способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя

Классы МПК:H02P1/26 одиночных многофазных асинхронных двигателей 
H02P1/16 устройства для пуска электродвигателей или электромашинных преобразователей 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Ульяновский государственный технический университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-10-18
публикация патента:

Изобретение относится к силовой электронике. Технический результат заключается в формировании реактивной составляющей тока компенсатора. Для этого способ состоит в компенсации реактивной составляющей этого тока с помощью параллельно подключенного компенсационного преобразователя, выполненного по трехфазной мостовой схеме на двухоперационных вентилях с накопительным дросселем в качестве нагрузки. Полагается, что управление вентилями моста осуществляется вертикальным методом с двукратным включением на каждом периоде сети, обеспечивающим двухкоординатное независимое регулирование величины тока преобразователя и его фазового сдвига относительно напряжения. Для осуществления пропорционального регулирования указанными координатами получены математические выражения характеристик функционального построителя на входе системы импульсно-фазового управления вентилями. 2 ил.

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Формула изобретения

Способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя путем компенсации реактивной составляющей этого тока с помощью параллельно подключенного к статорным обмоткам компенсационного преобразователя, выполненного по трехфазной мостовой схеме выпрямления с применением двухоперационных вентилей с накопительным дросселем в цепи нагрузки при управлении с двухкратным включением каждой пары вентилей моста на периоде сети, когда первое включение осуществляют с отстающим относительно начала положительной полуволны линейного напряжения углом управления способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 а второе включение - с опережающим относительно указанного момента углом управления, по модулю равным способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 и одновременным запиранием ранее работавших вентилей, на основе вертикального принципа путем включения вентилей в моменты равенства управляющих сигналов способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 и периодически изменяющихся синхронно с сетевым напряжением опорных сигналов косинусоидальной формы с вершинами, совпадающими с указанными точками отсчета углов управления, при условии сохранения синусоидальности сетевого напряжения и сглаженной формы тока на выходе компенсационного преобразователя, отличающийся тем, что, формирование реактивной составляющей основной гармоники тока на сетевом входе компенсационного преобразователя в противофазе к реактивной составляющей тока статорных обмоток двигателя осуществляют с помощью двух задающих сигналов на входе функционального построителя, один из которых пропорционален действующему значению основной гармоники фазного тока компенсационного преобразователя способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 а другой пропорционален синусу фазового угла между указанной гармоникой тока и сетевым напряжением способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 при этом на выходе функционального построителя получают управляющие сигналы для последующей подачи их на входы системы импульсно-фазового управления вентилями компенсационного преобразователя, следующего вида:

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к силовой электронике, в частности к полупроводниковым компенсаторам реактивной мощности, одно из применений которых может состоять в уменьшении сетевого тока при пуске асинхронных короткозамкнутых электродвигателей путем исключения из состава этого тока реактивной составляющей.

Известно, что прямой пуск асинхронных двигателей (АД) сопровождается кратковременным броском тока статорных обмоток, многократно превышающим номинальный уровень. Данная особенность создает значительные трудности эксплуатации АД, так как приводит к просадкам сетевого напряжения, нарушающим нормальный режим энергоснабжения привода и других потребителей электроэнергии. Ограничение пускового тока АД тривиальными методами в большинстве случаев неприемлемо, так как происходящее уменьшение активной составляющей тока статорных обмоток ведет к уменьшению пускового момента, перегрузочной способности, энергетических показателей и быстродействия привода. В этих условиях едва ли не единственную возможность уменьшения сетевого тока на входе АД предоставляет метод параллельной компенсации реактивной мощности, суть которого, как известно, состоит в том, что потребность двигателя в реактивной мощности обеспечивается не сетью, а параллельно подключенным компенсатором, что ведет к уменьшению полного тока сети, то есть к разгрузке сети от реактивной составляющей тока АД. Получившие известность пускокомпенсирующие устройства асинхронных электроприводов выполняются на основе дискретно переключаемых конденсаторных батарей (см., например, Джендубаев А.З-Р. "Конденсаторное ограничение пускового тока асинхронного короткозамкнутого двигателя." - Известия РАН. Энергетика, №5, 2001 г., с.144-149).

Однако использование устройств подобного рода в динамических режимах затруднено в связи с невозможностью плавного регулирования реактивной мощности. Попытки проведения с их помощью так называемого многоступенчатого пуска АД сопровождаются, как отмечено в указанной работе, появлением резонансных режимов, перенапряжений и т.п. В этой связи более эффективными могут оказаться управляемые полупроводниковые компенсаторы, из общего числа которых наиболее энергоемкими и простыми следует признать компенсационные преобразователи (КП). Данные устройства выполняются, как правило, по трехфазной мостовой схеме выпрямления, которая зажимами переменного тока присоединяется к статорным обмоткам АД, а в цепи постоянного тока содержит индуктивный элемент в виде накопительного дросселя. Элементной базой данных преобразователей служат двухоперационные вентили, например транзисторные IGВТ-модули с последовательно соединенными для блокирования обратного напряжения диодами. Включение двухоперационных вентилей в диапазоне опережающих углов управления способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 0 приводит к появлению на сетевом входе КП реактивного тока емкостного характера прямоугольной формы, основная гармоника которого имеет опережающий фазовый сдвиг относительно сетевого напряжения способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 1способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 0. Действующее значение реактивной составляющей этого тока IКР отыскивается в виде произведения двух координат: iК1 - действующего значения основной гармоники тока и sinспособ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 1 - фазового параметра, тригонометрически зависящего от фазового сдвига основной гармоники тока относительно напряжения, согласно выражению

