способ сборки подвижных соединений подшипниковых узлов

Классы МПК:F16C43/00 Сборка подшипников
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный технический университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-04-24
публикация патента:

Изобретение относится к области регулирования контактной жесткости подвижных соединений при сборке подшипникового узла с корпусной деталью. Сборка смонтированных на валу подшипников включает поворот наружных колец подшипников на расчетный угол относительно меток, совмещающий в одной плоскости метки максимального значения радиального биения переднего подшипника и минимального значения радиального биения заднего подшипника. При установке подшипникового узла в корпус совмещенные координаты радиальных биений наружных колец подшипников должны находиться в зоне касания с базовыми поверхностями отверстий корпуса. Вектор силы при эксплуатации изделия перпендикулярен плоскости, проходящей через центр симметрии узла и две точки касания подшипников с базовыми отверстиями корпуса. В этом угловом положении изделие из всех возможных вариантов сборки подвижных соединений обладает повышенной контактной жесткостью и приобретает свойство механической системы эффективно противодействовать эксплуатационной силе. Технический результат - повышение износостойкости опор путем повышения контактной жесткости подвижных соединений, учитывающей фактические зоны контакта сопрягаемых поверхностей деталей. 4 ил, 2 табл.

способ сборки подвижных соединений подшипниковых узлов, патент № 2253053

способ сборки подвижных соединений подшипниковых узлов, патент № 2253053 способ сборки подвижных соединений подшипниковых узлов, патент № 2253053 способ сборки подвижных соединений подшипниковых узлов, патент № 2253053 способ сборки подвижных соединений подшипниковых узлов, патент № 2253053

Формула изобретения

Способ сборки подвижных соединений подшипниковых узлов, включающий нанесение меток на торцевые поверхности наружных колец подшипников и вала с последующим измерением относительно метки неподвижного вала радиальных биений цилиндрических наружных поверхностей колец подшипников с регистрацией двух угловых значений, соответствующих максимальному и минимальному радиальному биению переднего и заднего подшипников, запрессованных на валу, отличающийся тем, что наружные кольца подшипников поворачивают на расчетные углы относительно меток, совмещают в одной плоскости метки максимального значения радиального биения переднего подшипника и минимального значения радиального биения заднего подшипника и устанавливают подшипниковый узел в корпус, совмещая координаты радиальных биений с базовыми поверхностями зоны касания отверстий в корпусе.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к технологии сборки подшипниковых узлов, установленных в корпус на двух и более опорах.

Подобные конструкции широко применяются в станкостроении, агрегатостроении и в буровой технике при изготовлении шарошечных долот. Конструкция этих изделий включает две и более опоры качения или скольжения, расположенные на одной оси симметрии и составляющие подвижные соединения. Эксплуатационная нагрузка R воспринимается изделием за границей расположения опор (Фиг.1 и 2). Эксплуатационное качество (надежность, долговечность, ресурс и др.) подвижных соединений формируется качеством выполнения сборочного процесса (см. И.К.Рыльцев. Методика оценки качества неразъемного соединения. Автоматизация и современная технология, 1999, № 10, с.37-41).

Известен способ сборки опоры шарошечного долота, который заключается в измерении диаметральных и линейных размеров лапы, шарошки и комплектующих деталей бурового долота по специальной разработанной программе (см. RU 2184203).

Недостатком известного способа комплектования лапы и шарошки являются неучтенные макроотклонения базирующих поверхностей сопрягаемых деталей цапфы лапы и шарошки, влияние которых существенно на изменение контактной жесткости подвижной опоры.

Сущность изобретения заключается в том, что способ сборки подвижного соединения подшипниковых узлов включает нанесение меток на торцевые поверхности наружных колец подшипников и вала, последующее измерение (относительно метки неподвижного вала) радиальных биений цилиндрических наружных поверхностей колец подшипников с регистрацией двух угловых значений, соответствующих максимальному и минимальному радиальному биению переднего и заднего подшипников, запрессованных на валу, после чего кольца подшипников поворачивают на расчетные углы относительно меток, совмещают в одной плоскости метки максимального значения радиального биения переднего подшипника и минимального значения радиального биения заднего подшипника, устанавливают подшипниковый узел в корпус, совмещая координаты радиальных биений с базовыми поверхностями зоны касания отверстий в корпусе.

