. - 1988. - 87 с.), что при движении судна на воздушной подушке по воде вдоль кромки ледяного покрова по льду начинают распространяться изгибно-гравитационные волны. Причем эти волны на мелководье достигают максимальной амплитуды при движении судна со скоростью, равной способ разрушения ледяного покрова, патент № 2258630 Кроме того, известно (2. Агранат Б.А., Дубровин М.Н., Хавский Н.Н. Основы физики и техники ультразвука. М.: Высшая школа. - 1987. - 235 с.), что ультразвуковой гидролокатор позволяет определить глубину водоема не только под судном, но и далеко впереди него. Если в процессе движения судна вдоль кромки ледяного покрова при помощи ультразвукового гидролокатора измерять глубину водоема не только под судном, но и впереди него, то можно своевременно откорректировать скорость судна. Тогда при подходе к участку водоема, на котором требуется разрушить лед, судно будет двигаться с резонансной скоростью, соответствующей глубине этого участка водоема.

Изобретение реализуют следующим образом. По воде вдоль ледяного покрова начинают перемещать СВП. Вследствие этого в ледяном покрове в направлении движения судна начнут распространяться изгибно-гравитационные волны. Одновременно с движением судна при помощи ультразвукового гидролокатора измеряют глубину водоема впереди и под судном. Используя результаты измерений и формулу для нахождения резонансной скорости способ разрушения ледяного покрова, патент № 2258630 определяют резонансную скорость для данной глубины водоема и продолжают движение с резонансной скоростью, соответствующей данной глубине. Последнее приводит к более эффективному разрушению ледяного покрова.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)

Класс B60V3/06 суда 

Класс E02B15/02 очистка от льда

Наверх