способ измерения угловых положений летательного аппарата

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Московский научно-производственный комплекс "Авионика" (ОАО МНПК "Авионика") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-06-16
публикация патента:

Изобретение относится к технике косвенных измерений угловых положений летательных аппаратов (ЛА). Способ основан на использовании информации от приемника спутниковой навигационной системы (СНС), измеряющего составляющие скорости ЛА на север, восток и по высоте, и от трехкоординатных датчиков угловых скоростей (ДУС) и линейных ускорений (ДЛУ), установленных на борту ЛА. Измерение угловых положений ЛА производят в соответствии с алгоритмом оценивания, реализуемым в вычислительном устройстве, на скользящем интервале времени. Техническим результатом является повышение точности измерения углов крена, тангажа и курса ЛА в условиях маневрирования.

Формула изобретения

Способ измерения угловых положений летательного аппарата (ЛА), основанный на использовании информации от спутниковой навигационной системы (СНС) и от датчиков угловых скоростей, отличающийся тем, что измерение угловых положений ЛА производят в соответствии с алгоритмом оценивания, реализуемым в вычислительном устройстве, по информации от приемника СНС, измеряющего составляющие скорости ЛА на север, восток и по высоте, и от трехкоординатных датчиков угловых скоростей (ДУС) и датчиков линейных ускорений (ДЛУ), установленных на борту ЛА, на скользящем интервале времени наблюдения [t0, t0+Т+способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154],

где t0 - начальное время измерений;

Т - длина отрезка времени однократного наблюдения измерений приемника СНС;

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 - длина отрезка времени прогноза угловых положений ЛА по отношению к последнему измерению СНС на скользящем интервале времени;

t0+T+способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154=t - текущий момент реального времени,

причем для момента времени to по измерениям ДУС, ДЛУ и СНС на отрезке времени [t0, t0+Т] производят оценку трех проекций скорости ЛА на оси связанной системы координат и оценку углов тангажа, крена и рысканья путем итерационного решения системы алгебраических уравнений, составляемых по методу функций чувствительности, при решении которой минимизируется среднеквадратическое значение невязки между измерениями скоростей с помощью СНС и оценками скоростей с помощью ДУС и ДЛУ, которые рассчитываются путем решения системы дифференциальных уравнений для производных проекций скорости ЛА на оси связанной системы координат с пересчетом связанных скоростей на оси местной плановой прямоугольной земной системы координат и дифференциальных уравнений для производных углов тангажа, крена и рысканья, а затем для момента времени t по измерениям ДУС и ДЛУ на скользящем интервале времени производят оценку углов тангажа, крена и рысканья путем решения дифференциальных уравнений для производных углов тангажа, крена и рысканья, после чего угол рысканья пересчитывают в угол курса, при сдвиге скользящего интервала в сторону увеличения времени на величину способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 измерения угловых положений ЛА в соответствии с алгоритмом оценивания повторяют, оценку углов тангажа, крена и курса производят в каждый дискретный момент реального времени, отличающийся от предыдущего на величину способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154.

Описание изобретения к патенту

Заявляемое изобретение относится к технике косвенных измерений угловых положений летательных аппаратов (ЛА).

Известен способ измерения угловых положений самолета [Джанджгава Г.И., Чернодаров А.В. Интегрированная первичная обработка информации в бесплатформенных инерциально-спутниковых системах ориентации и навигации. Материалы 4-й Международной конференции по интегрированным навигационным системам. С-Петербург, 1997, с.52-58], согласно которому измерение углов крена, тангажа и курса осуществляют в соответствии с трехуровневым алгоритмом, выполняющим комплексирование информации от бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) и от спутниковой навигационной системы (СНС).

На первом уровне выполняют прогнозирование проекций угловой скорости на связанные оси самолета на один шаг дискретизации по времени с помощью прогнозирующих фильтров Левинсона.

На втором уровне выполняют сглаживание оценок угловых скоростей, получаемых на первом уровне, с помощью фильтра Калмана, используя в качестве измерений разности между прогнозируемыми значениями угловой скорости и значениями угловой скорости, измеряемыми с помощью датчиков угловых скоростей.