Такой способ сборки подшипникового узла с корпусной деталью позволяет повысить износостойкость опор путем повышения контактной жесткости подвижных соединений, учитывающей фактические зоны контакта сопрягаемых поверхностей деталей.

Предлагаемый способ стабилизации контактной жесткости был апробирован в лабораторных условиях при сборке центра вращающегося. Ниже приводятся результаты испытаний.

На торцевые поверхности наружных колец подшипников и вала были нанесены метки в виде рисок в произвольном месте. Измерены радиальные отклонения образующих наружных колец относительно метки неподвижного вала в вертикальной плоскости через каждые 10° с регистрацией двух значений углового параметра, соответствующего максимальному и минимальному значению радиального отклонения. Подшипниковый узел собирался в корпус с учетом угловых положений, которые ориентируют наружные кольца подшипников со следующими значениями параметра радиального биения (Фиг.3 и 4): максимальное значение с максимальным, максимальное значение с минимальным, минимальное значение с минимальным и минимальное значение с максимальным. При сборке в корпус подшипниковый узел устанавливался метками вниз. Затем к собранному в соответствии с каждым из четырех вариантов сборки центру вращающемуся прикладывалась нагрузка 75 кг и измерялась деформация узла при повороте центра через каждые 90°. Деформация измерялась в направлении вектора прикладываемой силы в горизонтальной плоскости.

Данные о деформации и статистических параметрах податливости подшипникового узла приведены в таблицах 1 и 2 соответственно.

Таблица 1
Угол поворота, градДеформация узла при нагрузке 75 кг.
R max max , ммR max min , ммR min min, мм R max min, мм
00,184 0,1720,1680,21
900,169 0,1750,1750,192
1800,168 0,1940,173 0,19
2700,168 0,1930,164 0,178
360 0,1840,1720,168 0,21

Rij - первый индекс i параметра характеризует максимальное или минимальное значение радиального отклонения наружного кольца переднего подшипника (D), второй индекс j параметра характеризует максимальное или минимальное значение радиального отклонения наружного кольца заднего подшипника (d).

Таблица 2
Деформация узла, мм/кг Математическое ожидание, мм/кг Средний разброс случайной величины, мм/кг Среднеквадратичное отклонение случайной величины, мм/кг Дисперсия, мм /кг2
R max max0,1746 0,0160,002667 7,111·10-6
R max min0,1812 0,0220,003667 1,344·10-5
R min min0,1696 0,0110,001833 3,361·10-6
R min max0,196 0,0320,005333 2,844·10-5

Предлагаемый способ прост в осуществлении, т.к. не требует специального оборудования.

Класс F16C43/00 Сборка подшипников

способ комплектования многоопорного узла поддержки коленчатого вала -  патент 2469219 (10.12.2012)
устройство для сборки радиальных роликовых подшипников -  патент 2466308 (10.11.2012)
способ сборки подшипника скольжения -  патент 2422690 (27.06.2011)
способ монтажа защитного кожуха на подшипник качения в центробежной машине -  патент 2406892 (20.12.2010)
способ комплектования шариковых механизмов -  патент 2392511 (20.06.2010)
способ ремонта буксовых узлов колесной пары -  патент 2376508 (20.12.2009)
способ затяжки резьбовых соединений подшипниковых узлов и устройство для его осуществления -  патент 2363868 (10.08.2009)
линия ремонта роликовых подшипников -  патент 2343326 (10.01.2009)
способ сборки радиально-упорных шариковых подшипников -  патент 2310107 (10.11.2007)
способ монтажа буксовых узлов колесной пары -  патент 2298498 (10.05.2007)
Наверх