способ выработки навигационных параметров и вертикали места

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Беленький Владимир Аронович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-06-03
публикация патента:

Изобретение относится к технике приборостроения, а именно, к навигационным приборам для определения основных навигационных параметров позиционирования воздушных и наземных объектов. Технический результат - повышение точности за счет расширения динамического диапазона измерения гироскопической вертикали. Для достижения данного результата сигналы управления гироплатформами формируют таким образом, чтобы обеспечить нелинейную связь между значением скоростной девиации и значением горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости. При этом дополнительно используют информацию и свойства инерциальной системы с интегральной коррекцией, а гироплатформы устанавливают в общем карданном кольце с вертикальной наружной осью. 2 ил.

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

(56) (продолжение):

CLASS="b560m"с.65. Кошляков В.Н. Задачи динамики твердого тела и прикладной теории гироскопов. М.: Наука, 1985. с.236-248.

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

Формула изобретения

Способ выработки навигационных параметров и вертикали места, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных по осям приборных трехгранников, каждый из которых связан с соответствующей гироплатформой, формирование сигналов управления гироплатформами, отработку сформированных сигналов при помощи гироскопов и вычисление навигационных параметров и вертикали места, при этом сигналы управления основной и дополнительной гироплатформами формируют из условия обеспечения неравенства скоростных и отсутствия баллистических девиаций, отличающийся тем, что сигналы управления гироплатформами формируют таким образом, чтобы обеспечить нелинейную связь между значением скоростной девиации и значением горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости, при этом дополнительно используют информацию и свойства инерциальной системы с интегральной коррекцией, а гироплатформы в карданных подвесах устанавливают в общем карданном кольце с вертикальной наружной осью, которую монтируют перпендикулярно стабилизированной в горизонте платформе, в созданной инерциальной системе с интегральной коррекцией.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации морских, воздушных и наземных объектов.

Известен способ выработки навигационных параметров и вертикали места, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных по осям приборных трехгранников, каждый из которых связан с данной (не менее двух) гироплатформ, формирование сигналов управления гироплатформами, отработку сформированных сигналов при помощи гироскопов и вычисление навигационных параметров и вертикали места, при этом, сигналы управления основной и дополнительной гироплатформами формируют из условия обеспечения неравенства скоростных и отсутствия баллистических девиаций [1].

Недостатком известного способа являются ограниченные возможности точностных и динамических характеристик.

Целью изобретения является повышение точностных характеристик и расширение динамических возможностей способа.

Технический эффект достигается тем, что сигналы управления гироплатформами формируют таким образом, чтобы обеспечить нелинейную связь между значением скоростной девиации и значением горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости, например: для основной гироплатформы по закону способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 и для дополнительной гироплатформы по закону способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

где способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 1 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 2 - значения скоростных девиаций гироплатформ;

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 - значение горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости;

R - радиус Земли;

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 0 - частота Шулера;

n1, n2 - параметры системы,

при этом дополнительно используют информацию и свойства инерциальной системы с интегральной коррекцией, а гироплатформы в карданных подвесах устанавливают в общем карданном кольце с вертикальной наружной осью, которую монтируют перпендикулярно стабилизированной в горизонте платформе, созданной инерциальной системой с интегральной коррекцией. На фиг.1 представлена функциональная блок-схема инерциальной системы для осуществления способа.

Рассматриваемая инерциальная система с линейной коррекцией состоит из двух конструктивно идентичных стабилизированных гироплатформ 1 и 1` и блока 2 управления и выработки выходных параметров БУВВП. На каждой стабилизированной гироплатформе расположен один трехстапенной гироскоп 3 и 3`. При этом кинетический момент гироскопа перпендикулярен плоскости стабилизированной гироплатформы. Гироскопы имеют датчики 4, 5 и 4` 5` моментов и датчики углов 6, 7 и 6`, 7`. Кроме того, на каждой стабилизированной гироплатформе установлены акселерометры 8, 9 и 8`, 9`. Оси чувствительности акселерометров на каждой гироплатформе ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы. Ось одного акселерометра параллельна внутренней оси карданного подвеса гироплатформы. Наружные оси карданных подвесов 11 и 11` установлены в общем карданном кольце 18 (см. фиг.2). Ось общего карданного кольца установлена на стабилизированной в горизонте платформе 19. Оси 11 и 11` параллельны плоскости стабилизированной платформы 19 и параллельны между собой. На оси общего карданного кольца расположены следящий двигатель 20 и датчик курса 21. На общем кольце 18 размещены также датчики углов 17 и 17`, замеряющие скоростные поправки способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 1 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 2 и следящие двигатели 15 и 15`. Выходы датчиков углов 6, 7 и 6`, 7` углов гироскопов 3 и 3` через посредство усилителей 12, 13 и 12`, 13` соединены с входами следящих двигателей 14, 15 и 14`, 15`, которые связаны с осями карданного подвеса. С этими же осями связаны датчики углов 16, 17 и 16`, 17`. Входы датчиков 4, 5 и 4`, 5` момента гироскопов 3 и 3` соединены с соответствующими выходами блока 2 управления и выработки выходных параметров. Выходы акселерометров 8, 9 и 8`, 9` и датчики углов 16, 17 и 16`, 17` соединены с соответствующими входами БУВВП-2. Информационно БУВВП-2 связан с инерциальной системой с интегральной коррекцией.

