способ разрушения ледяного затора на реках

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-04-02
публикация патента:

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к способам разрушения ледяных заторов на реках. Способ разрушения ледяного затора на реках заключается в том, что возбуждают изгибно-гравитационные волны максимальной амплитуды посредством создания нагрузки на лед отработанными газами турбин с поворотными соплами при перемещении самолета вертикального взлета и посадки на предельно низкой высоте надо льдом затора вдоль его свободной кромки с резонансной скоростью. Достигается предотвращение наводнений, возникающих при ледяных заторообразованиях на реках.

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного затора на реках, заключающийся в возбуждении изгибно-гравитационных волн максимальной амплитуды посредством создания нагрузки на лед отработанными газами турбин с поворотными соплами при перемещении самолета вертикального взлета и посадки на предельно низкой высоте надо льдом затора вдоль его свободной кромки с резонансной скоростью.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к проведению работ по разрушению ледяных заторов на участках рек.

Уровень техники известен из решения, заключающегося в проведении простого подрыва ледяного покрова (1. В.В.Богородский, В.П.Гаврило, О.А.Недошивин. Разрушение льда. Методы, технические средства. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983. - 232 с.).

Недостатком решения является его огромный вред, приносимый взрывами рыбному хозяйству, и его низкая эффективность /1/.

Сущность изобретения состоит в предотвращении разрушительных наводнений в районах затора.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения затора на данном участке реки.

Существенные признаки, характеризующие изобретение:

Ограничительные: способ разрушения ледяного затора на реках.

Отличительные: способ заключается в возбуждении изгибно-гравитационных волн максимальной амплитуды посредством создания нагрузки на лед отработанными газами турбин с поворотными соплами при перемещении самолета вертикального взлета и посадки на предельно низкой высоте надо льдом затора вдоль его свободной кромки с резонансной скоростью.

Общеизвестно, что при весеннем ледоходе в узкостях, на крутых поворотах руслов рек и перед гидротехническими сооружениями вероятность заторообразований довольно высока, при этом за нижней по течению реки кромкой затора, как правило, образуются чистые ото льда участки воды. Последнее обстоятельство позволяет эффективно использовать предлагаемый способ.

Также известно (2. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1988. - 125 с.), что движение нагрузки по ледяному покрову с резонансной скоростью приводит к возбуждению во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ), которые способны эффективно разрушать заторы.

Поскольку самолет вертикального взлета и посадки способен перемещаться на малой высоте с небольшой скоростью, достаточной для возбуждения ИГВ (см. [2]), то его можно использовать в качестве нагрузки, возникающей от давления отработанных газов двигателей и возбуждающей резонансные ИГВ, так как при движении на малой высоте отработанные газы, выходящие из поворотных сопел, установленных практически в вертикальное положение, будут создавать область повышенного давления под самолетом, т.е. на лед будет действовать нагрузка, равная весу самолета.

Изобретение осуществляется следующим образом.

В район возникшего на реке затора доставляют устройство для его разрушения в виде самолета вертикального взлета и посадки. Затем самолет на предельно низкой, но безопасной высоте начинают перемещать надо льдом затора вдоль его свободной кромки, т.е. вблизи чистого ото льда участка воды, с резонансной скоростью Up, значение которой может быть определено по известной зависимости способ разрушения ледяного затора на реках, патент № 2258629 где g - ускорение силы тяжести, а H - глубина воды, так как переменность толщины ледяного покрова в речных условиях, т.е. в условиях мелкой воды, никак не влияет на Up [2]. Динамическое воздействие движущейся нагрузки (отработанных газов турбин самолета) приведут к возбуждению ИГВ максимальной амплитуды, которые разрушат затор с меньшими по сравнению с аналогом затратами. За счет течения реки разрушенный лед затора начнет перемещаться вниз по течению, и русло реки очистится ото льда.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
Наверх