На третьем уровне с помощью фильтра Калмана выполняется уточнение оценок угловых положений, получаемых на втором уровне по информации от бортовых приемников спутниковой навигации, используя в качестве измерений разности первого и второго порядков матриц направляющих косинусов, определяемых с помощью алгоритма БИНС и с помощью информации от бортовых приемников СНС.

Недостатком данного способа является его невысокая точность при маневрировании ЛА, что обусловлено:

- возрастанием ошибок прогноза угловых скоростей на первом уровне алгоритма при маневрировании ЛА;

- возрастанием статистической неопределенности фильтра Калмана на втором уровне алгоритма за счет неточности задания постоянной времени корреляции и среднеквадратического значения гироскопического дрейфа в условиях маневрирования ЛА;

- неточностью оценки матрицы направляющих косинусов, рассчитываемой в бесплатформенной инерциальной системе, которая используется на третьем уровне алгоритма и ошибки оценивания которой возрастают при маневрировании ЛА;

- накоплением ошибок фильтрации, которое имеет место на втором и третьем уровнях за счет рекуррентной обработки сигналов измерений при неточном учете статистических характеристик используемых измерений в условиях маневрирования ЛА.

Цель изобретения - повышение точности измерения углов крена, тангажа и курса ЛА в условиях маневрирования.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно предлагаемому способу измерения угловых положений ЛА, основанному на использовании информации от спутниковой навигационной системы и от датчиков угловых скоростей, измерение угловых положений ЛА производят в соответствии с алгоритмом оценивания, реализуемым в вычислительном устройстве, по информации от приемника СНС, измеряющего составляющие скорости ЛА на север, восток и по высоте, и от трехкоординатных датчиков угловых скоростей (ДУС) и датчиков линейных ускорений (ДЛУ), установленных на борту ЛА, на скользящем интервале времени наблюдения [t0, t0+T+способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154], где:

t0 - начальное время измерений;

Т - длина отрезка времени однократного наблюдения имерений приемника СНС;

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 - длина отрезка времени прогноза угловых положений ЛА по отношению к последнему измерению СНС на скользящем интервале времени;

t0+T+способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154=t - текущий момент реального времени,

причем сначала для момента времени t0 по измерениям ДУС, ДЛУ и СНС на отрезке времени [t0, t0+T] производят оценку трех проекций скорости ЛА на оси связанной системы координат и оценку углов тангажа, крена и рысканья путем итерационного решения системы алгебраических уравнений, составляемых по методу функций чувствительности, при решении которой минимизируется среднеквадратическое значение невязки между измерениями скоростей с помощью СНС и оценками скоростей с помощью ДУС И ДЛУ, которые рассчитываются путем решения системы дифференциальных уравнений для производных проекций скорости ЛА на оси связанной системы координат с пересчетом связанных скоростей на оси местной плановой прямоугольной земной системы координат и дифференциальных уравнений для производных углов тангажа, крена и рысканья, а затем для момента времени t по измерениям ДУС и ДЛУ на скользящем интервале времени производят оценку углов тангажа, крена и рысканья путем решения дифференциальных уравнений для производных углов тангажа, крена и рысканья, после чего угол рысканья пересчитывают в угол курса, при сдвиге скользящего интервала в сторону увеличения времени на величину способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 измерения угловых положений ЛА в соответствии с алгоритмом оценивания повторяют, оценку углов тангажа, крена и курса производят в каждый дискретный момент реального времени, отличающийся от предыдущего на величину способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154.

При реализации предлагаемого способа косвенного измерения угловых положений ЛА измерения ДУС и ДЛУ выполняются в связанной системе координат ЛА OX1Y1Z1 . Приемник СНС принимает сигналы спутников и вычисляет составляющие вектора скорости VN, VE, VH по направлениям на север, на восток и по высоте [Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации. - М.: ЭКО-ТРЕНДЗ, 2000, с.56, с.59].

Для всех измерений СНС для одного положения скользящего интервала принимается, что скорости VN, VE , VH приближенно равны скоростям способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 , способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 , способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 в местной плановой прямоугольной системе координат OXYZ, в которой ось ОХ направлена на север, ось OZ направлена на восток, а ось OY направлена по местной вертикали вверх. Ошибками приближения можно пренебречь при относительно небольших величинах Т и способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154, при которых траекторию полета ЛА можно достаточно точно рассматривать в местной плановой прямоугольной системе координат.

Обозначим а - вектор, содержащий три составляющих скорости ЛА в связанной системе координат и три угла ориентации ЛА:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

здесь индексом Т обозначена операция транспонирования;

Vx,Vy,Vz - проекции скорости ЛА на оси связанной системы координат;

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154, способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154, способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 - углы тангажа, крена и рысканья соответственно.

Алгоритм оценивания является итерационным и имеет вид:

Шаг 1. Задается начальный номер итераций k=1 и начальное приближение вектора ak-1(t0)=a0(t0), в котором используется одно условие, заключающееся в том, что скорость ЛА по продольной оси связанной системы координат не равна нулю:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

здесь Vx0 - априорное значение оценки составляющей скорости Vx в связанной системе координат, которое определяется типом ЛА.

Шаг 2. Начало цикла из N итераций, в котором решаются шаги 2-7 алгоритма. Выполняется интегрирование системы дифференциальных уравнений 6-го порядка на отрезке времени [t0, t0+T], которая состоит из двух систем уравнений 3-го порядка:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

В правые части систем уравнений (1), (2) подставляются измерения перегрузок nх, nу, nz , которые являются сигналами ДЛУ в единицах g, и измерения угловых скоростей, которые являются сигналами ДУС. Система уравнений (1) следует из известного факта о том, что сигнал ДЛУ равен проекции на его измерительную ось разности абсолютного ускорения точки установки датчика и ускорения земного притяжения [Белоцерковский С.М. и др. Введение в аэроавтоупругость. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1980, с.109].

В системе уравнений (1) имеем:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 - проекции вектора абсолютной скорости на связанные оси OX 1, OY1, OZ1;

(-g sinспособ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154), (-g cosспособ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 cosспособ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154), (g cosспособ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 sinспособ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154) - проекции ускорения земного притяжения на связанные оси OX 1, OY1, OZ1.

Система уравнений (2) содержит известные уравнения для производных углов тангажа, крена и рысканья [Красовский А.А. Системы автоматического управления полетом и их аналитическое конструирование. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1973, с.27].

Решение дифференциальных уравнений (1), (2) выполняется с начальными условиями:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

Шаг 3. Вычисляется вектор-столбец оценок измерений СНС по измерениям ДУС, ДЛУ

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

где VNT, VET, VHT - векторы-строки оценок составляющих земной скорости на север, восток и по высоте.

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

где: способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

Размерность векторов-строк VNT, VET , VHT равна числу NCHC измерений СНС на отрезке времени [t0, t0+T].

Здесь ТCHC - дискретность измерений СНС;

NCHC - число отсчетов измерений СНС на отрезке времени [t 0, t0+T];

A=[e]ij - матрица направляющих косинусов, размерности (3,3), описывающая переход от связанной к местной плановой земной системе координат, элементы которой вычисляются с помощью оценок углов тангажа, крена и рысканья, полученных при решении системы уравнений (1), (2) с помощью известных соотношений [Красовский А.А. Системы автоматического управления полетом и их аналитическое конструирование. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1973, с.26]:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

Шаг 4. Вычисляется матрица F размерности (3·N CHC, 6) функций чувствительности измерений СНС к приращениям компонент вектора ak-1(t0).

Для этого система уравнений (1) решается 6 раз, с разными начальными условиями, равными:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

Здесь способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154V x, способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154V у, способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154V z, способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154, способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154, способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 - задаваемые фиксированные малые приращения.

Из полученных 6 решений системы (1) формируется 6 векторов-столбцов вида:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

где векторы-столбцы: zT1,k-1, zT2,k-1 , zT3,k-1, zT4,k-1, zT5,k-1, zT6,k-1 формируются аналогично тому, как это описано соотношениями (4), (5), (6).

Формируется матрица функций чувствительности F, которая является матрицей частных производных, которые приближенно заменяются отношением приращений:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

Здесь способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154a(t 0) - вектор фиксированных малых приращений, задаваемых для приближенного вычисления частных производных. Подробнее:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

Матрица F содержит 6 столбцов, каждый из которых имеет (3·NCHC) строк.

Шаг 5. Составляется и решается переопределенная система линейных алгебраических уравнений вида:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

которая следует из метода параметрической идентификации на основе функций чувствительности [Справочник по теории автоматического управления. Под ред. А.А.Красовского. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987].

Здесь способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154a k(t0) - вектор искомых приращений относительно приближения ak-1(t0);

zT - вектор измерений земной скорости ЛА с помощью СНС;

Z T,k-1 - вектор оценок измерений земной скорости, вычисленный на шаге 3;

F - матрица функций чувствительности.

Разность ZT - ZT,k-1 является вектором невязок между измерениями скоростей с помощью СНС и оценками этих измерений, получаемыми с помощью ДУС и ДЛУ.

Система уравнений (9) состоит из 3·NCHC уравнений и имеет 6 неизвестных, которыми являются приращения компонент вектора способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154a k(t0).

Система линейных алгебраических уравнений (9) решается методом наименьших квадратов

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

либо решается любым другим известным методом решения алгебраических уравнений, что не является принципиальным. Решение существует, если матрица (FТF) не вырождена. Число уравнений в системе уравнений (9) должно быть не менее шести. При решении определяются приращения способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154a k(t0), которые минимизируют среднеквадратическое значение невязки.

Шаг 6. Выполняется замена значений вектора начальных условий на его очередное приближение в указанном соответствии с методом функций чувствительности:

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

Шаг 7. Выполняется проверка числа выполненных итераций. Если оно меньше N, то выполняется увеличение счетчика числа итераций k:=k+1 и переход к шагу 2. Если число итераций равно N, то принимается, что найдена оценка вектора а для момента t0, запаздывающего относительно реального времени t на величину Т+способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154.

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

Шаг 8. Выполняется интегрирование системы дифференциальных уравнений (2) 3-го порядка на отрезке времени [t0, t0+T+способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154] с начальными условиями

способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154

при подстановке в нее измерений nх, nу , nz, способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 х, способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 у, способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154 z от датчиков ДУС и ДЛУ.

В результате производится оценка углов крена, тангажа и рысканья для момента реального времени t=t0+T+способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154.

Шаг 9. Вычисляется угол курса, который однозначно связан с рысканьем и с учетом принятого направления оси ОХ земной системы координат на север равен 2способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154-способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154.

Условием решения алгоритма является обеспечение не вырожденности системы уравнений (9), для чего требуется не менее двух отсчетов измерений СНС за время Т.

Так как каждое измерение СНС содержит 3 составляющих скорости VN, VE , VH, то при двух отсчетах измерений СНС имеется 6 скалярных измерений составляющих скорости, равное числу неизвестных в системе уравнений (9).

Конкретные значения параметров Т, способ измерения угловых положений летательного аппарата, патент № 2256154, N определяются путем моделирования ошибок и проверяются по экспериментальным данным.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет осуществить косвенное измерение угловых положений ЛА с повышенной точностью в условиях маневрирования.

Повышение точности оценивания угловых положений ЛА достигается за счет:

- согласования совокупности измерений проекций скорости ЛА с помощью СНС на скользящем интервале времени с совокупностью проекций скорости ЛА, которые рассчитываются по измерениям ДУС и ДЛУ;

- исключения накапливания ошибок оценивания за счет использования конечной совокупности измерений для однократного определения углов ориентации и отказа от процедур рекуррентной обработки типа фильтра Калмана, обладающих этим недостатком;

- применения вычислительных процедур, не использующих статистические характеристики измерений, и, таким образом, исключения влияния ошибок задания априорных статистик ошибок измерений.

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)
Наверх