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Задача параллельной компенсации состоит в формировании реактивной составляющей тока компенсатора, которая бы при равенстве амплитуд находилась в противофазе к реактивной составляющей тока статорных обмоток АД

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

что может быть достигнуто методом автоматического управления указанными координатами, обеспечивающим раздельное поддержание равенств

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Однако при обычном импульсно-фазовом управлении вентилями подобное двухкоординатное регулирование невозможно, так как при изменении угла управления способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 одновременно изменяются оба указанных токовых параметра. Кроме того, режим короткого замыкания, в котором фактически работает компенсационный выпрямитель, существенно ограничивает диапазон возможного отклонения угла управления от его начального значения способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 =-способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 /2. Возможность раздельного независимого регулирования тока и его фазы на сетевом входе КП в широком диапазоне появляется при двукратном включении вентилей за период сетевого напряжения (см., например, А.С. №436430). Наиболее близкое техническое решение содержится в изобретении (см. "Способ управления мощностью на сетевом входе трехфазного вентильного преобразователя."// С.Н.Сидоров. Патент РФ №2167484. Опубл. в БИ №14, 2001 г.). Данный способ обеспечивает автономное пропорциональное регулирование активной и реактивной составляющих тока на сетевом входе трехфазного мостового преобразователя при двукратном включении каждой пары вентилей моста на периоде сети, когда первое включение осуществляется с отстающим относительно начала положительной полуволны сетевого линейного напряжения углом управления способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 а второе включение - с опережающим относительно указанного момента углом управления, по модулю равным способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 и одновременным запиранием ранее работающих вентилей, на основе вертикального принципа путем включения вентилей в моменты равенства управляющих сигналов: способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 - при первом включении и способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 - при втором включении и периодически изменяющихся синхронно с сетью опорных сигналов косинусоидальной формы с вершинами, совпадающими с указанными точками отсчета углов управления.

Как отмечалось в (3), для решения задачи компенсации линейными методами теории автоматического регулирования необходимо иметь возможность пропорционального регулирования величины тока и его фазового параметра на выходе компенсатора. Для этого предлагается использовать задающие сигналы, относительные значения которых пропорциональны указанным координатам: способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 - сигнал задания амплитудного значения тока компенсатора, способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 - сигнал задания фазы тока компенсатора. Для получения пропорциональной зависимости между задающими сигналами и указанными координатами реактивного тока компенсатора данные сигналы должны быть поданы на входы функционального построителя (ФП), на выходах которого формируются сигналы управления первым способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 и вторым способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 включениями вентиля на периоде сети. Точные уравнения характеристик "вход-выход" ФП способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 имеют следующий вид:

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Данные исходные зависимости достаточно сложны, поэтому на практике их можно аппроксимировать, а графики характеристик ФП подвергнуть интерполяции, что упростит реализацию ФП аппаратным или программным способом.

На фиг.1 представлены временные диаграммы выпрямленного напряжения Ud(v), а также напряжения Ua(v) и тока ia(v) фазы А на сетевом входе компенсационного преобразователя, иллюстрирующие его работу с двукратным включением каждой пары вентилей моста на периоде сетевого напряжения; на фиг.2 изображена схема устройства ограничения пускового тока АД.

При рассмотрении принципа работы устройства будем исходить из преодположения, что напряжение в сети сохраняет синусоидальную форму, а в цепи нагрузки КП протекает идеально сглаженный выпрямленный ток Id=const.

Согласно диаграммам фиг.1, работа КП при выбранном способе управления сопровождается чередованием следующих пар включаемых вентилей на периоде сети: 1,6; 4,3; 1,2; 5,4; 3,2; 5,6; 3,4; 1,6; 5,4; 1,2; 5,6; 3,2. Видно, что работа каждой пары происходит на периоде дважды, например включение вентилей 1, 2 происходит первый раз в момент v1 с отстающим относительно начала положительной полуволны линейного напряжения Uac на их анодах (относительно точки естественной коммутации вентиля 1 фазы А) углом управления способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 1способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 0, а второй раз в момент v2 - с опережающим относительно указанной точки углом управления способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 2способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 0. При этом выпрямленное напряжение на каждом периоде пульсаций способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 /3 формируется из участков противофазных линейных напряжений сети Uac Uca, кратковременно переводящих преобразователь из выпрямительного режима в инверторный и наоборот. На этом же чертеже изображены кривые напряжения Ua (v) и тока ia(v) фазы А на сетевом входе моста. Можно видеть, что соответствующим изменением углов управления способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 1, способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 2 можно осуществлять независимое регулирование средневыпрямленного напряжения, а значит, и тока на сетевом входе преобразователя - с одной стороны, а также фазового сдвига способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 1 основной гармоники фазного тока ia1(v) относительно фазного напряжения Ua(v) - с другой стороны. Последнее означает возможность автономного двухкоординатного управления реактивным током компенсационного преобразователя, существенно расширяющим диапазон его плавного регулирования за счет амплитуды или фазового сдвига.

Представленные диаграммы тока помогают получить аналитические зависимости для организации двухкоординатного импульсно-фазового регулирования КП. Осуществляя разложение кривой тока ia(v) в ряд Фурье, запишем выражения для косинусного и синусного коэффициентов при первом слагаемом ряда

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Выражения представлены в системе относительных единиц с базовым значением способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 что дает возможность записать расчетные зависимости для действующего значения основной гармоники тока на сетевом входе КП

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

фазового сдвига этой гармоники относительно сетевого фазного напряжения

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

а также активной и реактивной составляющих этого тока

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

После подстановки (6) в (7), (8), (9) реактивная и активная составляющие фазного тока на сетевом входе КП выразятся

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Вводя понятия задающих сигналов для осуществления пропорционального регулирования тока на сетевом входе КП и его фазового параметра

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

запишем закон автономного двухкоординатного регулирования компенсационным преобразователе в следующем виде:

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Решая данную систему относительно одной из тригонометрических функций, получим

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Данное уравнение позволяет, задаваясь величинами способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 найти требуемый угол управления вентилями способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 1 при каждом первом включении на периоде сети. Практическая реализация импульсно-фазового управления вентилями осуществляется, как правило, на основе так называемого вертикального принципа. Рассматривая выражение (12) как уравнение точки встречи двух сигналов: управляющего сигнала способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 и представленного слева опорного периодического сигнала косинусоидальной формы с вершиной косинусоиды, совпадающей с точкой перехода вступающего в работу линейного напряжения сети через нуль, запишем уравнение регулировочной характеристики системы импульсно-фазового управления вентилями относительно первого входа

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Аналогичным образом отыскивается уравнение точки встречи управляющего и опорного сигналов при втором включении вентилей на периоде

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Принимая правую часть (14) за управляющий сигнал на втором входе системы импульсно-фазового управления способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 а левую часть - в качестве периодического опорного сигнала косинусоидальной формы, выражение регулировочной характеристики этой системы относительно второго управляющего входа запишется

способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179

Изображенный на фиг.2 компенсационный преобразователь выполнен по трехфазной мостовой схеме выпрямления на транзисторных ключах 1-6, которая зажимами переменного тока подключена в параллель статорным обмоткам асинхронного двигателя 7, а в цепи постоянного тока содержит накопительный дроссель 8. Устройство управления содержит блок задания 9, который на основе информации о токе статорных обмоток АД вырабатывает входные сигналы, а также блок обратных связей 10, аналогичным образом согласно (9) вырабатывающий сигналы, пропорциональные параметрам тока на сетевом входе КП. Полученные в результате сравнения входных сигналов и сигналов обратных связей задающие сигналы способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 поступают на вход функционального построителя 11. На выходах функционального построителя формируются согласно выражениям (4), (5) управляющие сигналы способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 способ ограничения пускового тока асинхронного двигателя, патент № 2253179 которые подаются далее на первый и второй входы системы импульсно-фазового управления 12. При надлежащем выполнении и настройке данное устройство может служить для ограничения пускового тока АД в соответствии с предлагаемым техническим решением.

Класс H02P1/26 одиночных многофазных асинхронных двигателей 

способ пуска асинхронного двигателя -  патент 2516255 (20.05.2014)
устройство для управления пуском и остановом асинхронного электродвигателя -  патент 2510125 (20.03.2014)
способ плавного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором -  патент 2497267 (27.10.2013)
контроллер для системы запуска нагрузки -  патент 2496218 (20.10.2013)
взрывобезопасный бесконтактный пускатель -  патент 2489794 (10.08.2013)
способ распределения мощности в многоуровневом преобразователе частоты для питания синхронных и асинхронных двигателей -  патент 2489791 (10.08.2013)
широкополосный трехфазный преобразователь частоты с явно выраженным звеном постоянного тока для питания трехфазного асинхронного электродвигателя -  патент 2482593 (20.05.2013)
электропривод с трехфазным асинхронным двигателем -  патент 2464695 (20.10.2012)
индукционный пусковой резистор -  патент 2461905 (20.09.2012)
регулируемый трехфазный двигатель -  патент 2454785 (27.06.2012)

Класс H02P1/16 устройства для пуска электродвигателей или электромашинных преобразователей 

Наверх