Выходами БУВВП для потребителей являются К - курс объекта, способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 - широта места, способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 - долгота места, способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 - углы бортовой и килевой качек.

Функционирует предлагаемая система следующим образом. Каждая гироплатформа с помощью следящих двигателей 14, 15 и 14`, 15` соответственно по сигналам рассогласования датчиков углов 6, 7 и 6`, 7` гироскопов 3 и 3` все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа.

Кожух каждого гироскопа вместе с гироплатформой приводится в положение, соответствующее заданному значению скоростной девиации для данной гироплатформы, с помощью моментов, накладываемых через датчики моментов 4, 5 и 4` 5` гироскопов 3 и 3` токами управления по сигналам, вырабатываемым в БУВВП. Поскольку заданные значения скоростных девиаций различны для каждой гироплатформы, разности показаний датчиков углов 17 и 17` являются исходными источниками информации для определения горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу. Плоскость общего карданного кольца 18 с помощью следящего двигателя 20 все время удерживается в направлении, перпендикулярном плоскости компасного меридиана, специальной следящей системой.

В качестве исходной системы координат выберем сопровождающий трехгранник Дарбу E° N° способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 ° , ориентированный осью ON° по горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 Тогда проекции абсолютной угловой скорости трехгранника E° N° способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 ° на его оси будут O; способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 r.

Проекции ускорения вершины трехгранника E° N° способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 ° на его оси суть способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 (r· V); g, где g - ускорение силы тяжести.

С кожухом гироскопа первой гироплатформы жестко свяжем правую систему координат E1N1способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 1. С кожухом гироскопа второй гироплатформы – систему координат E2N2способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 2. Систему координат E1N1способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 1 получим поворотами вокруг оси OE° на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 1 вокруг вспомогательной оси ON1,1 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 1 и вокруг оси Oспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 1 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 K1. Систему координат E2N2способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 2 получим поворотами вокруг оси OЕ° на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 2 вокруг вспомогательной оси ON2,1 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 2 и вокруг оси Oспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 2 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 K2.

Проекции абсолютной угловой скорости трехгранников E1N1способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 1 и E2N2способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 2 на их оси ОE1; ON1; OE 2 n ON2 будут

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

Проекции ускорения вершин трехгранников E1N 1способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 1 и E2N2способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 2 на оси OE1, ON1 и оси OE 2; ON2 будут

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

Для обеспечения инвариантных значений скоростных девиаций

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

сигналы управления гироскопами в системах координат E 1N1способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 1 и E2N2способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 2 могут иметь различный вид, например,

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

или

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

где способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

Для обеспечения инвариантных значений скоростных девиаций, например: способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 Сигналы управления гироскопами могут иметь вид:

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

Сигнал, обеспечивающий устойчивость управления следящим двигателем 20, будет

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

где способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 Kгк - погрешность выработки компасного курса;

F - передаточная функция.

При n1>1 и n 2>1 увеличивается направляющая сила, воздействующая на гироскоп, и тем самым уменьшается влияние дрейфа гироскопа на точность вырабатываемых параметров.

Для максимального диапазона измерение примем n2=-n1.

По значению угла способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 пр. или по разности ускорения WN1-W N2 вырабатывают горизонтальную составляющую абсолютной угловой скорости из соотношений

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

Вертикальную составляющую абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу r вырабатывают из соотношения

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

По значениям способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 rпр и курсу компасному Kгк вырабатывают координаты места способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 и курс объекта K.

Инерциальная система с интегральной коррекцией, обеспечивающая стабилизацию гироплатформ в горизонте, по горизонтальным составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу может определять самостоятельно значения компасного курса объекта способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 и значение самой горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 По показаниям акселерометров инерциальная система может определять проекции ускорения вершины трехгранника Дарбу E° N° способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879 ° на его оси ON° и ОЕ°

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2256879

Указанная информация вместе с одноименной информацией, выработанной рассматриваемой инерциальной системой с линейной коррекцией, может быть использована для управления обеими этими системами. При этом, используя сигналы разности одноименной информации, обеспечивают асимптотическую устойчивость (демпфирование) этих двух систем, а также оценку их инструментальных погрешностей.

Для совместной работы с рассматриваемой инерциальной системой может быть использована любая модель задачи инерциальной системы с интегральной коррекцией. При этом в качестве стабилизированной в горизонте платформы может быть использована платформа либо с косвенной стабилизацией по сигналам инерциальной системы с интегральной коррекцией, либо собственно гироплатформа инерциальной системы полуаналитического типа.

Источники информации:

1. В.А.Беленький - Патент №2046289 РФ.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх